Повышение уровня конкурентоспособности ООО «СМК»
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ 10
1.1 Сущность конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность продукции и качество 10
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности продукции 14
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции 26
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
В АО «Рубин» 32
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «СМК» 32
2.2Анализ финансового состояния ООО «СМК»за 2015-2018 гг 39
2.3Анализ системы управления конкурентоспособностью продукции ООО «смк» 50
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «СМК» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Основные показатели но труду и заработной плате в ООО «СМК» за 2015-2017 гг 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б-Квалификационный состав рабочих в ООО«СМК» 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В-Модификации трелевочного трактора ТТ-4М 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г-Участие ООО «СМК» в уставном капитале других предприятий 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д-Г еографическое расположение основных потребителей продукции ООО «СМК» 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Е-Фирмы-конкуренты, представляющие свою продукцию на мировом рынке пахотной техники 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж-Сравнительный аналитический баланс ООО «СМК» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ З-Сравнительный аналитический баланс ООО «СМК» 91
ПРИЛОЖЕНИЕ У-Экспертная оценка коэффициентов весомости эксплуатационно-технических характеристик трелевочных машин 93
ПРИЛОЖЕНИЕ К- Экспертные оценки эксплуатационно-технических характеристик трелевочных машин 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Л- Экспертные оценки коэффициентов весомости двух факторов конкурентоспособности: эксплуатационнотехнически характеристик и цены 94
ПРИЛОЖЕНИЕ М-Экспертные оценки факторов конкурентоспособности трелевочных машин 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Н-Экспертные оценки эксплуатационно-технических характеристик 96
ПРИЛОЖЕНИЕ О-Экспертные оценки факторов конкурентоспособности пахотных машин
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ 10
1.1 Сущность конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность продукции и качество 10
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности продукции 14
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции 26
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
В АО «Рубин» 32
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «СМК» 32
2.2Анализ финансового состояния ООО «СМК»за 2015-2018 гг 39
2.3Анализ системы управления конкурентоспособностью продукции ООО «смк» 50
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «СМК» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Основные показатели но труду и заработной плате в ООО «СМК» за 2015-2017 гг 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б-Квалификационный состав рабочих в ООО«СМК» 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В-Модификации трелевочного трактора ТТ-4М 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г-Участие ООО «СМК» в уставном капитале других предприятий 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д-Г еографическое расположение основных потребителей продукции ООО «СМК» 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Е-Фирмы-конкуренты, представляющие свою продукцию на мировом рынке пахотной техники 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж-Сравнительный аналитический баланс ООО «СМК» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ З-Сравнительный аналитический баланс ООО «СМК» 91
ПРИЛОЖЕНИЕ У-Экспертная оценка коэффициентов весомости эксплуатационно-технических характеристик трелевочных машин 93
ПРИЛОЖЕНИЕ К- Экспертные оценки эксплуатационно-технических характеристик трелевочных машин 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Л- Экспертные оценки коэффициентов весомости двух факторов конкурентоспособности: эксплуатационнотехнически характеристик и цены 94
ПРИЛОЖЕНИЕ М-Экспертные оценки факторов конкурентоспособности трелевочных машин 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Н-Экспертные оценки эксплуатационно-технических характеристик 96
ПРИЛОЖЕНИЕ О-Экспертные оценки факторов конкурентоспособности пахотных машин
Актуальность темы. На современном этапе развития экономики России большинство предприятий столкнулись с необходимостью обеспечения конкурентными преимуществами своей продукции для достижения высоких результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
В течение всего советского периода вопросы конкуренции между производителями и конкурентоспособности продукции не рассматривались. Можно даже сказать, что не было необходимости в употреблении этих понятий относительно экономики предприятий в силу того, что все предприятия страны работали по так называемому госзаказу, который определялся Госпланом СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР), союзно-республиканским органом, осуществляющим перспективное и текущее планирование народного хозяйства СССР и контроль за выполнением планов.
