Повышение эффективности деятельности ООО «АЛСО» на основе внедрения элементов менеджмента качества
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 Теоретические основы системы менеджмента качества 11
1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества 11
1.2 Принципы эффективности управления качеством 19
1.3 Процессный подход к менеджменту качества 23
1.4 Показатели оценки эффективности и результативности системы
менеджмента качества 27
ГЛАВА 2 Эффективность деятельности ООО «АЛСО» 36
2.1 Общая характеристика ООО «АЛСО» 36
2.2 SWOT-анализ ООО «АЛСО», проблемы и тенденции
развития отрасли 39
2.3 Анализ системы управления качеством на ООО «АЛСО» 47
2.4 Оценка эффективности и результативности системы
Менеджмента качества ООО «АЛСО» 52
ГЛАВА 3 Повышение эффективности деятельности ООО
«АЛСО» 59
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности
ООО «АЛСО» 59
3.2 Пути повышения эффективности системы менеджмента
качества 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 Теоретические основы системы менеджмента качества 11
1.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества 11
1.2 Принципы эффективности управления качеством 19
1.3 Процессный подход к менеджменту качества 23
1.4 Показатели оценки эффективности и результативности системы
менеджмента качества 27
ГЛАВА 2 Эффективность деятельности ООО «АЛСО» 36
2.1 Общая характеристика ООО «АЛСО» 36
2.2 SWOT-анализ ООО «АЛСО», проблемы и тенденции
развития отрасли 39
2.3 Анализ системы управления качеством на ООО «АЛСО» 47
2.4 Оценка эффективности и результативности системы
Менеджмента качества ООО «АЛСО» 52
ГЛАВА 3 Повышение эффективности деятельности ООО
«АЛСО» 59
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности
ООО «АЛСО» 59
3.2 Пути повышения эффективности системы менеджмента
качества 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
По мере развития экономических реформ в России все больше внимания уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем
российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.
Управление качеством – одна из функций управления предприятием,
которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет внимательного и разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в
соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты серии ISO 9001 предлагают методику построения такой системы,
которая может быть официально сертифицирована.
Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить
повышение качества выпускаемой продукции или оказания услуг. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и
эффективно функционирует, обеспечивая тем самым стабильное и высокое
качество продукции и услуг предприятия.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее
эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. важнейшей составляющей всей системы
качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Национальный
стандарт РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ системы менеджмента качества
(ГОСТ Р ИСО 9001-2015) дает следующее понятие качества: организация,
ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность по-средством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других
соответствующих заинтересованных сторон.
Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии и назначением их характеристик, но и наиболее воспринимаемую ценность, а также выгоду для потребителя.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9001.
Данные стандарты признаются во многих странах. Их переводят на
национальные языки и адаптируют такие версии как ГОСТ Р ИСО 9001.
Но сертификация по ISO 9001 не является обязательным требованием для
предприятий и организаций.
Но, тем не менее, наличие сертификата ISO 9001 чаще всего является
ключевым фактором успеха практически на всех рынках или даже выхода
на них. Он свидетельствует о том, что компания принадлежит к деловому
цивилизованному миру. Также система качества многих предприятий требует наличия сертифицированных систем качества у своих поставщиков.
Система качества должна учитывать тонкости каждого предприятия,
для обеспечения минимизации затрат на разработку и внедрение продукции.
Существует прямая связь между качеством и эффективностью производства, т.к. повышение качества приводит к повышению эффективности производства, путем снижения затрат и несомненно повышению доли
рынка
...
российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.
Управление качеством – одна из функций управления предприятием,
которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет внимательного и разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в
соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты серии ISO 9001 предлагают методику построения такой системы,
которая может быть официально сертифицирована.
Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить
повышение качества выпускаемой продукции или оказания услуг. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и
эффективно функционирует, обеспечивая тем самым стабильное и высокое
качество продукции и услуг предприятия.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее
эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. важнейшей составляющей всей системы
качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Национальный
стандарт РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ системы менеджмента качества
(ГОСТ Р ИСО 9001-2015) дает следующее понятие качества: организация,
ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность по-средством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других
соответствующих заинтересованных сторон.
Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии и назначением их характеристик, но и наиболее воспринимаемую ценность, а также выгоду для потребителя.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9001.
Данные стандарты признаются во многих странах. Их переводят на
национальные языки и адаптируют такие версии как ГОСТ Р ИСО 9001.
Но сертификация по ISO 9001 не является обязательным требованием для
предприятий и организаций.
Но, тем не менее, наличие сертификата ISO 9001 чаще всего является
ключевым фактором успеха практически на всех рынках или даже выхода
на них. Он свидетельствует о том, что компания принадлежит к деловому
цивилизованному миру. Также система качества многих предприятий требует наличия сертифицированных систем качества у своих поставщиков.
Система качества должна учитывать тонкости каждого предприятия,
для обеспечения минимизации затрат на разработку и внедрение продукции.
Существует прямая связь между качеством и эффективностью производства, т.к. повышение качества приводит к повышению эффективности производства, путем снижения затрат и несомненно повышению доли
рынка
...
На основании исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, можно сделать следующие выводы.
СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
СМК состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.
В процессе функционирования СМК необходимо соблюдать следующие принципы:
• принцип приоритетности социальных и экологических эффектов;
• принцип комплексного подхода;
• принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации;
• принцип сопоставимости результатов.
Под результативностью понимаются степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, а под эффективностью имеется в виду соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами».
Оценку результативности и эффективности СМК можно производить различными методами, наиболее распространенные метод сравнения запланированных и достигнутых значений выходов, характеристик, целей процессов СМК и метод экспертной бальной оценки.
Оценка результативности и эффективности СМК осуществляется на основании анализа:
• результатов внутренних аудитов (проверок) СМК;
• данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции;
• данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки и/или подтверждения способности процессов достигать запланированных результатов;
• достижения результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях;
• данных, полученных по обратной связи от потребителей;
• данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности и эффективности СМК;
• принятых и реализованных в течение анализируемого периода предупреждающих и корректирующих действий.
Анализ состояния работы СМК позволил выделить следующие причины их низкой результативности и эффективности:
• некорректная постановка целей;
• внутренние факторы, влияющие на результативность и эффективность СМК;
• ошибки при построении СМК на предприятии;
• внешние факторы, воздействующие на функционирование СМК.
Исследуемое предприятие ООО «АЛСО» появилось в городе Челябинске в 2011 году, базируется оно на изготовлении стальных цельносварных шаровых кранов. На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что компания является лидером в своем сегменте производства стальных шаровых 75 кранов, лидером реализации собственной продукции на региональном уровне, на всей территории РФ и рынках стран Казахстана и Белоруссии.
Основной силой ООО «АЛСО» является низкая конкуренция в данном сегменте рынка, а также политика импортозамещения, проводимая
Правительством РФ в последние годы.
Анализ деятельности ООО «АЛСО» показал, что целью производственной деятельности предприятия является выпуск шаровых кранов, соответствующих обязательным требованиям и удовлетворяющих требования и ожидания потребителей, высшая же цель - повышение удовлетворенности потребителей.
Анализ по финансовым и экономическим показателям позволяет нам сделать вывод о том, что СМК, проводимая на предприятии, не обеспечивает необходимые условия для повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
Для повышения эффективности СМК, должны быть вовлечены, прежде всего, следующие специалисты и организации:
• педагоги, специализирующиеся на обучении менеджменту качества, органы по обучению и сертификации персонала (экспертов и аудиторов);
• специалисты, оказывающие консультационные услуги, и консультационные организации;
• эксперты, аудиторы и органы по сертификации;
• персонал предприятий и организаций, отвечающий за функционирование СМК.
