Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА (на материале исследования З.Ф. Пейнирциогла)

Работа №20218

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
826
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
ГЛАВА I. Концептуальное исследование музыкального мышления композитора
1.1. Концепции музыкального мышления композитора в истории
музыкального искусства и философии культуры 12
1.2. Анализ музыкального мышления композитора как процесса передачи культурных ценностей 30
1.3 Методика исследования музыкального мышления композитора
(на материале перевода статьи З. Ф. Пейнирциогла) 46
ГЛАВА II. Прикладное исследование отношения исполнителя и слушателя как процесса передачи и освоения культурных
ценностей (на материале анализа музыкального мышления детей школьного возраста)
2.1 Характеристика особенностей музыкального мышления ребенка в
области психологии и педагогики 58
2.2. Анализ стилевых особенностей музыкальных произведений в современной теории искусства 71
2.2.1. Анализ музыкального языка Сергея Васильевича Рахманинова и вокального произведения «Здесь хорошо» 72
2.2.2. Анализ музыкального языка Людвига Ван Бетховена и хорового финала 9 симфонии «Ода к радости» 75
2.2.3. Анализ музыкального языка Александра Порфирьевича Бородина и III части струнного квартета D-dur «Ноктюрн» 77
2.2.4. Анализ музыкального языка Франца Шуберта и баллады «Лесной царь» 78
2.3 Диагностика музыкального восприятия культурных ценностей произведения музыкального искусства у детей школьного возраста города Красноярска (по методике З.Ф. Пейнирциогла) 80
Заключение 97
Список литературы 100
Приложение А 107
Приложение Б 108

Актуальность диссертационного исследования обоснована необходимостью выявления многомерных взаимосвязей и возможностей отношения композитора, исполнителя и слушателя. Зачастую, теоретический анализ музыкальных произведений сосредоточен либо на выявлении уникальных характеристик авторского (композиторского) стиля, либо на определении уровня исполнительства данного произведения для слушателя. В данном исследовании термины «композитор», «исполнитель» и «слушатель» понимаются как три соучастника процесса творения музыкального образа произведения в его временных и вневременных характеристиках. Следовательно, понятие «музыкальное мышление» имеет трехаспектное содержание, которому в истории и теории музыкального искусства не оказано должного внимания. Современная теория искусства позволяет целостно понять, как процесс создания музыкального произведения, так и процесс освоения его культурных ценностей в процессе взаимоотношений между исполнителем и слушателем. В связи с этим требуется теоретическим и методологическим путем раскрыть понятие «музыкальное мышление» и провести прикладное исследование влияния музыкального образа произведения на эмоциональную сферу слушателя.
Гипотеза исследования составляет предположение, что композитор, исполнитель и слушатель есть участники трехстороннего взаимодействия в создании и освоении культурных ценностей музыкального произведения искусства. Методологические возможности исследования этого процесса заключаются в ключевых положениях современной теории искусства и междисциплинарных методах философии культуры, теории музыки и психологии.
Степень научной разработки темы исследования показана через освещение некоторых векторов в этой научной проблеме. Прежде всего оно связано с коммуникационными исследованиями, а уже потом с культурологическим анализом.
Изучение взаимоотношений композитора, исполнителя и слушателя является своеобразным видом научной деятельности, которая объединяет в себе системы и методы психологии, философии, социологии и других наук. Сегодня исследования в области музыкального искусства, пожалуй, самая динамичная отрасль. К исследованию эмоции в музыке обращались В.И. Петрушин [48], Джордж Брунер [10], В.В. Медушевский [38], А.А. Бочкарев [7], Д.К. Кирнарская [30], М.С. Каган [24] и др.
Другим базисным исследованием этой темы стала теория музыкального мышления Б.В. Асафьева [5], М.Г. Арановского [4], Ю.Н. Холопова [67], Б.Л. Яворского [76].
Вопросы музыкального исполнительства и распространения музыки также рассматриваются и анализируются в научных статьях Г.Н. Когана [27], Л.А. Баренбойма [6], Ю.В. Капустина [26] и др.
Особенно значимыми достижениями в области музыкального мышления можно считать труды зарубежных ученых. Так, Е. Павлов (Болгария) [46] и К. Ниман (Германия) [42] создали определенную методику изучения восприятия публики, рассматривали ее отношение к традиционным и новым средствам распространения музыки.
