🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РАЗРАБОТКА ТРЕНАЖЕРА «ПОДСТАНЦИЯ 220 КВ» ПОД МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Работа №202228

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы146
Год сдачи2022
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 19
1. Обзор технологии виртуальной реальности 21
1.1 Виртуальная реальность 21
1.2 Проблемы связанные с виртуальной реальностью 22
1.3 Рынок виртуальной реальности в России 24
1.4 Влияние геополитической ситуации на рынок виртуальной реальности в
России 27
1.5 Виртуальная реальность как способ обучения 27
1.6 Сравнение традиционных методов обучения с обучением в виртуальной
реальности 28
1.7 Способы обучения в виртуальной реальности 30
1.8 Обзор обучающих систем в различных тренажерах 33
1.8.1 DE&M - Electrical Substation Training Platform 33
1.8.2 DreamPort - VR simulator for power engineers 34
1.9 Сравнение системы обучения у различных тренажеров 36
1.10 Вывод по главе «обзор технологии виртуальной реальности» 36
2. Архитектура тренажера «Подстанция 220 кВ» 38
2.1 Системные компоненты 39
2.1.1 Системный менеджер 39
2.1.2 Система управления сценами 39
2.1.3 Система локализации 40
2.1.4 Система сетевых взаимодействий 41
2.1.5 БД приложения 41
2.1.6 Система загрузки компонентов 41
2.1.7 Система переходов пользователя 42
2.2 Компоненты работы с пользователем 42
2.2.1 Актор пользователя 42
2.2.2 Обработка пользовательского ввода 43
2.2.3 Система пользовательского интерфейса 43
2.2.4 Система перемещения 43
2.2.5 Система интерактивных взаимодействий 45
2.2.6 Система инвентаря 45
2.3 Компоненты VR-тренажёра 46
2.3.1 Логика и задачи VR-тренажёра 46
2.3.2 Интерактивные объекты тренажёра 46
2.3.3 Обучение работе в тренажёре 47
2.4 Вывод по главе архитектура тренажера 47
3. Проектирования системы обучения 48
3.1 Вывод по главе проектировании системы обучения 53
4. Разработка системы обучения 55
4.1 Инструменты разработки 55
4.1.1 Unity 3D 55
4.1.2 OpenXR 56
4.1.3 High Definition Render Pipeline (HDRP) 57
4.2 Состав и параметры технических средств, под которые совершается
разработка 58
4.3 Разработка системы обучения 59
4.4 Разработка расширений редактора Unity 70
4.4.1 Расширение для управления последовательностью подсказок 70
4.4.2 Расширение для управления группой подсказок 71
4.4.3 Расширение для менеджера подсветки клавиш контроллера 73
4.5 Результаты работы 74
4.6 Вывод по главе «Разработка системы обучения» 76
5. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 78
Введение 78
5.1 Предпроектный анализ 78
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 78
5.1.2 Анализ конкурентных решений 79
5.1.3 Оценка готовности проекта к коммерциализации 81
5.1.4 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования 84
5.1.5 FAST-Анализ 84
5.1.6 SWOT-анализ 91
5.2 Инициация проекта 93
5.3 Планирование научно-исследовательских работ 94
5.4 Определение сравнительной эффективности исследования 105
Вывод по главе «финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» 107
6. Социальная ответственность 109
Введение 109
6.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 109
6.1.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства 109
6.1.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 112
6.2 Производственная безопасность 113
6.2.1 Микроклимат 114
6.2.2 Освещенность 115
6.2.3 Шум 117
6.2.4 Электробезопасность 118
6.3 Экологическая безопасность 119
6.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 120
6.4.1 Возможные чрезвычайные ситуации 120
6.4.2 Разработка действий в результате возникшей ЧС и меры по ликвидации
ее последствий 122
Вывод по главе «социальная ответственность» 124
Заключение 125
Conclusion 127
Список источников 129
Приложение A 135
Приложение Б. Диаграмма классов системы подсказок 146


Виртуальная реальность (VR), зародилась как нишевый продукт в игровой индустрии, но теперь ее преимущества перешли в более широкую сферу бизнеса. С помощью виртуальной реальности предприятия могут создавать реалистичные симуляции с минимальными затратами. В настоящие время наблюдается усложнение тех или иных технологических объектов [1]. Детальность операторов на таких объектах принимает все менее и менее алгоритмизированный характер. Поэтому вопрос о обучение операторов ставится по-новому. Согласно исследованиям [2] самым эффективным способом обучения является - практическое, персональное обучение. Но в большинстве случаев такое обучение невозможно. Причины могут быть разные, например, экономические - заработная плата наставников, оплата командировок, риск поломки дорогостоящего оборудования неопытным сотрудником. Помимо этого, обучение на реальном объекте может угрожать жизни обучающегося. Выходом из данной ситуации могут стать тренажеры в виртуальной реальности. Тренажер (симулятор) виртуальной реальности - это программный- аппаратный комплекс, который моделирует основные элементы реального объекта и способы взаимодействия с ним. Тренажер виртуальной реальности состоит из двух частей - программной и аппаратной.
