🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Разработка математической модели прогнозирования контингента вуза

Работа №202310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 7
1. Обзор математических моделей и методов прогнозирования контингента вуза
2. Математическая модель прогнозирования входящего потока контингента 17
2.1. Динамическая модель прогнозирования входящего потока контингента на основе социально-демографических факторов 17
2.2. Прогнозирование входящего потока контингента по укрупненным
группам подготовки на основе статистического моделирования спроса на рынке образовательных услуг 22
2.3. Прогнозирование входящего потока контингента по направлениям
подготовки на основе статистической группировки и XYZ-анализа 25
3. Математическое моделирование прогнозирования контингента вуза
3.1. Математическая модель прогнозирования движения контингента 31
вуза
3.2. Имитационная модель прогнозирования движения контингента вуза
Заключение 38
Библиографический список 40


Организация учебного процесса в современных условиях все больше приобретает признаки бизнес-процессов коммерческого предприятия по оказанию услуг. Планировать финансовые и другие ресурсы в этом случае становится задачей чрезвычайно актуальной, успешное решение которой дает не только конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг, но и обеспечивает дальнейшее развитие учебного заведения. При стратегическом планировании в высшем учебном заведении в качестве основного параметра часто используют количество студентов.
Проблема планирования контингента студентов при приеме в ВУЗ стала предметом изучения с научной точки зрения с 2000-х гг., с момента поэтапного присоединения России к Болонскому процессу [48]. Однако, в связи с демографической ситуацией, обусловленной снижением рождаемости в 90-х годах, макроэкономическая ситуация меняется. Поэтому потребность в актуализации, развитии методов прогнозирования контингента при приеме в вуз сохраняется. В то же время в отечественных источниках недостаточно работ, в которых рассмотрены потребность и механизмы планирования численности студентов в современных условиях приема. Зарубежных авторов данный вопрос не интересует в связи с другой организацией системы высшего образования.
С 2010 по 2019 годы происходило снижение количества выпускников подсистем среднего образования, с 2019 года по 2030 годы будет наблюдаться повышение числа указанных выпускников с резким повышением темпов роста в 2024-2025 годах. Поэтому построение адекватных математических моделей для построения стратегии развития вуза, его конкурентоспособности является актуальной задачей.
Объект исследования - система высшего образования Российской Федерации.
Предмет исследования - математическое моделирование и прогнозирование контингента вуза.
В связи с вышесказанным, целью работы стала разработка математической модели прогнозирования контингента вуза.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
1) Провести качественный анализ и обзор математических моделей и методов прогнозирования контингента вуза;
2) Построить динамическую модель прогнозирования входящего потока контингента на основе социально-демографических факторов;
3) Разработать алгоритм прогнозирования входящего потока контингента по укрупненным группам подготовки на основе статистического моделирования спроса на рынке образовательных услуг;
4) Разработать алгоритм прогнозирования входящего потока контингента по направлениям подготовки на основе статистической группировки и XYZ-анализа реализовать систему.
5) Построить математическую модель прогнозирования контингента вуза


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения работы получены следующие основные результаты:
1) проведен качественный анализ и представлен обзор математических моделей и методов прогнозирования контингента вуза;
2) построена динамическая модель прогнозирования входящего потока контингента на основе социально-демографических факторов; предложен новый коэффициент, отражающий спрос на обучение с учетом контрактной и бюджетной основах обучения
3) разработан алгоритм прогнозирования входящего потока контингента по укрупненным группам подготовки на основе статистического моделирования спроса на рынке образовательных услуг;
4) разработан алгоритм прогнозирования входящего потока контингента по направлениям подготовки на основе статистической группировки и XYZ-анализа, предложен новый бета- XYZ-анализ, позволяющий уточнять прогноз по каждому направлению подготовки;
5) построена математическую модель прогнозирования движения контингента вуза;
6) разработана блок-схема имитационной модели прогнозирования движения контингента вуза.
Все задачи выпускной квалификационной работы выполнены, это позволяет сделать вывод о том, что цель - разработка математической модели прогнозирования контингента вуза - достигнута.
Достоинством модели является то, что выходной параметр одного блока, является входным параметром следующего блока. Изложение 5 параграфов второй и третьей глав соответствует последовательности реализации алгоритма моделирования прогноза контингента вуза.
Практическая значимость предлагаемой математической модели состоит в возможности ее использования как при прогнозировании контингента вуза, так и при финансовом планировании, так как метод позволяет вычленять не только очную и заочную форму обучения, стоимости обучения на которых различны, на и бюджетную и контрактную основу. Дальнейшим направлением работы является доработка программной реализации модели и апробация на собранных численных данных.



