ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
«О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
1
(далее – Закон
о защите прав потребителей), а также Федеральный
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ2
(далее –
Закон о государственном регулировании торговой деятельности).
Таким образом, правовое регулирование дистанционной торговли в
России является достаточно сложной и многогранной проблемой, которая
требует серьезного изучения и обсуждения. В данной работе будут
проанализированы нормативные акты, а также оценена их эффективность в
решении задач, связанных с дистанционной торговлей. Кроме того, выявлен
опыт правового регулирования дистанционной розничной торговли в других
странах и представлены права и обязанности продавца и покупателя, а также
их ответственность в сфере дистанционных продаж.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом
осмыслении текущих нормативно-правовых актов, регулирующих
дистанционную торговую деятельность, а также выявлении проблемных
моментов и подготовки рекомендаций по их устранению, направленных на
совершенствование правового регулирования.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– теоретическое осмысление понятия торговой деятельности, а также ее
значение и основные виды торговой деятельности;
– исследование источников правового регулирования торговой
деятельности;
1
(далее – Закон
о защите прав потребителей), а также Федеральный
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ2
(далее –
Закон о государственном регулировании торговой деятельности).
Таким образом, правовое регулирование дистанционной торговли в
России является достаточно сложной и многогранной проблемой, которая
требует серьезного изучения и обсуждения. В данной работе будут
проанализированы нормативные акты, а также оценена их эффективность в
решении задач, связанных с дистанционной торговлей. Кроме того, выявлен
опыт правового регулирования дистанционной розничной торговли в других
странах и представлены права и обязанности продавца и покупателя, а также
их ответственность в сфере дистанционных продаж.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом
осмыслении текущих нормативно-правовых актов, регулирующих
дистанционную торговую деятельность, а также выявлении проблемных
моментов и подготовки рекомендаций по их устранению, направленных на
совершенствование правового регулирования.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– теоретическое осмысление понятия торговой деятельности, а также ее
значение и основные виды торговой деятельности;
– исследование источников правового регулирования торговой
деятельности;
Со времён зарождения человечества, появились и рыночные
отношения. С течением времени всё видоизменяется, усложняется,
подстраивается под текущие реалии. Теперь, чтобы купить необходимую
вещь, не нужно идти в магазин или на рынок, а можно всего лишь выйти в
интернет и заказать необходимый продукт. Ввиду этих обстоятельств, законы
Российской Федерации обязаны регулировать отношения и на
дистанционных платформах.
Государству необходимо контролировать предпринимательскую
деятельность граждан. В связи с быстрым развитием высоких технологий,
предприниматели перешли в необъятное интернет пространство, где
контроль осуществлять гораздо сложнее. Так как это явление новое, то за
ним необходимо пристально наблюдать и подстраиваться. Поэтому в России
на сегодняшний день существует ряд нормативных актов, которые способны
регулировать дистанционную торговлю. В первую очередь, это
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ1
(далее – Закон об информации). Данный Закон устанавливает общие
требования к информационным системам, а также определяет правила
использования информации и информационных технологий. Вторым важным
нормативным актом является Федеральный закон «О персональных данных»
от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ2
(далее – Закон о персональных данных),
который регулирует правила обработки персональных данных в интернете.
Кроме того, существуют отдельные нормативно-правовые акты,
которые применимы к дистанционной торговле, например, Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
1
(далее – Закон
о защите прав потребителей), а также Федеральный
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ2
(далее –
Закон о государственном регулировании торговой деятельности).
Таким образом, правовое регулирование дистанционной торговли в
России является достаточно сложной и многогранной проблемой, которая
требует серьезного изучения и обсуждения. В данной работе будут
проанализированы нормативные акты, а также оценена их эффективность в
решении задач, связанных с дистанционной торговлей. Кроме того, выявлен
опыт правового регулирования дистанционной розничной торговли в других
странах и представлены права и обязанности продавца и покупателя, а также
их ответственность в сфере дистанционных продаж.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом
осмыслении текущих нормативно-правовых актов, регулирующих
дистанционную торговую деятельность, а также выявлении проблемных
моментов и подготовки рекомендаций по их устранению, направленных на
совершенствование правового регулирования.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– теоретическое осмысление понятия торговой деятельности, а также ее
значение и основные виды торговой деятельности;
– исследование источников правового регулирования торговой
деятельности;
...
