УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩИМИ РАСХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВТОРМЕТ»)
|
Введение
1 Теоретические основы формирования расходов предприятия 8
1.1 Понятия расходов, затрат и издержек предприятия: сущность категорий, нормативно-правовая база их формирования 8
1.2 Основные классификации расходов предприятия 14
2 Методические аспекты анализа и управления расходами 33
2.1 Методика анализа доходов и расходов предприятия 33
2.2 Современные методы управления затратами 40
2.3 Адаптация контроллинга в условиях управления текущими затратами 58
3 Анализ расходов предприятия ООО «Втормет» 70
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ финансового состояния ООО «Втормет» 70
3.2 Исследование структуры и динамики доходов и расходов предприятия ООО «Втормет» 78
4 Пути снижения текущих расходов в компании ООО «Втормет» 89
4.1 Использование метода контроллинга для оптимизации затрат ООО «Втормет» 89
4.2 Оценка экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 96
Заключение
Список использованных источников
Приложение А-И
1 Теоретические основы формирования расходов предприятия 8
1.1 Понятия расходов, затрат и издержек предприятия: сущность категорий, нормативно-правовая база их формирования 8
1.2 Основные классификации расходов предприятия 14
2 Методические аспекты анализа и управления расходами 33
2.1 Методика анализа доходов и расходов предприятия 33
2.2 Современные методы управления затратами 40
2.3 Адаптация контроллинга в условиях управления текущими затратами 58
3 Анализ расходов предприятия ООО «Втормет» 70
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ финансового состояния ООО «Втормет» 70
3.2 Исследование структуры и динамики доходов и расходов предприятия ООО «Втормет» 78
4 Пути снижения текущих расходов в компании ООО «Втормет» 89
4.1 Использование метода контроллинга для оптимизации затрат ООО «Втормет» 89
4.2 Оценка экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 96
Заключение
Список использованных источников
Приложение А-И
Для любого предприятия очень важен контроль затрат, так как недостаточное его внимание может привести к потере прибыли, снижению рентабельности и ухудшению финансового состояния. Основным инструментом в организации и управлении предприятием является эффективное управление затратами. Однако для эффективного управления необходимо предварительно провести анализ доходов и расходов для того, чтобы выяснить проблемы предприятия. Большинство людей под управлением затратами понимают только их минимизацию, однако это может привести к сокращению производства. Под управлением затратами следует понимать более эффективное использование ресурсов предприятия. В современных нестабильных экономических условиях особенно важно грамотное управление затратами, которое способствует улучшению финансово-хозяйственной деятельности организации. Предприятия могут использовать различные инструменты для управления затратами. Инструменты - совокупность методов и моделей, используемых для решения поставленных задач. На сегодняшний день существуют различные современные методы управления затратами, такие как стандарт-кост, директ-костинг, метод управления производством по системе Just-in-time, функционально-стоимостной анализ, метод АВС, концепция управления затратами жизненного цикла (LCC), бенчмаркинг, метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing), метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing) и другие.
Большой вес в себестоимости российской продукции занимают транспортные расходы. Доля транспортных расходов составляет, по разным подсчетам, от 15 до 20 %, тогда как в развитых странах эта цифра практически никогда не превышает 8 % [50, с.834]. Поэтому в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции для большинства предприятий, осуществляющих транспортные перевозки
Для удержания лидерства по низким затратам и для осуществления своевременного контроля, транспортным предприятиям следуют использовать такой метод управления как контроллинг. Слово «контроллинг» появилось от английского слова «to control», которое в переводе означает контролировать, управлять, однако контроллинг не тождественен контролю.
В настоящее время существует огромное количество определений контроллинга, однако однозначного определения нет. С тем чтобы узнать сущность данного понятия, а также сформулировать собственное определение, автором были изучены имеющиеся концепции контроллинга.
Система контроллинга не делает акцент на то, кто виноват при выявлении отклонений, а принимает решения по их устранению. Для того чтобы система контроллинга на предприятии была эффективной, необходимо выделить центры ответственности, благодаря которым будет ясно кто ответственен за отклонения.
Актуальность вопроса снижения транспортных расходов имеет очень большое значение для компании ООО «Втормет», так как из-за неэффективного управления, компания несет довольно большие убытки ввиду увеличения себестоимости продукции.
