Психологическая поддержка пары в согласовании личностных границ методом Арт-гештальт
|
ВВЕДЕНИЕ
1 Границы психологического пространства в межличностных отношениях .. 7
1.1 Понятие личностных границ психологического пространства 7
1.2 Граница контакта в межличностных отношениях и механизмы её
прерывания 13
1.3 Автономия и общность психологического пространства в межличностных
отношениях 18
2 Арт-гештальт метод в работе с личностными границами в паре 25
2.1 Специфика работы в Арт-гештальт методе 25
2.2 Потребности и личностные границы в гештальт-терапии 32
2.3 Визуализация границ в Арт-гештальте 36
3 Эмпирическое исследование психологической поддержки пары в
согласовании личностных границ методом Арт-гештальт 45
3.1 Дизайн исследования 45
3.1.1 Программа проверки гипотез 45
3.1.2 Выборка 46
3.1.3 Процедура проверки гипотез исследования 47
3.2 Описание методики «Психологические границы в паре» 47
3.3 Обработка данных и интерпретация результата 49
3.3.1 Качественный анализ действия методики «Психологические границы в
паре» на примере конкретного случая 50
3.3.2 Процесс осознания наличного и желаемого устройства психологических
границ при работе с методикой «Психологические границы в паре» 61
3.3.3 Связь развития представлений об устройстве границ партнёра с процессом исследования потребностей друг друга в определённом устройстве границ в паре 66
3.3.4 Действия психолога на каждом этапе исследования 71
3.6 Данные по обратной связи участников исследования 74
3.7 Рекомендации по работе с методикой «Психологические границы в паре» 76
3.8 Выводы по результатам работы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
1 Границы психологического пространства в межличностных отношениях .. 7
1.1 Понятие личностных границ психологического пространства 7
1.2 Граница контакта в межличностных отношениях и механизмы её
прерывания 13
1.3 Автономия и общность психологического пространства в межличностных
отношениях 18
2 Арт-гештальт метод в работе с личностными границами в паре 25
2.1 Специфика работы в Арт-гештальт методе 25
2.2 Потребности и личностные границы в гештальт-терапии 32
2.3 Визуализация границ в Арт-гештальте 36
3 Эмпирическое исследование психологической поддержки пары в
согласовании личностных границ методом Арт-гештальт 45
3.1 Дизайн исследования 45
3.1.1 Программа проверки гипотез 45
3.1.2 Выборка 46
3.1.3 Процедура проверки гипотез исследования 47
3.2 Описание методики «Психологические границы в паре» 47
3.3 Обработка данных и интерпретация результата 49
3.3.1 Качественный анализ действия методики «Психологические границы в
паре» на примере конкретного случая 50
3.3.2 Процесс осознания наличного и желаемого устройства психологических
границ при работе с методикой «Психологические границы в паре» 61
3.3.3 Связь развития представлений об устройстве границ партнёра с процессом исследования потребностей друг друга в определённом устройстве границ в паре 66
3.3.4 Действия психолога на каждом этапе исследования 71
3.6 Данные по обратной связи участников исследования 74
3.7 Рекомендации по работе с методикой «Психологические границы в паре» 76
3.8 Выводы по результатам работы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
Проблема психологической помощи паре представляется значимой для семейного консультирования в связи с изменением социального института семьи и брака. Данные исследований показывают [11; 33; 54; 55; 59], что для молодых пар, проживающих вместе, важными являются вопросы организации совместной жизни, бытовые вопросы по поводу предметов и пространства совместной территории. Авторы пишут о возникающих противоречиях относительно согласования личного пространства, баланса интенсивной психологической близости в союзе и сохранения собственных границ.
Так, актуальная тема для современного общества, которая проявляется и в запросах консультативной психологической практики - это тема психологического пространства личности.
Предмет исследования - результаты осознавания партнёрами сходства и различия представлений друг друга о личностных границах в пространстве пары, потребностей своих и друг друга в том или ином устройстве границ и их согласования в процессе работы с Арт-гештальт методикой «Психологические границы в паре».
Опираясь на анализ современных исследований и разработок по данной теме [4; 6; 54; 60; 61], мы можем выделить, что для построения отношений важное значение имеет осознание партнерами маркеров своих психологических пространств и маркеров пространства партнёра. Такими маркерами, отделяющими область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого, являются потребности и границы психологического пространства.
