🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Специфика фейковых новостей в современном медиапространстве

Работа №202104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОВОСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Современные каналы распространения информационных сообщений 11
1.2 Уровень доверия аудитории СМИ к современным новостным сообщениям 17
2 ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ И ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СМИ
2.1 Специфика фейковых новостей 28
2.2 Фейковые новости и их роль в формировании современного медиапространства 38
3 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ
3.1 Особенности новостных фейков, растиражированных отечественными СМИ . 45
3.2 Особенности новостных фейков, растиражированных зарубежными СМИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРЕДПОЧТЕНИЯ АУДИТОРИИ В ВЫБОРЕ
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ТЕКСТ МАТЕРИАЛА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА РИА
«НОВОСТИ» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ТЕКСТ МАТЕРИАЛА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА «TJ» 77


Глобализация мирового пространства, неуклонный рост информационных технологий, которые стали доступны повсеместно, усиливающейся роли интернет-СМИ, активизацией пользователей во Всемирной сети, люди отдают предпочтение использованию новых социальных медиа. С помощью них стало проще взаимодействовать с аудиторией, угадывать ее предпочтения и отслеживать динамику посещения страницы того или иного средства массовой информации. Благодаря социальным сетям и мессенджерам стало возможным оперативно дополнять, изменять и обновлять контент СМИ. Неуклонный рост тех, кто предпочитает брать информацию из соцсетей и чатов (каналов), связан с удобством их использования. Читая новостные материалы, аудитория получает оперативную информацию о произошедших событиях в адаптированном варианте.
Новостные сообщения интересны в любом возрасте, а понятие «новость» и вовсе слышится в каждом разговоре на улице. Людям интересно знать, что происходит в настоящий момент времени в их родном городе, стране и за рубежом. Аудитория с замиранием сердца следит за сообщениями о каких - либо событиях мирового масштаба или плачет, читая сообщения о произошедших событиях. Но бывает и так, что публикуемый и тиражируемый во Всемирной паутине материал и оказывается наглой и целенаправленно сфабрикованной ложью. Подобные новостные сообщения тяжело разглядеть среди мощного информационного потока, ведь их появление в современном медиапространстве неслучайно. С помощью них активно продвигаются необходимые авторам сведения и формируется общественное мнение. Угроза увеличения числа «фейков» в информационной повестке дня остается открытой, хотя многие страны уже ведут с ними активную борьбу. В связи с этим мы считаем актуальным рассмотреть феномен фейковых новостей и специфику их распространения в новых социальных медиа.
Разработанность данного вопроса невысокая, поскольку фейковая новость - это феномен, который прогремел в 2017 году, хотя само понятие существовало на протяжении долгого времени. На данный момент исследуются и разрабатываются методы борьбы с подобными «новостями», распространения данной информации среди аудитории, а также нормативно-правовая база для пресечения тиражирования недостоверной общественно значимой информации.
Степень научной разработки проблемы. Теоретической базой для исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области журналистики, социологии и других гуманитарных наук.
Первую группу представляют работы в области теории журналистики В.В. Бакшина, А.В. Колесниченко, Г.В. Лазутиной, Е.П. Прохорова , М. Григорян и Л.А. Васильева в своих исследованиях подробно дают описание самому востребованному виду информации в наше время - новости.
Вторую группу представляют исследования процессов глобализации, интеграции и конвергенции СМИ таких ученых, Ю.И. Воронкиной и А.Г. Качкаевой , а также зарубежного исследователя М. Кастельса .
Третья группа включает в себя исследования ученых, посвященных социальным медиа. Работа «Основные характеристики новых социальных медиа» Л.П. Шестеркиной и И.Д. Борченко характеризует особенности явления, которое получило свое развитие в условиях формирования информационного общества и развития технологий. Е.И. Кузнецова рассматривает в работе «Медиареальность как коммуникативный медиум» возможности при грамотном использовании современных каналов коммуникации . Г. Кехлер в своем труде «Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?» рассматривает проблему манипулирования общественным сознанием . В работе «Журналистика в эпоху социальных медиа» («Journalism in the Age of Social Media») Д. Алехандро (Jennifer Alejandro) исследует влияние социальных медиа на журналистику. Феномен социальных сетей описан в работах Данах м. Бойда, И.М. Мингазова , влияние популяризации использования мессенджеров на работу журналиста описано в исследованиях П.В. Колозариди и А.В. Ильина, О.А. Коршуна .
