Типология современных литературных проектов для детей
|
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
КОНТЕКСТЕ 11
1.1. Специфика современной детской литературы 11
1.2. Автор-читатель-произведение: особенности литературной
коммуникации 17
1.3. Литературный проект как эффективная форма литературной
коммуникации 23
2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 29
2.1. Классификация литературных проектов для детей 29
2.2. Продуктивные модели современных литературных проектов для
детей 37
3. СКАЗКА Г.Х. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»: ТИНЫ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 63
3.1. Книжные литературные проекты 63
3.2. Литературные проекты с применением мультимедийных, цифровых
технологий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
ВВЕДЕНИЕ 6
1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
КОНТЕКСТЕ 11
1.1. Специфика современной детской литературы 11
1.2. Автор-читатель-произведение: особенности литературной
коммуникации 17
1.3. Литературный проект как эффективная форма литературной
коммуникации 23
2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 29
2.1. Классификация литературных проектов для детей 29
2.2. Продуктивные модели современных литературных проектов для
детей 37
3. СКАЗКА Г.Х. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»: ТИНЫ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 63
3.1. Книжные литературные проекты 63
3.2. Литературные проекты с применением мультимедийных, цифровых
технологий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
В век бурного развития информационных технологий заинтересовать ребенка чтением книг становится все труднее. Цифровой век внёс новые формы интерактивности. Сегодня юный читатель является носителем «клипового мышления», что формирует качественно новый читательский тип, поэтому возникает иная модель детского чтения.
Издательства, авторы, библиотеки, культурно-развлекательные центры проводят разнообразные литературные эксперименты с целью привлечения внимания к книге, популяризации чтения, в результате чего появляются уникальные книжные формы и литературные проекты (книги-игры, книги в форме мобильных приложений, книги-театры, проекты-акции и др.).
Многие современные литературные проекты существуют в новых форматах, литературное произведение помещается в новое мультимедийное, цифровое поле. Авторы, издательства экспериментируют с форматами, используют новые технологии, создают оригинальные творческие проекты на стыке литературы и игры, литературы и театра, кино, телевидения, изобразительного искусства, расширяют жанрово-видовые границы, открывают новые пространственно-временные формы, активизируют диалог с читателем, усиливают интертекстуальный и интермедиальный планы. Такие эксперименты определяются социокультурными факторами, запросами читателей нового формата, а также особенностями книжного рынка.
Специфика детской литературы является актуальным направлением исследовательской деятельности в современной науке. Вопросы данной области изучают литературоведы, книговеды, издатели, педагоги и др. Одной из актуальных в современном литературоведении тем является проблема детского чтения и детского книготворчества, которое отличается разнообразием уникальных детских изданий. В своих работах А. Г. Батухтина [6], Т. С. Городилова [17] исследуют интерактивные
стратегии детской книги. С. А. Петрова [81], А. Н. Ковылкин [43], Е. А. Колосова, [44, 45, 46], О. Н. Веселова [11] изучают проблемы детского чтения. Значительное количество исследователей посвятили свои работы оформительским решениям детской книги, издательским стратегиям в детском книготворчестве, большой вклад в это направление внесли М. А. Алуева [1], Д. П. Зылевич [27, 28], О. В. Позднякова [82, 83],
М. Е. Ганова [13, 14], Л. В. Зимина [26], О. А. Сапрыкина [95].
Особенности литературной коммуникации стали темой научных поисков учёных разных областей Ф. Б. Бешукова, З. Р. Хачмафова [8], И. Г. Дьячкова [25], С. А. Карайченцевой [39, 40], Е. В. Михиной [69]. В работах С. А. Карайченцевой «Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» [39] и Е. Л. Мжельской «Современное книгоиздание для детей» [67] рассмотрена типология детской книги, а также актуальные проблемы и вопросы подготовки литературно-художественной и детской книги.
