Совершенствование системы пожарной безопасности в дошкольных образовательных организациях
|
ВВЕДЕНИЕ 15
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 17
1.1 Условия обеспечения пожарной безопасности 17
1.2 Субъекты, занимающиеся вопросами обеспечения пожарной безопасности 19
1.3 Особенности обеспечения пожарной безопасности в дошкольных
образовательных учреждениях 20
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Характеристика объекта 22
2.2 Документирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности в
МБДОУ 26
2.3 Оценка мероприятий объекта защиты по пожарной безопасности 34
3 РАСЧЕТЫ И АНАЛИТИКА 41
3.1 Расчет времени эвакуации людей из здания детского сада № 17 42
3.2 Расчет времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара 45
3.2.1 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 1 47
3.2.2 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 2 48
3.2.3 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 3 49
3.3 Расчет величин пожарного риска в МБДОУ детский сад № 17 50
3.3.1 Расчет величин пожарного риска по сценарию 1 52
3.3.2 Расчет величин пожарного риска по сценарию 2 53
3.3.3 Расчет величин пожарного риска по сценарию 3 54
3.4 Разработка дополнительных противопожарных мероприятий по снижению пожарного риска 56
3.4.1 Рекомендации по установке противопожарных дверей для снижения пожарного риска для сценария 1 56
3.4.2 Разработка инструкции о порядке действий воспитателей МБДОУ
«Детский сад № 17» по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре в здании в зимнее время 59
3.4.3 Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности воспитанников
детского сада № 17 62
3.4.4 Исследование эффективности обучения мерам пожарной безопасности
воспитанников старших групп детского сада №17 63
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 69
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 69
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 69
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений 69
4.1.3. SWOT - анализ 71
4.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации 74
4.2 Инициация проекта 75
4.2.1 Цели и результаты проекта 75
4.2.2 Ограничения и допущения проекта 76
4.3 Планирование управления научно-техническим проектом 77
4.3.1 Иерархическая структура работ проекта 77
4.3.2 План проекта 78
4.3.3 Бюджет научного исследования 79
4.3.4 Реестр рисков проекта 85
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 90
5.1 Производственная безопасность 90
5.1.1. Анализ выявленных вредных факторов проектируемой производственной среды 91
5.1.2 Отклонение показателей микроклимата 92
5.1.3 Повышенный уровень шума на рабочем месте 92
5.1.4 Повышенный уровень электромагнитных излучений 93
5.1.5 Поражение электрическим током 94
5.2 Освещенность 95
5.2.1 Расчет искусственного освещения 96
5.3. Пожарная опасность 99
5.4 Экологическая безопасность 101
5.5 Безопасность в ЧС 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Список использованных источников 106
Приложение А 109
Приложение Б 117
Приложение В 121
Приложение Г 122
Приложение Д 125
Приложение Е 127
Приложение Ж 129
Приложение З 131
Приложение И 133
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 17
1.1 Условия обеспечения пожарной безопасности 17
1.2 Субъекты, занимающиеся вопросами обеспечения пожарной безопасности 19
1.3 Особенности обеспечения пожарной безопасности в дошкольных
образовательных учреждениях 20
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Характеристика объекта 22
2.2 Документирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности в
МБДОУ 26
2.3 Оценка мероприятий объекта защиты по пожарной безопасности 34
3 РАСЧЕТЫ И АНАЛИТИКА 41
3.1 Расчет времени эвакуации людей из здания детского сада № 17 42
3.2 Расчет времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара 45
3.2.1 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 1 47
3.2.2 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 2 48
3.2.3 Определение времени от начала пожара до блокирования эвакуационных
путей в результате распространения на них опасных факторов пожара для сценария 3 49
3.3 Расчет величин пожарного риска в МБДОУ детский сад № 17 50
3.3.1 Расчет величин пожарного риска по сценарию 1 52
3.3.2 Расчет величин пожарного риска по сценарию 2 53
3.3.3 Расчет величин пожарного риска по сценарию 3 54
3.4 Разработка дополнительных противопожарных мероприятий по снижению пожарного риска 56
3.4.1 Рекомендации по установке противопожарных дверей для снижения пожарного риска для сценария 1 56
3.4.2 Разработка инструкции о порядке действий воспитателей МБДОУ
