Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
|
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 7
1.1 Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)
юридического лица 7
Е2 Юридическое лицо как субъект должник несостоятельности (банкротства) 17
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА 25
2Л Наблюдение 25
2.2 Финансовое оздоровление 32
2.3 Внешнее управление 44
2.4 Конкурсное производство 60
2.5 Мировое соглашение 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 7
1.1 Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)
юридического лица 7
Е2 Юридическое лицо как субъект должник несостоятельности (банкротства) 17
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА 25
2Л Наблюдение 25
2.2 Финансовое оздоровление 32
2.3 Внешнее управление 44
2.4 Конкурсное производство 60
2.5 Мировое соглашение 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Актуальность темы исследования. Несостоятельные субъекты в условиях рыночной экономики должны либо прекращать свою деятельность, либо проходить стадию финансового оздоровления. Правовые формы подобных отношений содержатся в нормах института несостоятельности (банкротства).
В современных условиях в основу концепции несостоятельности в российском законодательстве положена прежде всего идея санации, а не ликвидации несостоятельных должников, и по этой причине было бы неверно именовать этот институт, используя прежнюю терминологию. И хотя конкурсное производство по-прежнему остается в некоторых случаях единственным способом решения имущественных проблем несостоятельного должника, оно не является единственной процедурой несостоятельности.
На наш взгляд, комплекс норм, регулирующих отношения несостоятельного должника с его кредиторами, следует называть институтом несостоятельности. Институт несостоятельности включает в себя нормы как материального, так и процессуального права. Российское законодательство о несостоятельности является федеральным. Основным российским законом в этой области является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ о банкротстве) . Изучение проблем института несостоятельности требует, прежде всего, знаний о субъектах, принимающих участие в процедурах несостоятельности. К несостоятельному должнику могут быть применены различные процедуры несостоятельности в зависимости от того, на какой стадии финансового кризиса он находится, какой деятельностью он занимается, к какому типу должников относится, добровольно или принудительно инициируется процедура несостоятельности.
За прошедшие годы ФЗ о банкротстве неоднократно изменялся, в него вносились как незначительные, так и модифицирующие концепцию ФЗ о банкротстве изменения.
Кроме того, судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что эффективность процедур банкротства невелика и чаще всего конкурсный процесс заканчивается проведением ликвидационной процедуры конкурсного производства. Представляется, что указанное обстоятельство нельзя считать определяющим в пользу развития ликвидационных процедур, поскольку неэффективность применения реабилитационных процедур связана, прежде всего, с ненадлежащим осуществлением антикризисного управления. В условиях рыночных отношений, главное - изменение сущности и стиля руководства предпринимательскими структурами, а также осуществление антикризисного управления, поскольку в условиях нестабильной экономической ситуации большинство хозяйствующих субъектов нуждается в финансовом оздоровлении.
Развитие рыночных отношений неизбежно влечет необходимость совершенствования и детализации норм о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. В связи с этим институт несостоятельности становится неотъемлемой частью российского законодательства, развитие и совершенствование которой требуют системного осмысления и изучения.
Изложенные обстоятельства определили выбор темы, ее практическую и теоретическую актуальность и, следовательно, необходимость проведения исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект и предмет исследования. Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, регулирующие институт несостоятельности(банкротства) юридических лиц.
Предметом исследования является банкротство юридического лица.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование теоретических вопросов института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а также круга проблем, возникающих в связи с его применением, т.е. анализ практики применения законодательства, регламентирующего применение указанного института, внесение на этой основе предложений по его совершенствованию, толкованию и порядку применения конкретных норм.
Для достижения указанной цели в процессе проведения исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридического лица;
- раскрыть особенности субъектов несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- определить особенности стадий процедуры банкротства юридических лиц;
- выявить правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица.
1. При создании теоретической базы и понятийного аппарата в исследовании использовались положения, и выводы ученых-специалистов в области обшей теории права, гражданского права и других дисциплин, раскрывающих теоретическую и практическую сущность анализируемых проблем института несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, таких как: Барбакадзе В.Т., Беренбойма П.Д., Богданова А.В, Вершинина А.П., Карпель И.В., Курбатова А.Я., Ткачева В.Н., Шершеневич Г.Ф. и др.
2. Эмпирическую базу исследования составили материалы существующей опубликованной практики по вопросам применения непоименованных и смешанных договоров, а также правоприменительной практики (постановления пленумов и опубликованная судебная практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ). Конституция Российской Федерации, ГК РФ, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.
3. Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Исходным методологическим способом исследования выступал диалектический метод, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех социально-экономических процессов. В рамках реализации данного метода применялись такие частнонаучные методы, как конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правового исследования и метод системного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура исследования определена кругом исследуемых проблем, обусловлена ее предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
В I главе рассматривается:
Российское законодательство о несостоятельности(банкротстве) юридического лица;
Юридическое лицо как субъект несостоятельности(банкротства)
Во II главе рассматривается положения о стадиях банкротства юридического лица:
Наблюдение;
Финансовое оздоровление;
Внешнее управление;
Конкурсное производство;
Мировое соглашение.
В современных условиях в основу концепции несостоятельности в российском законодательстве положена прежде всего идея санации, а не ликвидации несостоятельных должников, и по этой причине было бы неверно именовать этот институт, используя прежнюю терминологию. И хотя конкурсное производство по-прежнему остается в некоторых случаях единственным способом решения имущественных проблем несостоятельного должника, оно не является единственной процедурой несостоятельности.
На наш взгляд, комплекс норм, регулирующих отношения несостоятельного должника с его кредиторами, следует называть институтом несостоятельности. Институт несостоятельности включает в себя нормы как материального, так и процессуального права. Российское законодательство о несостоятельности является федеральным. Основным российским законом в этой области является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ о банкротстве) . Изучение проблем института несостоятельности требует, прежде всего, знаний о субъектах, принимающих участие в процедурах несостоятельности. К несостоятельному должнику могут быть применены различные процедуры несостоятельности в зависимости от того, на какой стадии финансового кризиса он находится, какой деятельностью он занимается, к какому типу должников относится, добровольно или принудительно инициируется процедура несостоятельности.
За прошедшие годы ФЗ о банкротстве неоднократно изменялся, в него вносились как незначительные, так и модифицирующие концепцию ФЗ о банкротстве изменения.
Кроме того, судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что эффективность процедур банкротства невелика и чаще всего конкурсный процесс заканчивается проведением ликвидационной процедуры конкурсного производства. Представляется, что указанное обстоятельство нельзя считать определяющим в пользу развития ликвидационных процедур, поскольку неэффективность применения реабилитационных процедур связана, прежде всего, с ненадлежащим осуществлением антикризисного управления. В условиях рыночных отношений, главное - изменение сущности и стиля руководства предпринимательскими структурами, а также осуществление антикризисного управления, поскольку в условиях нестабильной экономической ситуации большинство хозяйствующих субъектов нуждается в финансовом оздоровлении.
Развитие рыночных отношений неизбежно влечет необходимость совершенствования и детализации норм о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. В связи с этим институт несостоятельности становится неотъемлемой частью российского законодательства, развитие и совершенствование которой требуют системного осмысления и изучения.
Изложенные обстоятельства определили выбор темы, ее практическую и теоретическую актуальность и, следовательно, необходимость проведения исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Объект и предмет исследования. Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, регулирующие институт несостоятельности(банкротства) юридических лиц.
Предметом исследования является банкротство юридического лица.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование теоретических вопросов института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а также круга проблем, возникающих в связи с его применением, т.е. анализ практики применения законодательства, регламентирующего применение указанного института, внесение на этой основе предложений по его совершенствованию, толкованию и порядку применения конкретных норм.
Для достижения указанной цели в процессе проведения исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридического лица;
- раскрыть особенности субъектов несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- определить особенности стадий процедуры банкротства юридических лиц;
- выявить правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица.
1. При создании теоретической базы и понятийного аппарата в исследовании использовались положения, и выводы ученых-специалистов в области обшей теории права, гражданского права и других дисциплин, раскрывающих теоретическую и практическую сущность анализируемых проблем института несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, таких как: Барбакадзе В.Т., Беренбойма П.Д., Богданова А.В, Вершинина А.П., Карпель И.В., Курбатова А.Я., Ткачева В.Н., Шершеневич Г.Ф. и др.
2. Эмпирическую базу исследования составили материалы существующей опубликованной практики по вопросам применения непоименованных и смешанных договоров, а также правоприменительной практики (постановления пленумов и опубликованная судебная практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ). Конституция Российской Федерации, ГК РФ, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.
3. Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Исходным методологическим способом исследования выступал диалектический метод, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех социально-экономических процессов. В рамках реализации данного метода применялись такие частнонаучные методы, как конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правового исследования и метод системного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура исследования определена кругом исследуемых проблем, обусловлена ее предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
В I главе рассматривается:
Российское законодательство о несостоятельности(банкротстве) юридического лица;
Юридическое лицо как субъект несостоятельности(банкротства)
Во II главе рассматривается положения о стадиях банкротства юридического лица:
Наблюдение;
Финансовое оздоровление;
Внешнее управление;
Конкурсное производство;
Мировое соглашение.