отношения. С течением времени всё видоизменяется, усложняется,
подстраивается под текущие реалии. Теперь, чтобы купить необходимую
вещь, не нужно идти в магазин или на рынок, а можно всего лишь выйти в
интернет и заказать необходимый продукт. Ввиду этих обстоятельств, законы
Российской Федерации обязаны регулировать отношения и на
дистанционных платформах.
Государству необходимо контролировать предпринимательскую
деятельность граждан. В связи с быстрым развитием высоких технологий,
предприниматели перешли в необъятное интернет пространство, где
контроль осуществлять гораздо сложнее. Так как это явление новое, то за
ним необходимо пристально наблюдать и подстраиваться. Поэтому в России
на сегодняшний день существует ряд нормативных актов, которые способны
регулировать дистанционную торговлю. В первую очередь, это
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ1
(далее – Закон об информации). Данный Закон устанавливает общие
требования к информационным системам, а также определяет правила
использования информации и информационных технологий. Вторым важным
нормативным актом является Федеральный закон «О персональных данных»
от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ2
(далее – Закон о персональных данных),
который регулирует правила обработки персональных данных в интернете.
Кроме того, существуют отдельные нормативно-правовые акты,
которые применимы к дистанционной торговле, например, Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
1
(далее – Закон
о защите прав потребителей), а также Федеральный
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ2
(далее –
Закон о государственном регулировании торговой деятельности).
Таким образом, правовое регулирование дистанционной торговли в
России является достаточно сложной и многогранной проблемой, которая
требует серьезного изучения и обсуждения. В данной работе будут
проанализированы нормативные акты, а также оценена их эффективность в
решении задач, связанных с дистанционной торговлей. Кроме того, выявлен
опыт правового регулирования дистанционной розничной торговли в других
странах и представлены права и обязанности продавца и покупателя, а также
их ответственность в сфере дистанционных продаж.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом
осмыслении текущих нормативно-правовых актов, регулирующих
дистанционную торговую деятельность, а также выявлении проблемных
моментов и подготовки рекомендаций по их устранению, направленных на
совершенствование правового регулирования.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– теоретическое осмысление понятия торговой деятельности, а также ее
значение и основные виды торговой деятельности;
– исследование источников правового регулирования торговой
деятельности;
...
В настоящее время дистанционная торговля стала занимать один из
ведущих секторов экономики. Это относительно новый вид
предпринимательской деятельности, который не имел аналогов в
историческом экскурсе. Поэтому и государство старается тщательно следить
за данным направлением в области права. Какие-то моменты
регламентируются нормами розничной торговли, а какие-то являются
уникальными и действуют только для дистанционных продаж.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие
выводы.
Торговая деятельность прошла путь модернизации и перешла в
интернет формат. Основными отличиями дистанционной торговли являются:
отсутствие привязки к физическому местоположению, увеличение каналов
продвижения своего товара, возможность продажи товара от изготовителя до
потребителя без посредников, огромное количество предложений на рынке.
Основными типами электронной коммерции считаются следующие модели:
бизнес-бизнес (B2B); бизнес-потребитель (B2C); потребитель-потребитель
(C2C); потребитель-бизнес (C2B); администрирование (B2A); потребительадминистрация (C2A). Также существуют менее распространенные типы
электронной коммерции: on-demand сервисы; агрегаторы; dropshipping.
Основными источниками регулирования дистанционной розничной
торговой деятельности является Гражданский кодекс РФ, Закон защите прав
потребителей, Закон об информации, Закон о рекламе, Налоговый кодекс РФ,
Уголовный кодекс РФ, а также Постановление Правительства РФ
«Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной куплипродажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении
ему товара, обладающего этими же основными потребительскими
свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации» от 31 декабря 2020 г. № 2463.
