Введение
СОДЕРЖАНИЕ
1 Современное состояние состояние изучаемой проблемы 7
1.1 Особенности организма девочек 6-8 лет и их адаптация к физическим
нагрузкам 7
1.2 Характеристика физических качеств, необходимых теннисистке 10
1.3 Особенности водной среды и ее воздействие на организм занимающихся . 15
1.4 Особенности занятий спортивно-вспомогательной гимнастикой в воде . 21
2 Организация и методы исследования 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 35
2.3 Разработка системы упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики
в воде и методики их применения 36
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики технической подготовки теннисисток 42
Заключение 48
Практические рекомендации 50
Список использованных источников
Теннис во всем мире переживает бурное развитие. Растущая популярность тенниса в нашей стране ставит на повестку дня важную задачу: строительство новых и модернизацию уже имеющихся теннисных площадок. Когда обсуждаются проблемы юношеского тенниса, то, как правило, в качестве основных причин, тормозящих рост мастерства юных теннисисток, называются: нехватка крытых кортов. Дорогостоящий инвентарь и высокая оплата теннисных занятий. Отрицать негативное влияние этих факторов на уровень подготовленности спортсменов бессмысленно.
Современный теннис - подлинно атлетический вид спорта. Однако не нужно думать, что физическое совершенство достижимо только за счет игры. Атлетическая игра плюс систематические тренировки, игровые упражнения с высоким проявлением физических качеств плюс общеподготовительные и специальные упражнения - вот главные элементы физического совершенства теннисистки. [6]
Ранняя специализация в теннисе нередко оказывается причиной хронических и серьезных травм и вынужденного прекращения занятий теннисом.
В единый комплекс необходимых теннисистке физических качеств входят: способность к мышечному расслаблению и гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Высокое развитие каждого из этих качеств, как правило, невозможно без соответствующего уровня развития других. Да и в игровых действиях они не проявляются поодиночке.
Как показывают наблюдения, в подготовке теннисисток неоправданно мало используется группа общеподготовительных упражнений, которую составляют: упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики, занятия другими видами спорта (прежде всего баскетбол, ручной мяч, акробатика, плавание, легкая атлетика) и заимствованные из них отдельные элементы. Упражнения этой группы вносят существенный вклад в гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и одновременно помогают решать задачи специальной подготовки.
Веками у представителей различных цивилизаций вода использовалась для занятий спортом и для активного отдыха, а умение плавать считалось одним из жизненно-важных навыков, которым должен обладать человек.
Регулярные занятия в водной среде положительно влияют на физическое развитие человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты. Особенности водной среды обусловили специфичность воздействия на организм человека физических упражнений. В отличие от земных условий, в воде человек находится во взвешенном состоянии, давление воды распространяется по всей поверхности тела, исчезает статическое напряжение мышц. Затруднение выполнения вдоха и выдоха в связи с сопротивлением воды способствует активному развитию у людей органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Плотность воды, которая примерно в 800 раз превышает плотность воздуха, является прекрасной опорой для тела человека, смягчается нагрузка на опорно-двигательный аппарат. В связи с этим, водная среда является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корректирующее (исправляющее дефекты) средство. В связи с большой теплопроводностью и теплоемкостью воды, организм человека при занятиях в водной среде охлаждается сильнее, чем на воздухе, что способствует закаливанию.
Воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе полноценные реабилитационные курсы. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, аквааэробика, аквафит и другие.
Из выше перечисленных видов занятий в водной среде некоторые носят оздоровительный характер, а некоторые направлены на развитие физических качеств: увеличение объема и силы мышц, улучшение гибкости, координации и так далее. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что для теннисисток эффективным средством гармоничного физического развития будет являться спортивно-вспомогательная гимнастика, сочетающая в себе элементы атлетической гимнастики (при помощи которой происходит развитие силы с всесторонним развитием организма, и отличается она от других средств физической культуры более быстрым приростом результатов и тонкой дозировкой нагрузки) с элементами техники тенниса.
Как указывалось выше, высокая плотность воды предъявляет повышенные требования к работе опорно-двигательного аппарата и другим системам организма.
Таким образом, если упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики выполнять в воде, то в значительной степени увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат, повышаются требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с ростом популярности нетрадиционных занятий физическими упражнениями в водной среде, изучение возможности использования спортивно-вспомогательной гимнастики (учитывающей специфику тенниса) в воде становится актуальным.
Фундаментальные навыки всегда пойдут на пользу юным спортсменам, если даже впоследствии они заинтересуются другими видами спорта.
С учетом вышеизложенного, мы предполагаем, что выполнение комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений) в воде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся (девочек теннисисток 6-8 лет) и положительно влияет на занятия теннисом.
Цель работы: разработать и практически опробовать систему упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений и атлетической гимнастики) в водной среде с девочками 6-8 лет, занимающихся теннисом.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование в тренировочном процессе юных теннисисток 6-8 лет различных специфических упражнений позволит улучшить у них техническую подготовку в целом.
