Особенности технической подготовки юных теннисисток 6-8 лет
|
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
1 Современное состояние состояние изучаемой проблемы 7
1.1 Особенности организма девочек 6-8 лет и их адаптация к физическим
нагрузкам 7
1.2 Характеристика физических качеств, необходимых теннисистке 10
1.3 Особенности водной среды и ее воздействие на организм занимающихся . 15
1.4 Особенности занятий спортивно-вспомогательной гимнастикой в воде . 21
2 Организация и методы исследования 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 35
2.3 Разработка системы упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики
в воде и методики их применения 36
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики технической подготовки теннисисток 42
Заключение 48
Практические рекомендации 50
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
1 Современное состояние состояние изучаемой проблемы 7
1.1 Особенности организма девочек 6-8 лет и их адаптация к физическим
нагрузкам 7
1.2 Характеристика физических качеств, необходимых теннисистке 10
1.3 Особенности водной среды и ее воздействие на организм занимающихся . 15
1.4 Особенности занятий спортивно-вспомогательной гимнастикой в воде . 21
2 Организация и методы исследования 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 35
2.3 Разработка системы упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики
в воде и методики их применения 36
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики технической подготовки теннисисток 42
Заключение 48
Практические рекомендации 50
Список использованных источников
Теннис во всем мире переживает бурное развитие. Растущая популярность тенниса в нашей стране ставит на повестку дня важную задачу: строительство новых и модернизацию уже имеющихся теннисных площадок. Когда обсуждаются проблемы юношеского тенниса, то, как правило, в качестве основных причин, тормозящих рост мастерства юных теннисисток, называются: нехватка крытых кортов. Дорогостоящий инвентарь и высокая оплата теннисных занятий. Отрицать негативное влияние этих факторов на уровень подготовленности спортсменов бессмысленно.
Современный теннис - подлинно атлетический вид спорта. Однако не нужно думать, что физическое совершенство достижимо только за счет игры. Атлетическая игра плюс систематические тренировки, игровые упражнения с высоким проявлением физических качеств плюс общеподготовительные и специальные упражнения - вот главные элементы физического совершенства теннисистки. [6]
Ранняя специализация в теннисе нередко оказывается причиной хронических и серьезных травм и вынужденного прекращения занятий теннисом.
В единый комплекс необходимых теннисистке физических качеств входят: способность к мышечному расслаблению и гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Высокое развитие каждого из этих качеств, как правило, невозможно без соответствующего уровня развития других. Да и в игровых действиях они не проявляются поодиночке.
Как показывают наблюдения, в подготовке теннисисток неоправданно мало используется группа общеподготовительных упражнений, которую составляют: упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики, занятия другими видами спорта (прежде всего баскетбол, ручной мяч, акробатика, плавание, легкая атлетика) и заимствованные из них отдельные элементы. Упражнения этой группы вносят существенный вклад в гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и одновременно помогают решать задачи специальной подготовки.
Веками у представителей различных цивилизаций вода использовалась для занятий спортом и для активного отдыха, а умение плавать считалось одним из жизненно-важных навыков, которым должен обладать человек.
Регулярные занятия в водной среде положительно влияют на физическое развитие человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты. Особенности водной среды обусловили специфичность воздействия на организм человека физических упражнений. В отличие от земных условий, в воде человек находится во взвешенном состоянии, давление воды распространяется по всей поверхности тела, исчезает статическое напряжение мышц. Затруднение выполнения вдоха и выдоха в связи с сопротивлением воды способствует активному развитию у людей органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Плотность воды, которая примерно в 800 раз превышает плотность воздуха, является прекрасной опорой для тела человека, смягчается нагрузка на опорно-двигательный аппарат. В связи с этим, водная среда является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корректирующее (исправляющее дефекты) средство. В связи с большой теплопроводностью и теплоемкостью воды, организм человека при занятиях в водной среде охлаждается сильнее, чем на воздухе, что способствует закаливанию.
Воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе полноценные реабилитационные курсы. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, аквааэробика, аквафит и другие.
Из выше перечисленных видов занятий в водной среде некоторые носят оздоровительный характер, а некоторые направлены на развитие физических качеств: увеличение объема и силы мышц, улучшение гибкости, координации и так далее. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что для теннисисток эффективным средством гармоничного физического развития будет являться спортивно-вспомогательная гимнастика, сочетающая в себе элементы атлетической гимнастики (при помощи которой происходит развитие силы с всесторонним развитием организма, и отличается она от других средств физической культуры более быстрым приростом результатов и тонкой дозировкой нагрузки) с элементами техники тенниса.
