Введение 5
1 Теоретические и методические основы исследования управления развитием профессиональной компетентности персонала 8
1.1 Профессиональная компетентность как основа управления развитием
персонала 8
1.2 Особенности формирования ИТ-компетентности персонала 20
1.3 Методы оценки компетентности как инструмент управления развитием
персонала 30
2 Исследование системы развития профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края» 42
2.1 Организационно - экономическая характеристика КГКУ "Центр
информационных технологий Красноярского края" 42
2.2 Анализ основных экономических показателей и системы
профессионального развития персонала КГКУ "Центр информационных технологий Красноярского края" 47
2.3 Проблемы развития профессиональной компетентности персонала КГКУ
"Центр информационных технологий Красноярского края" 62
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы развития профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных
технологий Красноярского края 74
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы развития
профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края» 74
3.2 Оценка эффективности по совершенствованию развития
профессиональной компетентности персонала 86
Заключение 92
Список использованных источников 94
Приложение
В современных условиях под воздействием инновационных процессов, развитие сферы информационно-коммуникативных технологий, экономика, государство и общество получают новейшие характеристики и механизмы функционирования.
Изменения в технологиях и условиях выдвинули новые требования к функциям, задачам и квалификации персонала. Компании, работающие в условиях динамично развивающейся экономики, испытывают насущную надобность в специалистах в области информационных систем, способных не только проектировать и разрабатывать эти системы, но и управлять их инфраструктурой.
В России потребность в квалифицированном ИТ-персонале возрастает. Это связано с рядом факторов: во-первых, рынок предлагает все больше высокотехнологичных решений, позволяющих автоматизировать многие процессы в компаниях и государственных учреждениях, во-вторых, вузы и колледжи часто не способны по ряду объективных причин подготовить специалистов с нужным уровнем знаний, умений и навыков.
В связи с тем, что в условиях современной экономики грамотное использование возможностей ИТ-технологий - один из важных факторов успешности организаций, актуальными являются вопросы повышения конкурентоспособности через формирование и развитие ИТ-компетентности персонала, способного, в свою очередь, повысить эффективность работы организации.
Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности процесса управления профессиональной компетентностью ИТ - персонала. Наиболее открытым остается вопрос содержания личностных особенностей профессиональной компетентности в данном виде деятельности. Разработанные в рамках федеральной программы, инициированной указом президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. профессиональные стандарты в области
5
ИТ позволяют детализировать функции специалистов, но не учитывают особенности отраслевой принадлежности учреждения. Особенности таких профессиональных групп как государственные служащие заключаются не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей. Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса государственной службы с соответствующим уровнем профессиональной компетентности представляется принципиально важным условием успешной реализации реформ и решения задач, стоящих перед органами власти на современном этапе.
Особую актуальность приобретает решение проблемы управления ИТ- компетенциями специалистов, начиная с этапа разработки компетенций, т.е. описания, формирования модели, уровней, стандартизации, способов и методов оценки, развития компетенций, необходимых для планирования численности ИТ-персонала, подбора и обучения. В настоящее время существует необходимость в получении знаний и навыков формирования моделей ИТ- компетенций, разработке уровней компетенций, выработке внутрикорпоративных стандартов - профилей компетенций.
Цель данной работы заключается в разработке мероприятий управления развитием профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края».
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Провести анализ научных подходов и практики управления по вопросу развития профессиональной компетентности персонала.
2. Рассмотреть особенности системы развития профессиональных компетенций персонала в органах государственной власти.
3. Описать методы оценки эффективности управления профессиональным развитием ИТ-персонала.
4. Провести анализ проблем в системе управления развитием персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края».
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления развитием профессиональной компетентности персонала учреждения.
Объект исследования - профессиональная компетентность персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края.
Предметом исследования является управление развитием профессиональной компетентностью персонала.
Теоретической и методологической основой изучения процесса развития профессиональной компетентности послужили работы отечественных и зарубежных авторов: М. Армстронг, А.А. Дергач, А.А. Бодалев, Т.Ю. Базарова, А.А. Дементьевой, И.Б. Дураковой, В.А. Дятлова, П.В. Журавлева, Л.В. Карташовой, А.Я. Кибанова, О.В. Леоновой, а также публикации в периодической печати научно-практических конференций, данные законодательства Российской Федерации; бухгалтерской, финансовой отчетности исследуемого учреждения, материалы, размещенные в сети интернет и личных исследований.
В процессе исследования учреждения используются следующие методы: анализ документации учреждения; анализ организационной структуры; сравнение, наблюдение; SWOT - анализ; анкетирование. На основе проведенного исследования были выявлены проблемы развития профессиональной компетентности.
При решении проблем развития профессиональной компетентности были предложены рекомендации по совершенствованию управления развитием персонала учреждения с оценкой эффективности предложенных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В процессе написания выпускной квалификационной работы на тему управление развитием профессиональной компетентности КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края» были изучены теоретические основы управления развитием профессиональной компетентности персонал, проведен анализ системы развития персонала, а также выявлены основные проблемы и пути их решения. На основе проведенного анализа персонала в учреждении разработаны мероприятия по развитию профессиональной компетентности ИТ-персонала.
Анализ мероприятий по управлению профессиональным развитием персонала в Центре информационных технологий выявил ряд проблем, которые препятствуют эффективному достижению целей учреждения:
1. Отсутствие механизмов бюджетирования и субсидирования обучения;
2. Низкий уровень удовлетворения потребностей сотрудников в необходимом для профессиональной деятельности обучении;
3. Ситуативное управление обучением персонала.