• Программная часть — это приложение, которое моделирует реальный объект и процесс, в пределах которого пользователь может выполнять различные действия, перемещается и взаимодействовать с окружающим миром;
• Аппаратной часть — может состоять из очков, подвижной платформы, джойстиков, рулей, педалей, датчиков для отслеживания движений рук пользователя и других электронных компонентов, в том числе изготовленных на заказ. Они интегрированы с программным обеспечением и их использование гарантирует полное погружение обучаемого.
Целью данной работы является разработка тренажер "Подстанция 220 кВ" под мобильное устройство ВР. Целью тренажера является обучение операторов правильному вводу и выводу автотрансформатора в эксплуатацию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы была проанализирована предметная область, были проанализированы социальные и финансовые аспекты касающиеся разработки проекта. Была описана архитектура тренажера в целом. Был спроектирован один из ключевых систем тренажера - система, которая отвечает за обучения пользователя. На основании результатов проектирования была реализована данная система.
В ходе анализа предметной области было показано, что тренажеры в виртуальной реальности являются одним из самых эффективных способов обучения операторов. Помимо эффективности обучения, VR-тренажеры снижают риски получения травмы обучаемым на реальном производстве и риски, связанные с поломкой дорогостоящего оборудования неопытным сотрудником, а также экономические издержки, например, на зарплату наставника, перевозку обучающего на объект и т. д.
Был проанализирован рынок виртуальной реальности в России. По мнению аналитиков, рынок связанный с VR-технологиями будет расти из года в год. Также был проведен анализ влияния геополитической ситуации на рынок в России, согласно которому хотя и на текущий момент рынок виртуальной реальности пострадал от санкций, направленных против России, но в долгосрочной перспективе стоимость VR-проектов может снизиться, а также в перспективе могут быть разработаны Российские аналоги, как и шлемов виртуальной реальности, так и программного обеспечения, которое необходимо для разработки.
Были рассмотрены способы восприятия человеком информации, на этой основе были сформулированы способы эффективного обучения в виртуальной реальности.
Были рассмотрены решения, которые существуют на рынке. Проанализированы слабые и сильные стороны данных решений. Анализ конкурентных решений осуществлялся в контексте способов обучения пользователя.
Опираясь на проведенный анализ, была спроектирована система, которая позволяет обучать пользователя в виртуальной реальности. Разработанная система является универсальной и может быть использована в любом другом тренажере.



1. Alexander, T., Westhoven, M., and Conradi, J. (2017). “Virtual environments
for competency-oriented education and training,” Режим доступа:
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-42070-7_3 (дата обращения: 20.12.2021).
2. Akgayir, M., and Akgayir, G. (2017). Advantages and challenges associated
with augmented reality for education: a systematic review of the literature. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X163006167via%3Dihub(дата обращения: 05.05.2022).
3. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0092656609000294?via% 3Dihub (дата обращения: 20.12.2021).
4. Azuma, R., Baillot, Y., Behringer, R., Feiner, S., Julier, S., and MacIntyre, B.
(2001). Recent advances in augmented reality. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/963459(дата обращения: 05.01.2022).
5. Bacca, J., Baldiris, S., Fabregat, R., and Graf, S. (2014). Augmented reality
trends in education: a systematic review of research and applications Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Augmented+reality+trends+ in+education%3A+a+systematic+review+of+research+and+applications%2E &j ournal=J%2E+Educ%2E++T echnol%2E+Soc%2E&author=Bacca+J.&aut hor=Baldiris+S.&author=Fabregat+R.&author=and+Graf+S.&publication_y ear=2014&volume=17&issue=133 (дата обращения: 05.01.2022).
6. Banos, R. M., Botella, C., Garcia-Palacios, A., Villa, H., Perpina, C., and Alcaniz, M. (2000). Presence and reality judgment in virtual environments: a unitary construct? » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liebertpub.eom/doi/10.1089/cpb.1999.2.143 (дата обращения: 03.01.2022).
7. Banos, R., Botella, C., Garcia-Palacios, A., Villa, H., Perpina, C., and Gallardo, M. (2009). Psychological variables and reality judgment in virtual environments: the roles of absorption and dissociation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.frontiersin.org/articles/10.3389(дата обращения: 03.01.2022).
8. Baus, O., and Bouchard, S. (2014). Moving from virtual reality exposure¬
based therapy to augmented reality exposure-based therapy: a review Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.frontiersin.org/articles/10.3321. (дата обращения: 05.05.2022).
9. Biocca, F. (1997). The cyborg’s dilemma: progressive embodiment in virtual
environments. Режим доступа: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1997.
