ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ МЕТОДОМ РАСКРАСКИ 6
2. ОЦЕНКА ПЛЮС ПРИМЕР НА КЛЕТЧАТОЙ ДОСКЕ 14
3. ОЦЕНКА ПЛЮС ПРИМЕР В РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАЧАХ 30
4. ИНВАРИАНТЫ 34
5. КОНСТРУКЦИИ 39
6. ПОДСЧЕТ ДВУМЯ СПОСОБАМИ 57
7. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 64
8. ЗАДАЧИ НА ИГРОВЫЕ ТУРНИРЫ(ИГРЫ) 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
ЛИТЕРАТУРА 85
Образовательная программа «занимательная математика» является программой естественно - научной направленности. Настоящая программа курса математики включает классические разделы олимпиадной, нестандартной математики и призвана восполнить отсутствие такого рода знаний в школьной программе по математике.
Цель данной программы: развитие интеллекта и способностей детей, совершенствование их математической подготовки через преподавание олимпиадной математики.
Задачи:
1. Формирование знаний и умений по решению олимпиадных математических задач.
2. Развитие интеллекта школьников.
3. Развитие математических способностей школьников.
4. Развитие коммуникативных способностей школьников.
5. Развитие организационно-волевых качеств личности школьников.
6. Развитие исследовательских способностей школьников
7. Расширение кругозора школьников
Особенность программы - использование задач с последних турниров математических боев для 5-6 классов, разбор наиболее частовстречаемых тем для олимпиад в 5 и 6 классе. В каждой теме приведены задачи разного уровня сложности и с разными идеями решения, которые даются на разных годах обучения. Темы изучаемых занятий определяются не возрастом учащихся, а тем, сколько лет он изучает олимпиадные идеи.
Возраст обучающихся:с 10 до 13 лет. В каждой группе обучаются школьники,
проходившие обучение одинаковое число лет. Допускается совместное изучение материала школьниками смежных возрастов (например, в одной группе могут быть десятилетний и двенадцатилетний воспитанник).
Темы расположены так, что каждая следующая включает задачи с частичной идеей решения из предыдущей темы.
Численность обучающихся в группе - 10 -15 человек.
Основную часть времени школьники 3-7 классов решают задачи.
Теоретические факты могут быть как открыты обучающимися на задачном материале, так и объяснены педагогом. Формы занятий: лекции, практические занятия по решению задач, игровые занятия.
После объяснения каждой темы дается список задач, которые предлагается решить школьнику самостоятельно и рассказать педагогу устно.
В зависимости от успехов воспитанников творческого объединения, а также от участия их на соревнованиях в течение года формируется команда города, участвующая в Российских фестивалях юных математиков. Такой способ изучения материала нацеливает детей на более качественное изучение материала и позволяет командам города добиваться успех на областных, зональных и Российских соревнованиях. Кроме еженедельных занятий обучающиеся(если они входят в состав команды) могут готовиться к соревнованиям на дополнительных занятиях, проводимых перед соответствующими соревнованиями.
Знания и умения обучающихся в творческом объединении. Обучающиеся должны знать содержание олимпиадных идей, изученных на занятиях, и уметь применять их при решении задач. Проверкой результативности обучения может быть олимпиада для 5-7-классников и другие математические соревнования, а также достижения школьников, полученные ими в ходе научной деятельности. При этом успешность обучения определяется не местом, занятым школьников.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Научиться решать нестандартные задачи можно лишь одним способом - постоянно их решать, желательно с образованным наставником. Олимпиады занимают важное место в развитии учащегося. Именно в это время происходит развитие творческих способностей ребенка. Обученный педагог может дать верное направление такому творческому развитию. Именно поэтому в работе приведено большой количество задач с решениями. Разобранные темы являются базовыми на начальной подготовке учащихся к олимпиадам по математике.