В заключение представленного исследования в рамках выпускной квалификационной работы сформулируем следующие основные выводы.
1. Институт несостоятельности является, на наш взгляд, институтом частного права, поскольку в качестве методов правового регулирования в нем используются преимущественно частноправовые методы. Законодательство о несостоятельности включает в себя нормы материального права и процедурнопроцессуальные нормы.
2 Инициирование процедуры банкротства (введение наблюдения) само по себе не является банкротством организации. Более того, введение процедуры финансового оздоровления или внешнего управления не означает банкротства должника. Напротив, эти процедуры направлены на восстановление его платежеспособности, а не ликвидацию.
Данный подход законодателя является целесообразным потому, как осуществление комплекса мер по оздоровлению финансового состояния предприятия существенно приблизит достижение главных целей применения процедур банкротства: восстановление нормального, стабильного финансового здорового налогоплательщика и работодателя, а также наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.
3. В Законе о несостоятельности (банкротстве) дается слишком узкое определение регулирующего органа, что не отражает его специфику. В связи с чем, можно согласиться с В.В. Витрянским, который предлагает изложить определение регулирующего органа, сформулированное в абзацах 27, 25 ст. 2 Закона о банкротстве следующим образом: «Регулирующий орган - это орган, наделенный компетенцией в сфере финансового оздоровления и банкротства, осуществляющий организационные, координационные, регулирующие и надзорные функции за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражными управляющими».
4. Центральной фигурой в процедурах несостоятельности является должник. В качестве должников признаются, прежде всего, коммерческие юридические лица, имеющие имущество на праве собственности (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские фермерские хозяйства, производственные кооперативы, хозяйственные партнерства).
5. Процедурой наблюдения по российскому законодательству открывается производство по делу о несостоятельности. Признаки процедуры наблюдения следующие: процедура несостоятельности (банкротства) и судебная процедура, осуществляемая под контролем арбитражного суда.
Признаки процедуры финансового оздоровления: во-первых, процедура регулируется ФЗ о банкротстве в качестве судебной процедуры; во-вторых, процедуру финансового оздоровления в ФЗ о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника; в-третьих, при введении процедуры финансового оздоровления в некоторых случаях требуется предоставление обеспечения исполнения должником своих обязательств; в-четвертых, законодатель в отличие от процедуры внешнего управления не регламентирует способы санации должника; в-пятых, при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника собранием кредиторов должен быть утвержден план финансового оздоровления.
Основными документами, регламентирующими процедуру финансового оздоровления, являются график погашения задолженности и план финансового оздоровления в случае, если не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника.
Процедура внешнего управления вводится до того, как решением суда должник будет признан несостоятельным (банкротом), т.е. когда он является еще неплатежеспособным и у него недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Процедура конкурсного производства не является исковым производством. Существование квазиисковых процедур внутри процедуры конкурсного произ- во детва не влияет на правовую природу конкурсного производства: споры могут разрешаться и вне процедур несостоятельности. Анализируемые квазиисковые процедуры в рамках процедур несостоятельности применяются в производстве по делу о несостоятельности в целях процессуальной экономии. Итак, конкурсное производство в российском законодательстве - самостоятельная судебная процедура, имеющая собственные цели и задачи, отличные от исполнительного производства.
На наш взгляд, в целом развитие мирового соглашения в институте несостоятельности в российском законодательстве свидетельствует о том, что оно тяготеет к процессуальному институту - именно так его трактует и современный АПК РФ.
Мировое соглашение ФЗ о банкротстве действительно именует процедурой несостоятельности (банкротства), хотя, на наш взгляд, оно не является ею. Полагаем, что мировое соглашение в делах о несостоятельности должника - это разновидность судебной процессуальной процедуры, которой прекращается производство по делу о несостоятельности.
В связи с этим, предлагаем перенести нормы о мировом соглашении в гл. III ФЗ о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде», так как на наш взгляд, это является верным и вполне соответствующим правовой природе мирового соглашения как процессуальной процедуры.
Действующее законодательство не предусматривает гарантии реализации плана досудебного восстановления платежеспособности должника. Представляется целесообразным, при наличии ходатайства участников досудебной санации и самого должника, предоставить суду право отложить рассмотрение заявления о возбуждении дела о банкротстве. Такой судебный акт должен содержать разумный срок по истечении которого, в случае отсутствия положительного результата, дело будет рассмотрено по существу.
