Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
|
Введение
Глава 1 Научные подходы к формированию системы ресурсного обеспечения предприятий сферы услуг 12
1.1. Специфика управления организациями сферы услуг в современных условиях 12
1.2. Особенности управления ресурсным обеспечением в сфере услуг
1.3. Формирование стратегии развития предприятий сферы услуг на основе ресурсов
сетевого взаимодействия 38
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Табличный материал к Главе 1
Глава 1 Научные подходы к формированию системы ресурсного обеспечения предприятий сферы услуг 12
1.1. Специфика управления организациями сферы услуг в современных условиях 12
1.2. Особенности управления ресурсным обеспечением в сфере услуг
1.3. Формирование стратегии развития предприятий сферы услуг на основе ресурсов
сетевого взаимодействия 38
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Табличный материал к Главе 1
Актуальность темы исследования. Сфера услуг является связующим элементом всего хозяйственного механизма страны, давая толчок развитию взаимосвязей регионов и в целом, способствуя расширению интеграционных процессов в экономике. Рынок гостиничных услуг является важной неотъемлемой частью сферы услуг, гостиничный бизнес связывает воедино в сложный механизм взаимодействия ресторанный бизнес, индустрию красоты и развлечений, спорт, туристические услуги, транспорт и другие отрасли, которые дополняя друг друга, способствует развитию каждой из перечисленных сфер.
Согласно данным статистики Всемирной туристской организации гостиничная индустрия привносит около 9% мирового ВВП, до 5% всех налоговых отчислений, общее число занятых в этой сфере превышает 250 млн. человек, ежегодно гостиничный бизнес привлекает 7% мировых инвестиций, масштабы предложения гостиничных услуг постоянно возрастают, темпы роста рынка достигают 10-15% в год . Высокие темпы прироста емкости рынка позволяют поддерживать инвестиционную привлекательность гостиничной отрасли и обеспечивать высокий уровень конкуренции на рынке и, несмотря на ускоренный ввод в эксплуатацию новых и реновацию существующих гостиниц, спрос на качественные гостиничные услуги постоянно растёт.
В условия затяжного финансового кризиса, распространение международных санкций на все новые отрасли и сферы отечественной экономики, особенно актуальным становится вопрос качества управления, направленного на саморазвитие и самосовершенствование организации, способное обеспечить не только стабильный доход собственникам бизнеса, но и дать социальные гарантии персоналу, а также реализовать главную задачу гостиничного бизнеса - качественный сервис, способствующий развитию бизнеса и туризма в нашей стране.
Динамичность изменения внешней среды, усложнение бизнес-процессов и возрастающая конкуренция на рынке гостиничных услуг заставляют предъявлять к менеджерам предприятий высокие требования: умение видеть перспективу развития и принимать взвешенные стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, эффективном управлении активами и ресурсным потенциалом организации.
Современные научные исследования формирования, оценки и повышения эффективности использования ресурсного потенциала сконцентрированы главным образом в сфере производства и промышленности, ресурсному потенциалу сервисной деятельности уделено недостаточное внимание, а ведь, именно потенциал является фактором, в значительной мере определяющим качество и эффективность деятельности организаций.
Необходимость обеспечения роста конкурентоспособности в условиях жесточайшего противостояния международным брендам и малыми предприятиями сферы услуг, в сложнейшей финансовой ситуации на рынке, обусловившей сокращение финансирования строительства многофункциональных комплексов; тенденции персонификации и индивидуализации обслуживания, а также диверсификация и демократизация гостиничной индустрии, обусловили актуальность темы исследования.
Механизм управления - это наиболее активная составляющая часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Современный отечественный менеджмент зачастую базируется на интуитивном управлении (особенно малый бизнес), что приводит к краху старт-апов. Именно поэтому современным организациям необходимо методическое обеспечение создания механизмов повышения эффективности деятельности, в частности управлением ресурсообеспечением и ресурсным потенциалом, как важнейшей основой развития организации.
В связи с этим встает насущная проблема методического обеспечения эффективного управления организациями сферы услуг, отличающегося целостностью, системностью и универсальностью.
Степень научной разработанности проблемы. Тенденциям развития сферы услуг, а также методам их изучения посвящены труды Э.М. Агабабьяна, Г.П.Гвоздевой, С.Ю. Вайнштейна, Е.Н. Жильцова, Х. Ламперта, В.Д. Марковой, Р. Мердика, А.С. Новоселова, Р. Рассела, Б. Рендера, Л.Ю. Руди, А.З. Селезнева, М.В. Удальцовой, К. Хаксевера и др. Исследования этих авторов содержат теоретические идеи и методологические подходы к решению вопросов управления сферой услуг в условиях конкурентной среды.
Основные положения, раскрывающие сущность и содержание категории ресурсы и ресурсный потенциал, а также практические вопросы управления ими и их оценки, заложены в трудах таких ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, А.Н. Ковалев, Г. Клейнер, К.М. Миско, Л.Г. Окорокова, Дж. Питерс, М. Портер, А.М. Румянцева, Г.Ф. Рябова, А.Н. Соломатин, А.В. Тригубко, А.Г. Фонотов, Т.Г. Храмова, А.Н. Чаплина и других. Исследования этих ученых связаны с изучением закономерностей формирования и использования ресурсов и потенциала организации, региона или страны, но, прежде всего, с акцентированы на изучении промышленного и производственного потенциала. В целом в рассмотренных исследованиях слабо проработаны способы формирования и не проработаны методы оценки эффективности использования системы ресурсообеспеченности организаций сферы услуг.