Целью настоящей работы является выявление слабых мест в учете текущих расходов и разработка подходов к их снижению.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить понятия издержек, затрат и расходов, а также нормативно-правовую базу их формирования;
- рассмотреть основные классификации расходов;
- изучить методики анализа доходов и расходов предприятия;
- описать современные методы управления затратами;
- проанализировать контроллинг в условиях управления текущими затратами;
- описать характеристику деятельности предприятия ООО «Втормет» и провести анализ финансового состояния;
- проанализировать структуру доходов и расходов предприятия, выявить роль и место транспортных расходов для ООО «Втормет»;
- разработать подходы к снижению транспортных расходов на примере контроллинга для предприятия ООО «Втормет».
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Втормет».
Предметом исследования в магистерской работе выступают теоретические аспекты и методы управления текущими расходами на предприятии.
В работе использованы следующие методы исследования: сбор научной литературы, теоретический анализ и обобщение информации, эмпирические методы (метод сравнения, анализ динамики), а также экономические методы исследования.
Одним из недостатков в организации учета затрат является недооценка роли и значения первичного учета. Необходимо использовать методы и средства обработки информации, которые позволили бы сократить сроки обработки данных и оперативно их проанализировать, что, несомненно, улучшило бы качество управления предприятием.
Научная новизна заключается в следующем:
- на основе изученных нескольких интерпретаций терминов «затраты» и «расходы», автором данной работы было предложено уточнение данных понятий, а также определение целесообразности использования каждого из них в определенных условиях;
- разработан алгоритм внедрения системы контроллинга для управления текущими затратами.
Магистерская диссертация имеет практическую значимость, которая заключается в том, что все выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для предприятия ООО «Втормет» для совершенствования управления транспортными расходами. Также результаты исследования, возможно, применить к другим предприятиям, у которых одним из видов деятельности является деятельность по предоставлению транспортных услуг.
Научные публикации и апробации работы. Основные положения диссертационного исследования отображены в следующих научных работах:
- статья «Контроллинг как один из методов управления затратами» представлена в сборнике тезисов 12 научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей «Проблемы современной экономики»;
- статья «Инструменты управления затратами: их сущность, преимущества и недостатки» представлена в сборнике статей международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления».
Магистерская диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность обозначенной темы, выделяются объект, предмет исследования, определяются цель и задачи, указывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе представлены теоретические основы анализа расходов: раскрыты понятия издержек, затрат и расходов, нормативно-правовая база их формирования, представлены их основные классификации.
Во второй главе изучены методические аспекты анализа и управления расходами: изучены методики анализа доходов и расходов предприятия, описаны современные методы управления затратами, а также проанализирован контроллинг в условиях управления текущими затратами предприятия.
Четвертая глава является практической. В ней представлены предложения по улучшению управления затратами на предприятии. Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
Большой вес в себестоимости российской продукции занимают транспортные расходы. Доля транспортных расходов составляет, по разным подсчетам, от 15 до 20 %, тогда как в развитых странах эта цифра практически никогда не превышает 8 % [50, с.834]. Поэтому в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции для большинства предприятий, осуществляющих транспортные перевозки
Для удержания лидерства по низким затратам и для осуществления своевременного контроля, транспортным предприятиям следуют использовать такой метод управления как контроллинг. Слово «контроллинг» появилось от английского слова «to control», которое в переводе означает контролировать, управлять, однако контроллинг не тождественен контролю.
В настоящее время существует огромное количество определений контроллинга, однако однозначного определения нет. С тем чтобы узнать сущность данного понятия, а также сформулировать собственное определение, автором были изучены имеющиеся концепции контроллинга.
Система контроллинга не делает акцент на то, кто виноват при выявлении отклонений, а принимает решения по их устранению. Для того чтобы система контроллинга на предприятии была эффективной, необходимо выделить центры ответственности, благодаря которым будет ясно кто ответственен за отклонения.
Актуальность вопроса снижения транспортных расходов имеет очень большое значение для компании ООО «Втормет», так как из-за неэффективного управления, компания несет довольно большие убытки ввиду увеличения себестоимости продукции.
Целью настоящей работы является выявление слабых мест в учете текущих расходов и разработка подходов к их снижению.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить понятия издержек, затрат и расходов, а также нормативно-правовую базу их формирования;
- рассмотреть основные классификации расходов;
- изучить методики анализа доходов и расходов предприятия;
- описать современные методы управления затратами;
- проанализировать контроллинг в условиях управления текущими затратами;
- описать характеристику деятельности предприятия ООО «Втормет» и провести анализ финансового состояния;
- проанализировать структуру доходов и расходов предприятия, выявить роль и место транспортных расходов для ООО «Втормет»;
- разработать подходы к снижению транспортных расходов на примере контроллинга для предприятия ООО «Втормет».
