ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИММЕРСИВНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ 10
1.1 Предпосылки для появления VR-технологий в сфере искусства 10
1.2 Понятие иммерсивной журналистики 16
1.3 Функции иммерсивной журналистики 21
2 ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ СМИ ПОД
ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1 Традиционные жанры и форматы СМИ 26
2.2 Трансформационные процессы в СМИ 36
2.3 2.3 Особенности создания журналистского VR-материала 51
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ устройств 59
3.1 Теоретическое осмысление понятия «погружение» 59
3.2 Технологические характеристики VR-устройств 62
3.3 Технологические характеристики AR-устройств 70
3.4 Технологические характеристики MR-устройств 78
3.5 Технологические аспекты видео в формате 360 градусов 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИММЕРСИВНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ 10
1.1 Предпосылки для появления VR-технологий в сфере искусства 10
1.2 Понятие иммерсивной журналистики 16
1.3 Функции иммерсивной журналистики 21
2 ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ СМИ ПОД
ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1 Традиционные жанры и форматы СМИ 26
2.2 Трансформационные процессы в СМИ 36
2.3 2.3 Особенности создания журналистского VR-материала 51
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ устройств 59
3.1 Теоретическое осмысление понятия «погружение» 59
3.2 Технологические характеристики VR-устройств 62
3.3 Технологические характеристики AR-устройств 70
3.4 Технологические характеристики MR-устройств 78
3.5 Технологические аспекты видео в формате 360 градусов 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
Актуальность работы продиктована тем, теоретическое осмысление иммерсивной журналистики -явления, ставшего общемировым трендом, находится на стадии постановки проблем и задач, которые может решить данный формат журналистских материалов.
Данной проблематике уделяют внимание следующие отечественные исследователи: Ю.В. Благов , А.В. Замков , М.А. Крашенникова, М.М. Лукина, Н.А. Цынарева и др.
Исследователи считают, что глобализация информационного пространства и процесс массовой дигитализации , начавшиеся в XXI веке, привели средства массовой информации к переосмыслению способов производства и подачи контента, породив в индустрии новые явления. Стремительное распространение технологий и новейшие технические приспособления, Интернет, доступный с разнообразных носителей, предоставляют возможность по-разному работать с информацией. Информационное пространство оказывает существенное влияние на социальные и поведенческие стереотипы людей, изменяет стиль поведения. Трансформация информационного общества породила феномен «клипового мышления» («клиповое мышление представляет собой форму обыденного сознания» , мыслящего монтажно и «отдающего предпочтение нетекстовой, образной информации...» и неспособного к «восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста» ).С изменившимися стандартами поведения и потребления информации, должна измениться форма подачи материала, чтобы отвечать современным стандартам эффективной работы журналиста.
Конкурентная борьба за читателя приводит СМИ к новым решениям, предлагает читателю посмотреть на привычные вещи совершенно по-новому: с помощью дополненной реальности. Стремительное развитие иммерсивных технологий и проникновение конвергентных практик в редакции позволило создавать принципиально новый вид журналистских материалов с помощью иммерсивных технологий. Под иммерсивными технологиями понимают: виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR). Каждый из этих каналов обеспечивает присутствие на месте событий и позволяет увеличить вовлеченность пользователя. Среднее время, проведенное за чтением материала, и эмоциональная реакция - ключевые показатели качества контента, по показателям инструмента Google Тренды. По результатам опроса «Иммерсивная журналистика» респондентов ЮУрГУ, было выявлено, что опыт потребления контента с элементами дополненной реальности оставляет более глубокие и сильные впечатления. Что совпадает с результатами исследования YuMe/Nielsen, которое показало, что VR-контент получил эмоциональную реакцию на 27% выше и контент был использован на 34% дольше, в сравненииc2D1.
Объектом исследования выступили новые технологии иммерсивной журналистики, которые в буквальном смысле меняют способ восприятия традиционной журналистики. Предметом - контент и инновационная подача материала, увеличивающая количество форматов, в которых может производиться контент.