По наблюдению психологов, человек, у которого есть трудности с осознанием границ психологического пространства и их обозначением в межличностных отношениях, имеет трудности с распознаванием своих потребностей. Например, не знает, чего он хочет, или чужие установки принимает за свои желания и цели [9; 29; 30].
Осознание собственных границ позволяет понимать, за что человек отвечает, что принадлежит именно ему и за какие последствия он несет ответственность. Тогда становится возможным поиск равновесия между собственными желаниями и, соответственно, способом действия с условиями внешнего мира и потребностями другого человека.
Мы определяем наиболее подходящим для решения поставленных задач нашей деятельности Арт-гештальт метод, который опирается на теорию и методологию гештальт-терапии и принципы и практику применения художественных средств самовыражения арт-терапии, и открывает широкие возможности организации гештальт-эксперимента арт-средствами (Долгополов, 2015; Скутина, 2015). В гештальт-терапии одно из центральных мест занимает осознание человеком своих потребностей и границ для достижения внутриличностной целостности и улучшения контакта с окружающими людьми. А средства арт-терапии позволяют вынести вовне, то что находится внутри и посмотреть на это со стороны, визуализировать внутренний процесс, позволяют сказать то, что нельзя передать словами, прожить то, чего нет в данном моменте и манипулировать продуктом творчества (преобразование во внешней, материальной форме).
В своей работе мы опираемся на представления о психологическом пространстве личности, границе-контакта у следующих авторов: Ф. Перлз; К. Левин; И.М. Польстер; С. Гинтер; Ж.-М. Робин; С.К. Нартова-Бочавер; А.Ш.Тхостов, Ю.М. Плюснин; Т.Д. Марцинковская.
Целью работы является создание и апробация Артгештальт методики «Психологические границы в паре», направленной на психологическую помощь паре в согласовании личностных границ.
Объект исследования
Партнеры в возрасте от 20 до 30 лет, проживающие на одной территории до двух лет вместе, не имеющие детей, и которые обратились за изменением в психологическое консультирование по вопросам разрешения противоречий в сфере их межличностных отношений.
Гипотезы исследования
Создание рисунка физической территории, на которой пара проживает, с выделением цветом «твоего», «моего» и «нашего» пространства позволяет «воплотить», вынести вовне субъективный образ границ психологического пространства - сделать его видимым как себя, так и для других, сделать предметом осознания, исследования и диалога.
1. Это позволит партнёрам:
- осознать представление друг друга о личностных границах в пространстве пары;
- обнаружить сходства и различия в этих представлениях;
- осознать потребности свои и партнёра в том или ином устройстве границ;
2. При этом большей активности по прояснению устройства границ партнера, его оснований и потребностей соответствует достижение более дифференцированного понимания границ партнёра.
Так, актуальная тема для современного общества, которая проявляется и в запросах консультативной психологической практики - это тема психологического пространства личности.
Предмет исследования - результаты осознавания партнёрами сходства и различия представлений друг друга о личностных границах в пространстве пары, потребностей своих и друг друга в том или ином устройстве границ и их согласования в процессе работы с Арт-гештальт методикой «Психологические границы в паре».
Опираясь на анализ современных исследований и разработок по данной теме [4; 6; 54; 60; 61], мы можем выделить, что для построения отношений важное значение имеет осознание партнерами маркеров своих психологических пространств и маркеров пространства партнёра. Такими маркерами, отделяющими область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого, являются потребности и границы психологического пространства.
По наблюдению психологов, человек, у которого есть трудности с осознанием границ психологического пространства и их обозначением в межличностных отношениях, имеет трудности с распознаванием своих потребностей. Например, не знает, чего он хочет, или чужие установки принимает за свои желания и цели [9; 29; 30].
Осознание собственных границ позволяет понимать, за что человек отвечает, что принадлежит именно ему и за какие последствия он несет ответственность. Тогда становится возможным поиск равновесия между собственными желаниями и, соответственно, способом действия с условиями внешнего мира и потребностями другого человека.
Мы определяем наиболее подходящим для решения поставленных задач нашей деятельности Арт-гештальт метод, который опирается на теорию и методологию гештальт-терапии и принципы и практику применения художественных средств самовыражения арт-терапии, и открывает широкие возможности организации гештальт-эксперимента арт-средствами (Долгополов, 2015; Скутина, 2015). В гештальт-терапии одно из центральных мест занимает осознание человеком своих потребностей и границ для достижения внутриличностной целостности и улучшения контакта с окружающими людьми. А средства арт-терапии позволяют вынести вовне, то что находится внутри и посмотреть на это со стороны, визуализировать внутренний процесс, позволяют сказать то, что нельзя передать словами, прожить то, чего нет в данном моменте и манипулировать продуктом творчества (преобразование во внешней, материальной форме).
