Фейковые новости как явление современной информационной сферы
|
РЕФЕРАТ-АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ, ФАКТЧЕКИНГА И ВЕРИФИКАЦИИ 8
1.1 Понятия «Фейковые новости», «Фактчекинг» и «Верификация» в
современной журналистике 8
1.2 Классификация фейковых новостей 14
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ
В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСФЕРЕ 21
2.1 Форма и содержание фейковых новостей 21
2.2. Факторы, способствующие распространению фейковых новостей в
медиасфере 32
2.3 Международный опыт проверки информации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ, ФАКТЧЕКИНГА И ВЕРИФИКАЦИИ 8
1.1 Понятия «Фейковые новости», «Фактчекинг» и «Верификация» в
современной журналистике 8
1.2 Классификация фейковых новостей 14
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ
В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСФЕРЕ 21
2.1 Форма и содержание фейковых новостей 21
2.2. Факторы, способствующие распространению фейковых новостей в
медиасфере 32
2.3 Международный опыт проверки информации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
В условиях современного общества, в котором царят технологии и новые медиа, становится все сложнее определить, где истина, а где - ложь. Сегодня скорость подачи информации играет важнейшую роль и преобладает над качеством. Это приводит к появлению фейковых новостей.
Распространение фейковых новостей приобрело массовый характер. Этим занимаются и рядовые пользователи социальных сетей, и редакции авторитетных средств массовой информации. В наше время вопрос необходимости фактчекинга и верификации стоит крайне остро. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Теория и практика фейковых новостей недостаточно систематизированы. Изучением фейковых новостей занимаются Т. И. Фролова, А. В. Красавина, С. Н. Ильченко, А. П. Суходолов, О. С. Иссерс, Б. Козловский.
Актуальность данной темы, ее многоплановость, недостаточная разработанность говорят о необходимости проведения теоретического и эмпирического исследований. Проверка фактов необходима во избежание создания ложной картины мира. Это обуславливает выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объект исследования — фейковые новости в современном информационном пространстве российских СМИ.
Предмет исследования — особенности функционирования фейковых новостей в современной медиасфере.
Цель выпускной квалификационной работы — изучить процесс формирования фейковых новостей в информационном пространстве российских СМИ.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с терминами «фейковая новость», «фактчекинг», «верификация».
2. Проанализировать классификацию фейковых новостей;
3. Охарактеризовать форму и содержание фейковых новостей.
4. Рассмотреть факторы, способствующие распространению фейковых новостей в медиасфере.
5. Сравнить международный опыт проверки информации.
Новизна и теоретическая ценность работы заключается в попытке рассмотрения феномена фейковых новостей с точки зрения факторов, способствующих их распространению.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы: контент-анализ, синтез, сравнение.
Практическая значимость исследования. Работа может представлять интерес для студентов и преподавателей факультетов журналистики, журналистов и ученых, занимающихся вопросами фактчекинга, а также для граждан, которые самостоятельно проверяют сообщения СМИ на достоверность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы изучения фейковых новостей и фактчекинга. Даны определения терминам «фейковые новости», «фактчекинг», «верификация», а также изучена классификация фейковых новостей.
Во второй главе были рассмотрены особенности функционирования фейковых новостей в современном медиапространстве. В первом параграфе охарактеризованы форма и содержание фейковых новостей. Во втором параграфе проанализированы факторы, которые способствуют распространению фейковых новостей. В третьем параграфе изучен международный опыт проверки информации.
В заключении определено, что политическая дезинформация является лидером по скорости распространения. Среди других популярных тем выделены терроризм, стихийные бедствия, трагедии, наука.
Выявлено, что в ряде стран действуют некоммерческие фактчекинговые организации, в других - существует закон по борьбе с фейковыми новостями.
Данные законы подвергаются критике оппозиции и общественности, которые утверждают, что «антифейковые законы» формируют цензуру в стране.
Библиографический список состоит из 55 источников.
Распространение фейковых новостей приобрело массовый характер. Этим занимаются и рядовые пользователи социальных сетей, и редакции авторитетных средств массовой информации. В наше время вопрос необходимости фактчекинга и верификации стоит крайне остро. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Теория и практика фейковых новостей недостаточно систематизированы. Изучением фейковых новостей занимаются Т. И. Фролова, А. В. Красавина, С. Н. Ильченко, А. П. Суходолов, О. С. Иссерс, Б. Козловский.
Актуальность данной темы, ее многоплановость, недостаточная разработанность говорят о необходимости проведения теоретического и эмпирического исследований. Проверка фактов необходима во избежание создания ложной картины мира. Это обуславливает выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объект исследования — фейковые новости в современном информационном пространстве российских СМИ.