У предприятий народного хозяйства не было острой необходимости в изучении рынков сбыта и потребностей потребителей продукции (услуг). Но, с переходом к рыночной экономике, у предприятий возникает проблема в изучении потребительских рынков, отслеживании возникновения новых потребностей у населения, так как в основе успешного функционирования каждого отдельного предприятия стало лежать максимальное удовлетворение потребностей населения продуктом. И то предприятие, которое своевременно предложит товар, максимально удовлетворяющий требования рынка по качеству и цене, обладает наиболее конкурентоспособной продукцией, позволяющей предприятию быть также более конкурентоспособным на рынке и «выживать» в условиях переходной рыночной экономики. Поэтому конкурентоспособность продукции считается базовым понятием при определении и рассмотрении конкурентоспособности предприятий, отраслей, стран.
Если так высоко значение и роль конкурентоспособности продукции в деятельности предприятий, то вопросы, касающиеся именно конкурентоспособности продукции, требуют детального научного изучения и применения выявленных основных теоретических аспектов управления конкурентоспособностью продукции в практике управления.
Актуальность и значимость указанных вопросов определили выбор темы магистерской диссертации .
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ проблем управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия и его влияния на платежеспособность внесли такие исследователи как Лифиц И.М., Азоева Г.Л., Челенкова А.П., Фатхутдинова Р.А., Раицкого К.А., Ноздревой Р.Б., Печенкина А., Юрашева А., Белого Е., Барашкова С., Котлера Ф.
Объект. В качестве объекта исследования выступает ООО «СМК»
Предметом изучения является процесс управления конкурентоспособностью продукции.
Цель магистерской диссертации исследование проблем управления конкурентоспособностью продукции в ООО «СМК».
Задачи. Для достижения цели были определены следующие задачи:
> Изучить теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях;
> Проанализировать финансовое состояние ООО «СМК» а 2015-2018гг. с целью выявления тенденций его развития, резервов, принятия более обоснованных решений в области управления конкурентоспособностью выпускаемой продукции;
> Провести анализ конкурентоспособности продукции ООО «СМК» с определением уровня конкурентоспособности;
> Предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
Теоретическая и методологическая база. Основной методологической базой послужили методы финансового анализа, с помощью которых выявлены тенденции показателей финансового состояния предприятия и определен тип финансового состояния, а также использованы описательный метод, экспертный метод оценки конкурентоспособности и сравнения.
Теоретической основой послужили труды следующих авторов: Лифиц И.М., Азоева Г.Л., Челенкова А.П., Фатхутдинова Р.А., Раицкого К.А., Ноздревой Р.Б., Печенкина А., Юрашева А., Белого Е., Барашкова С., Котлера Ф. и других.
Логика исследования предопределила следующую структуру магистерской диссертации:
В главе «Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях» излагается сущность понятия «конкурентоспособность продукции», проводится его различие с понятием «качество продукции», определяются критерии и факторы конкурентоспособности продукции и различные методы оценки конкурентоспособности продукции.
В главе «Анализ Конкурентоспособности продукции в ООО «СМК» дается общая характеристика объекта исследования, анализируется финансовое состояние ООО «СМК» за 2015-2018гг., проводится анализ конкурентоспособности продукции и системы управления конкурентоспособностью продукции ООО «СМК»
В главе «Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ООО «СМК» предлагается комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции ООО «СМК»
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Челябинской области, иностранных статистических агентств, статистические базы данных университетов, международных экономических организаций, данные периодической печати, статистические данные предприятий и организаций и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоритических положений по управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии и выявлению критериев и факторов конкурентоспособности продукции и различных методов оценки уровня конкурентоспособности, в частности:
> На основе анализа теоретических аспектов управление конкурентоспособности продукции выявлены и систематизированы критерии и факторы конкурентоспособности продукции.
> Систематизированы различные методы оценки конкурентоспособности продукции и определена оптимальная методика оценки для ООО «СМК».