Гипотеза данного исследования - развитие информационных технологий влияет на методы работы средств массовой информации. Эти методы направлены на решение актуальных проблем международного журналистского сообщества и консолидации его членов перед угрозой манипулятивного воздействия деструктивных политтехнологий. Институт журналистики принимает участие в обсуждении и решении проблем общества.Цель - исследовать становление, тенденции развития, специфику иммерсивной журналистики в современномотечественном и зарубежном медиапространстве.Для этого было поставлено несколько задач: в рамках данного исследования определить понятие «иммерсивная журналистика» и ее основные функции; изучить медиаисследованияотечественных и зарубежных ученых; проанализировать, что понимают под данным понятием зарубежные исследователи и провести сравнительный анализ зарубежной и российской практики; рассмотреть, как сейчас отражена иммерсивная журналистика в российских СМИ, в интернете; проанализировать в каком направлении идет развитие и какие возможности это дает для традиционной журналистике.
В работе использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция/дедукция, сравнение, классификация. Эмпирической базой работы стало исследование передовых изданий в области VR-индустрии, с момента создания в 2012 году вплоть до наших дней.
Практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы актуализировать интерес к иммерсивной журналистике в России и показать возможности для ее развития.
По результатам данной работы опубликована статья в сборнике материалов Шконференции PMMIS
(Роз1шаззшеб1ат1йешобегпт1Ьгшайопзос1е1у)Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы. Также тема была рассмотрена на конференции во время секции «Инструменты и техники онлайн журналистики».
Во введении обозначена актуальность темы, объект и предмет исследования, используемый инструментарий, цель исследования, задачи, научная новизна и практическое значение работы.
В первой главе рассматривается понятие «иммерсивной журналистики», ее основные функции и направления, выявленные по средствам анализа передовых изданий в области VR. Также были проанализированы ключевые медиаисследования ведущих российских институтов. Проведен анализ того, что понимают под данным понятием зарубежные исследователи и насколько данная тематика представлена в иностранных СМИ.
Во второй главе дается характеристика понятиям «жанр» и «формат», которые подверглись влиянию трансформирующих процессов времени. Проводится анализ того, как жанры трансформируются, гибридизируются, сливаются и эволюционируют под влиянием технологий. Также было рассмотрено как представлена иммерсивная журналистика в российских и зарубежных СМИ, и какие возможности представляют такие публикации для журналистики.
Третья глава посвящена анализу современного состояния рынка устройств виртуальной и дополненной реальности. Были выделены технические факторы, влияющие на глубину погружения, составлена сравнительная таблица устройств и даны рекомендации по использованию для практикующих журналистов.
В заключении отражены основные научные результаты и выводы, отражены перспективы дальнейшего исследования, характеризуется сфера практического применения результатов научной работы. В конце сделано предположение о возможных причинах такого состояния иммерсивной журналистики в России, а также о том, какие факторы могли бы улучшить ситуацию
Данной проблематике уделяют внимание следующие отечественные исследователи: Ю.В. Благов , А.В. Замков , М.А. Крашенникова, М.М. Лукина, Н.А. Цынарева и др.
Исследователи считают, что глобализация информационного пространства и процесс массовой дигитализации , начавшиеся в XXI веке, привели средства массовой информации к переосмыслению способов производства и подачи контента, породив в индустрии новые явления. Стремительное распространение технологий и новейшие технические приспособления, Интернет, доступный с разнообразных носителей, предоставляют возможность по-разному работать с информацией. Информационное пространство оказывает существенное влияние на социальные и поведенческие стереотипы людей, изменяет стиль поведения. Трансформация информационного общества породила феномен «клипового мышления» («клиповое мышление представляет собой форму обыденного сознания» , мыслящего монтажно и «отдающего предпочтение нетекстовой, образной информации...» и неспособного к «восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста» ).С изменившимися стандартами поведения и потребления информации, должна измениться форма подачи материала, чтобы отвечать современным стандартам эффективной работы журналиста.