Предмет исследования — особенности функционирования фейковых новостей в современной медиасфере.
Цель выпускной квалификационной работы — изучить процесс формирования фейковых новостей в информационном пространстве российских СМИ.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с терминами «фейковая новость», «фактчекинг», «верификация».
2. Проанализировать классификацию фейковых новостей;
3. Охарактеризовать форму и содержание фейковых новостей.
4. Рассмотреть факторы, способствующие распространению фейковых новостей в медиасфере.
5. Сравнить международный опыт проверки информации.
Новизна и теоретическая ценность работы заключается в попытке рассмотрения феномена фейковых новостей с точки зрения факторов, способствующих их распространению.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы: контент-анализ, синтез, сравнение.
Практическая значимость исследования. Работа может представлять интерес для студентов и преподавателей факультетов журналистики, журналистов и ученых, занимающихся вопросами фактчекинга, а также для граждан, которые самостоятельно проверяют сообщения СМИ на достоверность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы изучения фейковых новостей и фактчекинга. Даны определения терминам «фейковые новости», «фактчекинг», «верификация», а также изучена классификация фейковых новостей.
Во второй главе были рассмотрены особенности функционирования фейковых новостей в современном медиапространстве. В первом параграфе охарактеризованы форма и содержание фейковых новостей. Во втором параграфе проанализированы факторы, которые способствуют распространению фейковых новостей. В третьем параграфе изучен международный опыт проверки информации.
В заключении определено, что политическая дезинформация является лидером по скорости распространения. Среди других популярных тем выделены терроризм, стихийные бедствия, трагедии, наука.
Выявлено, что в ряде стран действуют некоммерческие фактчекинговые организации, в других - существует закон по борьбе с фейковыми новостями.
Данные законы подвергаются критике оппозиции и общественности, которые утверждают, что «антифейковые законы» формируют цензуру в стране.
Библиографический список состоит из 55 источников.
В рамках проведенного исследования определено, что фейковая новость как явление существует с незапамятных времен. До широкого распространения интернета непроверенные, недостоверные данные называли «газетной уткой».
До 2016 года «fake news» ассоциировались только с пародийными новостными программами. Но в 2016 году во время президентской кампании в США термин «фальшивые новости» стали широко употреблять, говоря о публикации в социальных сетях, недостоверной информации о кандидатах, замаскированных под новостные заметки.
Изучив ряд определений понятия «фейковая новость», за основу исследования принято следующее - это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично.
Определено, что ошибки случаются в работе не только журналиста, но и человека, проверяющего сообщения СМИ на правдивость. Фактчекер выполняет важнейшую задачу - проверка подлинности информации. Представлен перечень ошибок, которые может допустить фактчекер:
1. Использование в качестве доказательств заявления СМИ и журналистов, которые не опираются на первоисточник. Это может привести к изначально неверным аргументам и субъективности.
2. Подбор информации в ложном источнике. Такая ошибка ведет к потере времени и, как следствие, сообщение теряет свою актуальность. Найти истинные аргументы становится все сложнее.
3. Пренебрежение правилами, принципами фактчекинга ведет к невозможности определения - истинный тезис или ложный.
4. Неверная трактовка данных, сроков и т.д. Это ведет к ошибочной аргументации, отсутствием инструментов для создания доказательной базы.
5. Использование недопустимых предположений. Такая ошибка ведет к нарушению построения логики и доказательств.
6. Отсутствие аналитики, выводов, комментариев. Данное упущение приводит к ошибочному вердикту, обвинениям в ангажировании и судебным искам.
7. Использование для доказательства тезиса, озвученного одним спикером, ссылки на заявление другого спикера. Эту ошибку можно охарактеризовать как ошибочность адресации вывода.
8. Использование неактуального факта. В таком случае речь идет о материале, не представляющем интереса для аудитории.
9. Большое количество косвенных данных. Как следствие, текст получается перегруженным, сложным для восприятия. Это приводит к снижению интереса у читателя.
Выявлено, что в настоящее время фейковые новости существуют не только из-за ошибок журналиста, но и с целью продвинуть свои интересы. К таким можно отнести желание навредить репутации конкурента, выиграть политические выборы, совершить попытку государственного переворота.
Проанализировано, что даже крупные российские издания, телеканалы, представительства министерств не гнушаться выпускать в эфир непроверенную информацию. Иногда это связано с некачественной проверкой данных, в других случаях - с намеренным искажением фактов с целью распространить провокационные сведения пропагандистского характера.