1. Акерман, Е.Н. Кластеризация социально-экономических вузов на основе рей
тингов вступительных испытаний / Е.Н. Акерман, А.А. Михальчук, А.Ю. Трифонов // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 367. -
С.100-104.
2. Акутина, А.Ю. Как выжить вузам в условиях лимитированного набора студентов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 29. - С. 160-162.
3. Андреянова, И.В. Приемная кампания в ПсковГУ: особенности на современном этапе / И.В. Андреянова, А.Н. Куприянова // Инновационные процессы в экономике, управлении социальных коммуникациях: сборник матер. межд. науч. конф. - 2015. - С. 97-105.
4. Арефьев, В.П. Демографическая яма в высшем образовании: проблемы и пути преодоления / В.П. Арефьев, А.А. Михальчук, Д.В. Болтовский, П.В. Арефьев // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 2 (42). - С. 5-11.
5. Арефьев, В.П. Кластеризация ведущих конкурентоспособных российских вузов на основе вступительных испытаний 2013 года / В.П. Арефьев, А.А. Михальчук // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-15. - С. 3456 - 3461.
6. Арефьев, В.П. Кластеризация направлений подготовки российского втуза в факторном пространстве вступительных испытаний / В.П. Арефьев, А.А. Михальчук, Н.М. Филипенко, Д.А. Новосельцева // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - Т.3. - № 3 (59). - С. 69-76.
7. Арефьев, В.П. Модель перераспределения финансирования вузов на основе их кластеризации в пространстве вступительных испытаний / В.П. Арефьев, П.В. Арефьев, А.А. Михальчук // Современные проблемы науки и образования. -
2013. - № 1. - С. 433.
8. Арефьев, В.П. Статистический анализ профильного высшего образования на основе вступительных испытаний / В.П. Арефьев, А.А. Михальчук // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 584.
9. Береза, А.Н. Поддержка принятия решения при планировании набора абитуриентов на основе нечетких моделей / А.Н. Береза, Е.А. Ершова // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 7 (120). - С. 131-136.
10. Береза, А.Н. Проектирование системы поддержки управленческих решений на основе метода нечетких интегральных оценок / А.Н. Береза, Е.А. Цвелик // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2012. - № 4 (11). - С. 1-10.
11. Василевич, Т.Н. Прогнозирование контингента студентов и его влияние на ресурсное обеспечение вуза // Инновационные образовательные технологии. - 2010. - № 2 (22). - С. 65-70.
12. Гавриленко, А.В. Современные тенденции приема абитуриентов в региональные технические вузы на примере Тверского государственного технического университета / А.В. Гавриленко, Е.В. Гавриленко, С.Н. Наривончик // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». - 2014. - № 1. - С.22-27.
13. Герасименко, П.В. Основные факторы, определившие выбор абитуриентами ПГУПС специальности и направления в 2013 году / П.В. Герасименко, В.В. Из- ранцев, В.А. Ходаковский // Ученые записки Международного банковского института. - 2014. - № 8-1. - С. 48-56.
14. Гуртов, В.А. Моделирование потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием / В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, Л.М. Серова // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 6. - С. 91-109.
15. Гуртов, В.А. Планирование приема на подготовку бакалавров, специалистов и магистров / В.А. Гуртов, Л.М. Серова // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 8-17...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