Сложность выделения типологии литературных проектов для детей обусловлена не только тем, что они представлены различными формами, видами, направлениями, но и тем, что литературный проект по своей природе синтетичен. В нем могут соединяться элементы литературы, изобразительного искусства, театра, музыки, дизайна и др. Множественность выразительных средств, их неожиданные, необычные сочетания рождают разнообразные синтетические формы литературных проектов. Изучению феномена литературного проекта в современной литературе посвящены работы М. Е. Гановой [15], Л. Д. Гутриной [21], Л. В. Зиминой [26], К. Н. Костюк [50], Ю. В. Мальцевой [63], М. А. Черняк [113], Н. Н. Шлемовой [128], В. Губайловского [20], C. Чупринина [125].
В ходе изучения обозначенной проблемы мы опираемся на концепцию жанра, разработанную Н. Л. Лейдерманом: жанр - «тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира, являющийся носителем определенной эстетической концепции действительности» [61].
Актуальность исследования обусловлена недостаточным уровнем научного осмысления феномена современных литературных проектов, представляющих способ трансформации художественного произведения, отсутствием типологии современных детских литературных проектов. В работе впервые составлена типология современных литературных проектов, описаны их особенности, выделены продуктивные модели.
В научной работе мы не ограничиваемся только исследованием книжных проектов (как авторских, так и издательских), мы используем понятие литературный проект в более широком значении, обращаясь к изучению цифровых и мультиплатформенных проектов, а также проектов- акций. В данной работе понятие литературный проект используется как обозначение оригинального творческого эксперимента, представленного в книжном, цифровом, интерактивном (игровом) форматах и основанного на литературном произведении, как обозначение специфической формы коммуникации автора, читателя, произведения, обладающей синтетической природой, которая обусловлена взаимодействием разных дискурсов.
В работе рассмотрены понятия литературной и художественной коммуникации. Импульсом для исследования послужила ориентация литературных проектов на конкретные типы аудиторий, которая характеризует современную коммуникативную ситуацию. Аудиторию, на которую ориентирован тот или иной литературный проект, можно назвать «целевой аудиторией». Ориентация на «своего» читателя проявляется в формировании креативной концепции проекта, специфическом содержательном наполнении, оригинальном дизайне и т. д.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проведено комплексное исследование современных литературных проектов для детей, составлена их типология, выделены и проанализированы продуктивные типы детских литературных проектов.
Цели научной работы - исследовать специфику продуктивных моделей современных литературных проектов для детей, создать типологию детских литературных проектов.
Для реализации поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить и систематизировать теоретический материал в области изучения феномена детского литературного проекта, изучить научный опыт осмысления коммуникативных, визуальных, интерактивных стратегий в современной детской литературе.
2. Выявить специфику современной детской литературы, детского чтения и особенности литературного проекта для детей, представляющего специфическую форму художественной коммуникации.
3. Составить типологию литературных проектов для детей с учетом критерия авторства, жанрового критерия и выявить особенности основных типов (книга-театр, книга-квест, книга-интерактив, книга-картинка, арт- терапевтический книжный проект; книжный ЛП, дополненный мультимедиа; мультиплатформенный литературный проект; цифровой ЛП; книга с дополненной реальностью; смешанный ЛП; литературная проект-акция).
4. Рассмотреть особенности интермедиального синтеза, выраженного в разных формах взаимодействия вербального и визуального компонентов в литературных проектах. Выявить коммуникативные, игровые стратегии, реализующиеся в литературных проектах для детей.
5. Проанализировать разные типы литературных проектов по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Объектом исследования является специфика современных литературных проектов для детей, их типология.
Предметом исследования стали механизмы и принципы создания литературных проектов для детей, типологические признаки продуктивных типов литературных проектов для детей.
Материалом исследования стало более 100 наиболее популярных в современной читательской аудитории литературных проектов. Критерии отбора материала: художественная литература, изданная за последние 10 лет; популярная, пользующаяся спросом в читательской аудитории и на книжном рынке. В отборе материала мы не ограничивались проектами, основанными на произведениях русской литературы, и проектами русских авторов.