1. Институт несостоятельности является, на наш взгляд, институтом частного права, поскольку в качестве методов правового регулирования в нем используются преимущественно частноправовые методы. Законодательство о несостоятельности включает в себя нормы материального права и процедурнопроцессуальные нормы.
2 Инициирование процедуры банкротства (введение наблюдения) само по себе не является банкротством организации. Более того, введение процедуры финансового оздоровления или внешнего управления не означает банкротства должника. Напротив, эти процедуры направлены на восстановление его платежеспособности, а не ликвидацию.
Данный подход законодателя является целесообразным потому, как осуществление комплекса мер по оздоровлению финансового состояния предприятия существенно приблизит достижение главных целей применения процедур банкротства: восстановление нормального, стабильного финансового здорового налогоплательщика и работодателя, а также наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.
3. В Законе о несостоятельности (банкротстве) дается слишком узкое определение регулирующего органа, что не отражает его специфику. В связи с чем, можно согласиться с В.В. Витрянским, который предлагает изложить определение регулирующего органа, сформулированное в абзацах 27, 25 ст. 2 Закона о банкротстве следующим образом: «Регулирующий орган - это орган, наделенный компетенцией в сфере финансового оздоровления и банкротства, осуществляющий организационные, координационные, регулирующие и надзорные функции за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражными управляющими».
4. Центральной фигурой в процедурах несостоятельности является должник. В качестве должников признаются, прежде всего, коммерческие юридические лица, имеющие имущество на праве собственности (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские фермерские хозяйства, производственные кооперативы, хозяйственные партнерства).
5. Процедурой наблюдения по российскому законодательству открывается производство по делу о несостоятельности. Признаки процедуры наблюдения следующие: процедура несостоятельности (банкротства) и судебная процедура, осуществляемая под контролем арбитражного суда.
Признаки процедуры финансового оздоровления: во-первых, процедура регулируется ФЗ о банкротстве в качестве судебной процедуры; во-вторых, процедуру финансового оздоровления в ФЗ о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника; в-третьих, при введении процедуры финансового оздоровления в некоторых случаях требуется предоставление обеспечения исполнения должником своих обязательств; в-четвертых, законодатель в отличие от процедуры внешнего управления не регламентирует способы санации должника; в-пятых, при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника собранием кредиторов должен быть утвержден план финансового оздоровления.
Основными документами, регламентирующими процедуру финансового оздоровления, являются график погашения задолженности и план финансового оздоровления в случае, если не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника.
Процедура внешнего управления вводится до того, как решением суда должник будет признан несостоятельным (банкротом), т.е. когда он является еще неплатежеспособным и у него недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Процедура конкурсного производства не является исковым производством. Существование квазиисковых процедур внутри процедуры конкурсного произ- во детва не влияет на правовую природу конкурсного производства: споры могут разрешаться и вне процедур несостоятельности. Анализируемые квазиисковые процедуры в рамках процедур несостоятельности применяются в производстве по делу о несостоятельности в целях процессуальной экономии. Итак, конкурсное производство в российском законодательстве - самостоятельная судебная процедура, имеющая собственные цели и задачи, отличные от исполнительного производства.
На наш взгляд, в целом развитие мирового соглашения в институте несостоятельности в российском законодательстве свидетельствует о том, что оно тяготеет к процессуальному институту - именно так его трактует и современный АПК РФ.
Мировое соглашение ФЗ о банкротстве действительно именует процедурой несостоятельности (банкротства), хотя, на наш взгляд, оно не является ею. Полагаем, что мировое соглашение в делах о несостоятельности должника - это разновидность судебной процессуальной процедуры, которой прекращается производство по делу о несостоятельности.
В связи с этим, предлагаем перенести нормы о мировом соглашении в гл. III ФЗ о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде», так как на наш взгляд, это является верным и вполне соответствующим правовой природе мирового соглашения как процессуальной процедуры.
Действующее законодательство не предусматривает гарантии реализации плана досудебного восстановления платежеспособности должника. Представляется целесообразным, при наличии ходатайства участников досудебной санации и самого должника, предоставить суду право отложить рассмотрение заявления о возбуждении дела о банкротстве. Такой судебный акт должен содержать разумный срок по истечении которого, в случае отсутствия положительного результата, дело будет рассмотрено по существу.