В современном мире музыкальные исследования выступают неразрывной частью многих других, например, религиозных, гендерных, социально-психологических. Вместе с тем продолжаются исследования и в области теории музыки, в том числе такими учеными, как В.А. Вахромеев [41, 56 - 58], И.В. Способин [60], В. А. Уткин [64], В.В. Хвостенко [69].
В качестве самостоятельной научной дисциплины музыкальная теория получает свое развитие в начале 1960-х годов в трудах А.Н. Сохора. В многочисленных статьях, а особенно в книге «Социология и музыкальная культура» [59], он дает определение популярной тогда марксистской теории социологии музыки, описывает ее методы, задачи и структуру. В. С.
Цуккерман в своем труде «Музыка и слушатель» [71] пытается дать определение музыкальной культуры общества, а также проанализировать потребность населения в музыке.
Музыку необходимо рассматривать и с ее психоэмоциональной стороны. Обзор такой литературы показывает, что исследователи рассматривают материал литературы, театра гораздо реже и фрагментарно - музыки. Интерес в области психоанализа был направлен на изобразительные возможности искусства, прежде всего литературы (как поэзии, так и прозы) театра и в меньшей мере живописи. Причину этого достаточно легко объяснить, так как именно изобразительные знаки данных видов искусства дают возможность рассмотреть характер и природу скрытых душевных переживаний, которые, согласно психоаналитической (в первую очередь - фрейдистской) концепции, «вытесняются» в творческом процессе. Музыка дает возможность, хотя и в меньшей мере, интерпретировать какие-либо события и действия, но достаточно заметно может раскрыть связь творчества с подсознанием.
Первым, кто применил психоанализ в музыке, был австрийский критик Маркс Граф. В своей книге «Внутренняя мастерская музыканта» он ставил задачу показа того, как в глубине подсознания рождаются композиторские замыслы, которые затем перетекают в творческий процесс.
Чилийский пианист Клаудио Аррау рассматривает психоанализ как метод познания подсознательных и бессознательных компонентов психики музыканта.
Проблема исследования музыкального мышления композитора, исполнителя и слушателя состоит в отсутствии необходимой методики анализа в данной сфере. Методология исследования должна выстраиваться на междисциплинарном подходе - синтезе методов различных областей науки: музыкознания, психологии, философии культуры.
Объектом диссертационного исследования является понятие «музыкальное мышление» композитора, исполнителя и слушателя.
Предметом исследования выступает концептуальный анализ триады определений (музыкальное мышление композитора, исполнителя и слушателя) и апробирование авторского метода З.Ф. Пейнирциогла [47] в прикладном эксперименте.
Целью исследования служит теоретическое определение музыкального мышления композитора и прикладное исследование детского восприятия музыкальных фрагментов.
Для достижения поставленной цели диссертант ставит перед собой следующие задачи исследования:
1. Проследить концепцию музыкального мышления композитора в истории музыкального искусства и философии культуры.
2. Проанализировать музыкальное мышление композитора в процессе передачи культурных ценностей.
3. Изучить методику исследования музыкального мышления композитора (на материале перевода статьи З.Ф. Пейнирциогла).
4. Рассмотреть характеристику особенностей музыкального мышления ребенка в психологии и педагогике.
5. Провести диагностику музыкального восприятия культурных ценностей произведения музыкального искусства у детей школьного возраста города Красноярска (по методике З.Ф. Пейнирциогла).
Теоретическая ценность исследования заключается в том, что в научно-культурологический оборот введены идеи и наработки в области понимания термина «Музыкальное мышление», связанные с изучением российской и зарубежной специфики механизмов коммуникации композитора, исполнителя и слушателя.
Теоретическим и методологическим основанием являются методологические возможности, значимые концепции и идеи, дающие понятие как о классических, так и о современных культурных исследованиях в области музыки.
Огромное значение в анализе музыкального мышления имеют российские теоретические исследования Ю.Н. Холопова [67], М. Высоцкой [13], И. Кузнецова [29].
В своей работе диссертант берет за основу диссертационное исследование В. П. Лозинской «Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей» [35], где подчеркивается значимость музыкального искусства как для общества, так и для отдельного индивида. В основном рассматривается классическая музыка, которая в процессе написания ее композитором, а затем восприятия слушателем создает реальное бытие культурных ценностей.