Подведение итогов деятельности ООО «АЛСО» за год позволяет провести следующую программу работ по совершенствованию и поддержанию функционирования и эффективности СМК:
• составить Программу обеспечения качества предприятия и Программу внутренних аудитов на следующий год;
• составить Программы обеспечения качества для всех подразделений;
• руководству и специалистам изучить несоответствия, выявленные в процессе внутренних аудитов и принять меры к их устранению;
• составить график проверки оборудования на технологическую точность и согласовывать согласно пункту ГОСТ Р ИСО9001; РД 24.022.09- 87;
• своевременно проводить корректирующие и предупреждающие действия (по результатам внутренних аудитов была отмечена неравномерность принятия этих действий: наибольшее количество как предупреждающих, так и корректирующих действий принимается перед проведением очередного аудита СМК);
• ежегодно актуализировать организационную структуру предприятия;
• составить графики обучения в подразделениях и аттестации работников на год;
• составить диаграмму Исикавы для выявления проблемных процессов и причин их появления.
СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
СМК состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.
В процессе функционирования СМК необходимо соблюдать следующие принципы:
• принцип приоритетности социальных и экологических эффектов;
• принцип комплексного подхода;
• принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации;
• принцип сопоставимости результатов.
Под результативностью понимаются степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, а под эффективностью имеется в виду соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами».
Оценку результативности и эффективности СМК можно производить различными методами, наиболее распространенные метод сравнения запланированных и достигнутых значений выходов, характеристик, целей процессов СМК и метод экспертной бальной оценки.
Оценка результативности и эффективности СМК осуществляется на основании анализа:
• результатов внутренних аудитов (проверок) СМК;
• данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции;
• данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки и/или подтверждения способности процессов достигать запланированных результатов;
• достижения результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях;
• данных, полученных по обратной связи от потребителей;
• данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности и эффективности СМК;
• принятых и реализованных в течение анализируемого периода предупреждающих и корректирующих действий.
Анализ состояния работы СМК позволил выделить следующие причины их низкой результативности и эффективности:
• некорректная постановка целей;
• внутренние факторы, влияющие на результативность и эффективность СМК;
• ошибки при построении СМК на предприятии;
• внешние факторы, воздействующие на функционирование СМК.
Исследуемое предприятие ООО «АЛСО» появилось в городе Челябинске в 2011 году, базируется оно на изготовлении стальных цельносварных шаровых кранов. На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что компания является лидером в своем сегменте производства стальных шаровых 75 кранов, лидером реализации собственной продукции на региональном уровне, на всей территории РФ и рынках стран Казахстана и Белоруссии.
Основной силой ООО «АЛСО» является низкая конкуренция в данном сегменте рынка, а также политика импортозамещения, проводимая
Правительством РФ в последние годы.
Анализ деятельности ООО «АЛСО» показал, что целью производственной деятельности предприятия является выпуск шаровых кранов, соответствующих обязательным требованиям и удовлетворяющих требования и ожидания потребителей, высшая же цель - повышение удовлетворенности потребителей.
Анализ по финансовым и экономическим показателям позволяет нам сделать вывод о том, что СМК, проводимая на предприятии, не обеспечивает необходимые условия для повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
Для повышения эффективности СМК, должны быть вовлечены, прежде всего, следующие специалисты и организации:
• педагоги, специализирующиеся на обучении менеджменту качества, органы по обучению и сертификации персонала (экспертов и аудиторов);
• специалисты, оказывающие консультационные услуги, и консультационные организации;
• эксперты, аудиторы и органы по сертификации;
• персонал предприятий и организаций, отвечающий за функционирование СМК.
Подведение итогов деятельности ООО «АЛСО» за год позволяет провести следующую программу работ по совершенствованию и поддержанию функционирования и эффективности СМК:
• составить Программу обеспечения качества предприятия и Программу внутренних аудитов на следующий год;
• составить Программы обеспечения качества для всех подразделений;
• руководству и специалистам изучить несоответствия, выявленные в процессе внутренних аудитов и принять меры к их устранению;
• составить график проверки оборудования на технологическую точность и согласовывать согласно пункту ГОСТ Р ИСО9001; РД 24.022.09- 87;
• своевременно проводить корректирующие и предупреждающие действия (по результатам внутренних аудитов была отмечена неравномерность принятия этих действий: наибольшее количество как предупреждающих, так и корректирующих действий принимается перед проведением очередного аудита СМК);
• ежегодно актуализировать организационную структуру предприятия;
• составить графики обучения в подразделениях и аттестации работников на год;
• составить диаграмму Исикавы для выявления проблемных процессов и причин их появления.