Как указывалось выше, высокая плотность воды предъявляет повышенные требования к работе опорно-двигательного аппарата и другим системам организма.
Таким образом, если упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики выполнять в воде, то в значительной степени увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат, повышаются требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с ростом популярности нетрадиционных занятий физическими упражнениями в водной среде, изучение возможности использования спортивно-вспомогательной гимнастики (учитывающей специфику тенниса) в воде становится актуальным.
Фундаментальные навыки всегда пойдут на пользу юным спортсменам, если даже впоследствии они заинтересуются другими видами спорта.
С учетом вышеизложенного, мы предполагаем, что выполнение комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений) в воде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся (девочек теннисисток 6-8 лет) и положительно влияет на занятия теннисом.
Цель работы: разработать и практически опробовать систему упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений и атлетической гимнастики) в водной среде с девочками 6-8 лет, занимающихся теннисом.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование в тренировочном процессе юных теннисисток 6-8 лет различных специфических упражнений позволит улучшить у них техническую подготовку в целом.
Объект исследования: тренировочный процесс юных теннисисток.
Предмет исследования: использование комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по вопросу учебно-тренировочного процесса с девочками 6-8 лет, занимающимися теннисом.
2. Разработать комплекс упражнений "спортивно-вспомогательной гимнастики" с учетом особенностей водной среды, специфики теннисных движений и методику их выполнения.
3. Проверить в ходе педагогических экспериментов эффективность разработанной нами методики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки.
Современный теннис - подлинно атлетический вид спорта. Однако не нужно думать, что физическое совершенство достижимо только за счет игры. Атлетическая игра плюс систематические тренировки, игровые упражнения с высоким проявлением физических качеств плюс общеподготовительные и специальные упражнения - вот главные элементы физического совершенства теннисистки. [6]
Ранняя специализация в теннисе нередко оказывается причиной хронических и серьезных травм и вынужденного прекращения занятий теннисом.
В единый комплекс необходимых теннисистке физических качеств входят: способность к мышечному расслаблению и гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Высокое развитие каждого из этих качеств, как правило, невозможно без соответствующего уровня развития других. Да и в игровых действиях они не проявляются поодиночке.
Как показывают наблюдения, в подготовке теннисисток неоправданно мало используется группа общеподготовительных упражнений, которую составляют: упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики, занятия другими видами спорта (прежде всего баскетбол, ручной мяч, акробатика, плавание, легкая атлетика) и заимствованные из них отдельные элементы. Упражнения этой группы вносят существенный вклад в гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и одновременно помогают решать задачи специальной подготовки.
Веками у представителей различных цивилизаций вода использовалась для занятий спортом и для активного отдыха, а умение плавать считалось одним из жизненно-важных навыков, которым должен обладать человек.
Регулярные занятия в водной среде положительно влияют на физическое развитие человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты. Особенности водной среды обусловили специфичность воздействия на организм человека физических упражнений. В отличие от земных условий, в воде человек находится во взвешенном состоянии, давление воды распространяется по всей поверхности тела, исчезает статическое напряжение мышц. Затруднение выполнения вдоха и выдоха в связи с сопротивлением воды способствует активному развитию у людей органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Плотность воды, которая примерно в 800 раз превышает плотность воздуха, является прекрасной опорой для тела человека, смягчается нагрузка на опорно-двигательный аппарат. В связи с этим, водная среда является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корректирующее (исправляющее дефекты) средство. В связи с большой теплопроводностью и теплоемкостью воды, организм человека при занятиях в водной среде охлаждается сильнее, чем на воздухе, что способствует закаливанию.
Воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе полноценные реабилитационные курсы. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, аквааэробика, аквафит и другие.
Из выше перечисленных видов занятий в водной среде некоторые носят оздоровительный характер, а некоторые направлены на развитие физических качеств: увеличение объема и силы мышц, улучшение гибкости, координации и так далее. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что для теннисисток эффективным средством гармоничного физического развития будет являться спортивно-вспомогательная гимнастика, сочетающая в себе элементы атлетической гимнастики (при помощи которой происходит развитие силы с всесторонним развитием организма, и отличается она от других средств физической культуры более быстрым приростом результатов и тонкой дозировкой нагрузки) с элементами техники тенниса.