Одним из главных феноменов диссертационного исследования является культурологическое понимание термина «музыкальное мышление». Базой для анализа послужили научные работы гуманитарного направления. При теоретическом анализе использовалась методика семиотического анализа культурологических текстов.
Интерпретация результатов исследования и преобразование их в научный текст проводились при помощи специальных общенаучных процедур и методов: анализа, синтеза (дедуктивного, сравнительно-индуктивного), экстраполяции.
Результаты позволяют обеспечить определенный уровень подготовки преподавателей музыкальных дисциплин в области психологии: познание сущности сознания реципиента; связь сознательного и бессознательного; роль самосознания в поведении человека; владение психологическими основами в профессиональном творчестве и познавательном процессе; эмоциональная сфера личности; проблемы композиторского, исполнительского искусства, а также музыкального восприятия.
Диссертационное исследование имеет методическое обоснование и направлено на преподавание музыкальных предметов. В ходе исследования определяется эмоциональная отзывчивость при прослушивании музыкальных отрывков, а также способ развития личностных качеств обучающего и выявление социальной идентификации в его общественно¬культурной жизни. Процедура диагностики музыкального мышления подходит как для школ, так и для средних учебных заведений.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что музыкальное мышление имеет большое влияние на формирование нравственных качеств и развитие эстетических идеалов у детей. Оно включает в себя обширный познавательный диапазон, вследствие чего способствует развитию чувственной, эмоциональной стороны сознания; также помогает в формировании гуманистических взглядов и убеждений. На основании этого можно сделать вывод, что процесс освоения ребенком окружающего мира происходит через культуру и музыкальное искусство, которые способствуют установлению подлинных культурных связей и включению их в повседневную жизнь через познание законов красоты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании проведен междисциплинарный анализ феномена музыкального мышления композитора, что помогло определить его связь с мыслительной деятельностью исполнителя и слушателя. В качестве исследуемого материала выступили научные статьи музыковедов, авторские комментарии композиторов, диссертационное исследование В.П. Лозинской «Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей»; для проведения прикладного исследования проанализированы стилевые и формальные признаки музыкальных произведений Л. Бетховена, С. Рахманинова, Ф. Шуберта и А. Бородина.
Рассмотрение концепции музыкального мышления композитора в истории музыкального искусства и философии культуры раскрывает понимание процесса создания музыкального сочинения, в котором автор выступает не только создателем, но одновременно идеальным исполнителем и идеальным слушателем. В его художественном процессе написания музыкального полотна композитор уже видит плод своего творения. В момент создания нотного текста он сообразует свои действия с общей концепцией целого произведения.
Музыкальное мышление композитора есть своеобразный процесс, в котором его рациональная сторона взаимодействует с музыкально-художественным материалом. Продуктом такого взаимодействия становится музыкальное произведение. Ценности, приобретаемые с помощью музыкального мышления, имеют общечеловеческое значение и смысл, которые автор воплощает в своих музыкальных сочинениях. Подобный феномен постигается тремя уровнями познания: философским, личностным и историческим.
Рассмотрение музыкального мышления в области музыкознания определило композитору роль создателя, творца музыкального произведения, а посредством философии культуры выявило его роль в качестве автора временных и вневременных культурных ценностей, высказанных на языке музыки.
В процессе создания музыкального произведения композитор выступает в трех ипостасях одновременно - творец, исполнитель и слушатель. В связи с этим сочиненное в процессе взаимоотношений композитора и музыкального материала произведение музыки становится носителем, репрезентантом культурных ценностей, потенциальным партнером для слушателя в их освоении.
Методическое исследование музыкального мышления (на материале перевода статьи З.Ф. Пейнирциогла) выявляет особенности творческого процесса композитора. Музыкальное мышление композитора в творческом акте становится особым продуктом образного, эмоционально-психического звена, протекающего внутри культурного пространства и имеющего культурное основание.
В ходе теоретического анализа было выявлено два процесса: 1) взаимосвязь композитора и музыкального материала; 2) взаимосвязь музыкального произведения и человека. Механизмы и роль эмоций в сознании и культурной эволюции являются предметом исследования З.Ф. Пейнирциогла. Автор в своем творческом процессе постигает единство вещественной стороны и раскрывает смысловую единицу художественного произведения музыкального искусства. Так как музыкальное мышление композитора является особым продуктом образного, эмоционально¬психического звена, то процессы, протекающие внутри культуры, имеют также культурное основание.