> Разработан комплекс мероприятий направленных на повышение уровня конкурентоспособности продукции.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, механизм влияния эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностями на платежеспособность предприятия, оптимальная политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью имеют теоретическую и практическую значимость.
В течение всего советского периода вопросы конкуренции между производителями и конкурентоспособности продукции не рассматривались. Можно даже сказать, что не было необходимости в употреблении этих понятий относительно экономики предприятий в силу того, что все предприятия страны работали по так называемому госзаказу, который определялся Госпланом СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР), союзно-республиканским органом, осуществляющим перспективное и текущее планирование народного хозяйства СССР и контроль за выполнением планов.
У предприятий народного хозяйства не было острой необходимости в изучении рынков сбыта и потребностей потребителей продукции (услуг). Но, с переходом к рыночной экономике, у предприятий возникает проблема в изучении потребительских рынков, отслеживании возникновения новых потребностей у населения, так как в основе успешного функционирования каждого отдельного предприятия стало лежать максимальное удовлетворение потребностей населения продуктом. И то предприятие, которое своевременно предложит товар, максимально удовлетворяющий требования рынка по качеству и цене, обладает наиболее конкурентоспособной продукцией, позволяющей предприятию быть также более конкурентоспособным на рынке и «выживать» в условиях переходной рыночной экономики. Поэтому конкурентоспособность продукции считается базовым понятием при определении и рассмотрении конкурентоспособности предприятий, отраслей, стран.
Если так высоко значение и роль конкурентоспособности продукции в деятельности предприятий, то вопросы, касающиеся именно конкурентоспособности продукции, требуют детального научного изучения и применения выявленных основных теоретических аспектов управления конкурентоспособностью продукции в практике управления.
Актуальность и значимость указанных вопросов определили выбор темы магистерской диссертации .
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ проблем управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия и его влияния на платежеспособность внесли такие исследователи как Лифиц И.М., Азоева Г.Л., Челенкова А.П., Фатхутдинова Р.А., Раицкого К.А., Ноздревой Р.Б., Печенкина А., Юрашева А., Белого Е., Барашкова С., Котлера Ф.
Объект. В качестве объекта исследования выступает ООО «СМК»
Предметом изучения является процесс управления конкурентоспособностью продукции.
Цель магистерской диссертации исследование проблем управления конкурентоспособностью продукции в ООО «СМК».
Задачи. Для достижения цели были определены следующие задачи:
> Изучить теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях;
> Проанализировать финансовое состояние ООО «СМК» а 2015-2018гг. с целью выявления тенденций его развития, резервов, принятия более обоснованных решений в области управления конкурентоспособностью выпускаемой продукции;
> Провести анализ конкурентоспособности продукции ООО «СМК» с определением уровня конкурентоспособности;
> Предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
Теоретическая и методологическая база. Основной методологической базой послужили методы финансового анализа, с помощью которых выявлены тенденции показателей финансового состояния предприятия и определен тип финансового состояния, а также использованы описательный метод, экспертный метод оценки конкурентоспособности и сравнения.
Теоретической основой послужили труды следующих авторов: Лифиц И.М., Азоева Г.Л., Челенкова А.П., Фатхутдинова Р.А., Раицкого К.А., Ноздревой Р.Б., Печенкина А., Юрашева А., Белого Е., Барашкова С., Котлера Ф. и других.
Логика исследования предопределила следующую структуру магистерской диссертации:
В главе «Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях» излагается сущность понятия «конкурентоспособность продукции», проводится его различие с понятием «качество продукции», определяются критерии и факторы конкурентоспособности продукции и различные методы оценки конкурентоспособности продукции.