Негативные последствия проявляются в увеличении текучести кадров, снижении уровня мотивации труда, снижении качества работы.
Анализ показателей эффективности трудовой деятельности И'Г-пе'рсонала позволил определить направления развития профессиональной компетентности.
В ходе решения задач выпускной квалификационной работы был разработан ряд мероприятий по управлению развитием профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края». Мероприятия направлены на создание эффективного обучения персонала в учреждения, обеспечивающего снижение текучести кадров, рост производительности труда, трудовой мотивации.
Данные мероприятия являются основой управленческих решений кадровой службы КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края» и включают в себя разработку следующих документов:
- Опросник по выявлению потребности самого специалиста в обучении;
- Проект ученического договора (определение источника финансирования, сроки внедрения полученных навыков, форма контроля и т.п.);
Реализация разработки и внедрения пакета документов осуществляется в соответствии с разработанным планом-графиком. Социально-экономическая эффективность выражается в следующих параметрах:
- Целевое распределение бюджетных средств;
- Увеличение числа государственных заказов;
- Повышение содержательности труда и уровня мотивации персонала;
- Реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников;
- Повышение конкурентоспособности персонала.
Интегральный экономический эффект от реализации мероприятий за первый год составил 989,1 тыс. руб., а также была установлена динамика роста данного показателя в течение трех лет.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь поставленной цели - разработать мероприятия управления развитием профессиональной компетентности персонала КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. От 31.01.2016).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- ФЗ (ред. от 31.01.2016).
3. Распоряжение Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 1563-р.
Стандарты и другие нормативные документы
4. Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию» в рамках федеральной программы, инициированной Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 г.
5. Институт космических и информационных технологий СФУ по направлению подготовки 230100.62.00 - «Информатика и вычислительная техника».
Книги одного автора
6. Анурш В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / СОЦИС. №7, 2006. - 25 с.
7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. СПб., Питер, 2004. - 110 с.
8. Батяев А.А. - Идеальный персонал. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Альфа-Пресс, 2009. - 176 с.
9. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. - 352 с.
10. Вудрафф Ч. Центры развития и оценки №7, 9 / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
11. Генкин Е.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. М: Норма, 2005. - 80-113 с.
12. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. / Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5. - 25-26 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. - 336 с.
14. Келли Дж.А. Теория личности: психология личных конструктов: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
15. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: учебник/ Под ред.;. М: ИНФРА-М, 2003. - 430 с.
16. Корнюшин В.Ю. Основы управления персоналом. МИЭМП, 2010. - 237 с.
17. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. -305 с.
18. Лихи Т. История современной психологии: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. - 448 с.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. - МГФ «Знание». М, 1996. - 308 с.
20. Мариничева А.В. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов: Автореф. дис. канд. социол. наук. Новгород, 2003. - 15 с.
21. Миллс Р. Компетенции: карманный справочник: Пер. с англ. М: HIPPO, 2004. - 128 c.
22. Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала / Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005. - 264 с.
23. Насейкина Л.Ф. Методика формирования компетентности в области сетевых информационных технологий студентов программистов в условиях уровневого образования / Вестник ОГУ, 2013. - №2. - 183-190 с.
24. Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. Книга 2. Управление беспорядком: Экономические основы производства и обращения информации. Москва - Кострома, 2002. - 173 с.
25. Семенова Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография. - Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 317 с.
26. Панков Ю.И. Профессиональная управленческая компетентность как фактор оптимизации деятельности руководителя государственной противопожарной службы: социологический анализ: Автореф. дис. канд социол. наук. М, 2003. - 17 с.
27. Понеделков А.В. Компетентность востребована (социологический аспект). М: Луч, 1991. - 67 с.
28. Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. Екатеринбург: Ур ГУПС. 58 с.
29. Семигин Г.Ю. Социологическая энциклопедия: В 2 Т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд / Главный редактор Иванов В.Н. М: Мысль, 2003. - 461 с.
30. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: Учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.
31. Тушов П.Я. Доклад на секции «Стратегическое планирование» VI Международной конференции «Развитие через качество - теория и практика,
2001.
32. Уорд П. Метод 360 градусов: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2006. - 352 с.
33. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебн. пособие для вузов. М: Юнити-Дана, 2003.
34. Шепелъ В.М. Человековедческая компетентность менеджера Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. - 29 с.
Книги двух авторов
35. Адова И.Б., Кузнецова Ю.С. Совершенствование механизма оценки качества персонала / Качество и полезность в экономической теории и практике: Матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Сибирцева. Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 144 с.
36. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
37. Армстронг M., Бэрон A. Управление эффективностью работы. Пер. с англ. М: HIPPO, 2005. - 243 с.
38. Армстронг М., Стивенс Т. Оплата труда: практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 512 с.
39. Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр: полное руководство: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. - 201 с.
40. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. - 453 с.
41. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. - 9 с.
42. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучение персонала компании - Бизнес-школа. 2010 - 264 с.
43. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. - 201 с.
44. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. - 228 с.
45. Хок Дж., Брей Д. Центр управления оценки / Психология. 1976. - 13¬30 с.
Книги трех авторов
46. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС, 2000. - 124 с.
47. Растянников А., Степанов С., Ушаков Д. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве, 2002. - 320 с.
Книги четырех и более авторов
48. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Т. Персонал. Словарь понятий и определений. М: «Экзамен», 1999. - 125-126 с.
Книги под заглавием
49. Справочник кадровика: профессии рабочих. ЕТКС, вып.1,2. М.: ИНФРА-М, 2002. - 5 с.
50. Толковый словарь по управлению. - М.: Издательство «Алане», 1994. - 68 с.