«Детский сад № 17» по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре в здании в зимнее время 59
3.4.3 Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности воспитанников
детского сада № 17 62
3.4.4 Исследование эффективности обучения мерам пожарной безопасности
воспитанников старших групп детского сада №17 63
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 69
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 69
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 69
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений 69
4.1.3. SWOT - анализ 71
4.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации 74
4.2 Инициация проекта 75
4.2.1 Цели и результаты проекта 75
4.2.2 Ограничения и допущения проекта 76
4.3 Планирование управления научно-техническим проектом 77
4.3.1 Иерархическая структура работ проекта 77
4.3.2 План проекта 78
4.3.3 Бюджет научного исследования 79
4.3.4 Реестр рисков проекта 85
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 90
5.1 Производственная безопасность 90
5.1.1. Анализ выявленных вредных факторов проектируемой производственной среды 91
5.1.2 Отклонение показателей микроклимата 92
5.1.3 Повышенный уровень шума на рабочем месте 92
5.1.4 Повышенный уровень электромагнитных излучений 93
5.1.5 Поражение электрическим током 94
5.2 Освещенность 95
5.2.1 Расчет искусственного освещения 96
5.3. Пожарная опасность 99
5.4 Экологическая безопасность 101
5.5 Безопасность в ЧС 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Список использованных источников 106
Приложение А 109
Приложение Б 117
Приложение В 121
Приложение Г 122
Приложение Д 125
Приложение Е 127
Приложение Ж 129
Приложение З 131
Приложение И 133
Основа пожарной безопасности любого здания, сооружения заключается в соблюдении требований, которые устанавливаются нормативно-правовой базой в целях обеспечения пожарной безопасности. Пренебрежение нормами приводит к жертвам, материальному ущербу. В связи с этим защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в масштабе всей страны. От того, насколько будут реализованы все противопожарные мероприятия, зависит безопасность людей и сумма материального ущерба.
Вопрос условий обеспечения пожарной безопасности актуален в отношении зданий, в которых сосредоточено значительное количество людей. В большом внимании нуждается огромное число объектов, однако дошкольным образовательным учреждениям уделяется особое место.
Поскольку детский сад является сложной системой, где каждый работник ответственен за жизнь и здоровье воспитанников, вследствие уязвимости, несамостоятельности, а также разновозрастной подготовки детей. Уровень профессиональной подготовки и возраст персонала определяет безопасность детей, требующих повышенной концентрации персонала, так как число воспитанников во много раз превышает число воспитателей.
Неудовлетворительное противопожарное состояние дошкольных образовательных учреждений связано с причинами, неблагоприятные последствия которых обусловлены не только нарушениями
пожарнотехнического оснащения, например, неисправность оборудования, первичных средств пожаротушения и т.д., а также нарушениями проектных решений. В большинстве случаев основной упор в учреждениях при проектировании делают на предотвращение возникновения пожара, однако не уделяют должного внимания безопасности людей в случае его возникновения.
Объектом исследования является система пожарной безопасности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17.
Цель исследования - на основе анализа соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности разработать мероприятия по совершенствованию системы пожарной безопасности в дошкольной образовательной организации детский сад №17.
Задачи работы:
- провести анализ условий обеспечения пожарной безопасности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17;
- дать характеристику объекта, изучить документы по пожарной безопасности, оценить мероприятия объекта защиты по пожарной безопасности;
- рассчитать время эвакуации и индивидуальный пожарный риск для трех сценариев: сценарий 1 - пожар в помещении группы № 3, сценарий 2 -пожар в помещение группы № 1, сценарий 3 - пожар в музыкальном (спортивном) зале
- разработать мероприятия по повышению уровня пожарной безопасности объекта защиты МБДОУ детский сад №17.
Вопрос условий обеспечения пожарной безопасности актуален в отношении зданий, в которых сосредоточено значительное количество людей. В большом внимании нуждается огромное число объектов, однако дошкольным образовательным учреждениям уделяется особое место.