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Втормет».
Предметом исследования в магистерской работе выступают теоретические аспекты и методы управления текущими расходами на предприятии.
В работе использованы следующие методы исследования: сбор научной литературы, теоретический анализ и обобщение информации, эмпирические методы (метод сравнения, анализ динамики), а также экономические методы исследования.
Одним из недостатков в организации учета затрат является недооценка роли и значения первичного учета. Необходимо использовать методы и средства обработки информации, которые позволили бы сократить сроки обработки данных и оперативно их проанализировать, что, несомненно, улучшило бы качество управления предприятием.
Научная новизна заключается в следующем:
- на основе изученных нескольких интерпретаций терминов «затраты» и «расходы», автором данной работы было предложено уточнение данных понятий, а также определение целесообразности использования каждого из них в определенных условиях;
- разработан алгоритм внедрения системы контроллинга для управления текущими затратами.
Магистерская диссертация имеет практическую значимость, которая заключается в том, что все выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для предприятия ООО «Втормет» для совершенствования управления транспортными расходами. Также результаты исследования, возможно, применить к другим предприятиям, у которых одним из видов деятельности является деятельность по предоставлению транспортных услуг.
Научные публикации и апробации работы. Основные положения диссертационного исследования отображены в следующих научных работах:
- статья «Контроллинг как один из методов управления затратами» представлена в сборнике тезисов 12 научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей «Проблемы современной экономики»;
- статья «Инструменты управления затратами: их сущность, преимущества и недостатки» представлена в сборнике статей международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления».
Магистерская диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность обозначенной темы, выделяются объект, предмет исследования, определяются цель и задачи, указывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе представлены теоретические основы анализа расходов: раскрыты понятия издержек, затрат и расходов, нормативно-правовая база их формирования, представлены их основные классификации.
Во второй главе изучены методические аспекты анализа и управления расходами: изучены методики анализа доходов и расходов предприятия, описаны современные методы управления затратами, а также проанализирован контроллинг в условиях управления текущими затратами предприятия.
Четвертая глава является практической. В ней представлены предложения по улучшению управления затратами на предприятии. Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
Грамотное управление затратами способствует в целом улучшению финансового состояния предприятия. Каждое предприятие должно контролировать свои расходы и доходы, так как благодаря контролю можно минимизировать затраты, а следовательно снизить себестоимость продукции, что приведет к увеличению прибыли.
Изучив различные понятия «затраты» и «расходы», можно сделать вывод о том, что однозначного толкования данных понятий в настоящее время не найдено. Рассмотрев несколько интерпретаций терминов, автором данной работы было предложено своё видение данных терминов:
- затраты - это стоимость ресурсов, использованных для производства продукции, работ, услуг за определенный период времени и в скором времени будет списана в расходы;
- расходы - это денежная оценка объема ресурсов, которые либо полностью перенесли свою стоимость на проданную продукцию, либо просто выбыли из организации и они обязательно участвуют в формировании прибыли определенного периода.
Автор данной работы считает, что необходимо различать данные понятия для бухгалтерского и налогового учета, однако, для управления и анализа предприятия автор использует их как синонимы.
Управление затратами - это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании. Существуют различные методы управления затратами: стандарт- кост, директ-костинг, метод управления производством по системе JIT, функционально-стоимостной анализ (ФСА), учет затрат по работам (ABC), концепция управления затратами жизненного цикла (LCC), бенчмаркинг, метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing), метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing). Однако, не существует универсального метода для любого предприятия. Каждый метод предполагает разный способ управления
Изучив контроллинг, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество трактовок определения «контроллинг». Наиболее полное определение предложили Беспятых А.В. и Трефилова С.А. в своей статье: контроллинг - это специфическая концепция, направленная на разработку оперативных и стратегических целей предприятия в настоящем и достижение их в будущем путем своевременного и эффективного взаимодействия функций системы управления в соответствии с изменяющейся внутренней и внешней средой деятельности хозяйствующего субъекта. Применение контроллинга позволит любым предприятиям добиться высоких результатов в таких областях, как финансовая устойчивость, планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность. Для формирования и внедрения системы контроллинга автором представлен алгоритм. Под алгоритмом внедрения системы контроллинга на предприятии следует понимать определенный порядок ее формирования.
