Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование антикризисных стратегий предприятий по производству потребительских товаров (на примере «Colgate-Palmolive»)

Работа №20196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-методологические аспекты антикризисной стратегии предприятий FMCG-сектора 6
1.1 Основные теоретические подходы и особенности формирования стратегий международных компаний 6
1.2 Современные подходы к стратегическому управлению компаниями в условиях кризиса 12
1.3 Особенности функционирования компаний FMCG-сектора.. 17
2 Анализ стратегических альтернатив для компаний по производству товаров повседневного спроса в условиях экономического кризиса... 19
2.1 Комплексная оценка современного состояния и потенциала российского рынка 19
2.2 Сводная характеристика и портфельный анализ компании ОАО «Колгейт-Палмолив» 35
2.3 Разработка и анализ вариантов антикризисных стратегий для компании 46
3 Основные направления совершенствования антикризисной стратегии компании ОАО «Колгейт-Палмолив» в современных условиях 51
3.1 Пересмотр модели взаимоотношений между компанией-производителем, дистрибьюторами и ритейлерами 51
3.2 Увеличение доли рынка корма для домашних животных торговой марки Hill's 61
3.3 Развитие производственных мощностей на территории России 65
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение А Портфельный анализ General Electric-McKinsey для ОАО «Колгейт-Палмолив» 73
Приложение Б SWOT-анализ ОАО «Колгейт-Палмолив» 75
Приложение В Бланк полевого аудита 76
Приложение Г Плановые показатели продаж Hill's 77
Приложение Д Диаграмма Ганта ВЕТФОРУМ-2016 78
Приложение Е Диаграмма Ганта локализации производства мыла 79


Актуальность исследования. Современная экономика характеризуется высокой степенью глобализации, которая меняет конкурентную среду бизнеса: растет оборот товаров и услуг между странами, международные корпорации расширяют свое присутствие на различных рынках, в т.ч. и в России. Современные глобальные корпорации функционируют в условиях жесткой конкуренции и волатильности рынков. Самыми главными факторами корпоративного успеха стали способность использовать различные источники конкурентного преимущества, постоянное развитие своего организационного потенциала, а также своевременная реакция на вызовы окружающей среды. Баланс между выгодами от международной интеграции и адаптацией к условиям национальных рынков стал настоящим камнем преткновения для эффективного стратегического управления и долгосрочного успеха компаний.
Сейчас российская экономика переживает кризис, который продлится, по самым оптимистичным оценкам экспертов, до 2017 года включительно. Многие отечественные компании и иностранные фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность на территории России, ощутили негативные последствия кризиса на результаты своей деятельности. В сложившейся экономической ситуации разработка и дальнейшая реализация антикризисной стратегии компаний является важнейшим условием сохранения их конкурентоспособности, устойчивости и повышения эффективности их деятельности.
Степень научной разработанности темы. Вопросы теории и практики разработки и принятия решений, направленных на формирование стратегии компании, достаточно освещены в научной литературе. Важнейший вклад в развитие теории и практики стратегического управления внесли такие зарубежные ученые, как: Р.Грант, Г.Минцберг, И. Ансофф, Д. Нортон, М. Портер, П. Друкер, Дж. Кейнс, М.Коленсо, Д.Коллис, С.Монтгомери, Д. Аакер, и др.
Теоретико-методологические подходы к разработке и практике реализации стратегии разработаны отечественными учеными, такими как: Л.И. Абал¬кин, Э.М. Коротков, P.C. Гринберг, В.В. Ивантер, А.И. Анчишкин, А.П.Градов, И.Н. Герчикова, Т.А.Богданова и др. Однако некоторые проблемы совершенствования стратегий развития FMCG-компаний, методология их разработки и реализации в российских условиях освещены недостаточно полно и не всегда учитывают специфику российского рынка.
Объект исследования - Иностранная компания по производству средств по уходу за собою ОАО «Колгейт-Палмолив».
Предмет исследования - Совершенствование антикризисной стратегии.