При работе с понятием «фейковые новости» использовались труды С.П. Богданова, С.Н. Ильченко, А.П. Суходулова и Дж. Карсона .
Также при написании работы использовались Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
Новизна исследования состоит в том, фейковые новости - относительно новое понятие, но распространение неправдоподобных сообщений и массовый страх оказаться обманутым, пользуясь социальными медиа, возрастает в настоящее время. В работе предпринята попытка описать механизм фейковых новостей, распространяемых в России и за рубежом.
Объект нашего исследования - фейковые новости в современном медиапространстве, а предмет - специфика распространения фейковых новостей СМИ в социальных медиа.
Цель нашего исследования - выявить специфику распространения фековых новостей в социальных медиа.
Задачи работы:
1 Описать современные каналы распространения информационных сообщений,
1. Определить уровень доверия аудитории к новостным сообщениям,
2. Выявить специфику фейковых новостей;
3. Рассмотреть влияние фейковых новостей на формирование современного медиапространства;
4. Выявить механизм тиражирования неправдоподобных информационных сообщений в отечественных и зарубежных СМИ.
Методы исследования: анализ и синтез, методы дедукции и индукции, аналогия, обобщение, работа с документами. Данные методы позволяют выявить специфику распространения фейковых новостей и охарактеризовать их степень влияния в современном медиапространстве.
Эмпирическая база: резонансные фейковые новостные сообщения СМИ (отечественных и зарубежных) за период январь 2017 - май 2019 гг.
Практическое значение. Умение распознать фейковую новость в большом информационном потоке, а также знать механизм распространения подобных сообщений в медиапространстве для того, чтобы избежать дезинформации и не распространять заведомо ложные сообщения. Работа может представлять интерес для студентов по направлению «журналистика», а также для тех, кто ведет свою профессиональную деятельность в новых социальных медиа.
Апробация результатов работы:
1. XIV Международная научно-практическая конференция
«Информационное поле современной России: практики и эффекты»
(«Особенности формирования новостной ленты СМИ в социальной сети»);
2. Публикация в вестнике Тюменского государственного института культуры («Роль культурно-исторической среды в региональных культурных процессах»);
3. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Мировая политика в зеркале Интернет - и медиакоммуникаций» («Проблема фальсификации новостных сообщений»);
4. Публикация на сайте EUfactcheck.eu в рамках дисциплины «Фактчекинг и верификация» («MOSTLY FALSE: THE QUOTE GIVEN BY THE RUSSIAN NEWS AGENCY REGNUM IS NOT CORRECT»);
5. Публикация на сайте журнала «Журналист» («Челябинские студенты проверяют заявления европейских политиков»);
6. Выступление на круглом столе магистрантов «Фактчекинг и новые медиа» в рамках международного научно-образовательного форума «Коммуникационный лидер XXI века».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассматриваются современные каналы распространения информационных сообщений, раскрывается понятие «новость» и уровень доверия аудитории к новостным сообщениям .
Во второй главе рассмотрено понятие фейковой новости, выявлена специфика и роль в формировании современного медиапростанства.
Во третьей главе проанализированы фейковые новости,
растиражированные отечественными и зарубежными СМИ в период январь 2017 - май 2019 гг., а также выявлены специфические черты данных
информационных сообщений и каналы их распространения.
В заключении подводится итог по результатам проделанной работы и выявляется механизм распространения фейковых новостей в современных реалиях.
Список использованной литературы содержит 70 источников.
В приложении приведены тексты фейковых материалов СМИ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные реалии диктуют жесткие условия средствам массовой информации, которые обязаны поспевать за постоянно обновляющейся картиной мира и оперативно освещать события: своевременность и актуальность новости характеризует качество издания. По этой причине многие традиционные медиа уходят в онлайн-среду и осваивают новые площадки для распространения контента и удержания аудитории.