В качестве объекта исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Втормет». ООО «Втормет» - предприятие с более чем полувековой историей - является лидером на рынке переработки черного и цветного лома Сибирского региона. Основной вид деятельности - заготовка, обработка и реализация отходов черных и цветных металлов. ООО «Втормет» имеет открытые обособленные подразделения на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республика Тыва.
При анализе основных показателей деятельности используется отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс ООО «Втормет» за 2013-2016 годы. Коэффициент автономии за 2015 год составил 0,48, что очень близко к нормативному значению, однако, в 2016 году данный показатель снизился и составил 0,39. Таким образом, в 2016 году только около 39% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала. Коэффициент
финансирования в 2015 году почти равен нормативному значению, а в 2016 году наблюдается снижение до 0,65. Это означает, что удельный вес собственных средств в общей сумме заемных средств составляет только 65%, данное низкое значение указывает на высокую зависимость от внешних источников
Для предприятия ООО «Втормет» коэффициент финансовой устойчивости за два года составляет ниже нормативного значения, что еще раз подтверждает зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Данная тенденция для предприятия является неблагоприятной, поскольку это важнейший коэффициент.
Таким образом, по данным показателям финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как недостаточно устойчивое из-за большой зависимости от внешних источников.
Изучив состав себестоимости, можно сделать вывод в 2016 году произошло увеличение на 2,7%. Рост себестоимости отмечен по следующим статьям: сырье, вспомогательные материалы, энергозатраты, заработная плата, амортизация.
Согласно представленным данным в таблице 13 общая сумма расходов предприятия в 2015 г. снизилась на 6,4%, а в 2016 г. увеличилась на 2,8%. В 2016 г. рост был обеспечен всеми статьями расходов. Особенно сильно увеличились управленческие расходы, аж на 7,5 %, которые включают оплату труда управленческого персонала, расходы ГСМ для перевозки сотрудников, ремонт оборудования и помещений общехозяйственного назначения, аренда помещений общехозяйственного назначения и другие затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом. Коммерческие расходы, которые увеличились на 2,8%, включают расходы на ж/д услуги, транспортные услуги сторонних организаций для перевозки цветного лома, а также расходы на рекламу.
Создание отдельной службы контроллинга затратно и для предприятия ООО «Втормет» не имеет смысла, поэтому необходимо внедрить некоторые методы контроллинга, такие как планирование, анализ, контроль, мониторинг
Осуществление слабого контроля на предприятии за автомобилями и водительским составом может привести к следующим ситуациям: предоставление фиктивных чеков, слив ГСМ с автомобиля, поездки на служебном автомобиле по личным делам, превышение фактического километра. Для предотвращения подобных ситуаций и осуществления полного контроля за автомобилями автотранспортного предприятия необходимо установить систему мониторинга и контроля автомобиля (ГЛОНАСС).
Второй статьей транспортных расходов - являются железнодорожные затраты. Изучив затраты по обслуживанию ж/д состава, можно сделать выводы, что доля затрат по ж/д услугам в 2016 году снизилась и составляет 81,94%, а доля всех штрафов в 2016 году составила 18,06%. Проанализировав все штрафы можно увидеть, что каждый год они имеют тенденцию роста, а самую большую долю из них занимают штрафы за простой/задержку вагонов.
На текущий момент ООО «Втормет» учет ж/д расходов на предприятии производится только в головном офисе, без возможности обзора оперативных данных с филиальных площадок. Для того чтобы снизить штрафы за простой/задержку вагонов, необходимо усовершенствовать программу 1С, чтобы отслеживать, когда и какой вагон прибудет к определенному подразделению ООО «Втормет».
Следовательно, предложены следующие мероприятия по уменьшению транспортных расходов: внести дополнительную должность механика, установить систему мониторинга (ГЛОНАСС), усовершенствовать программу 1С благодаря поставке задачи программисту ООО «Втормет».
Система ГЛОНАСС позволяет осуществлять контроль: передвижения транспортных средств, соблюдения скоростного режима, работы дополнительного оборудования, и конечно же, расхода топлива. В целом, система контроля расхода топлива приведет к значительной экономии средств.