Динамичность организационной среды, нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, диктует действия на предвосхищение и опережение, организациям для выживания и развития жизненно необходимы новые механизмы управления эффективным использованием ресурсного потенциала, что предопределило цели и задачи исследования.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и эффективного использования ресурсного потенциала организаций сферы услуг.
Объектом исследования являются организации сферы услуг г. Красноярска (гостиница «Звездочка»).
Цель исследования состоит в развитии теоретических и методических аспектов формирования организационно-экономического механизма повышения эффективности ресурсного потенциала.
Задачи исследования:
1. Определить особенности формирования ресурсного потенциала организаций сферы услуг.
2. Предложить стратегии управления ресурсным потенциалом организаций сферы услуг, в частности рынка гостиничных услуг.
3. Сформировать систему факторов, определяющих эффективную систему ресурсного обеспечения в сфере услуг.
4. Разработать организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала.
5. Предложить модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия.
6. Внедрить предложенные изменения в систему управления организации сферы услуг.
Теоретической и эмпирической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные вопросам формирования, управления и использования ресурсного потенциала организации, положения теорий рыночной экономики, управления социально-экономическими системами, стратегического менеджмента, маркетинга, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления предприятиями сферы услуг, а также исследования в области организационной культуры и организационного поведения, управления персоналом и психологии труда, репутациологии, менеджмента межкультурных коммуникаций.
Информационной основой диссертационного исследования послужили материалы научно-практических конференций; концепции, изложенные в современных научных исследованиях; материалы отраслевой периодической печати; нормативно-методические и законодательные акты государственных органов управления.
В качестве информационных источников использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, региональных органов власти, документы справочно-правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант», ресурсы глобальной информационной сети Интернет, публикации в специализированных отраслевых изданиях.
В качестве научного инструментария использован метод диалектического познания, статистические и аналитические методы: сравнения, обобщения и классификации, относительных величин структуры и динамики. Для обоснования выдвинутых в диссертации положений использованы методики сбора и обработки исходной информации с применением общенаучных и специальных приемов сравнительного анализа, экспертных оценок, экономико-статистического анализа и структуризации на основе статистических баз данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических положений о формировании совокупности ресурсов организации и построении организационно-экономического механизма стратегического управления ими, разработке инструментария обеспечения эффективного развития организаций сферы услуг. Эти результаты носят универсальный характер и могут быть адаптированы для различных предприятий.
Научные результаты, выносимые на защиту:
1. Оптимизирован состав совокупности ресурсов организаций рынка услуг, включением территориальных и репутационных элементов и выделением группы ключевых и дополняющих ресурсов. Уточнено понятие ресурсного потенциала для организаций сферы услуг - как возможности формирования и использования интегрированной совокупности взаимодействующих и взаимозависимых ресурсов хозяйствующего субъекта, сформированных с учетом специфики деятельности организации.
2. Определены факторы, определяющие эффективную систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, ранжированием выявлены важнейшие драйверы - уровень социально-экономического развития города, проводимые культурные, экономические и политические мероприятия и др.
3. Предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала, отличающийся элементным составом интеграционной совокупности ресурсов, инструментами ее управления, позволяющий достичь экономический и управленческий эффект (рост эффективности использования ресурсов, максимизация прибыли и рыночной стоимости бизнеса).
4. Разработана модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия, отличающаяся комплексным подходом, включает необходимые этапы осуществления межорганизационного взаимодействия, позволяет выявить резервы экономии издержек для перенаправления средств на развитие бизнеса.
Научная новизна результатов диссертационного исследования:
1. Предложенная схема состава ресурсов организации рынка услуг, позволяет говорить о базовых ресурсах, и ресурсах, вовлекаемых в процессе хозяйственной деятельности, расширена включением территориальных и репутационных элементов. Особенность подхода к определению категории ресурсный потенциал организаций сферы услуг состоит в рассмотрении всех ресурсов как интегрированной совокупности, сформированной с учетом специфики деятельности.
2. Состав детерминант, определяющих систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, дополненный экологическими, институциональными и факторами привлекательности, позволяет учесть специфику деятельности организаций и выделить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на результаты деятельности предприятий.
3. Разработанный организационно-экономический механизм управления ресурсами организаций рынка услуг, включающий принципы и методы управления, стратегии развития, управленческий инструментарий, а также влияние факторов внешней и внутренней среды на изменение рыночной стоимости бизнеса, прибыль и степень удовлетворенности клиентов.
4. Модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия, включает логически увязанные блоки анализа среды, эффективности деятельности, использования ресурсов и осуществления процессов, позволяет определить партнеров для межорганизационного взаимодействия и реализовать программу сетевого взаимодействия для оптимизации издержек и упрочения позиций на рынке.
Практическая значимость результатов работы связана с возможностью использования подходов, методических положений и инструментария для формирования гибкой системы управления ресурсным потенциалом организаций сферы услуг.
