Программно-целевой подход в управлении сферой культуры муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В
УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении
муниципальным образованием 9
1.2 Программно-целевой подход в управлении сферой культуры 15
1.3 Методика оценки эффективности управления сферой культуры 26
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 36
2.1 Общая характеристика управления сферой культуры Копейского
городского округа 36
2.2 Анализ эффективности применения программно-целевого подхода в
управлении сферой культуры Копейского городского округа 43
2.3 Проблемы в применении программно-целевого подхода в управлении
сферой культуры Копейского городского округа 48
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММНО
ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В КОПЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 50
3.1 Рекомендации по применению программно-целевого подхода в сфере
культуры 50
3.2 Прогноз эффективности применения программно-целевого подхода в
сфере культуры в Копейском городском округе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В
УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении
муниципальным образованием 9
1.2 Программно-целевой подход в управлении сферой культуры 15
1.3 Методика оценки эффективности управления сферой культуры 26
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 36
2.1 Общая характеристика управления сферой культуры Копейского
городского округа 36
2.2 Анализ эффективности применения программно-целевого подхода в
управлении сферой культуры Копейского городского округа 43
2.3 Проблемы в применении программно-целевого подхода в управлении
сферой культуры Копейского городского округа 48
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММНО
ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В КОПЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 50
3.1 Рекомендации по применению программно-целевого подхода в сфере
культуры 50
3.2 Прогноз эффективности применения программно-целевого подхода в
сфере культуры в Копейском городском округе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность темы. В настоящее время эффективному внедрению программно-целевых инструментов на местном уровне мешает неэффективность муниципальных управленческих структур, ориентированных на
административно-командное управление, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов воздействия программ на развитие сферы культуры муниципального образования.
Объект исследования - Копейский городской округ.
Предметом дипломного исследования является сфера культуры Копейского городского округа.
Цель - исследовать особенности применения программно-целевого подхода в сфере культуры для разработки направлений его применения в Копейском городском округе.
Задачи исследования. Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
• рассмотреть сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении муниципальным образованием;
• описать программно-целевой подход в управлении сферой культуры;
• раскрыть методику оценки эффективности управления сферой культуры;
• проанализировать эффективность применения программно-целевого подхода в управлении сферой культуры Копейского городского округа;
• выявить проблемы в применении программно-целевого подхода в управлении сферой культуры Копейского городского округа;
• разработать рекомендации по применению программно-целевого подхода в сфере культуры;
• оценка эффективности предлагаемого проекта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении муниципальным образованием
Программно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной политики, одновременно обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию виде конкретных программ разного уровня и назначения.
Причем отсутствие программ в большинстве регионов и муниципальных образований является одним из свидетельств отсутствия и региональной политики как таковой, поскольку она может разрабатываться и осуществляться только на базе всесторонней оценки региональных ситуаций, выявления и ранжирования региональных проблем, нахождения путей их решения при различных вариантах ресурсного обеспечения, при ясности в вопросе о том, кто и в какие сроки может выполнить соответствующие действия и т.п.
Под программой как инструментом региональной политики понимается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:
• легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
• нормативность программ любого уровня (федеральный, муниципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
• реальность - принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
• вариантность - наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
• комплексность целей и задач - постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;
...
административно-командное управление, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов воздействия программ на развитие сферы культуры муниципального образования.
Объект исследования - Копейский городской округ.
Предметом дипломного исследования является сфера культуры Копейского городского округа.
Цель - исследовать особенности применения программно-целевого подхода в сфере культуры для разработки направлений его применения в Копейском городском округе.
Задачи исследования. Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
• рассмотреть сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении муниципальным образованием;
• описать программно-целевой подход в управлении сферой культуры;
• раскрыть методику оценки эффективности управления сферой культуры;
• проанализировать эффективность применения программно-целевого подхода в управлении сферой культуры Копейского городского округа;
• выявить проблемы в применении программно-целевого подхода в управлении сферой культуры Копейского городского округа;
• разработать рекомендации по применению программно-целевого подхода в сфере культуры;
• оценка эффективности предлагаемого проекта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и особенности программно-целевого подхода в управлении муниципальным образованием
Программно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной политики, одновременно обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию виде конкретных программ разного уровня и назначения.