Объект исследования: тренировочный процесс юных теннисисток.
Предмет исследования: использование комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по вопросу учебно-тренировочного процесса с девочками 6-8 лет, занимающимися теннисом.
2. Разработать комплекс упражнений "спортивно-вспомогательной гимнастики" с учетом особенностей водной среды, специфики теннисных движений и методику их выполнения.
3. Проверить в ходе педагогических экспериментов эффективность разработанной нами методики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки.
1. Изучив современную литературу по вопросам содержания учебно-тренировочного процесса с детьми 6-8 лет, занимающимися теннисом, нами было выявлено, что спортивно-вспомогательная гимнастика (сочетающая в себе элементы атлетической гимнастики и тенниса) делает учебно-тренировочный процесс теннисисток наиболее эффективным в достижении гармоничного физического развития, улучшения техники теннисных движений и позволяет наиболее быстро достичь желаемого результата.
2. В последнее время ученые и практики в области спорта указывают на повышение значения занятий в водной среде. Они считают, что водная среда является наиболее благоприятной для занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования, улучшения здоровья, повышения эмоционального уровня.
3. Рассмотрев особенности занятий физическими упражнениями в воде и, учитывая влияние водной среды на организм человека, мы разработали систему спортивно-вспомогательной гимнастики для детей, занимающихся теннисом 6¬8 лет, основанную на 25 упражнениях, которые способствуют гармоничному физическому развитию, улучшению техники теннисных движений, оздоровлению занимающихся и оказывают закаливающий эффект. Нами было выявлено, что спортивно-вспомогательная гимнастика в сочетании с водной средой делает учебно-тренировочный процесс теннисисток более эффективным.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента мы определили, что выполнение упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся. Применение разработанной нами методики позволило повысить результаты во всех 5 контрольных тестах.
В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными. Это подтверждает выдвинутую гипотезу и говорит об эффективности разработанной нами системы упражнений.
1. Алисов, Н.Я. Исследование гибкости, экспериментальное обоснование методики ее развития: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук / Н.Я. Алисов. - Л., 1971. - 20 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
3. Булатова, М.М. Тренировка теннисиста в различных условиях / М.М. Булатова - Киев: Олимпийская литература, 1996г. с 23-45
4. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Изд-во "Теория и практика физической культуры", 2000.
5. Вельский, И.В. Магия культуризма / И.В. Вельский. - Минск: Мога- Н, 1994. - 306 с.
6. Белиц-Гейман, С.П. Теннис для родителей и детей / С.П. Белиц - Гейман. - М.: Педагогика, 1988. - С. 158-167.
7. Белиц-Гейман, С.П. Теннис: Школа чемпионской игры и подготовки / С.П. Белиц-Гейман. - М.: Аст-Пресс, 2001. - 43 с.
8. Беляев, Б.Т. Исследование плавания с целью повышения работоспособности людей среднего и старшего возраста: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук / Б.Т. Беляев. - Л., 1987. - 22 с.
9. Боллетьери, Н. Теннисная академия / Н. Боллетьери. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 270 с.
10. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
11. Боровая, С.А. Слабые стороны женщины / С.А. Боровая // Будь Здоров. - 2000. - № 8. - С. 19-25.
12. Бравая, Д.Ю. Сравнительный анализ эффектов статической (изометрической) и динамической (изокинетической) силовых тренировок / Д.Ю. Бравая // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 2. - С. 18-20.
13. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 256 с.
14. Бутович, И.А. Плавание / И.А. Бутович. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 179 с.
15. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум - М.: ФиС, 1979г. с 45
16. Волков, Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Волков - Киев: Олимпийская литература, 2000г. с 16-29
17. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. / И.Л. Ганчар. - Минск: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998.
18. Гелецкий, В.М. Выполнение курсовых и дипломных работ: Методические рекомендации / В.М. Гелецкий. - Красноярск, 1999. - 30 с.
19. Гелецкий, В.М. Выполнение курсовых и дипломных работ: Метод, реко-мендации. / В.М. Гелецкий - Красноярск: - 1999.
20. Гем, И. Всемирный теннис / И. Гем - М.: Физкультура и спорт, 1979г. с 54-58
21. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л.Д. Гиссен - М.: ФиС, 1979г. с 20- 32
22. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик - М.: Физкультура и орт, 1973г с 12- 45
23. Голенко, В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. - М.: Дедалус, 2001. - С. 92-100.
24. Голенко, В.А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования подачи в современном теннисе / В.А. Голенко - М. 1973г. с 12-45
25. Голенко В.А. Анализ и обоснование современной техники игры в теннис / В.А. Голенко - М.: Менонсовполиграф, 1997г. с 29-34
26. Голенко, В.А. Теннис - внутренние механизмы / В.А. Голенко - М.:
Магистр., 1999г. с 13- 18
27. Дмитриев, А.К. Плавание / А.К. Дмитриев. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 392 с.
28. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 264 с.