Апробация результатов работы. По материалам работы представлен доклад на XIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ, 2019), также некоторые положения прошли апробацию в рамках поведения открытого занятия для студентов-бакалавров кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ (декабрь 2019).
Структура работы обусловлена решением поставленных задач. Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой Главе описана специфика современной детской литературы, раскрываются особенности литературной коммуникации, рассматривается феномен литературного проекта. Во второй Главе составлена типология литературных проектов для детей с учетом критерия авторства, жанрового критерия и выявлены особенности основных типов (книга-театр, книга-квест, книга-интерактив, книга-картинка, арт- терапевтический книжный проект; книжный ЛП, дополненный мультимедиа; мультиплатформенный литературный проект; цифровой ЛП; книга с дополненной реальностью; смешанный ЛП; литературная проект-акция). В третьей Главе проанализированы типы продуктивных моделей литературных проектов по сюжету сказки «Снежная королева». Методический радел включает разработку урока по материалу исследования. В Заключении делаются выводы о специфике современных детских литературных проектов и их типологии. Библиографический список представлен литературными и интернет-источниками. Перечень включает 132 наименования. В приложении представлен конспект литературного проекта-акции.
Издательства, авторы, библиотеки, культурно-развлекательные центры проводят разнообразные литературные эксперименты с целью привлечения внимания к книге, популяризации чтения, в результате чего появляются уникальные книжные формы и литературные проекты (книги-игры, книги в форме мобильных приложений, книги-театры, проекты-акции и др.).
Многие современные литературные проекты существуют в новых форматах, литературное произведение помещается в новое мультимедийное, цифровое поле. Авторы, издательства экспериментируют с форматами, используют новые технологии, создают оригинальные творческие проекты на стыке литературы и игры, литературы и театра, кино, телевидения, изобразительного искусства, расширяют жанрово-видовые границы, открывают новые пространственно-временные формы, активизируют диалог с читателем, усиливают интертекстуальный и интермедиальный планы. Такие эксперименты определяются социокультурными факторами, запросами читателей нового формата, а также особенностями книжного рынка.
Специфика детской литературы является актуальным направлением исследовательской деятельности в современной науке. Вопросы данной области изучают литературоведы, книговеды, издатели, педагоги и др. Одной из актуальных в современном литературоведении тем является проблема детского чтения и детского книготворчества, которое отличается разнообразием уникальных детских изданий. В своих работах А. Г. Батухтина [6], Т. С. Городилова [17] исследуют интерактивные
стратегии детской книги. С. А. Петрова [81], А. Н. Ковылкин [43], Е. А. Колосова, [44, 45, 46], О. Н. Веселова [11] изучают проблемы детского чтения. Значительное количество исследователей посвятили свои работы оформительским решениям детской книги, издательским стратегиям в детском книготворчестве, большой вклад в это направление внесли М. А. Алуева [1], Д. П. Зылевич [27, 28], О. В. Позднякова [82, 83],
М. Е. Ганова [13, 14], Л. В. Зимина [26], О. А. Сапрыкина [95].
Особенности литературной коммуникации стали темой научных поисков учёных разных областей Ф. Б. Бешукова, З. Р. Хачмафова [8], И. Г. Дьячкова [25], С. А. Карайченцевой [39, 40], Е. В. Михиной [69]. В работах С. А. Карайченцевой «Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» [39] и Е. Л. Мжельской «Современное книгоиздание для детей» [67] рассмотрена типология детской книги, а также актуальные проблемы и вопросы подготовки литературно-художественной и детской книги.