В первой главе диссертационной работы раскрывается специфика управления организациями сферы услуг, представлены различные подходы к трактованию термина услуги, обозначены особенности категории услуги; а также изучены особенности управления ресурсным обеспечение в сфере услуг, раскрыто содержание категории ресурсы, предложен состав ресурсов организации, учитывающий особенности деятельности предприятий и сформулировано авторское определение термина ресурсный потенциал организаций сферы услуг; рассмотрен процесс развития организаций по этапам жизненного цикла, представленный в виде спирали, сформулированы авторские стратегии развития организации сферы услуг на примере гостиничных предприятий по классификации О.С. Виханского и предложены авторские критерии выбора стратегии.
Во второй части диссертации проанализированы факторы, определяющие систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, они проранжированы, осуществлен выбор драйв-факторов, совокупность которых учитывает специфику деятельности организаций рынка услуг; предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала, определены резервы и инструменты повышения эффективности использования ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия.
В третьей главе исследования апробированы авторские разработки, выбрана стратегия развития, разработана модель развития организаций сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия и программа развития предприятия на примере гостиничного предприятия города Красноярска.
Структура и объем диссертации. Содержание работы включает введение, изложение в трех главах, список использованных источников, содержащий 181 наименование, заключение и 3 приложения. Диссертационная работа магистра проиллюстрирована 26 рисунком, 23 таблицами, общий объем - 142 листа, в т.ч. приложения 17 листов.
Согласно данным статистики Всемирной туристской организации гостиничная индустрия привносит около 9% мирового ВВП, до 5% всех налоговых отчислений, общее число занятых в этой сфере превышает 250 млн. человек, ежегодно гостиничный бизнес привлекает 7% мировых инвестиций, масштабы предложения гостиничных услуг постоянно возрастают, темпы роста рынка достигают 10-15% в год . Высокие темпы прироста емкости рынка позволяют поддерживать инвестиционную привлекательность гостиничной отрасли и обеспечивать высокий уровень конкуренции на рынке и, несмотря на ускоренный ввод в эксплуатацию новых и реновацию существующих гостиниц, спрос на качественные гостиничные услуги постоянно растёт.
В условия затяжного финансового кризиса, распространение международных санкций на все новые отрасли и сферы отечественной экономики, особенно актуальным становится вопрос качества управления, направленного на саморазвитие и самосовершенствование организации, способное обеспечить не только стабильный доход собственникам бизнеса, но и дать социальные гарантии персоналу, а также реализовать главную задачу гостиничного бизнеса - качественный сервис, способствующий развитию бизнеса и туризма в нашей стране.
Динамичность изменения внешней среды, усложнение бизнес-процессов и возрастающая конкуренция на рынке гостиничных услуг заставляют предъявлять к менеджерам предприятий высокие требования: умение видеть перспективу развития и принимать взвешенные стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, эффективном управлении активами и ресурсным потенциалом организации.
Современные научные исследования формирования, оценки и повышения эффективности использования ресурсного потенциала сконцентрированы главным образом в сфере производства и промышленности, ресурсному потенциалу сервисной деятельности уделено недостаточное внимание, а ведь, именно потенциал является фактором, в значительной мере определяющим качество и эффективность деятельности организаций.
Необходимость обеспечения роста конкурентоспособности в условиях жесточайшего противостояния международным брендам и малыми предприятиями сферы услуг, в сложнейшей финансовой ситуации на рынке, обусловившей сокращение финансирования строительства многофункциональных комплексов; тенденции персонификации и индивидуализации обслуживания, а также диверсификация и демократизация гостиничной индустрии, обусловили актуальность темы исследования.
Механизм управления - это наиболее активная составляющая часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Современный отечественный менеджмент зачастую базируется на интуитивном управлении (особенно малый бизнес), что приводит к краху старт-апов. Именно поэтому современным организациям необходимо методическое обеспечение создания механизмов повышения эффективности деятельности, в частности управлением ресурсообеспечением и ресурсным потенциалом, как важнейшей основой развития организации.
В связи с этим встает насущная проблема методического обеспечения эффективного управления организациями сферы услуг, отличающегося целостностью, системностью и универсальностью.
Степень научной разработанности проблемы. Тенденциям развития сферы услуг, а также методам их изучения посвящены труды Э.М. Агабабьяна, Г.П.Гвоздевой, С.Ю. Вайнштейна, Е.Н. Жильцова, Х. Ламперта, В.Д. Марковой, Р. Мердика, А.С. Новоселова, Р. Рассела, Б. Рендера, Л.Ю. Руди, А.З. Селезнева, М.В. Удальцовой, К. Хаксевера и др. Исследования этих авторов содержат теоретические идеи и методологические подходы к решению вопросов управления сферой услуг в условиях конкурентной среды.
Основные положения, раскрывающие сущность и содержание категории ресурсы и ресурсный потенциал, а также практические вопросы управления ими и их оценки, заложены в трудах таких ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, А.Н. Ковалев, Г. Клейнер, К.М. Миско, Л.Г. Окорокова, Дж. Питерс, М. Портер, А.М. Румянцева, Г.Ф. Рябова, А.Н. Соломатин, А.В. Тригубко, А.Г. Фонотов, Т.Г. Храмова, А.Н. Чаплина и других. Исследования этих ученых связаны с изучением закономерностей формирования и использования ресурсов и потенциала организации, региона или страны, но, прежде всего, с акцентированы на изучении промышленного и производственного потенциала. В целом в рассмотренных исследованиях слабо проработаны способы формирования и не проработаны методы оценки эффективности использования системы ресурсообеспеченности организаций сферы услуг.