В главе «Анализ Конкурентоспособности продукции в ООО «СМК» дается общая характеристика объекта исследования, анализируется финансовое состояние ООО «СМК» за 2015-2018гг., проводится анализ конкурентоспособности продукции и системы управления конкурентоспособностью продукции ООО «СМК»
В главе «Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ООО «СМК» предлагается комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции ООО «СМК»
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Челябинской области, иностранных статистических агентств, статистические базы данных университетов, международных экономических организаций, данные периодической печати, статистические данные предприятий и организаций и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоритических положений по управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии и выявлению критериев и факторов конкурентоспособности продукции и различных методов оценки уровня конкурентоспособности, в частности:
> На основе анализа теоретических аспектов управление конкурентоспособности продукции выявлены и систематизированы критерии и факторы конкурентоспособности продукции.
> Систематизированы различные методы оценки конкурентоспособности продукции и определена оптимальная методика оценки для ООО «СМК».
> Разработан комплекс мероприятий направленных на повышение уровня конкурентоспособности продукции.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, механизм влияния эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностями на платежеспособность предприятия, оптимальная политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью имеют теоретическую и практическую значимость.
Цель данной магистерской диссертации, которая заключалась в исследовании проблем управления конкурентоспособностью продукции в ООО «СМК» и в разработке мероприятий по их устранению, была достигнута.
Основные результаты реализации поставленных задач сводятся к следующему.
Управление конкурентоспособностью продукции представляет собой процесс обеспечения конкурентоспособного положения продукции на рынке.
Отсутствует единый подход к определению конкурентоспособности продукции, выделению факторов, критериев и методов оценки конкурентоспособности.
В результате рассмотрения различных определений и факторов конкурентоспособности предложено конкурентоспособность трактовать как способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, а среди факторов выделять производственные, рыночные, сбыточные, сервисные.
Среди критериев конкурентоспособности выделяют уровень качества товара и его стабильность, уровень новизны товара, имидж товара, информативность товара, цена потребления товара - товарные критерии.
Анализ деятельности ООО «СМК» показал, что в структуре управления
предприятием отсутствует подразделение, которое бы занималось непосредственно вопросами конкурентоспособности продукции.
При оценке уровня конкурентоспособности тракторов ООО «СМК» относительно техники заводов - конкурентов установили, что по уровню конкурентоспособности ТТ-4М не превзошел ТДТ-55А и составил 0,78 от обобщенного показателя качества ТДТ-55А, 1,8 от обобщенного показателя качества D5H, Т-4А уступил ДТ-75 (обобщенный показатель качества Т-4А составил 0,87 от обобщенного показателя качества ДТ-75). Обобщенный показатель качества Т-4А составил 1,33 от обобщенного показателя качества К-700А, 2Д от обобщенного показателя качества Челленджер-65.
В связи с неплатежеспособностью покупателей техники, основным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности тракторов в России на сегодня, является цена.
Выявлено значительное превышение фактических затрат над плановыми на производство техники.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о существующих проблемах в области управления конкурентоспособностью продукции на предприятии, поэтому нами были предложены мероприятия, позволяющие их решить.
Предложено создание службы контроля и учета затрат в блоке управления экономикой и финансами. В состав службы включили учетчиков затрат по каждой модели и общезаводских расходов и потерь от брака.
Эффект от создания службы контроля и учета затрат по предварительной оценке составит 108736269 рублей.
Разработаны две системы скидок за больший объем для привлечения покупателей и увеличения объемов реализации.
Установлено, что при создании службы контроля и учета затрат и использовании систем скидок, конкурентоспособность машин увеличится в результате снижения цен Т-4А по сравнению с ДТ-75 на 0,04 (0,87 - 0,91), по сравнению с К-700А на 0,07 (1,33 - 1,4), по сравнению с Челленджер-65 на 0,1 (2,2 - 2,3), ТТ- 4М по сравнению с ТДТ-55 на 0,2 (0,78 - 0,98), по сравнению с D5PI на 0,5 (1,8 - 2,3).