Конкурентная борьба за читателя приводит СМИ к новым решениям, предлагает читателю посмотреть на привычные вещи совершенно по-новому: с помощью дополненной реальности. Стремительное развитие иммерсивных технологий и проникновение конвергентных практик в редакции позволило создавать принципиально новый вид журналистских материалов с помощью иммерсивных технологий. Под иммерсивными технологиями понимают: виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR). Каждый из этих каналов обеспечивает присутствие на месте событий и позволяет увеличить вовлеченность пользователя. Среднее время, проведенное за чтением материала, и эмоциональная реакция - ключевые показатели качества контента, по показателям инструмента Google Тренды. По результатам опроса «Иммерсивная журналистика» респондентов ЮУрГУ, было выявлено, что опыт потребления контента с элементами дополненной реальности оставляет более глубокие и сильные впечатления. Что совпадает с результатами исследования YuMe/Nielsen, которое показало, что VR-контент получил эмоциональную реакцию на 27% выше и контент был использован на 34% дольше, в сравненииc2D1.
Объектом исследования выступили новые технологии иммерсивной журналистики, которые в буквальном смысле меняют способ восприятия традиционной журналистики. Предметом - контент и инновационная подача материала, увеличивающая количество форматов, в которых может производиться контент.
Гипотеза данного исследования - развитие информационных технологий влияет на методы работы средств массовой информации. Эти методы направлены на решение актуальных проблем международного журналистского сообщества и консолидации его членов перед угрозой манипулятивного воздействия деструктивных политтехнологий. Институт журналистики принимает участие в обсуждении и решении проблем общества.Цель - исследовать становление, тенденции развития, специфику иммерсивной журналистики в современномотечественном и зарубежном медиапространстве.Для этого было поставлено несколько задач: в рамках данного исследования определить понятие «иммерсивная журналистика» и ее основные функции; изучить медиаисследованияотечественных и зарубежных ученых; проанализировать, что понимают под данным понятием зарубежные исследователи и провести сравнительный анализ зарубежной и российской практики; рассмотреть, как сейчас отражена иммерсивная журналистика в российских СМИ, в интернете; проанализировать в каком направлении идет развитие и какие возможности это дает для традиционной журналистике.
В работе использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция/дедукция, сравнение, классификация. Эмпирической базой работы стало исследование передовых изданий в области VR-индустрии, с момента создания в 2012 году вплоть до наших дней.
Практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы актуализировать интерес к иммерсивной журналистике в России и показать возможности для ее развития.
По результатам данной работы опубликована статья в сборнике материалов Шконференции PMMIS
(Роз1шаззшеб1ат1йешобегпт1Ьгшайопзос1е1у)Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы. Также тема была рассмотрена на конференции во время секции «Инструменты и техники онлайн журналистики».
Во введении обозначена актуальность темы, объект и предмет исследования, используемый инструментарий, цель исследования, задачи, научная новизна и практическое значение работы.
В первой главе рассматривается понятие «иммерсивной журналистики», ее основные функции и направления, выявленные по средствам анализа передовых изданий в области VR. Также были проанализированы ключевые медиаисследования ведущих российских институтов. Проведен анализ того, что понимают под данным понятием зарубежные исследователи и насколько данная тематика представлена в иностранных СМИ.
Во второй главе дается характеристика понятиям «жанр» и «формат», которые подверглись влиянию трансформирующих процессов времени. Проводится анализ того, как жанры трансформируются, гибридизируются, сливаются и эволюционируют под влиянием технологий. Также было рассмотрено как представлена иммерсивная журналистика в российских и зарубежных СМИ, и какие возможности представляют такие публикации для журналистики.