Динамичность организационной среды, нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, диктует действия на предвосхищение и опережение, организациям для выживания и развития жизненно необходимы новые механизмы управления эффективным использованием ресурсного потенциала, что предопределило цели и задачи исследования.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и эффективного использования ресурсного потенциала организаций сферы услуг.
Объектом исследования являются организации сферы услуг г. Красноярска (гостиница «Звездочка»).
Цель исследования состоит в развитии теоретических и методических аспектов формирования организационно-экономического механизма повышения эффективности ресурсного потенциала.
Задачи исследования:
1. Определить особенности формирования ресурсного потенциала организаций сферы услуг.
2. Предложить стратегии управления ресурсным потенциалом организаций сферы услуг, в частности рынка гостиничных услуг.
3. Сформировать систему факторов, определяющих эффективную систему ресурсного обеспечения в сфере услуг.
4. Разработать организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала.
5. Предложить модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия.
6. Внедрить предложенные изменения в систему управления организации сферы услуг.
Теоретической и эмпирической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные вопросам формирования, управления и использования ресурсного потенциала организации, положения теорий рыночной экономики, управления социально-экономическими системами, стратегического менеджмента, маркетинга, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления предприятиями сферы услуг, а также исследования в области организационной культуры и организационного поведения, управления персоналом и психологии труда, репутациологии, менеджмента межкультурных коммуникаций.
Информационной основой диссертационного исследования послужили материалы научно-практических конференций; концепции, изложенные в современных научных исследованиях; материалы отраслевой периодической печати; нормативно-методические и законодательные акты государственных органов управления.
В качестве информационных источников использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, региональных органов власти, документы справочно-правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант», ресурсы глобальной информационной сети Интернет, публикации в специализированных отраслевых изданиях.
В качестве научного инструментария использован метод диалектического познания, статистические и аналитические методы: сравнения, обобщения и классификации, относительных величин структуры и динамики. Для обоснования выдвинутых в диссертации положений использованы методики сбора и обработки исходной информации с применением общенаучных и специальных приемов сравнительного анализа, экспертных оценок, экономико-статистического анализа и структуризации на основе статистических баз данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических положений о формировании совокупности ресурсов организации и построении организационно-экономического механизма стратегического управления ими, разработке инструментария обеспечения эффективного развития организаций сферы услуг. Эти результаты носят универсальный характер и могут быть адаптированы для различных предприятий.
Научные результаты, выносимые на защиту:
1. Оптимизирован состав совокупности ресурсов организаций рынка услуг, включением территориальных и репутационных элементов и выделением группы ключевых и дополняющих ресурсов. Уточнено понятие ресурсного потенциала для организаций сферы услуг - как возможности формирования и использования интегрированной совокупности взаимодействующих и взаимозависимых ресурсов хозяйствующего субъекта, сформированных с учетом специфики деятельности организации.
2. Определены факторы, определяющие эффективную систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, ранжированием выявлены важнейшие драйверы - уровень социально-экономического развития города, проводимые культурные, экономические и политические мероприятия и др.
3. Предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала, отличающийся элементным составом интеграционной совокупности ресурсов, инструментами ее управления, позволяющий достичь экономический и управленческий эффект (рост эффективности использования ресурсов, максимизация прибыли и рыночной стоимости бизнеса).
4. Разработана модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия, отличающаяся комплексным подходом, включает необходимые этапы осуществления межорганизационного взаимодействия, позволяет выявить резервы экономии издержек для перенаправления средств на развитие бизнеса.
Научная новизна результатов диссертационного исследования:
1. Предложенная схема состава ресурсов организации рынка услуг, позволяет говорить о базовых ресурсах, и ресурсах, вовлекаемых в процессе хозяйственной деятельности, расширена включением территориальных и репутационных элементов. Особенность подхода к определению категории ресурсный потенциал организаций сферы услуг состоит в рассмотрении всех ресурсов как интегрированной совокупности, сформированной с учетом специфики деятельности.
2. Состав детерминант, определяющих систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, дополненный экологическими, институциональными и факторами привлекательности, позволяет учесть специфику деятельности организаций и выделить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на результаты деятельности предприятий.
3. Разработанный организационно-экономический механизм управления ресурсами организаций рынка услуг, включающий принципы и методы управления, стратегии развития, управленческий инструментарий, а также влияние факторов внешней и внутренней среды на изменение рыночной стоимости бизнеса, прибыль и степень удовлетворенности клиентов.
4. Модель развития организации сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия, включает логически увязанные блоки анализа среды, эффективности деятельности, использования ресурсов и осуществления процессов, позволяет определить партнеров для межорганизационного взаимодействия и реализовать программу сетевого взаимодействия для оптимизации издержек и упрочения позиций на рынке.
Практическая значимость результатов работы связана с возможностью использования подходов, методических положений и инструментария для формирования гибкой системы управления ресурсным потенциалом организаций сферы услуг.