Сложность выделения типологии литературных проектов для детей обусловлена не только тем, что они представлены различными формами, видами, направлениями, но и тем, что литературный проект по своей природе синтетичен. В нем могут соединяться элементы литературы, изобразительного искусства, театра, музыки, дизайна и др. Множественность выразительных средств, их неожиданные, необычные сочетания рождают разнообразные синтетические формы литературных проектов. Изучению феномена литературного проекта в современной литературе посвящены работы М. Е. Гановой [15], Л. Д. Гутриной [21], Л. В. Зиминой [26], К. Н. Костюк [50], Ю. В. Мальцевой [63], М. А. Черняк [113], Н. Н. Шлемовой [128], В. Губайловского [20], C. Чупринина [125].
В ходе изучения обозначенной проблемы мы опираемся на концепцию жанра, разработанную Н. Л. Лейдерманом: жанр - «тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира, являющийся носителем определенной эстетической концепции действительности» [61].
Актуальность исследования обусловлена недостаточным уровнем научного осмысления феномена современных литературных проектов, представляющих способ трансформации художественного произведения, отсутствием типологии современных детских литературных проектов. В работе впервые составлена типология современных литературных проектов, описаны их особенности, выделены продуктивные модели.
В научной работе мы не ограничиваемся только исследованием книжных проектов (как авторских, так и издательских), мы используем понятие литературный проект в более широком значении, обращаясь к изучению цифровых и мультиплатформенных проектов, а также проектов- акций. В данной работе понятие литературный проект используется как обозначение оригинального творческого эксперимента, представленного в книжном, цифровом, интерактивном (игровом) форматах и основанного на литературном произведении, как обозначение специфической формы коммуникации автора, читателя, произведения, обладающей синтетической природой, которая обусловлена взаимодействием разных дискурсов.
В работе рассмотрены понятия литературной и художественной коммуникации. Импульсом для исследования послужила ориентация литературных проектов на конкретные типы аудиторий, которая характеризует современную коммуникативную ситуацию. Аудиторию, на которую ориентирован тот или иной литературный проект, можно назвать «целевой аудиторией». Ориентация на «своего» читателя проявляется в формировании креативной концепции проекта, специфическом содержательном наполнении, оригинальном дизайне и т. д.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проведено комплексное исследование современных литературных проектов для детей, составлена их типология, выделены и проанализированы продуктивные типы детских литературных проектов.
Цели научной работы - исследовать специфику продуктивных моделей современных литературных проектов для детей, создать типологию детских литературных проектов.
Для реализации поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить и систематизировать теоретический материал в области изучения феномена детского литературного проекта, изучить научный опыт осмысления коммуникативных, визуальных, интерактивных стратегий в современной детской литературе.
2. Выявить специфику современной детской литературы, детского чтения и особенности литературного проекта для детей, представляющего специфическую форму художественной коммуникации.
3. Составить типологию литературных проектов для детей с учетом критерия авторства, жанрового критерия и выявить особенности основных типов (книга-театр, книга-квест, книга-интерактив, книга-картинка, арт- терапевтический книжный проект; книжный ЛП, дополненный мультимедиа; мультиплатформенный литературный проект; цифровой ЛП; книга с дополненной реальностью; смешанный ЛП; литературная проект-акция).
4. Рассмотреть особенности интермедиального синтеза, выраженного в разных формах взаимодействия вербального и визуального компонентов в литературных проектах. Выявить коммуникативные, игровые стратегии, реализующиеся в литературных проектах для детей.
5. Проанализировать разные типы литературных проектов по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Объектом исследования является специфика современных литературных проектов для детей, их типология.
Предметом исследования стали механизмы и принципы создания литературных проектов для детей, типологические признаки продуктивных типов литературных проектов для детей.
Материалом исследования стало более 100 наиболее популярных в современной читательской аудитории литературных проектов. Критерии отбора материала: художественная литература, изданная за последние 10 лет; популярная, пользующаяся спросом в читательской аудитории и на книжном рынке. В отборе материала мы не ограничивались проектами, основанными на произведениях русской литературы, и проектами русских авторов.