Третья глава посвящена анализу современного состояния рынка устройств виртуальной и дополненной реальности. Были выделены технические факторы, влияющие на глубину погружения, составлена сравнительная таблица устройств и даны рекомендации по использованию для практикующих журналистов.
В заключении отражены основные научные результаты и выводы, отражены перспективы дальнейшего исследования, характеризуется сфера практического применения результатов научной работы. В конце сделано предположение о возможных причинах такого состояния иммерсивной журналистики в России, а также о том, какие факторы могли бы улучшить ситуацию
В рамках исследования теории и практики иммерсивной журналистики были изучены основные подходы к определению иммерсивной журналистики в России и за рубежом. Нами определено, что все направления иммерсивной журналистики можно разделить на четыре группы: AR- дополненная реальность, VR - виртуальная реальность, MR -смешанная реальность и Видео 360.
. На данный момент в российских СМИ преобладает вторая группа, по количеству публикации и влиянию их на общество. РИА.ЕаЬ с проектом «Слепые в большом городе» были удостоены диплома Ежегодной Программы «Лучшие социальные проекты России». Из-за стремительного развития шлемов виртуальной реальности, эта группа продолжит занимать лидирующие позиции по распространению и частоте создания контента. В Мире также преобладают материалы, связанные с VR, что доказывает, что иммерсивная журналистика в России идет по общему пути развития.
Анализ работ российских ученых, специализирующихся на данной тематике, дал нам возможность выделить наиболее интересные методы, подходы и использовать их для анализа иммерсивной журналистики в российских и зарубежных СМИ. Так, алгоритмы анализа контента предложенные Н. Лосевой возможно использовать как практический инструмент для работы универсального журналиста. На основе анализа большого количества материала, связанного с иммерсивной журналистикой, нами был разработан и проведен опрос для студентов на тему: «Иммерсивная журналистика», в рамках которого были установлены ожидания и опасения студентов относительно технологии VR. Также были выявлены особенности, которые могут быть использованы практикующими журналистами при создании материалов с применением VR.
Особым объектом нашего изучения стал интернет. Мы рассмотрели, какие возможности предоставляет этот канал коммуникации для иммерсивной журналистики, более подробно остановились на интернет-платформах и приложениях с визуальной составляющей, специализирующихся на создании контента для иммерсивной журналистики.
Было выявлено, что много изданий в интернете ( «TheNewYorkTimes» , «TheGuardian» , AlJazeera , RT «360», РИА.БаЬ), которые уделяют пристальное внимание темам виртуализации контента и этот сегмент активно растет, появляются все новые и новые проекты. Также было выявлено, что при увеличении технических возможностей иммерсивной журналистике в российских СМИ уделяется все больше внимания. Создаются передовые материалы, качество которых отмечается во всем Мире. К примеру, управления ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) в Вене выделила проект RT «Космос 360».
Мы начали свое исследование с анализа материалов по четырем направлениям иммерсивной журналистики, в ходе которого было выявлено, что иммерсивная журналистика в России представлено в ограниченном объеме. Фактически можно выделить RT «360» и РИА.клЬ, которые постоянно публикуют материалы, которые можно отнести к иммерсивной журналистике. Здесь нужно заметить, что потребление такого контента сконцентрировано основном в центральных городах - Москве и Санк-Петербурге. Повышение роли иммерсивной журналистики напрямую связано с запросом со стороны общества и профессиональной подготовленности самих журналистов. По результатам, социального опроса среди студентов журфакаЮУрГУ было выявлено желание студентов обучаться с применением VR технологий, что подтверждает запрос общества на материалы такого формата. Также в рамках опроса, было установлено какими, предположительно, компетенциями должен обладать журналист, занимающийся виртуальной и дополненной реальностью. В ожидаемые навыки, помимо навыков
присущим «универсальному журналисту» (которые были выявлены и
рассмотрены в рамках курсовой работы А.Р. Марфициной «Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий») вошли: программирование, понимание работы 3-D технологий, умение работать с компьютерной графикой и создавать ее, иметь навыки сценариста. Эти и другие сведения по вопросам интеграции иммерсивных технологий в российское информационное общество, внесенные в теорию и практику журналистики, составляют теоретико-практическую значимость работы, и изучение тенденций развития иммерсивной журналистики имеет устойчивую перспективу для дальнейшего исследования.