В первой главе диссертационной работы раскрывается специфика управления организациями сферы услуг, представлены различные подходы к трактованию термина услуги, обозначены особенности категории услуги; а также изучены особенности управления ресурсным обеспечение в сфере услуг, раскрыто содержание категории ресурсы, предложен состав ресурсов организации, учитывающий особенности деятельности предприятий и сформулировано авторское определение термина ресурсный потенциал организаций сферы услуг; рассмотрен процесс развития организаций по этапам жизненного цикла, представленный в виде спирали, сформулированы авторские стратегии развития организации сферы услуг на примере гостиничных предприятий по классификации О.С. Виханского и предложены авторские критерии выбора стратегии.
Во второй части диссертации проанализированы факторы, определяющие систему ресурсного обеспечения в сфере услуг, они проранжированы, осуществлен выбор драйв-факторов, совокупность которых учитывает специфику деятельности организаций рынка услуг; предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала, определены резервы и инструменты повышения эффективности использования ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия.
В третьей главе исследования апробированы авторские разработки, выбрана стратегия развития, разработана модель развития организаций сферы услуг на основе системы сетевого взаимодействия и программа развития предприятия на примере гостиничного предприятия города Красноярска.
Структура и объем диссертации. Содержание работы включает введение, изложение в трех главах, список использованных источников, содержащий 181 наименование, заключение и 3 приложения. Диссертационная работа магистра проиллюстрирована 26 рисунком, 23 таблицами, общий объем - 142 листа, в т.ч. приложения 17 листов.
На основании проведенного анализа современной научной литературы автором определены особенности функционирования организаций сферы услуг, зависящие непосредственно от специфики категории услуги - их неосязаемости, несохраняемости, сезонности, непостоянстве качества, что обуславливает важность ресурсного обеспечения предприятий рынка услуг, и необходимость постоянного контроля качества и совершенствования сервиса.
Состав ресурсов и характер их взаимодействия в организации определяется спецификой деятельности, однако общим для всех компаний будет изначальный базовый пакет ресурсов, чаще всего включающий на стартовом этапе только факторы производства, в дальнейшем, в ходе осуществления хозяйственной деятельности, организация приобретает и преумножает портфель ресурсов. Автором сделан вывод о том, что ресурсы в организации находятся в интегрированной совокупности - сложноорганизованной системе, взаимозависимость ресурсов образует синергетический эффект взаимодействия. Состав ресурсов организации сферы услуг дополнен территориальными и репутационными ресурсами.
Сложная экономическая ситуация на рынке заставляет современные организации искать пути роста через самосовершенствование - управление потенциалом и поиск резервов развития в межорганизационном сетевом взаимодействии, создавая сложные цепочки связей с партнерами и конкурентами.
Предложено авторское определение дефиниции ресурсный потенциал организаций сферы услуг - как возможности формирования и использования интегрированной совокупности взаимодействующих и взаимозависимых ресурсов хозяйствующего субъекта, сформированных с учетом специфики деятельности организаций.
Согласно теории жизненных циклов, развитие организаций можно представить как поступательное движение по спирали, при этом переход на новый виток развития основывается на реализации достигнутого ресурсного потенциала, что влечет за собой изменение стратегической позиции, целевой ориентации, качественных и количественных перемен в содержании портфеля ресурсов. В определенный момент времени компании необходимо предпринять определенные усилия, привнести изменения в деятельность, продукт, услугу, чтобы остаться на плаву и пережить второе рождение или неминуем уход с рынка. Переживая «точку невозврата», и задействуя ресурсный потенциал, используя ресурсы сетевого взаимодействия, компания выходит на следующую итерацию, что провоцирует, в том числе, и увеличение рыночной стоимости бизнеса. На этом этапе часто бизнес подвергается диверсификации, выстраивается вертикальная или логистическая сеть. При неблагоприятном исходе возможно поглощение компании более успешным игроком рынка.
Автором, на основе классификации О.С. Виханского, предложены стратегии развития организаций сферы услуг, применительно к гостиничному бизнесу, сделан вывод о возможности более эффективной реализации стратегии при использовании ресурсов сетевого взаимодействия, что позволит минимизировать затраты на закупку товаров, их транспортировку, упрочить связи с поставщиками и использовать резервы межорганизационных связей для усиления позиций на рынке, улучшения деловой репутации, роста рентабельности и рыночной стоимости бизнеса.
Оценка организации по предложенным автором критериям выбора стратегии позволит компании обозначить вектор развития (концентрация, интеграция, диверсификация, сокращение или стабилизация), выбор же стратегии необходимо связать с анализом факторов среды, которые являются сдерживающими или импульсными для компании, реализация стратегии должна осуществляться в рамках организационно-экономического механизма, содержащего помимо внутренней атрибутики предприятия (функции, принципы, методы управления) инструменты реализации и внедрения стратегии, способствующей достижению поставленных целей.
В ходе проведенного анализа были выделены драйверы, определяющие систему ресурсного обеспечения организаций, они сгруппированы в макро-блоки: экономические, институциональные, социально-демографические, экологические, территориальные и привлекательности. Методом экспертных оценок факторы были оценены и проранжированы по важности для территориального макро-региона Сибирский федеральный округ, экспертами определена весомость, вычислена средневзвешенная оценка и определен ранг драйвера.