Апробация результатов работы. По материалам работы представлен доклад на XIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ, 2019), также некоторые положения прошли апробацию в рамках поведения открытого занятия для студентов-бакалавров кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ (декабрь 2019).
Структура работы обусловлена решением поставленных задач. Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой Главе описана специфика современной детской литературы, раскрываются особенности литературной коммуникации, рассматривается феномен литературного проекта. Во второй Главе составлена типология литературных проектов для детей с учетом критерия авторства, жанрового критерия и выявлены особенности основных типов (книга-театр, книга-квест, книга-интерактив, книга-картинка, арт- терапевтический книжный проект; книжный ЛП, дополненный мультимедиа; мультиплатформенный литературный проект; цифровой ЛП; книга с дополненной реальностью; смешанный ЛП; литературная проект-акция). В третьей Главе проанализированы типы продуктивных моделей литературных проектов по сюжету сказки «Снежная королева». Методический радел включает разработку урока по материалу исследования. В Заключении делаются выводы о специфике современных детских литературных проектов и их типологии. Библиографический список представлен литературными и интернет-источниками. Перечень включает 132 наименования. В приложении представлен конспект литературного проекта-акции.
В ходе работы над изучением было исследованы более 100 литературных проектов для детей, из них материалом для комплексного анализа стало 25 образцов. В исследовании выделена типология литературных проектов: по автору проекта (писатель; издательство; художник, иллюстратор; психолог; сотрудник библиотеки, досугового центра и пр., разработчик, менеджер проекта, производитель, по литературной основе (на основе классических произведений, на основе авторских художественных произведений, проекты, специально разработанные под формат), по функциональной составляющей (развлекательные, интеллектуальные, развивающие и смешанные), по роли участника проекта («читатель-читатель», «читатель-писатель», «читатель-зритель», «читатель- участник», «читатель-герой», «читатель-мультироль»), по характеру контактов (локальный, городской, региональный, государственный, международный), по формату (книжные, ЛП с применением цифровых и мультимедийных технологий, смешанные, проекты-акции), а также приведена типология книжных проектов (книга-игра, книга-квест, книга-интерактив, арт-терапевтический КП, книга-картинка). Кроме того, мы обозначили виды некоторых типов книжных ЛП с применением цифровых и мультимедийных технологий.
Выявление типологии литературных проектов и исследование особенностей позволяют сделать следующие выводы:
- литературные проекты благодаря своей коммуникативной направленности, реализации игровой стратегии вписываются в контекст современной литературы и обладают рядом уникальных свойств;
- реализация интерактивных стратегий в ЛП происходит через привлечение читателя к игровому процессу и превращает книгу в игровое и интерактивное пространство для ребенка, где он может принимать активное участие в моделировании мира произведения, тем самым, погружаясь в сотворчество.
- возможность применения в литературных проектах аудиовизуальных практик демонстрирует расширение областей применения и расширение литературной коммуникации зритель - произведение - читатель - слушатель;
- литературная коммуникация проектов, дополненных цифровыми мультимедийными технологиями строится на аудиовизуализации художественных средств произведения, элементов сюжета, что активизирует внимание ребенка, вовлекает его в активную мыслительную, речевую, интеллектуальную деятельность;
- литературный проект «книга-театр» объединяет такие приемы словесной реконструкции художественного текста, как словесное рисование. Ребенок в процессе игры, театрализации эмоционально переживает ситуации сказки, задействует воображение, концентрируется на возникших представлениях, соотносит авторскую систему ценностей со своей жизненной позицией. Так, по замечанию Н. И. Никоновой, формируется процесс «смыслового чтения» и воспитывается «понимающий читатель» [74];
- современные книжные ЛП становятся арт-объектом, обладающим эстетикой и выразительным художественным языком;
- союз литературы и мультимедийных и цифровых технологий формирует литературные проекты синтетической природы авторские и классические произведения трансформированные новыми медиа и цифровыми технологиями. При этом у читателя есть возможность менять роли - переходить от роли читателя, включаясь в игру, к роли создателя;
- наличие интертекстуальных компонентов литературных проектов - важная особенность, помогающая более глубоко понимать произведение, они обусловлены сюжетом произведения и зависимы от него, семантически расширяют мир художественного произведения;
- наряду с образовательными, развивающими, художественными функциями ЛП, есть большое количество ЛП развлекательного характера, но всё же главные области, в которых развиваются ЛП для детей - развитие и образование;
- литературные проекты вызывают интерес у детей, прививают любовь к чтению, позволяют лучше понять смысл художественного произведения за счет коммуникативных возможностей: эффекта возбуждения ассоциаций, смешения жанровых форм, игровых интерактивных элементами;
- уровень интерактивности ЛП для детей обусловлен целевым назначением, читательским адресом, а также психологическими особенностями восприятия информации, присущие современному читателю.