Социальные сети, мессенджеры и интернет-СМИ приобрели масштабное влияние над информационной повесткой дня аудитории. Через эти каналы читатели получают большую часть информационных сообщений, в частности, новостных, но не всегда в них содержатся достоверные факты. Результатом этого явления стало возникновение феномена «фековых новостей», суть которого заключается в намеренном искажении событий действительности.
Нами было определено, что в большей степени аудитория предпочитает черпать информацию в тех источниках, где она представлена в более упрощенном и адаптированном варианте, так как современный ритм жизни не располагает к вдумчивому чтению материалов.
Опираясь на этот фактор, мы выявили современные каналы распространения информации, к которым аудитория обращается наиболее часто, что объясняется удобством в использовании, возможностью отбора поступающей информации, доступу к большому объему медиа, широкими коммуникативными возможностями:
1. Новые социальные медиа;
2. Мессенджеры;
3. Интернет-СМИ.
Аудитория всегда хочет знать обо всех изменениях в окружающем мире, поэтому появилась необходимость в особого рода информации, которая бы показывала, как какое-то событие меняет привычный ход вещей. В связи с этим мы рассмотрели понятие «новость» и выявили, что оно является центрообразующим в журналистике. Мы выявили черты, по которым отбираются подобные информационные сообщения:
1. Актуальность, новизна;
2. Значимость, масштаб;
3. Последствия события для массовой аудитории;
4. Пространственная близость;
5. Конфликтность информации;
6. Эмоциональный фактор.
На основе отечественных и зарубежных данных об уровне доверия аудитории к современным новостным сообщениям мы уточнили, что большая часть населения озадачено вопросом, связанным с проблемой увеличения числа фейковых новостей. В связи с этим мы рассмотрели содержание данного понятия в широком смысле и определили специфические черты:
1. В их основе лежит «wow-эффект»;
2. Целью является дискредитация или получение выгоды;
3. Манипулятивный характер;
4. Имитация объективности;
5. Распространяются посредством функционала новых социальных медиа;
6. Ускользающий эффект.
В ходе работы мы выяснили, что чаще всего фейковые новости базируются в социальных сетях, мессенджерах и, реже, интернет-СМИ. В этих пространствах информация оперативнее доходит до адресата и распространяется с помощью «лайков» и репостов, тем самым оказываясь в поле зрения еще большего числа пользователей.
Проанализировав резонансные отечественные и зарубежные фейковые новости, мы пришли к выводу, что тиражирование происходит на трех уровнях:
1. Источник (автор, создатель дезинформирующего сообщения);
2. Распространитель высокого уровня (сообщества в социальных сетях, телеграм-каналы, блоги, интернет-СМИ);
3. Распространитель низкого уровня (пользователь).
Распространение фейковых новостей обусловлено преследование определенных целей. Опираясь на труды С.П. Богданова, С.Н. Ильченко, А.П. Суходулова и Дж. Карсона мы опередили следующие:
1) Подрыв репутации какого-либо института, организации или персоны;
2) Привлечение внимания для увеличения трафика, который монетизируется, другими словами - получение прибыли;
3) Пропаганда и манипуляция.
Анализируя фейковые новости, распространенные отечественными и зарубежными СМИ в новых социальных медиа, мы выявили, что альтернативные факты, основанные на сильном давлении на эмоции читателей («wow-эффект»), охотнее воспринимаются читателями и формируют общественное мнение. Информационная повестка дня искажается в период пост-правды и представляет собой одностороннее изложение действительности.
Рассматривая резонансные фейковые новости, распространяемые в России и за рубежом, мы сделали вывод, что механизм тиражирования невозможно подвести к единой структуре. Дезинформация распространяется стихийно и, порой, пользовательский контент может стать таковым. Мы определили, что фейковые новости, распространяемые в России и за рубежом приходят с пользовательских площадок (новые социальные медиа). Также отечественные дезинформирующие сообщения базируются в телеграм-каналах (чаще всего политических), далее распространяемые в интернет-СМИ и в социальных- сетях. Зарубежные фейковые новости появляются в специально созданных сообществах в социальных сетях (Facebook), а также на фальшивых ресурсах, имитирующих качественные издания.