Экспертная оценка факторов, влияющих на развитие организаций сферы услуг и их систему ресурсного обеспечения показала, что драйв-факторами для г. Красноярска будут являться:
> в группе экономических факторов - уровень социально-экономического развития города;
> из группы институциональных факторов - степень разработанности городских законодательных актов и нормативных документов гостиничной индустрии;
> из социально-демографических важнейшим маркером является уровень жизни населения;
> наиболее показательным экологическим фактором эксперты признали соблюдение норм законодательства;
> значимым территориальным фактором эксперты признали месторасположение субъекта РФ, где находится организация;
> наиболее важным фактором привлекательности эксперты считают в равной степени группу культурных и спортивных мероприятий и группу экономических и политических мероприятий, проводимых на территории присутствия компании.
Современные принципы управления дополнены автором принципом репутационной ответственности и принципом сетевого взаимодействия, т.к. соблюдение первого обеспечивает улучшение деловой репутации компании и дает возможность выстраивать высокоэффективные отношения с партнерами, в том числе на основе межорганизационного взаимодействия, а выстраивание сетей различного уровня и направления дает возможность экономить на издержках обращения и ведет к росту чистой прибыли предприятия.
Опираясь на исследования толкования термина современными учеными, сформулировано следующее определение: организационно-экономический механизм - это интегрированная система взаимодействующих и взаимозависимых элементов, вектор развития которых обеспечивается управляющим воздействием субъекта на основе принципов, методов и инструментария, формирующих базис эффективности деятельности, при корректирующем воздействии внешней и внутренней среды.
Организационно-экономический механизм представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (принципов, методов и инструментов и т.п.), способов воздействия субъекта на управляемый объект, с целью достижения желаемого состояния объекта, посредством выработки управленческих решений, обеспечивающих гармонизацию экономических отношений организации с контактными макро-группами (клиенты, персонал, государство, общество в целом и др.).
Организационно-экономический механизм работает следующим образом: субъект управления формулирует миссию и цели деятельности, оказывает управляющее воздействие с помощью методов, действуя на основе принципов управления, меняя при этом структуру, количественное и качественное содержание ресурсов, в рамках выбранной стратегии развития.
Предложенный автором организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия является результирующим моментом проведенного исследования и имеет следующие отличительные особенности:
- факторы внешней среды дополнены институциональными, территориальными и факторами привлекательности;
- дополнены принципы управления (принципами репутационной ответственности и сетевого взаимодействия),
- оптимизирован состав ресурсов организации (они рассматриваются, как составляющие интеграционной совокупности и дополнены репутационными и территориальными ресурсами);
- блок стратегий управления основан на классификации О.С.Виханского, который стратегии роста рассматривает с позиции интеграции, диверсификации и концентрации;
- инструменты повышения эффективности ресурсного потенциала основаны на сетевом взаимодействии, которое может осуществляться в трех направлениях - горизонтальном, вертикальном и процессном.
Реализация механизма призвана достижению определенного эффекта для компании - повышение эффективности использования ресурсов, увеличение прибыли за счет максимизации удовлетворенности клиентов, что, в конечном итоге, позволяет обеспечить рост рыночной стоимости бизнеса.
Вариабельность управления достигается через моделирование внутреннего содержания блоков организационно-экономического механизма: методы управления выбираются исходя из специфики деятельности предприятия, его размера, структуры управления, комплекса оказываемых услуг; качественный и количественный состав интегрированной совокупности ресурсов и эффективность ее использования, определяют стратегию развития организации; реализация выбранной стратегии достигается набором специфических инструментов, характеризующих особенности хозяйствования конкретной организации.
Резервы повышения эффективности ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия: интеграция предприятий в сеть может быть горизонтальной, вертикальной и процессной. Горизонтальная интеграция предусматривает создание логистических цепочек с поставщиками и инфраструктурными предприятиями, вертикальная - создание сети компаний, действующих на одном рынке (например, розничные торговые сети, сети аптек, гостиничные сети и т.п.), процессная - объединение с организациями для совместного осуществления необходимых внутренних процессов (совместное обращение за бухгалтерским или кадровым сопровождением, вызов клиринговой компании и др.). Таким образом, использование сетевого подхода позволяет обеспечить эффективное функционирование как каждого ее элемента в отдельности, так и всей социально-экономической системы в целом.
Исследование связей роста конкурентоспособности и мотивов вхождения в сетевые взаимодействия показывает, что разные бизнес-структуры руководствуются разными, но имеющими сходство целями и стремятся достичь конкурентного преимущества за счет:
- интеграции с конкурентами для получения доступа к новым клиентам и экономии на затратах при размещении объединенного заказа на закуп мебели и наборов для ванных комнат. Это выражено в создании сети: гостиница «Звездочка» и гостиница «Neo». Получены конкурентные результаты: появление новых клиентов (+3% к обороту), соответствующих профилю гостинцы; экономия на затратах при размещении объединенного заказа на приобретение мебели и наборов для ванных комнат (экономия 22 тыс./год).
- интеграции с другими организациями, находящихся в соседних зданиях для размещения совместных заказов. Получен конкурентный результат: экономия на затратах при размещении объединенного заказа на приобретение канцелярии, бутилированной воды и кофе (экономия 6 тыс./год). Общий положительный эффект от внедрения мероприятий программы развития предприятия на основе ресурсов сетевого взаимодействия составит 44,1 тыс. руб. год.