Поскольку детский сад является сложной системой, где каждый работник ответственен за жизнь и здоровье воспитанников, вследствие уязвимости, несамостоятельности, а также разновозрастной подготовки детей. Уровень профессиональной подготовки и возраст персонала определяет безопасность детей, требующих повышенной концентрации персонала, так как число воспитанников во много раз превышает число воспитателей.
Неудовлетворительное противопожарное состояние дошкольных образовательных учреждений связано с причинами, неблагоприятные последствия которых обусловлены не только нарушениями
пожарнотехнического оснащения, например, неисправность оборудования, первичных средств пожаротушения и т.д., а также нарушениями проектных решений. В большинстве случаев основной упор в учреждениях при проектировании делают на предотвращение возникновения пожара, однако не уделяют должного внимания безопасности людей в случае его возникновения.
Объектом исследования является система пожарной безопасности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17.
Цель исследования - на основе анализа соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности разработать мероприятия по совершенствованию системы пожарной безопасности в дошкольной образовательной организации детский сад №17.
Задачи работы:
- провести анализ условий обеспечения пожарной безопасности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17;
- дать характеристику объекта, изучить документы по пожарной безопасности, оценить мероприятия объекта защиты по пожарной безопасности;
- рассчитать время эвакуации и индивидуальный пожарный риск для трех сценариев: сценарий 1 - пожар в помещении группы № 3, сценарий 2 -пожар в помещение группы № 1, сценарий 3 - пожар в музыкальном (спортивном) зале
- разработать мероприятия по повышению уровня пожарной безопасности объекта защиты МБДОУ детский сад №17.
По результатам работы удалось достичь ранее поставленной цели, путем выполнения ряда практических и теоретических задач.
В результате проведенной работы были решены следующие задачи:
- анализ литературных источников показал, что проблема обеспечения пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор остается актуальной;
- изучены документы по пожарной безопасности в МБДОУ, выявлены нарушения: отсутствуют записи в протоколе испытаний и в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты об испытаниях наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания со второго этажа; отсутствует категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствие 5, 7 и 8 Федерального закона «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», с обозначением категории и класса зоны на входных дверях с наружной стороны для складских помещений расположенных на втором этаже.
- расчетное время эвакуации составило 1,8 минуты. Для сценария 1- индивидуальный пожарный риск составил 0.00018 в год, что превышает нормативные значения в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ; для сценария 2 и 3 индивидуальный пожарный риск соответствует, нормам не превышает 10-6 в год.
- даны рекомендации: по установке противопожарных дверей для снижения пожарного риска для сценария 1 ; по обучению мерам пожарной безопасности воспитанников детского сада № 17;
- разработана инструкция о порядке действий воспитателей МБДОУ «Детский сад № 17» по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре в здании в зимнее время
Эти меры могут быть приняты к реализации, и позволить поднять уровень пожарной безопасности.
В результате проведенной работы были решены следующие задачи:
- анализ литературных источников показал, что проблема обеспечения пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор остается актуальной;
- изучены документы по пожарной безопасности в МБДОУ, выявлены нарушения: отсутствуют записи в протоколе испытаний и в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты об испытаниях наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания со второго этажа; отсутствует категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствие 5, 7 и 8 Федерального закона «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», с обозначением категории и класса зоны на входных дверях с наружной стороны для складских помещений расположенных на втором этаже.
- расчетное время эвакуации составило 1,8 минуты. Для сценария 1- индивидуальный пожарный риск составил 0.00018 в год, что превышает нормативные значения в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ; для сценария 2 и 3 индивидуальный пожарный риск соответствует, нормам не превышает 10-6 в год.
- даны рекомендации: по установке противопожарных дверей для снижения пожарного риска для сценария 1 ; по обучению мерам пожарной безопасности воспитанников детского сада № 17;
- разработана инструкция о порядке действий воспитателей МБДОУ «Детский сад № 17» по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре в здании в зимнее время
Эти меры могут быть приняты к реализации, и позволить поднять уровень пожарной безопасности.