При разделении техники усилится контроль за техническим состоянием автомобильной и специальной техники, а также за водительским составом, что в свою очередь повлияет на трудовую дисциплину и отношения водителей к вверенной им техники. Из этого следует, что повысится эффективность и производительность труда.
Усовершенствование программы 1 С включает в себя:
- интеграцию в учетную программу модуля работы с программой РЖД «Этран»;
- отслеживание прибытие/убытие вагонов и их грузоподъемность;
- автоматизацию ввода и печати документации на отгружаемые вагоны;
- оперативное обновление данных по всем филиалам по средствам сети Интернет.
В результате усовершенствования программы 1С, данные по движению подвижного состава, можно будет анализировать не только в головном офисе, но и на филиальных площадках. При помощи данного программного решения можно вполне эффективно организовывать ж/д отгрузку. Таким образом, при усовершенствовании программы 1С предприятие ООО «Втормет» не понесло дополнительных затрат.
Рассчитав эффективность от предложенных мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- прибыль после ведения дополнительной должности механика увеличится на 2 856,264 тыс. руб.;
- установленная система ГЛОНАСС на перегружатель металлолома LIEBHERR А934В окупила себя за 10 дней;
- система ГЛОНАСС, установленная на один камаз, в среднем окупится за 10 месяцев;
- благодаря усовершенствованию программы 1С прогнозируется снижение штрафов за простой/задержку вагонов на 3-5%.
Изучив различные понятия «затраты» и «расходы», можно сделать вывод о том, что однозначного толкования данных понятий в настоящее время не найдено. Рассмотрев несколько интерпретаций терминов, автором данной работы было предложено своё видение данных терминов:
- затраты - это стоимость ресурсов, использованных для производства продукции, работ, услуг за определенный период времени и в скором времени будет списана в расходы;
- расходы - это денежная оценка объема ресурсов, которые либо полностью перенесли свою стоимость на проданную продукцию, либо просто выбыли из организации и они обязательно участвуют в формировании прибыли определенного периода.
Автор данной работы считает, что необходимо различать данные понятия для бухгалтерского и налогового учета, однако, для управления и анализа предприятия автор использует их как синонимы.
Управление затратами - это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании. Существуют различные методы управления затратами: стандарт- кост, директ-костинг, метод управления производством по системе JIT, функционально-стоимостной анализ (ФСА), учет затрат по работам (ABC), концепция управления затратами жизненного цикла (LCC), бенчмаркинг, метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing), метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing). Однако, не существует универсального метода для любого предприятия. Каждый метод предполагает разный способ управления
Изучив контроллинг, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество трактовок определения «контроллинг». Наиболее полное определение предложили Беспятых А.В. и Трефилова С.А. в своей статье: контроллинг - это специфическая концепция, направленная на разработку оперативных и стратегических целей предприятия в настоящем и достижение их в будущем путем своевременного и эффективного взаимодействия функций системы управления в соответствии с изменяющейся внутренней и внешней средой деятельности хозяйствующего субъекта. Применение контроллинга позволит любым предприятиям добиться высоких результатов в таких областях, как финансовая устойчивость, планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность. Для формирования и внедрения системы контроллинга автором представлен алгоритм. Под алгоритмом внедрения системы контроллинга на предприятии следует понимать определенный порядок ее формирования.
В качестве объекта исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Втормет». ООО «Втормет» - предприятие с более чем полувековой историей - является лидером на рынке переработки черного и цветного лома Сибирского региона. Основной вид деятельности - заготовка, обработка и реализация отходов черных и цветных металлов. ООО «Втормет» имеет открытые обособленные подразделения на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республика Тыва.
При анализе основных показателей деятельности используется отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс ООО «Втормет» за 2013-2016 годы. Коэффициент автономии за 2015 год составил 0,48, что очень близко к нормативному значению, однако, в 2016 году данный показатель снизился и составил 0,39. Таким образом, в 2016 году только около 39% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала. Коэффициент
финансирования в 2015 году почти равен нормативному значению, а в 2016 году наблюдается снижение до 0,65. Это означает, что удельный вес собственных средств в общей сумме заемных средств составляет только 65%, данное низкое значение указывает на высокую зависимость от внешних источников
Для предприятия ООО «Втормет» коэффициент финансовой устойчивости за два года составляет ниже нормативного значения, что еще раз подтверждает зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Данная тенденция для предприятия является неблагоприятной, поскольку это важнейший коэффициент.