Рассматривая характеристики особенностей музыкального мышления ребенка, в психологии и педагогике важен переход музыкального искусства с его жанровой основой, стилистическими особенностями в концептуальные идеи, выстраивающие его процесс музыкального образования. Это реализуется не только с помощью выстраивания определенной системы обучения на уроках, но и в процессе внеурочной деятельности, включающей в себя комплекс каких-либо событий и мероприятий. Музыкальное произведение, используемое в таких мероприятиях, становится средством успешного их проведения, что в свою очередь опосредованно влияет на формирование определенных качеств личности и ее музыкальные способности.
Диагностика музыкального восприятия культурных ценностей музыкального произведения у детей школьного возраста города Красноярска помогла выяснить уровень музыкального развития детей. Эксперимент, предлагаемый детям, помог проверить их музыкальные способности. Задания, полученные в ходе тестирования, раскрывали образное мышление ребенка (в ходе прослушивания рождались музыкальные и художественные образы).
Результаты исследования показали разный уровень музыкальной подготовки испытуемых. Процесс восприятия музыкального произведения обучающимися музыкальной школы был выше, нежели общеобразовательной. В связи с этим можно говорить о том, что на уроках музыки изучение предполагаемого материала должно быть комплексным. Необходимо раскрывать особенности стиля эпохи, авторского музыкального языка на конкретных музыкальных примерах. Ребенок должен быть активным слушателем, то есть соучастником в момент восприятия музыкального, художественного произведения, вовлекаясь в пространственно-игровое действие (пение, проектная деятельность).
Процесс исследования музыкального мышления является многогранным и вызывает интерес не одно столетие. Обращаясь к исследовательским работам в данной области, становится понятным процесс восприятия музыкальных произведений взрослым человеком-слушателем. О восприятии музыкальных сочинений детьми говорится не так много, что представляет собой поле для научной деятельности. Данное диссертационное исследование дает основание для последующего более глубокого изучения детского музыкального мышления



I. Алкон, Е. Музыкальное мышление Востока и Запада [Текст] / Е. Алкон. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 169 с.
2. Андерсон, C.A. Воздействие средств массовой информации: эффекты песен с негативным словом на мысли и чувства / С.А. Андерсон [Текст] // Журнал личности и социальной психологии, 2003. № 134 - С. 587 - 589- 960.
3. Апрелева, В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса / В.А. Апрелева. - Челябинск.: ЮУрГУ, 1999. - 178 с.
4. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 319 с.
5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 230 с.
6. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм // Сов. композитор, 1973. - 270 с.
7. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] /Л.Л.Бочкарев. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2008. - 225 с.
8. Белинский, В. Г. Статьи о классиках [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Советский композитор,1970. - 267 с.
9. Бетховен, Л. Письма в 4-х томах [Текст] / Л. Бетховен. - М. Музыка, 2014. - 560 с.
10. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами
непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Директ. Медиа, 2008. - 325 с.
II. Веберн, А. Лекции о музыке. Письма [Текст] / А. Веберн; сост. и ред. М. Друскин, А. Шнитке; пер. с нем. В. Шнитке. - М.: Музыка, 1975. -143 с.
12. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве [Текст] / Г. Вельфлин; пер. А.А. Франковского; вступ. ст. Р. Пельше. - М.; Л.: Academia, 1930. - 344 с.; ил.
13. Высоцкая, М. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. 2-е изд. [Текст] / М. Высоцкая. М.: Московская консерватория, 2014. - 305 с.
14. Ганслик, Э. О музыкально прекрасном. Опыт переосмысления музыкальной эстетики [Текст] / Э. Ганслик. М.: Либроком, 2012. - 232 с.
15. Гегель, Ф. Лекции по истории философии [Текст] / Ф. Гегель. М.: Наука, 2006. - 532 с.
16. Гербарт, И.Ф. Психология [Текст] / И.Ф. Гербарт. М.: Территория будущего, 2007. - 288 с.
17. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением. [Текст] / Л.С. Гинзбург. М.: Москва, 1961. - 187 с.
18. Граф, М. Die innere Werkstatt des Musikers [Текст] / М. Граф. Wien, 1910. - 205 с.
19. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] /А.Л. Готсдинер.
- М.: МИП «NB Магистр», 1993. - 225 с.
20. Дарвин, Ч. Избранные письма [Текст] / Ч. Дарвин, 1950. - 245 с.
21. Жуковский, В. И. Теория изобразительного искусства: Тексты лекций. Ч. 2. Методология истории искусства/ В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 199 с.
22. Зинькевич, Е. С. Генетико-типологический аспект в анализе совре¬менной музыки [Текст] / Е. С. Зинькевич // MUNDUS MUSICAE. Тексты и контексты: избр. ст. - Киев: Задруга, 2007. - С. 41- 49.
23. Кабалевский, Д. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя [Текст] / Д. Кабалевский // М.: Музыка, 2004. - 192 с.
24. Каган, М. С. Музыка в мире искусства [Текст] / М.С. Каган // СПб.: Либерия, 1998. - 259 с.
25. Кант, И. Трактаты [Текст] / И. Кант //Л.: Наука, 2006. - 552 с.
26. Капустин, Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика [Текст] / Ю.В. Капустин. - Л.: Музыка, 1985. - 160 с.
27. Коган, Г.Н. Избранные статьи [Текст] / Г.Н. Коган // М.: Советский композитор, 1985. - 184 с.
28. Курт, Э. Кризис романтической гармонии в «Тристане и Изольде» Вагнера [Текст] / Э. Курт. - М.: Музыка, 1975. - 529 с.
29. Кузнецов, И. Полифония в русской музыке XX века [Текст] / И. Кузнецов. М.: Дека-ВС, 2012. - 422 с.
30. Кирнарская, Д.К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Музыка, 2003. - 245 с.
31. Кольман, Э., Зих, О. Занимательная логика [Текст] / Э. Кольман, О. Зих. - М.: Наука. - 128 с.
32. Концерт [Текст] // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти тт. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2: ГОНД- КОРСОВ. - С. 922 - 925.
33. Клюев, А.С. Будущее музыкознания //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в.; Вып. 12/ к 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. // Материалы международной конференции. - СПб. - 2001. - 294 с.
34. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Академический проект, 2012. - 208 с.
35. Лозинская, В. П. Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. [Текст] / В.П. Лозинская. - Красноярск, 2008. - 154 с.
36. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики [Текст] / Л. Мазель. - М.: Сов. композитор, 1978. - 352 с.
37. Мартынов, В. Конец времени композиторов [Текст] / В. Мартынов. - М.: Русский путь, 2002. - 295 с.
38. Медушевский, В.В. О музыкальных универсалиях: о понятиях редуцированной и развернутой формы: композиция и драматургия [Текст] / В.В. Медушевский // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 176 - 212.
39. Михайлов, М. Стиль в музыке: исследование [Текст] / М. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 262 с.
40. Морозова, Н.В. Полимодальные музыкально-образные представления и их развитие [Текст] / Н.В. Морозова. - М.: РАО, 2007. - 205 с.
41. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти тт. [Текст] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1973 - 1982.
42. Мюллер-Фрайенфельс, Р. Личность и мировоззрение:Психологические типы в религии, истории и философии [Текст] / Р. Мюллер-Фрайенфельс. - М.: Постум, 1923. - 178 с.
43. Ниман, К. Музыка и слушатель [Текст] / К. Ниман. - М.: Лань, 1972. - 245 с.
44. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - 323 с.
45. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки пед. университетов, консерваторий и гуманит. вузов [Текст] / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 239 с.
46. Павлов, Е. Музыка и слушатель [Текст] / Е. Павлов. - М.: Музыка, 1972. - 245 с.
47. Пейнирциогл, З.Ф. Партнерство слова и мелодии [Текст] / З.Ф. Пейнирциогл. - Вашингтон.: «Ардис Паблишинг», 2005. - 106 с.
48. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
49. Прокофьев, С.С. Сергей Прокофьев. Автобиография. [Текст] / С.С. Прокофьев. - М.: Советский композитор, 1973. - 706 с.
50. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика [Текст] / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003. - 245 с.
51. Рахманинов, С.В. Литературное наследие [Текст] / С.В. Рахманинов, 1978. - 648 с.