Как указывалось выше, высокая плотность воды предъявляет повышенные требования к работе опорно-двигательного аппарата и другим системам организма.
Таким образом, если упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики выполнять в воде, то в значительной степени увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат, повышаются требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с ростом популярности нетрадиционных занятий физическими упражнениями в водной среде, изучение возможности использования спортивно-вспомогательной гимнастики (учитывающей специфику тенниса) в воде становится актуальным.
Фундаментальные навыки всегда пойдут на пользу юным спортсменам, если даже впоследствии они заинтересуются другими видами спорта.
С учетом вышеизложенного, мы предполагаем, что выполнение комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений) в воде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся (девочек теннисисток 6-8 лет) и положительно влияет на занятия теннисом.
Цель работы: разработать и практически опробовать систему упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики (разработанной с учетом специфики теннисных движений и атлетической гимнастики) в водной среде с девочками 6-8 лет, занимающихся теннисом.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование в тренировочном процессе юных теннисисток 6-8 лет различных специфических упражнений позволит улучшить у них техническую подготовку в целом.
Объект исследования: тренировочный процесс юных теннисисток.
Предмет исследования: использование комплекса упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по вопросу учебно-тренировочного процесса с девочками 6-8 лет, занимающимися теннисом.
2. Разработать комплекс упражнений "спортивно-вспомогательной гимнастики" с учетом особенностей водной среды, специфики теннисных движений и методику их выполнения.
3. Проверить в ходе педагогических экспериментов эффективность разработанной нами методики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки.
1. Изучив современную литературу по вопросам содержания учебно-тренировочного процесса с детьми 6-8 лет, занимающимися теннисом, нами было выявлено, что спортивно-вспомогательная гимнастика (сочетающая в себе элементы атлетической гимнастики и тенниса) делает учебно-тренировочный процесс теннисисток наиболее эффективным в достижении гармоничного физического развития, улучшения техники теннисных движений и позволяет наиболее быстро достичь желаемого результата.
2. В последнее время ученые и практики в области спорта указывают на повышение значения занятий в водной среде. Они считают, что водная среда является наиболее благоприятной для занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования, улучшения здоровья, повышения эмоционального уровня.
3. Рассмотрев особенности занятий физическими упражнениями в воде и, учитывая влияние водной среды на организм человека, мы разработали систему спортивно-вспомогательной гимнастики для детей, занимающихся теннисом 6¬8 лет, основанную на 25 упражнениях, которые способствуют гармоничному физическому развитию, улучшению техники теннисных движений, оздоровлению занимающихся и оказывают закаливающий эффект. Нами было выявлено, что спортивно-вспомогательная гимнастика в сочетании с водной средой делает учебно-тренировочный процесс теннисисток более эффективным.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента мы определили, что выполнение упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся. Применение разработанной нами методики позволило повысить результаты во всех 5 контрольных тестах.
В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными. Это подтверждает выдвинутую гипотезу и говорит об эффективности разработанной нами системы упражнений.
2. В последнее время ученые и практики в области спорта указывают на повышение значения занятий в водной среде. Они считают, что водная среда является наиболее благоприятной для занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования, улучшения здоровья, повышения эмоционального уровня.
3. Рассмотрев особенности занятий физическими упражнениями в воде и, учитывая влияние водной среды на организм человека, мы разработали систему спортивно-вспомогательной гимнастики для детей, занимающихся теннисом 6¬8 лет, основанную на 25 упражнениях, которые способствуют гармоничному физическому развитию, улучшению техники теннисных движений, оздоровлению занимающихся и оказывают закаливающий эффект. Нами было выявлено, что спортивно-вспомогательная гимнастика в сочетании с водной средой делает учебно-тренировочный процесс теннисисток более эффективным.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента мы определили, что выполнение упражнений спортивно-вспомогательной гимнастики в водной среде способствует более быстрому и разностороннему воздействию на занимающихся. Применение разработанной нами методики позволило повысить результаты во всех 5 контрольных тестах.
В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными. Это подтверждает выдвинутую гипотезу и говорит об эффективности разработанной нами системы упражнений.
Подобные работы
- Совершенствование базовых технических элементов теннисистов 6-7 лет посредством соревновательного и игрового метода
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование технико-тактической подготовленности юных спортсменов в настольном теннисе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018