Типология литературных проектов позволяют понять преимущества каждого типа, использовать эти преимущества в литературоведении, книгоиздании, благодаря чему литературная коммуникация будет успешной и продуктивной.
Выявление типологии литературных проектов и исследование особенностей позволяют сделать следующие выводы:
- литературные проекты благодаря своей коммуникативной направленности, реализации игровой стратегии вписываются в контекст современной литературы и обладают рядом уникальных свойств;
- реализация интерактивных стратегий в ЛП происходит через привлечение читателя к игровому процессу и превращает книгу в игровое и интерактивное пространство для ребенка, где он может принимать активное участие в моделировании мира произведения, тем самым, погружаясь в сотворчество.
- возможность применения в литературных проектах аудиовизуальных практик демонстрирует расширение областей применения и расширение литературной коммуникации зритель - произведение - читатель - слушатель;
- литературная коммуникация проектов, дополненных цифровыми мультимедийными технологиями строится на аудиовизуализации художественных средств произведения, элементов сюжета, что активизирует внимание ребенка, вовлекает его в активную мыслительную, речевую, интеллектуальную деятельность;
- литературный проект «книга-театр» объединяет такие приемы словесной реконструкции художественного текста, как словесное рисование. Ребенок в процессе игры, театрализации эмоционально переживает ситуации сказки, задействует воображение, концентрируется на возникших представлениях, соотносит авторскую систему ценностей со своей жизненной позицией. Так, по замечанию Н. И. Никоновой, формируется процесс «смыслового чтения» и воспитывается «понимающий читатель» [74];
- современные книжные ЛП становятся арт-объектом, обладающим эстетикой и выразительным художественным языком;
- союз литературы и мультимедийных и цифровых технологий формирует литературные проекты синтетической природы авторские и классические произведения трансформированные новыми медиа и цифровыми технологиями. При этом у читателя есть возможность менять роли - переходить от роли читателя, включаясь в игру, к роли создателя;
- наличие интертекстуальных компонентов литературных проектов - важная особенность, помогающая более глубоко понимать произведение, они обусловлены сюжетом произведения и зависимы от него, семантически расширяют мир художественного произведения;
- наряду с образовательными, развивающими, художественными функциями ЛП, есть большое количество ЛП развлекательного характера, но всё же главные области, в которых развиваются ЛП для детей - развитие и образование;
- литературные проекты вызывают интерес у детей, прививают любовь к чтению, позволяют лучше понять смысл художественного произведения за счет коммуникативных возможностей: эффекта возбуждения ассоциаций, смешения жанровых форм, игровых интерактивных элементами;
- уровень интерактивности ЛП для детей обусловлен целевым назначением, читательским адресом, а также психологическими особенностями восприятия информации, присущие современному читателю.
Типология литературных проектов позволяют понять преимущества каждого типа, использовать эти преимущества в литературоведении, книгоиздании, благодаря чему литературная коммуникация будет успешной и продуктивной.