В других странах также имеются подобные источники регулирования
электронной коммерции: GDPR в Европе, FTCA и UETA в США, Ecommerce Law в Китае и другие.
В России первый дистанционный магазин был создан в 1998 году. А
также ключевые и самые большие маркетплейсы на сегодняшний день
оформились в начале 2000-х годов: Wildberries, Lamoda, Ozon.
Особенностью электронных продаж в России является: большое
расстояние между различными регионами, что может приводить к проблемам
с логистикой, большой объем наличных денег в обороте, ввиду чего
электронная коммерция не набрала полного спектра своих возможностей,
скептическая позиция российских потребителей относительно покупок через
интернет. Также особенностью является сильно развитый онлайн-рынок
бывших в употреблении вещей, где монополистом является сайт Avito.
Выделены субъекты и объекты дистанционной торговли, где субъекты – это
компании и физические лица, осуществляющие продажу товаров и услуг
через интернет. А объекты – это различные товары и услуги, продающиеся
через интернет.
Важным элементом в дистанционных договорах является оферта. Как и
в розничной торговле, в интернете, между продавцом и потребителем
составляется электронный договор купли-продажи, где вместо подписи
покупатель нажимает кнопку «согласен/заказать» или другие подобного
формата.
...
ведущих секторов экономики. Это относительно новый вид
предпринимательской деятельности, который не имел аналогов в
историческом экскурсе. Поэтому и государство старается тщательно следить
за данным направлением в области права. Какие-то моменты
регламентируются нормами розничной торговли, а какие-то являются
уникальными и действуют только для дистанционных продаж.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие
выводы.
Торговая деятельность прошла путь модернизации и перешла в
интернет формат. Основными отличиями дистанционной торговли являются:
отсутствие привязки к физическому местоположению, увеличение каналов
продвижения своего товара, возможность продажи товара от изготовителя до
потребителя без посредников, огромное количество предложений на рынке.
Основными типами электронной коммерции считаются следующие модели:
бизнес-бизнес (B2B); бизнес-потребитель (B2C); потребитель-потребитель
(C2C); потребитель-бизнес (C2B); администрирование (B2A); потребительадминистрация (C2A). Также существуют менее распространенные типы
электронной коммерции: on-demand сервисы; агрегаторы; dropshipping.
Основными источниками регулирования дистанционной розничной
торговой деятельности является Гражданский кодекс РФ, Закон защите прав
потребителей, Закон об информации, Закон о рекламе, Налоговый кодекс РФ,
Уголовный кодекс РФ, а также Постановление Правительства РФ
«Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной куплипродажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении
ему товара, обладающего этими же основными потребительскими
свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации» от 31 декабря 2020 г. № 2463.
В других странах также имеются подобные источники регулирования
электронной коммерции: GDPR в Европе, FTCA и UETA в США, Ecommerce Law в Китае и другие.
В России первый дистанционный магазин был создан в 1998 году. А
также ключевые и самые большие маркетплейсы на сегодняшний день
оформились в начале 2000-х годов: Wildberries, Lamoda, Ozon.
Особенностью электронных продаж в России является: большое
расстояние между различными регионами, что может приводить к проблемам
с логистикой, большой объем наличных денег в обороте, ввиду чего
электронная коммерция не набрала полного спектра своих возможностей,
скептическая позиция российских потребителей относительно покупок через
интернет. Также особенностью является сильно развитый онлайн-рынок
бывших в употреблении вещей, где монополистом является сайт Avito.
Выделены субъекты и объекты дистанционной торговли, где субъекты – это
компании и физические лица, осуществляющие продажу товаров и услуг
через интернет. А объекты – это различные товары и услуги, продающиеся
через интернет.
Важным элементом в дистанционных договорах является оферта. Как и
в розничной торговле, в интернете, между продавцом и потребителем
составляется электронный договор купли-продажи, где вместо подписи
покупатель нажимает кнопку «согласен/заказать» или другие подобного
формата.
...