В ходе проведения анализа мы выяснили, что чаще всего приставку «фейк» получают политические новости или сообщения, связанные с именем влиятельного политика. Как правило, такие журналистские сообщения имеют громкий заголовок и яркие эпитеты. Обязательно присутствуют комментарии эксперта, участника или свидетеля событий. Из жанров новостной журналистики фейки чаще всего появляются в краткой заметке, которая имеет вид лаконичного сообщения.
Доказано, что люди будут распространять фальшивые сообщения с вероятностью 70%. Политическая дезинформация является лидером по скорости распространения. Среди других популярных тем исследователи выделили терроризм, стихийные бедствия, трагедии, науку.
Осуществлен анализ международного опыта проверки информации. Определено, что в ряде стран действуют некоммерческие фактчекинговые организации, в других - существует закон по борьбе с фейковыми новостями. Зачастую данные документы критикуются оппозицией и общественностью, которые уверяют, что «антифейковые законы» создают цензуру в стране.
В ходе исследования разработан чек-лист по самостоятельной проверке информации. Данный перечень вопросов позволит журналисту и потребителю контента с помощью критического мышления и работы с источниками выявить, является ли сообщение фейком.
До 2016 года «fake news» ассоциировались только с пародийными новостными программами. Но в 2016 году во время президентской кампании в США термин «фальшивые новости» стали широко употреблять, говоря о публикации в социальных сетях, недостоверной информации о кандидатах, замаскированных под новостные заметки.
Изучив ряд определений понятия «фейковая новость», за основу исследования принято следующее - это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично.
Определено, что ошибки случаются в работе не только журналиста, но и человека, проверяющего сообщения СМИ на правдивость. Фактчекер выполняет важнейшую задачу - проверка подлинности информации. Представлен перечень ошибок, которые может допустить фактчекер:
1. Использование в качестве доказательств заявления СМИ и журналистов, которые не опираются на первоисточник. Это может привести к изначально неверным аргументам и субъективности.
2. Подбор информации в ложном источнике. Такая ошибка ведет к потере времени и, как следствие, сообщение теряет свою актуальность. Найти истинные аргументы становится все сложнее.
3. Пренебрежение правилами, принципами фактчекинга ведет к невозможности определения - истинный тезис или ложный.
4. Неверная трактовка данных, сроков и т.д. Это ведет к ошибочной аргументации, отсутствием инструментов для создания доказательной базы.
5. Использование недопустимых предположений. Такая ошибка ведет к нарушению построения логики и доказательств.
6. Отсутствие аналитики, выводов, комментариев. Данное упущение приводит к ошибочному вердикту, обвинениям в ангажировании и судебным искам.
7. Использование для доказательства тезиса, озвученного одним спикером, ссылки на заявление другого спикера. Эту ошибку можно охарактеризовать как ошибочность адресации вывода.
8. Использование неактуального факта. В таком случае речь идет о материале, не представляющем интереса для аудитории.
9. Большое количество косвенных данных. Как следствие, текст получается перегруженным, сложным для восприятия. Это приводит к снижению интереса у читателя.
Выявлено, что в настоящее время фейковые новости существуют не только из-за ошибок журналиста, но и с целью продвинуть свои интересы. К таким можно отнести желание навредить репутации конкурента, выиграть политические выборы, совершить попытку государственного переворота.
Проанализировано, что даже крупные российские издания, телеканалы, представительства министерств не гнушаться выпускать в эфир непроверенную информацию. Иногда это связано с некачественной проверкой данных, в других случаях - с намеренным искажением фактов с целью распространить провокационные сведения пропагандистского характера.
В ходе проведения анализа мы выяснили, что чаще всего приставку «фейк» получают политические новости или сообщения, связанные с именем влиятельного политика. Как правило, такие журналистские сообщения имеют громкий заголовок и яркие эпитеты. Обязательно присутствуют комментарии эксперта, участника или свидетеля событий. Из жанров новостной журналистики фейки чаще всего появляются в краткой заметке, которая имеет вид лаконичного сообщения.
Доказано, что люди будут распространять фальшивые сообщения с вероятностью 70%. Политическая дезинформация является лидером по скорости распространения. Среди других популярных тем исследователи выделили терроризм, стихийные бедствия, трагедии, науку.
Осуществлен анализ международного опыта проверки информации. Определено, что в ряде стран действуют некоммерческие фактчекинговые организации, в других - существует закон по борьбе с фейковыми новостями. Зачастую данные документы критикуются оппозицией и общественностью, которые уверяют, что «антифейковые законы» создают цензуру в стране.
В ходе исследования разработан чек-лист по самостоятельной проверке информации. Данный перечень вопросов позволит журналисту и потребителю контента с помощью критического мышления и работы с источниками выявить, является ли сообщение фейком.