Все участники долгосрочного сотрудничества обмениваются текущей и стратегической информацией, способны полнее анализировать рынок и своевременно принимать решения по изменениям своей деятельности (характерно для всех структур сети); - совместно получаются лучшие условия сотрудничества с рыночными партнерами. Так члены сетевого взаимодействия получают дополнительные бонусы при сотрудничестве с оптовыми фирмами за счет значительного объема согласованных закупок их стабильности и др. Таким образом, можно сделать вывод, не только об экономической жизнеспособности авторских разработок в области развития межорганизационных отношений, но и несомненной стратегической важности подобных исследований для современной науки.
Состав ресурсов и характер их взаимодействия в организации определяется спецификой деятельности, однако общим для всех компаний будет изначальный базовый пакет ресурсов, чаще всего включающий на стартовом этапе только факторы производства, в дальнейшем, в ходе осуществления хозяйственной деятельности, организация приобретает и преумножает портфель ресурсов. Автором сделан вывод о том, что ресурсы в организации находятся в интегрированной совокупности - сложноорганизованной системе, взаимозависимость ресурсов образует синергетический эффект взаимодействия. Состав ресурсов организации сферы услуг дополнен территориальными и репутационными ресурсами.
Сложная экономическая ситуация на рынке заставляет современные организации искать пути роста через самосовершенствование - управление потенциалом и поиск резервов развития в межорганизационном сетевом взаимодействии, создавая сложные цепочки связей с партнерами и конкурентами.
Предложено авторское определение дефиниции ресурсный потенциал организаций сферы услуг - как возможности формирования и использования интегрированной совокупности взаимодействующих и взаимозависимых ресурсов хозяйствующего субъекта, сформированных с учетом специфики деятельности организаций.
Согласно теории жизненных циклов, развитие организаций можно представить как поступательное движение по спирали, при этом переход на новый виток развития основывается на реализации достигнутого ресурсного потенциала, что влечет за собой изменение стратегической позиции, целевой ориентации, качественных и количественных перемен в содержании портфеля ресурсов. В определенный момент времени компании необходимо предпринять определенные усилия, привнести изменения в деятельность, продукт, услугу, чтобы остаться на плаву и пережить второе рождение или неминуем уход с рынка. Переживая «точку невозврата», и задействуя ресурсный потенциал, используя ресурсы сетевого взаимодействия, компания выходит на следующую итерацию, что провоцирует, в том числе, и увеличение рыночной стоимости бизнеса. На этом этапе часто бизнес подвергается диверсификации, выстраивается вертикальная или логистическая сеть. При неблагоприятном исходе возможно поглощение компании более успешным игроком рынка.
Автором, на основе классификации О.С. Виханского, предложены стратегии развития организаций сферы услуг, применительно к гостиничному бизнесу, сделан вывод о возможности более эффективной реализации стратегии при использовании ресурсов сетевого взаимодействия, что позволит минимизировать затраты на закупку товаров, их транспортировку, упрочить связи с поставщиками и использовать резервы межорганизационных связей для усиления позиций на рынке, улучшения деловой репутации, роста рентабельности и рыночной стоимости бизнеса.
Оценка организации по предложенным автором критериям выбора стратегии позволит компании обозначить вектор развития (концентрация, интеграция, диверсификация, сокращение или стабилизация), выбор же стратегии необходимо связать с анализом факторов среды, которые являются сдерживающими или импульсными для компании, реализация стратегии должна осуществляться в рамках организационно-экономического механизма, содержащего помимо внутренней атрибутики предприятия (функции, принципы, методы управления) инструменты реализации и внедрения стратегии, способствующей достижению поставленных целей.
В ходе проведенного анализа были выделены драйверы, определяющие систему ресурсного обеспечения организаций, они сгруппированы в макро-блоки: экономические, институциональные, социально-демографические, экологические, территориальные и привлекательности. Методом экспертных оценок факторы были оценены и проранжированы по важности для территориального макро-региона Сибирский федеральный округ, экспертами определена весомость, вычислена средневзвешенная оценка и определен ранг драйвера.
Экспертная оценка факторов, влияющих на развитие организаций сферы услуг и их систему ресурсного обеспечения показала, что драйв-факторами для г. Красноярска будут являться:
> в группе экономических факторов - уровень социально-экономического развития города;
> из группы институциональных факторов - степень разработанности городских законодательных актов и нормативных документов гостиничной индустрии;
> из социально-демографических важнейшим маркером является уровень жизни населения;
> наиболее показательным экологическим фактором эксперты признали соблюдение норм законодательства;
> значимым территориальным фактором эксперты признали месторасположение субъекта РФ, где находится организация;
> наиболее важным фактором привлекательности эксперты считают в равной степени группу культурных и спортивных мероприятий и группу экономических и политических мероприятий, проводимых на территории присутствия компании.
Современные принципы управления дополнены автором принципом репутационной ответственности и принципом сетевого взаимодействия, т.к. соблюдение первого обеспечивает улучшение деловой репутации компании и дает возможность выстраивать высокоэффективные отношения с партнерами, в том числе на основе межорганизационного взаимодействия, а выстраивание сетей различного уровня и направления дает возможность экономить на издержках обращения и ведет к росту чистой прибыли предприятия.