. На данный момент в российских СМИ преобладает вторая группа, по количеству публикации и влиянию их на общество. РИА.ЕаЬ с проектом «Слепые в большом городе» были удостоены диплома Ежегодной Программы «Лучшие социальные проекты России». Из-за стремительного развития шлемов виртуальной реальности, эта группа продолжит занимать лидирующие позиции по распространению и частоте создания контента. В Мире также преобладают материалы, связанные с VR, что доказывает, что иммерсивная журналистика в России идет по общему пути развития.
Анализ работ российских ученых, специализирующихся на данной тематике, дал нам возможность выделить наиболее интересные методы, подходы и использовать их для анализа иммерсивной журналистики в российских и зарубежных СМИ. Так, алгоритмы анализа контента предложенные Н. Лосевой возможно использовать как практический инструмент для работы универсального журналиста. На основе анализа большого количества материала, связанного с иммерсивной журналистикой, нами был разработан и проведен опрос для студентов на тему: «Иммерсивная журналистика», в рамках которого были установлены ожидания и опасения студентов относительно технологии VR. Также были выявлены особенности, которые могут быть использованы практикующими журналистами при создании материалов с применением VR.
Особым объектом нашего изучения стал интернет. Мы рассмотрели, какие возможности предоставляет этот канал коммуникации для иммерсивной журналистики, более подробно остановились на интернет-платформах и приложениях с визуальной составляющей, специализирующихся на создании контента для иммерсивной журналистики.
Было выявлено, что много изданий в интернете ( «TheNewYorkTimes» , «TheGuardian» , AlJazeera , RT «360», РИА.БаЬ), которые уделяют пристальное внимание темам виртуализации контента и этот сегмент активно растет, появляются все новые и новые проекты. Также было выявлено, что при увеличении технических возможностей иммерсивной журналистике в российских СМИ уделяется все больше внимания. Создаются передовые материалы, качество которых отмечается во всем Мире. К примеру, управления ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) в Вене выделила проект RT «Космос 360».
Мы начали свое исследование с анализа материалов по четырем направлениям иммерсивной журналистики, в ходе которого было выявлено, что иммерсивная журналистика в России представлено в ограниченном объеме. Фактически можно выделить RT «360» и РИА.клЬ, которые постоянно публикуют материалы, которые можно отнести к иммерсивной журналистике. Здесь нужно заметить, что потребление такого контента сконцентрировано основном в центральных городах - Москве и Санк-Петербурге. Повышение роли иммерсивной журналистики напрямую связано с запросом со стороны общества и профессиональной подготовленности самих журналистов. По результатам, социального опроса среди студентов журфакаЮУрГУ было выявлено желание студентов обучаться с применением VR технологий, что подтверждает запрос общества на материалы такого формата. Также в рамках опроса, было установлено какими, предположительно, компетенциями должен обладать журналист, занимающийся виртуальной и дополненной реальностью. В ожидаемые навыки, помимо навыков
присущим «универсальному журналисту» (которые были выявлены и
рассмотрены в рамках курсовой работы А.Р. Марфициной «Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий») вошли: программирование, понимание работы 3-D технологий, умение работать с компьютерной графикой и создавать ее, иметь навыки сценариста. Эти и другие сведения по вопросам интеграции иммерсивных технологий в российское информационное общество, внесенные в теорию и практику журналистики, составляют теоретико-практическую значимость работы, и изучение тенденций развития иммерсивной журналистики имеет устойчивую перспективу для дальнейшего исследования.