Для увеличения объемов реализации тракторов предложено использовать обмен старой техники клиентов на новую с доплатой. В связи с этим, необходимо создание на базе цеха мелких серий крупного участка ремонта и восстановления, тракторов. Это мероприятие позволяет получить еще и дополнительную прибыль.
Предложено увеличить усилия в направлении участия в ярмарках и выставках.
Разработана схема взаимовыгодного экономического сотрудничества, позволяющая загрузить мощности завода и увеличить объем реализации тракторов.
Таким образом предложенные мероприятия, на наш взгляд, позволят повысить конкурентоспособность тракторов ООО «СМК» в результате снижения цен на них.
Основные результаты реализации поставленных задач сводятся к следующему.
Управление конкурентоспособностью продукции представляет собой процесс обеспечения конкурентоспособного положения продукции на рынке.
Отсутствует единый подход к определению конкурентоспособности продукции, выделению факторов, критериев и методов оценки конкурентоспособности.
В результате рассмотрения различных определений и факторов конкурентоспособности предложено конкурентоспособность трактовать как способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, а среди факторов выделять производственные, рыночные, сбыточные, сервисные.
Среди критериев конкурентоспособности выделяют уровень качества товара и его стабильность, уровень новизны товара, имидж товара, информативность товара, цена потребления товара - товарные критерии.
Анализ деятельности ООО «СМК» показал, что в структуре управления
предприятием отсутствует подразделение, которое бы занималось непосредственно вопросами конкурентоспособности продукции.
При оценке уровня конкурентоспособности тракторов ООО «СМК» относительно техники заводов - конкурентов установили, что по уровню конкурентоспособности ТТ-4М не превзошел ТДТ-55А и составил 0,78 от обобщенного показателя качества ТДТ-55А, 1,8 от обобщенного показателя качества D5H, Т-4А уступил ДТ-75 (обобщенный показатель качества Т-4А составил 0,87 от обобщенного показателя качества ДТ-75). Обобщенный показатель качества Т-4А составил 1,33 от обобщенного показателя качества К-700А, 2Д от обобщенного показателя качества Челленджер-65.
В связи с неплатежеспособностью покупателей техники, основным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности тракторов в России на сегодня, является цена.
Выявлено значительное превышение фактических затрат над плановыми на производство техники.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о существующих проблемах в области управления конкурентоспособностью продукции на предприятии, поэтому нами были предложены мероприятия, позволяющие их решить.
Предложено создание службы контроля и учета затрат в блоке управления экономикой и финансами. В состав службы включили учетчиков затрат по каждой модели и общезаводских расходов и потерь от брака.
Эффект от создания службы контроля и учета затрат по предварительной оценке составит 108736269 рублей.
Разработаны две системы скидок за больший объем для привлечения покупателей и увеличения объемов реализации.
Установлено, что при создании службы контроля и учета затрат и использовании систем скидок, конкурентоспособность машин увеличится в результате снижения цен Т-4А по сравнению с ДТ-75 на 0,04 (0,87 - 0,91), по сравнению с К-700А на 0,07 (1,33 - 1,4), по сравнению с Челленджер-65 на 0,1 (2,2 - 2,3), ТТ- 4М по сравнению с ТДТ-55 на 0,2 (0,78 - 0,98), по сравнению с D5PI на 0,5 (1,8 - 2,3).
Для увеличения объемов реализации тракторов предложено использовать обмен старой техники клиентов на новую с доплатой. В связи с этим, необходимо создание на базе цеха мелких серий крупного участка ремонта и восстановления, тракторов. Это мероприятие позволяет получить еще и дополнительную прибыль.
Предложено увеличить усилия в направлении участия в ярмарках и выставках.
Разработана схема взаимовыгодного экономического сотрудничества, позволяющая загрузить мощности завода и увеличить объем реализации тракторов.
Таким образом предложенные мероприятия, на наш взгляд, позволят повысить конкурентоспособность тракторов ООО «СМК» в результате снижения цен на них.