Опираясь на исследования толкования термина современными учеными, сформулировано следующее определение: организационно-экономический механизм - это интегрированная система взаимодействующих и взаимозависимых элементов, вектор развития которых обеспечивается управляющим воздействием субъекта на основе принципов, методов и инструментария, формирующих базис эффективности деятельности, при корректирующем воздействии внешней и внутренней среды.
Организационно-экономический механизм представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (принципов, методов и инструментов и т.п.), способов воздействия субъекта на управляемый объект, с целью достижения желаемого состояния объекта, посредством выработки управленческих решений, обеспечивающих гармонизацию экономических отношений организации с контактными макро-группами (клиенты, персонал, государство, общество в целом и др.).
Организационно-экономический механизм работает следующим образом: субъект управления формулирует миссию и цели деятельности, оказывает управляющее воздействие с помощью методов, действуя на основе принципов управления, меняя при этом структуру, количественное и качественное содержание ресурсов, в рамках выбранной стратегии развития.
Предложенный автором организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия является результирующим моментом проведенного исследования и имеет следующие отличительные особенности:
- факторы внешней среды дополнены институциональными, территориальными и факторами привлекательности;
- дополнены принципы управления (принципами репутационной ответственности и сетевого взаимодействия),
- оптимизирован состав ресурсов организации (они рассматриваются, как составляющие интеграционной совокупности и дополнены репутационными и территориальными ресурсами);
- блок стратегий управления основан на классификации О.С.Виханского, который стратегии роста рассматривает с позиции интеграции, диверсификации и концентрации;
- инструменты повышения эффективности ресурсного потенциала основаны на сетевом взаимодействии, которое может осуществляться в трех направлениях - горизонтальном, вертикальном и процессном.
Реализация механизма призвана достижению определенного эффекта для компании - повышение эффективности использования ресурсов, увеличение прибыли за счет максимизации удовлетворенности клиентов, что, в конечном итоге, позволяет обеспечить рост рыночной стоимости бизнеса.
Вариабельность управления достигается через моделирование внутреннего содержания блоков организационно-экономического механизма: методы управления выбираются исходя из специфики деятельности предприятия, его размера, структуры управления, комплекса оказываемых услуг; качественный и количественный состав интегрированной совокупности ресурсов и эффективность ее использования, определяют стратегию развития организации; реализация выбранной стратегии достигается набором специфических инструментов, характеризующих особенности хозяйствования конкретной организации.
Резервы повышения эффективности ресурсного потенциала на основе сетевого взаимодействия: интеграция предприятий в сеть может быть горизонтальной, вертикальной и процессной. Горизонтальная интеграция предусматривает создание логистических цепочек с поставщиками и инфраструктурными предприятиями, вертикальная - создание сети компаний, действующих на одном рынке (например, розничные торговые сети, сети аптек, гостиничные сети и т.п.), процессная - объединение с организациями для совместного осуществления необходимых внутренних процессов (совместное обращение за бухгалтерским или кадровым сопровождением, вызов клиринговой компании и др.). Таким образом, использование сетевого подхода позволяет обеспечить эффективное функционирование как каждого ее элемента в отдельности, так и всей социально-экономической системы в целом.
Исследование связей роста конкурентоспособности и мотивов вхождения в сетевые взаимодействия показывает, что разные бизнес-структуры руководствуются разными, но имеющими сходство целями и стремятся достичь конкурентного преимущества за счет:
- интеграции с конкурентами для получения доступа к новым клиентам и экономии на затратах при размещении объединенного заказа на закуп мебели и наборов для ванных комнат. Это выражено в создании сети: гостиница «Звездочка» и гостиница «Neo». Получены конкурентные результаты: появление новых клиентов (+3% к обороту), соответствующих профилю гостинцы; экономия на затратах при размещении объединенного заказа на приобретение мебели и наборов для ванных комнат (экономия 22 тыс./год).
- интеграции с другими организациями, находящихся в соседних зданиях для размещения совместных заказов. Получен конкурентный результат: экономия на затратах при размещении объединенного заказа на приобретение канцелярии, бутилированной воды и кофе (экономия 6 тыс./год). Общий положительный эффект от внедрения мероприятий программы развития предприятия на основе ресурсов сетевого взаимодействия составит 44,1 тыс. руб. год.
Все участники долгосрочного сотрудничества обмениваются текущей и стратегической информацией, способны полнее анализировать рынок и своевременно принимать решения по изменениям своей деятельности (характерно для всех структур сети); - совместно получаются лучшие условия сотрудничества с рыночными партнерами. Так члены сетевого взаимодействия получают дополнительные бонусы при сотрудничестве с оптовыми фирмами за счет значительного объема согласованных закупок их стабильности и др. Таким образом, можно сделать вывод, не только об экономической жизнеспособности авторских разработок в области развития межорганизационных отношений, но и несомненной стратегической важности подобных исследований для современной науки.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием сферы услуг в крупном городе на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Исследование механизмов управления процессами кооперации бизнеса предприятий в международных кластерах
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕМ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование методики управления городскими земельными ресурсами
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016



