РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
Введение 3
Актуальность темы работы 4
Цели и задачи работы 5
Практическая значимость работы 6
Краткий обзор литературы 6
Сборник олимпиадных и занимательных задач для школьников младшего и среднего звена по математике на английском языке 7
Задачи с решением 7
Задачи для самостоятельного решения 12
Решения и методические указания к задачам из сборника на английском языке 17
Сборник олимпиадных и занимательных задач для школьников младшего и среднего звена по математике на русском языке 24
Решения и методические указания к задачам из сборника на русском языке 34
Анализ результатов апробации, проведённой с учащимися языковой школы «Le Marchal», п. Октябрьский КГО 41
Выводы 43
Библиографический список 44
Приложение. Англо-русский словарь использованных слов и выражений 46
Актуальность темы работы 4
Цели и задачи работы 5
Практическая значимость работы 6
Краткий обзор литературы 6
Сборник олимпиадных и занимательных задач для школьников младшего и среднего звена по математике на английском языке 7
Задачи с решением 7
Задачи для самостоятельного решения 12
Решения и методические указания к задачам из сборника на английском языке 17
Сборник олимпиадных и занимательных задач для школьников младшего и среднего звена по математике на русском языке 24
Решения и методические указания к задачам из сборника на русском языке 34
Анализ результатов апробации, проведённой с учащимися языковой школы «Le Marchal», п. Октябрьский КГО 41
Выводы 43
Библиографический список 44
Приложение. Англо-русский словарь использованных слов и выражений 46
Общим местом является утверждение, что воспитание хорошо образованного, способного к творческой деятельности человека следует начинать с раннего детства. Никто не будет отрицать, что знание иностранных языков, прежде всего, английского как языка международного общения, необходимо современному человеку и в профессиональной деятельности, и, во всё большей степени, в повседневной жизни. Занятия языком развивают память, расширяют кругозор ребенка, приобщают его к мировой культуре. Но для развития самостоятельного, творческого типа мышления требуется что-то другое. Ребенок с ранних школьных лет должен в том или ином виде заниматься умственной творческой деятельностью. Задача развития опыта такой деятельности у школьника является во всем мире одной из наиболее актуальных задач образования, хоть и относится к числу «вечных» проблем. В настоящее время в нашей стране её значимость только усугубляется повсеместным внедрением тестовых систем контроля знаний и ЕГЭ, никак не стимулирующих творческой активности учащихся и не способствующих воспитанию современной активной творчески мыслящей инициативной личности.
Привлечение детей младшего и среднего школьного возраста к творческой интеллектуальной деятельности наталкивается на рад проблем не только методического и организационного характера, но и трудностей, связанных с возрастными физическими, психологическими и интеллектуальными особенностями ребенка [1-4]. Важной и трудной задачей педагога, работающего с ребенком 7 - 12 лет, является воспитание у
последнего устойчивого интереса к умственной деятельности. В работе сделана попытка соединить обучение детей двум довольно непохожим дисциплинам - английскому языку и математике, - одновременно, в одном обучающем курсе.
Эффективным средством тренировки в творческой работе школьников является систематическое решение ими нестандартных и занимательных задач по математике и, прежде всего, задач логического цикла [3, 5]. Это развивает у учащихся потребность в творческом мышлении, повышает их культуру, усиливает их инициативность и самостоятельность. Такие задачи можно решать на математических кружках, использовать их в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. Особенно эффективно их использование в летних математических лагерях [6], где сочетание занимательного отдыха и изучение предмета не отвлекается необходимостью посещать другие занятия и делать домашние задания.
В работе подготовлен сборник занимательных и олимпиадных задач логического характера на английском языке. Он предназначен для школьников 3-7 классов, изучающих внеурочно английский язык. Разумеется, он может использоваться школьниками других параллелей и вообще любыми читателями (лучше сказать «решателями»), интересующимися занимательной умственной деятельностью и заодно желающих «освежить» свои знания английского разговорного языка.