29. Жоров, В.П. 40 : 30 /В.П. Жоров - Изд. Новосибирск, 2005-2006г. № 7 с 10-11
30. Жуков, П.И. Спортивная форма / П.И, Жуков - Красноярск, 2005г. № 20 с 3-5
31. 3аикина, З.Н. Комплекс упражнений по гидроаэробике / З.Н. Заикина // Наука и жизнь. - 1993. - №7. - С. 140-141.
32. Иванов, В.С. Основы математической статистики / В.С. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С. 85.
33. Карпман, В.Л. Работоспособность спортсмена / В.Л. Карпам - М.: Физкультура и спорт, 1978г. с 34-41
34. Кеннеди, Р., Гринвуд-Робинсон М. Фитнесс тренинг / Р. Кеннеди, Гринвуд-Робинсон. - М.: Медиа спорт, 2000. - 221 с.
35. Комарова, Л.Г. Оздоровительное плавание: Проблемы и пути их решения / Л.Г. Комарова // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 11. - С. 34-36.
36. Кондратьева Г.А. Теннис в спортивных школах / М.: Физкультура и спорт , 1975г. с 34-36
37. Корок, Ю.А. Женское плавание: Особенности и перспективы / Ю.А. Корок, Ю.А. Кононенко. - Киев, 1983. - 112 с.
38. Коц, М.Я. Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ин-тов физической культуры / М.Я. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 342 с.
39. Куничев, Л.А. Плавание как оздоровительное и лечебное средство / Л.А. Куничев // Плавание. - 1976. - Вып. 1. - С. 54-55.
40. Лейвер, Р. Как побеждать в теннисе / Р. Лейвер - М.: Прогресс, 1978г. 65-70
41. Лоуренс, Д. Аквааэробика / Д. Лоуренс. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -256 с.
42. Майданский, П.Л. Обучение юных искусству тенниса / П.Л. Майданский - М.: Физкультура и спорт, 1966г. с 34-42
43. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997г. с 11-24
44. Медянников, В.В. Научитесь плавать / В.В. Медянников. - М.: Физ-культура и спорт, 1985. - 31 с.
45. Парфенов, В.А. Прикладное плавание / В.А. Парфенов. - Киев, 1970. - 23 с.
46. Петров, П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
47. Плавание / Под общ. ред. А.К. Дмитриева. 2 изд. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1966.
48. Полевой, Г.Ф. Методика одновременного обучения основным элементам техники плавания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Ф. Полевой. - М., 1964. - 23 с.
49. Пономарев, В.Н., Богащенко Ю.А. Атлетизм / В.Н. Пономарев, Ю.А. Богащенко. - Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1991. - 252 с.
50. Похабов, Д.Д. Гимнастическая терминология; методические рекомендации / Д.Д. Похабов. - Красноярск, 2000. - 22 с.
51. Пшендин, А.И. Рациональное питание спортсменов / А.И. Пшендин
С. - Петербург: ГИ- ОРД, 1999г. 34-40
52. Расин, М.С. Научно-методические аспекты оздоровительной тренировки женщин среднего возраста / М.С. Расин, Т.В. Коптева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 45-46.
53. Рогозкин В.А. Питание спортсменов / В.А. Рогозкин - М.: Физкультура и спорт, 1985г. с 51-55
54. Родионов А.В. Психология спортивных способностей / А.В. Родионов - М.: 1973г.с 23-25
55. Сандерс, М. Гидроаэробика: круговая тренировка в воде / М. Сандерс. - М., 1990. - 52 с.
56. Семенов, Ю.А. Навык плавания - каждому / Ю.А. Семенов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.
57. Сипнева, Ю.И. Аэробика / Ю.И. Сипнева // Семейный доктор. - 1997. - № 10. - С. 22-23.
58. Скородумова, А.П. Теннис - как добиться успеха / А.П. Скородумова. - М.: PRO-PRESS, 1994. - С. 33-105.
59. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М.: Академия, 2000.
60. Сологуб, Е.Б., Солодков, А.С. Физиология человека /Москва, 2001 г
61. Тучашвили, И.Ш. Содружество науки и практики / И.Ш. Тучашвили, В.Н. Янчук. - М.: Теннис, ежегодник, Физкультура и спорт, 1985. - с. 16-17.
62. Тарпищев, Ш.А. Теннис мирового класса/ М.:Дедалус, 2002. - с 43¬66
63. Тарпищев, Ш.А. Самый долгий матч/ М.:Вагриус, 1999г. - с 66-70
64. Тарпищев Ш.А. Корт зовёт / М.:Вагриус, 1988г. - с 12-35
65. Фирсов, З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 64 с.
66. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М. Академия 2004г. с 32-44
67. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов - М. Академия 2004г. с 58-63
68. Элленбеккер, Т.С. Полный курс подготовки к игре в теннис / Т.С. Элленбеккрер - М.: Вагриус, 1998г. с 32-38
69. Как воспитать теннисную звезду: Беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л.Д. Преображенской/Авт.-сост. Л.Д. Преображенская, Г.Ф. Баширова. - М.:Советский спорт,2006. - 100 с.