Мультимедизация контента влияет и на виды фейковых новостей. Нами была отмечена высокая степень наличия дезинформации в текстовом формате, а также фотоманипуляции, которые призваны создать желаемый автором эффект у аудитории.
Фейковые новости эффективно работают для достижения какой-либо цели. На основе анализа подобных сообщений в России и за рубежом мы выяснили, что чаще всего такие новости носят политический характер. Дезинформация отравляет медиапространство на всех уровнях особенно остро в период выборов (как это было во Франции или США) или какого -либо значимого для геополитической обстановке события (например, саммит «Большой двадцатки). Дискредитация кандидатов, высмеивание определенных решений руководства облаченную в форму новости активно воспринимается общественностью.
Мы выяснили, что фейковые новости не имеют долгосрочного эффекта в перспективе. Лишь на первых порах действия механизм распространения благодаря «wow-эффект» читатели активно тиражируют полученные сведения с помощью «лайков» и репостов. Далее подобная информация не находит своего применения. Тем не менее мы отметили, что первостепенно поступившие факты (в данном случае «фактоиды») имеют большое влияние, чем последующее выпущенное опровержение.
На основе нашей работы мы пришли к выводу, что в современном медиапространстве информационный поток настолько стремителен, что аудитория не успевает проверить полученные сведения. Эмоциональное давление на глубинные человеческие инстинкты является главным оружием создателем фейковых новостей, которые распространяют заведомо ложную информацию, преследуя определенные цели. Вбросы - это явление, которое беспокоит государства и в борьбу с которыми включаются как крупные компании, так и рядовые читатели, ведь основной массив растиражированных фейковых новостей, путем репостов и «лайков», приходится на социальные медиа и мессенджеры. В наше время остро стоит вопрос о необходимости обучения аудитории распознанию фейковых новостей.



1. Бакшин, В.В. Основы журналистики / В.В. Бакшин. - М.: Флинта, Наука,
2009. - 60 с.
2. Белоедова, А.В. О фактах и фактоидах в современных журналистских текстах / А.В. Белоедова // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Вып. 28. - №24 (221). - С. 89-94.
3. Богданов, С. В. «Мерцающие» события: особенности феиковых новостей и их место в стратегических коммуникациях / С.В. Богданов // URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1491298191 5825.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
4. Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.
5. Васильева, Л.А. Делаем Новости! Учебное пособие / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 457 с.
6. Видеохостинг YouTube: официальный сайт // URL: https://www.youtube.com/ channel/UCHEdQUp3f6XIppdPFiPjVvg (дата обращения: 17.03.2019).
7. Волков, Д. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ - 2017 / Д. Волков, С. Гончаров // URL https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 12.12.2018).
8. Вартанова, Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
9. Воронкина, Ю.И. Новость в журналистском и PR - дискурсах : опыт сравнительного анализа / Ю.И. Воронкина // URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6/st
44. shtml (дата обращения: 04.12.2018).
10. ВЦИОМ: официальный сайт. // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936 (дата обращения: 17.11.2018).
11. Галимов, О. Проверка слуха: вундеркинд из Екатеринбурга взломал сайт питерского вуза, чтобы сдать вступительный экзамен / О. Галимов // URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26916/3962513/ (дата обращения: 17.03.2019).
12. Григорян, М. Пособие по журналистике / М. Григорян. - М.: «Права человека», 2007. - 192 с.
13. Ершов, Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик / Ю.М. Ершов // URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1674/files/52 245.pdf (дата обращения: 18.01.2019).
14. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: Аспект Пресс,
2010. - 200 с.
15. Забродина, Е. Убить журналиста / Е. Забродина // URL: https://rg.ru/2016/08 /09/amerikanskie-zhurnalisty-nazvali-glavnye-problemy-sovremennyh-smi.html (дата обращения: 25.11.2018)...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