Таким образом, по данным показателям финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как недостаточно устойчивое из-за большой зависимости от внешних источников.
Изучив состав себестоимости, можно сделать вывод в 2016 году произошло увеличение на 2,7%. Рост себестоимости отмечен по следующим статьям: сырье, вспомогательные материалы, энергозатраты, заработная плата, амортизация.
Согласно представленным данным в таблице 13 общая сумма расходов предприятия в 2015 г. снизилась на 6,4%, а в 2016 г. увеличилась на 2,8%. В 2016 г. рост был обеспечен всеми статьями расходов. Особенно сильно увеличились управленческие расходы, аж на 7,5 %, которые включают оплату труда управленческого персонала, расходы ГСМ для перевозки сотрудников, ремонт оборудования и помещений общехозяйственного назначения, аренда помещений общехозяйственного назначения и другие затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом. Коммерческие расходы, которые увеличились на 2,8%, включают расходы на ж/д услуги, транспортные услуги сторонних организаций для перевозки цветного лома, а также расходы на рекламу.
Создание отдельной службы контроллинга затратно и для предприятия ООО «Втормет» не имеет смысла, поэтому необходимо внедрить некоторые методы контроллинга, такие как планирование, анализ, контроль, мониторинг
Осуществление слабого контроля на предприятии за автомобилями и водительским составом может привести к следующим ситуациям: предоставление фиктивных чеков, слив ГСМ с автомобиля, поездки на служебном автомобиле по личным делам, превышение фактического километра. Для предотвращения подобных ситуаций и осуществления полного контроля за автомобилями автотранспортного предприятия необходимо установить систему мониторинга и контроля автомобиля (ГЛОНАСС).
Второй статьей транспортных расходов - являются железнодорожные затраты. Изучив затраты по обслуживанию ж/д состава, можно сделать выводы, что доля затрат по ж/д услугам в 2016 году снизилась и составляет 81,94%, а доля всех штрафов в 2016 году составила 18,06%. Проанализировав все штрафы можно увидеть, что каждый год они имеют тенденцию роста, а самую большую долю из них занимают штрафы за простой/задержку вагонов.
На текущий момент ООО «Втормет» учет ж/д расходов на предприятии производится только в головном офисе, без возможности обзора оперативных данных с филиальных площадок. Для того чтобы снизить штрафы за простой/задержку вагонов, необходимо усовершенствовать программу 1С, чтобы отслеживать, когда и какой вагон прибудет к определенному подразделению ООО «Втормет».
Следовательно, предложены следующие мероприятия по уменьшению транспортных расходов: внести дополнительную должность механика, установить систему мониторинга (ГЛОНАСС), усовершенствовать программу 1С благодаря поставке задачи программисту ООО «Втормет».
Система ГЛОНАСС позволяет осуществлять контроль: передвижения транспортных средств, соблюдения скоростного режима, работы дополнительного оборудования, и конечно же, расхода топлива. В целом, система контроля расхода топлива приведет к значительной экономии средств.
При разделении техники усилится контроль за техническим состоянием автомобильной и специальной техники, а также за водительским составом, что в свою очередь повлияет на трудовую дисциплину и отношения водителей к вверенной им техники. Из этого следует, что повысится эффективность и производительность труда.
Усовершенствование программы 1 С включает в себя:
- интеграцию в учетную программу модуля работы с программой РЖД «Этран»;
- отслеживание прибытие/убытие вагонов и их грузоподъемность;
- автоматизацию ввода и печати документации на отгружаемые вагоны;
- оперативное обновление данных по всем филиалам по средствам сети Интернет.
В результате усовершенствования программы 1С, данные по движению подвижного состава, можно будет анализировать не только в головном офисе, но и на филиальных площадках. При помощи данного программного решения можно вполне эффективно организовывать ж/д отгрузку. Таким образом, при усовершенствовании программы 1С предприятие ООО «Втормет» не понесло дополнительных затрат.
Рассчитав эффективность от предложенных мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- прибыль после ведения дополнительной должности механика увеличится на 2 856,264 тыс. руб.;
- установленная система ГЛОНАСС на перегружатель металлолома LIEBHERR А934В окупила себя за 10 дней;
- система ГЛОНАСС, установленная на один камаз, в среднем окупится за 10 месяцев;
- благодаря усовершенствованию программы 1С прогнозируется снижение штрафов за простой/задержку вагонов на 3-5%.