(дата обращения: 04.01.2022).
10. Biocca, F., Harms, C., and Gregg, J. (2001). « The networked minds measure of social presence: pilot test of the factor structure and concurrent validity,” in 4th Annual International Workshop on Presence»Режим доступа: https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=%22The+networked+minds +measure+of+social+presence%3A+pilot+test+of+the+factor+structure+and +concurrent+validity%2C%22+in&journal=4th+Annual+International+Work shop+on+Presence&author=Biocca+F.&author=Harms+C.&author=and+Gre gg+J.&publication_year=2001&pages=1-9. (дата обращения: 05.05.2022).
11. Анализ рынка VR/AR в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82% D1 %8C%D 1 %8F: %D0%A2%D0%B5%D 1 %85%D0%BD%D0%BE%D0% BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B2%D0%B8%D1%80%
D1 %82%D 1 %83%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D0% B9_%D0%B8_%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B D%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5% D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0% B8._%D0%9E%D0%B 1 %D0%B7%D0%BE%D 1 %80_TAdviser_2 (дата обращения: 05.01.2022).
12. Цифровизация предприятий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/partnership/741021-gazprom-ne^-v-ramkakh-pmef- 2022-zaklyuchila-ryad-vazhnykh-soglasheniy-v-sfere-obrazovaniya-i-tsifro/ (дата обращения: 15.02.2022).
13. Российские шлемы виртуальной реальности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscosmos.digital/services/vr-ar-tekhnologii//(дата обращения: 15.02.2022).
14. Bohil, C. J., Alicea, B., and Biocca, F. A. (2011). Virtual reality in
neuroscience research and therapy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nature.com/articles/nrn3122(дата обращения: 25.02.2022).
15. Borrego, A., Latorre, J., Llorens, R., Alcaniz, M., and Noe, E. (2016).
Feasibility of a walking virtual reality system for rehabilitation: objective and subjective parameters. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //pubmed. ncbi.nlm.nih. gov/?Db=pubmed&Cmd=ShowDetailView&Te rmToSearch=27503112 (дата обращения: 05.05.2022).
16. Botella, C., Fernandez-Alvarez, J., Guillen, V., Garcia-Palacios, A., and
Banos, R. (2017). Recent progress in virtual reality exposure therapy for phobias: a systematic review. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://link.springer.com/article/10.1007/s11920-017-0788-4 (дата обращения: 03.04.2022).
17. Brown, A., and Green, T. (2016). Virtual reality: low-cost tools and resources for the classroom. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liebertpub.Com/doi/10.1089/cpb.2005.8.162(дата обращения: 03.04.2022).
18. Восприятие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //web.archive. org/web/20160304071505/http: //www.vocabulary .ru/dicti onary/30/word/vosprijatie (дата обращения: 04.05.2022).
19. Теории и методы исследования восприятия. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://infourok.ru/teorii-i-metody-issledovaniya-
vospriyatiya-4090373.html (дата обращения: 04.05.2022).
20. Electrical Substation Training. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vrvisiongroup.com/electrical-engineering-substation-training-using- virtual-reality/(дата обращения: 04.05.2022).
21. Electrical Substation Training Description. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.digitalengineeringmagic.com/vr-training/vr-
training-hv-electrical-substation/ (дата обращения: 04.05.2022).
22. VR simulator for power engineers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.dreamport.pro/project/vr-simulator-for-power-engineers//(дата обращения: 15.05.2022).
23. VR-тренажер для энергетиков. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://wadline.ru/project/7348/(дата обращения: 05.05.2022).
24. Постановлению Правительства РФ №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901808053(дата обращения: 16.05.2022).
25. Приказ Министерства Финансов РФ от 17 сентября 2020 года N 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/566007982(дата обращения: 25.05.2022).
26. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200003913(дата обращения: 22.05.2022).
27. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/901807664(дата обращения: 22.05.2022).
28. ГОСТ 12.0.003-2015 Опасные и вредные производственные факторы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200136071(дата обращения: 22.05.2022).
29. СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573500115(дата обращения: 22.05.2022).
30. СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение.
Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456054197(дата
обращения: 22.05.2022).
31. ГОСТ 22269-76 Система «Человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200012832(дата обращения: 22.05.2022).
32. ГОСТ 12.1.003-2014 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/1200118606(дата обращения: 22.05.2022).
33. ГОСТ 12.1.045-84 ССБТ. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9051575(дата обращения: 02.05.2022).
34. ГОСТ 12.1.019-2017 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200161238(дата обращения: 22.05.2022).
35. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/9051953(дата обращения: 28.05.2022).
36. ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление.
Зануление [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/5200289(дата обращения: 28.05.2022).
37. ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/5200313(дата обращения: 28.05.2022).
38. ГОСТ Р 53692-2009 обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200081740(дата обращения: 28.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