Сборник содержит около 50 задач, сформулированных на английском языке. Порядка половины задач снабжены решениями, записанными тоже на английском языке. Для удобства работы со сборником, особенно родителей, к сборнику прилагаются: формулировки задач на русском языке (половина с решениями), а также англо-русский словарь используемой лексики. Заметим, что литературное оформление большинства задач занимательное, в ряде случаев сказочное, приближенное к детской речи. Это позволяет учащимся с интересом, незаметно для себя, расширить объем своей разговорной лексики.
Актуальность темы работы
Как было отмечено, задача развития опыта интеллектуальной творческой деятельности у школьника является во всем мире одной из наиболее актуальных задач образования. Решение логических задач на английском языке является интересным примером такой работы школьников. В настоящий момент в России отсутствуют учебно-методические издания, в которых обсуждается решение занимательных задач по математике на иностранных языках, что делает актуальными подготовку сборника занимательных задач по математике на английском языке и методику работы с ним.
Цели и задачи работы
Целью работы является:
1. Повысить интерес, добавить новые стимулы к изучению языка, имитируя его использование в предметной области и вырабатывая первые навыки «думанья» на иностранном языке;
2. Возбудить (развить, повысить) интерес к математике как к занимательной, вызывающей живое любопытство умственной деятельности.
Для реализации поставленной цели следовало решить задачи:
1. Изучение литературы по олимпиадной математике для школьников младшего и среднего звена;
2. Подготовка сборника задач;
3. Перевод на английский язык и редактирование сборника задач;
4. Подготовка методических указаний к решениям задач из сборника;
5. Перевод решений и методических указаний на английский язык;
6. Апробация сборника задач на группах учащихся;
7. Подготовка научной статьи «Развитие творческих способностей детей при решении занимательных математических задач на английском языке», для сборника «Наука ЮУрГУ: материалы 71 научной конференции».
8. Подготовка доклада на научную конференцию ЮУрГУ.
Практическая значимость работы
Подготовленный сборник задач, решения к ним и глоссарий могут быть использованы во внешкольной работе по изучении математики и английского языка (математические кружки, летние математические школы, центры и школы по изучению иностранных языков и т.д.)
Краткий обзор литературы
В настоящее время имеется большое количество источников по олимпиадной математике на бумажных и электронных носителях на русском языке (см. [7-22] и библиографию в этих источниках). Можно отметить пособия, в которых предлагаются задачи, соответствующие уровню школьников младшего и среднего звена [3, 8-11, 16-18, 20, 22]. Как было отмечено, отсутствуют пособия, в которых предлагаются и разбираются задачи по олимпиадной математике на русском и английском языках.
Привлечение детей младшего и среднего школьного возраста к творческой интеллектуальной деятельности наталкивается на рад проблем не только методического и организационного характера, но и трудностей, связанных с возрастными физическими, психологическими и интеллектуальными особенностями ребенка [1-4]. Важной и трудной задачей педагога, работающего с ребенком 7 - 12 лет, является воспитание у
последнего устойчивого интереса к умственной деятельности. В работе сделана попытка соединить обучение детей двум довольно непохожим дисциплинам - английскому языку и математике, - одновременно, в одном обучающем курсе.
Эффективным средством тренировки в творческой работе школьников является систематическое решение ими нестандартных и занимательных задач по математике и, прежде всего, задач логического цикла [3, 5]. Это развивает у учащихся потребность в творческом мышлении, повышает их культуру, усиливает их инициативность и самостоятельность. Такие задачи можно решать на математических кружках, использовать их в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. Особенно эффективно их использование в летних математических лагерях [6], где сочетание занимательного отдыха и изучение предмета не отвлекается необходимостью посещать другие занятия и делать домашние задания.
В работе подготовлен сборник занимательных и олимпиадных задач логического характера на английском языке. Он предназначен для школьников 3-7 классов, изучающих внеурочно английский язык. Разумеется, он может использоваться школьниками других параллелей и вообще любыми читателями (лучше сказать «решателями»), интересующимися занимательной умственной деятельностью и заодно желающих «освежить» свои знания английского разговорного языка.