Причем отсутствие программ в большинстве регионов и муниципальных образований является одним из свидетельств отсутствия и региональной политики как таковой, поскольку она может разрабатываться и осуществляться только на базе всесторонней оценки региональных ситуаций, выявления и ранжирования региональных проблем, нахождения путей их решения при различных вариантах ресурсного обеспечения, при ясности в вопросе о том, кто и в какие сроки может выполнить соответствующие действия и т.п.
Под программой как инструментом региональной политики понимается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:
• легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
• нормативность программ любого уровня (федеральный, муниципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
• реальность - принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
• вариантность - наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
• комплексность целей и задач - постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;
...
Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
Кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т.д. Все это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности.
В этих условиях особое значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов, муниципальных образований, населенных пунктов.
Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики, социальной сферы и экологии, комплексность возникшей проблемы и т.д.) соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-эколого-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Муниципальные целевые программы представляют комплекс
взаимоувязанных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам реализациии обеспечивающих осуществление расходных обязательств муниципального образования, эффективное решение приоритетных стратегических задач социального, экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития муниципального образования, а также развития внешнеэкономической деятельности. Программы реализуются за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования).
Программы являются средством реализации структурной политики муниципального образования, активного воздействия на его социальноэкономическое развитие и должны быть сосредоточены на утверждении крупномасштабных, наиболее важных для муниципального образования инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования.
Анализ данных социально-экономических показателей позволяет сделать вывод об обеспеченности муниципального образования Копейского городского округа различными учреждениями социальной сферы, определить тенденции изменения этих показателей, и в итоге получить комплексные данные о состоянии и развитии социальной сферы муниципального образования.
Основной задачей деятельности администрации Копейского городского округа как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является, исходя из интересов населения, решение вопросов местного значения, а также выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.
Концепцией стратегического развития Копейского городского округа определена задача — улучшение качества жизни копейчан.
Г осударственная политика в сфере развития культуры в Копейском городском округе до 2018 года осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
-развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии;
-формирование и развитие жизненных ценностей;
-комплексная модернизация сферы культуры;
-интеграция Копейского городского округа в общероссийский и мировой культурный процесс.
Таким образом, на основании рассмотренных показателей возможно выявить недостатки системы управления в сфере культуры Копейского городского округа:
-низкая доля пользователей общедоступных библиотек среди населения Копейского городского округа;
-низкая обновляемость библиотечного фонда;
...
Кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т.д. Все это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности.
В этих условиях особое значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов, муниципальных образований, населенных пунктов.
Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики, социальной сферы и экологии, комплексность возникшей проблемы и т.д.) соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-эколого-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Муниципальные целевые программы представляют комплекс
взаимоувязанных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам реализациии обеспечивающих осуществление расходных обязательств муниципального образования, эффективное решение приоритетных стратегических задач социального, экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития муниципального образования, а также развития внешнеэкономической деятельности. Программы реализуются за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования).
Программы являются средством реализации структурной политики муниципального образования, активного воздействия на его социальноэкономическое развитие и должны быть сосредоточены на утверждении крупномасштабных, наиболее важных для муниципального образования инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования.
Анализ данных социально-экономических показателей позволяет сделать вывод об обеспеченности муниципального образования Копейского городского округа различными учреждениями социальной сферы, определить тенденции изменения этих показателей, и в итоге получить комплексные данные о состоянии и развитии социальной сферы муниципального образования.
Основной задачей деятельности администрации Копейского городского округа как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является, исходя из интересов населения, решение вопросов местного значения, а также выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.
Концепцией стратегического развития Копейского городского округа определена задача — улучшение качества жизни копейчан.
Г осударственная политика в сфере развития культуры в Копейском городском округе до 2018 года осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
-развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии;
-формирование и развитие жизненных ценностей;
-комплексная модернизация сферы культуры;
-интеграция Копейского городского округа в общероссийский и мировой культурный процесс.
Таким образом, на основании рассмотренных показателей возможно выявить недостатки системы управления в сфере культуры Копейского городского округа:
-низкая доля пользователей общедоступных библиотек среди населения Копейского городского округа;
-низкая обновляемость библиотечного фонда;
...