В своей работе мы опираемся на представления о психологическом пространстве личности, границе-контакта у следующих авторов: Ф. Перлз; К. Левин; И.М. Польстер; С. Гинтер; Ж.-М. Робин; С.К. Нартова-Бочавер; А.Ш.Тхостов, Ю.М. Плюснин; Т.Д. Марцинковская.
Целью работы является создание и апробация Артгештальт методики «Психологические границы в паре», направленной на психологическую помощь паре в согласовании личностных границ.
Объект исследования
Партнеры в возрасте от 20 до 30 лет, проживающие на одной территории до двух лет вместе, не имеющие детей, и которые обратились за изменением в психологическое консультирование по вопросам разрешения противоречий в сфере их межличностных отношений.
Гипотезы исследования
Создание рисунка физической территории, на которой пара проживает, с выделением цветом «твоего», «моего» и «нашего» пространства позволяет «воплотить», вынести вовне субъективный образ границ психологического пространства - сделать его видимым как себя, так и для других, сделать предметом осознания, исследования и диалога.
1. Это позволит партнёрам:
- осознать представление друг друга о личностных границах в пространстве пары;
- обнаружить сходства и различия в этих представлениях;
- осознать потребности свои и партнёра в том или ином устройстве границ;
2. При этом большей активности по прояснению устройства границ партнера, его оснований и потребностей соответствует достижение более дифференцированного понимания границ партнёра.
Актуальная тема современного общества, которая проявляется в запросах консультативной психологической практики - тема функционирования психологического пространства личности [7, 16, 17].
Предмет исследования - результаты осознавания партнёрами сходства и различия представлений друг друга о личностных границах в пространстве пары, потребностей своих и друг друга в том или ином устройстве границ и их согласования в процессе работы с Арт гештальт методикой «Психологические границы в паре».
В результате проведённой работы, мы создали и апробировали Арт гештальт методику «Психологические границы в паре», направленную на психологическую помощь паре в согласовании личностных границ.
Методика предназначена для организации исследования партнёрами наличных и желаемых границ в пространстве пары через символические формы самовыражения. Не обсуждая границы и личную территорию как таковую, мы инициируем осознание потребностей, определяющих то или иное устройство личностных границ, а также способов их обозначения в пространстве пары, у которой уже есть определенные напряжения и разногласия. А именно, создание визуальных образов с целью создания условий для осознания партнёрами своих потребностей и границ, особенностей их функционирования.
Преимущество работы мы видим в том, что независимо от интеллектуальных и творческих способностей, задаваемый формат доступен многим клиентам.
Так как на передний план выступает самостоятельный поиск и творческое выражение своего внутреннего состояния, то данный вид практики может способствовать процессу дифференциации и анализа своего состояния, рассмотрению отношения своего партнера к происходящим событиям в паре.
Предмет исследования - результаты осознавания партнёрами сходства и различия представлений друг друга о личностных границах в пространстве пары, потребностей своих и друг друга в том или ином устройстве границ и их согласования в процессе работы с Арт гештальт методикой «Психологические границы в паре».
В результате проведённой работы, мы создали и апробировали Арт гештальт методику «Психологические границы в паре», направленную на психологическую помощь паре в согласовании личностных границ.
Методика предназначена для организации исследования партнёрами наличных и желаемых границ в пространстве пары через символические формы самовыражения. Не обсуждая границы и личную территорию как таковую, мы инициируем осознание потребностей, определяющих то или иное устройство личностных границ, а также способов их обозначения в пространстве пары, у которой уже есть определенные напряжения и разногласия. А именно, создание визуальных образов с целью создания условий для осознания партнёрами своих потребностей и границ, особенностей их функционирования.
Преимущество работы мы видим в том, что независимо от интеллектуальных и творческих способностей, задаваемый формат доступен многим клиентам.
Так как на передний план выступает самостоятельный поиск и творческое выражение своего внутреннего состояния, то данный вид практики может способствовать процессу дифференциации и анализа своего состояния, рассмотрению отношения своего партнера к происходящим событиям в паре.