52. Рощенко, А. Новая мифология романтизма и музыка (проблемы энциклопедического анализа музыки): монография [Текст] / А. Рощенко. - Харьков: ХНУРЕ, 2004. - 288 с.
53. Риман, Г. Катехизис истории музыки: в двух частях [Текст] / Г. Риман; пер. Н. Кашкина. - М.: Музыкальный сектор, 1928 (1897). - Ч. II. - 216 с.
54. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения [Текст] / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. - № 3 - С. 47 - 49, 223.
55. Семёнов, О. С. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве [Текст] / О.С. Семенов // Музыкальное искусство и наука: сб. статей. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 3: - 376 с.
56. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.
57. Слонимская, Р.Н. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов [Текст] / Р.Н. Слонимская. - СПб.: Композитор, 2008. - 276 с.
58. Сокол, А. В. Исполнительские ремарки, образ мира и исполнительский стиль [Текст] / А. В. Сокол. - Одесса: Моряк, 2007. - 276 с.
59. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Н. Сохор. - М.: Музыка, 1968. - 105 с.
60. Способин, И.В. Элементарная теория музыки [Текст] / И.В. Способин, М.: Музыка, 1996. - 204 с.
61. Станиславский, К. Искусство представления [Текст] / К. Станиславский, М.: Азбука, 2015. - 192 с.
62. Страттон, В.Н., Залановский, А.Х. Аффектное воздействие музыки на слова [Текст] / В.Н. Страттон, А.Х. Залановский, 1994. - 173 с.
63. Теория музыкального содержания: программа-конспект для историко-теоретико-композиторских ф-в муз. вузов [Текст] / сост. В.Н. Холопова. - М.: Московская консерватория, 2009. - 24 с.
64. Уткин, В.А. Элементарная теория музыки [Текст] / В. А. Уткин. - М.: Музыка, 2012. - 316 с.
65. Фехнер, Г.В. Введение в эстетику [Текст] / Г.В. Фехнер. - СПб.: Лань, 2006. - 43 с.
66. Фрайенфельс, М. Психология искусства [Текст] / М. Фрайенфельс.- Берлин, 1920. - 235 с.
67. Холопов, Ю. Очерки современной гармонии [Текст] / Ю. Холопов.- М.: Музыка, 1974. - 287 с.
68. Холопова, В. Музыка как вид искусства [Текст] / B. Холопова. - М.: Московская консерватория, 1994. - 260 с.
69. Хвостенко, В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки[Текст] / В.В. Хвостенко. - М.: Музыка, 1965. - 284 с.
70. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. [Текст] / Ю.А. Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008. - 212 с.
71. Цуккерман, В.С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования: Моногр. [Текст] / В.С. Цуккерман. - М.: Композитор, 1972. - 230 с.
72. Шуранов, В. А. О предметно-чувственном и символическом пространстве музыки [Текст] / В. А. Шуранов // Смысловые структуры в музыкальном тексте / отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. Вып. 150. - 278 с.
73. Штокхаузен, К. Подобно свободной естественной науке [Текст] / К. Штокхаузен. - Интервью // Сов. музыка. - 1998. - № 5. - С. 65 - 68.
74.Чередниченко, Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: к анализу методол. парадоксов науки о музыке [Текст] / Т.В.Чередниченко. - М.: Музыка, 1989. - 221 с.
75. Юслин, П., Слободской, Н. Музыка и эмоции. [Текст] / П. Юслин, Н. Слободской. - Оксфорд.: Юниверсите Пресс, 2001 - С. 3 - 19.
76. Яворский, Б. Музыкальное мышление / Б. Яворский. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки; на основе рукописи. - 68 с.
77. Якобсон, Р. В поисках сущности языка / Р. Якобсон // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - 234 с.
78. Roessler, A. Der groBe Opernfuhrer. Werke, Komponisten, Interpreten, Opernhauser [Text] / A. Roessler, S. Hohl. - Gutterslohn Munchen : Seehamer Verlag GmbH, 2000. - 608 s.
79. Yurchak A. ‘A Parasite from Outer Space: How Sergei Kurekhin Proved That Lenin Was a Mushroom' [Text] / A. Yurchak //Slavic Review. - 2011. - 70 (2). - 309 s.
80. http://www.art-education.ru/electronic-journal/muzykalnoe-myshlenie-kompozitora-i-process-sozdaniya-kulturnyh-cennostey


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