Сборник содержит около 50 задач, сформулированных на английском языке. Порядка половины задач снабжены решениями, записанными тоже на английском языке. Для удобства работы со сборником, особенно родителей, к сборнику прилагаются: формулировки задач на русском языке (половина с решениями), а также англо-русский словарь используемой лексики. Заметим, что литературное оформление большинства задач занимательное, в ряде случаев сказочное, приближенное к детской речи. Это позволяет учащимся с интересом, незаметно для себя, расширить объем своей разговорной лексики.
Актуальность темы работы
Как было отмечено, задача развития опыта интеллектуальной творческой деятельности у школьника является во всем мире одной из наиболее актуальных задач образования. Решение логических задач на английском языке является интересным примером такой работы школьников. В настоящий момент в России отсутствуют учебно-методические издания, в которых обсуждается решение занимательных задач по математике на иностранных языках, что делает актуальными подготовку сборника занимательных задач по математике на английском языке и методику работы с ним.
Цели и задачи работы
Целью работы является:
1. Повысить интерес, добавить новые стимулы к изучению языка, имитируя его использование в предметной области и вырабатывая первые навыки «думанья» на иностранном языке;
2. Возбудить (развить, повысить) интерес к математике как к занимательной, вызывающей живое любопытство умственной деятельности.
Для реализации поставленной цели следовало решить задачи:
1. Изучение литературы по олимпиадной математике для школьников младшего и среднего звена;
2. Подготовка сборника задач;
3. Перевод на английский язык и редактирование сборника задач;
4. Подготовка методических указаний к решениям задач из сборника;
5. Перевод решений и методических указаний на английский язык;
6. Апробация сборника задач на группах учащихся;
7. Подготовка научной статьи «Развитие творческих способностей детей при решении занимательных математических задач на английском языке», для сборника «Наука ЮУрГУ: материалы 71 научной конференции».
8. Подготовка доклада на научную конференцию ЮУрГУ.
Практическая значимость работы
Подготовленный сборник задач, решения к ним и глоссарий могут быть использованы во внешкольной работе по изучении математики и английского языка (математические кружки, летние математические школы, центры и школы по изучению иностранных языков и т.д.)
Краткий обзор литературы
В настоящее время имеется большое количество источников по олимпиадной математике на бумажных и электронных носителях на русском языке (см. [7-22] и библиографию в этих источниках). Можно отметить пособия, в которых предлагаются задачи, соответствующие уровню школьников младшего и среднего звена [3, 8-11, 16-18, 20, 22]. Как было отмечено, отсутствуют пособия, в которых предлагаются и разбираются задачи по олимпиадной математике на русском и английском языках.
Цели работы:
Повышение интереса, развитие новых стимулов к изучению английского языка на основе его использования в «прикладной» области и выработки первых навыков «думанья» на английском языке;
Развитие, усиление интереса учащихся к математике как к занимательной умственной деятельности в процессе решения логических задач на английском языке, - достигнуты.
Все поставленные задачи решены.
Анализ апробации сборника задач и методики его использования показал, что такая деятельность провоцирует развитие творческого отношения учащихся к обучению и, в конечном счете, развитию их творческих способностей.
Анализ апробации также показал, что дальнейшее улучшение методики преподавания связано с большей детализацией предлагаемых задач по уровню трудности для возможностей большей их адаптации к особенностям и умственному потенциалу учащихся.
Повышение интереса, развитие новых стимулов к изучению английского языка на основе его использования в «прикладной» области и выработки первых навыков «думанья» на английском языке;
Развитие, усиление интереса учащихся к математике как к занимательной умственной деятельности в процессе решения логических задач на английском языке, - достигнуты.
Все поставленные задачи решены.
Анализ апробации сборника задач и методики его использования показал, что такая деятельность провоцирует развитие творческого отношения учащихся к обучению и, в конечном счете, развитию их творческих способностей.
Анализ апробации также показал, что дальнейшее улучшение методики преподавания связано с большей детализацией предлагаемых задач по уровню трудности для возможностей большей их адаптации к особенностям и умственному потенциалу учащихся.