Гипотезой диссертации является предположение об определяющей роли антикризисной стратегии развития, направленной на повышение эффективности деятельности компании и удержании конкурентоспособности ее продукции в условиях экономического кризиса на национальном рынке. Стратегия анти¬кризисного управления охватывает все изменения в области производственных процессов, структуры и культуры предприятия. Чтобы компания смогла успешно противостоять вызовам внешней среды, предполагается, что она должна постоянно отслеживать основные факторы окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях.
Целью исследования является обобщение и теоретическое обоснование имеющихся альтернативных подходов, касающихся содержания и роли антикризисной стратегии на примере компании ОАО «Колгейт-Палмолив», а также разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического развития ОАО «Колгейт-Палмолив» в соответствии с внешними условиями и потенциалом компании.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
- уточнить понятие «транснациональная компания»;
- исследовать методологические основы формирования стратегии международной компании;
- рассмотреть структуру антикризисного управления организацией;
- провести комплексный анализ макросреды и отраслевой структуры, выявить факторы, оказывающие максимальное воздействие на ОАО «Колгейт- Палмолив»;
- проанализировать внутреннюю среду ОАО «Колгейт-Палмолив», оценить ее конкурентное преимущество и положение на рынке;
- определить стратегические приоритеты развития компании в условиях экономического кризиса;
- разработать рекомендации по реализации антикризисной стратегии и повышению результативности компании ОАО «Колгейт-Палмолив».
Теоретической основой исследования явились закономерности и принципы экономической науки, ее категориальный аппарат. Оно базируется на положениях теории управления социально-экономическими процессами и предприятиями. В основу работы положены концептуальные подходы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области разработки и реализации стратегии развития международных компаний.
Методологической базой исследования являются общие методы научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логико-смыслового анализа, экспертных оценок, а также методы группировки, выборки, обобщения данных, графические, расчетные и аналитические методы исследования и другие.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические материалы консалтинговых и аудиторских компаний, материалы зарубежных компаний, в т.ч. годовые финансовые отчеты о результатах их деятельности, официальные статистические данные Министерства экономического развития, материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати, научные разработки академических институтов, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, отражающие те или иные аспекты стратегии развития отрасли бытовой химии, средств по уходу за собою и кормов для домашних животных.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что имеющиеся теоретические разработки в рассматриваемой области дополнены анализом состояния и разработкой рекомендаций по совершенствованию антикризисной стратегии с учетом конъюнктуры отечественного и мирового рынков продукции бытовой химии, средств по уходу за собою и кормов для домашних животных. В том числе:
- рассмотрены современные теоретико-методологические аспекты, характеризующие подходы к определению понятий «транснациональная компания» и «антикризисная стратегия» в отечественной и зарубежной теории и практике;
- дана комплексная стратегическая оценка финансово-экономического состояния российской экономики, отрасли бытовой химии, средств по уходу за собою и кормов для домашних и проведен анализ стратегических альтернатив развития ОАО «Колгейт-Палмолив» в условиях кризиса;
- определены приоритетные направления стратегического развития в си¬стеме антикризисного управления компанией ОАО «Колгейт-Палмолив»;
- предложены рекомендации по реализации антикризисной стратегии развития ОАО «Колгейт-Палмолив»;
- предложена методика оценки эффективности антикризисной стратегии развития ОАО «Колгейт-Палмолив» на российском рынке, основанная на сравнительном анализе стратегических альтернатив.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выполнения диссертационного исследования его цель была достигнута и поставленные задачи решены:
1) Определены основные теоретические подходы и особенности формирования стратегий международных компаний и современные подходы к стратегическому управлению компаниями в условиях кризиса.
Усиление международной конкуренции требует от компаний, чтобы они использовали различные источники конкурентных преимуществ и развивали свои организационные способности и вширь, и вглубь. Успешные международные компании используют достоинства глобальной интеграции совместно с преимуществами национального дифференцирования. Баланс между международной интеграцией и национальным дифференцированием требует от компании, чтобы она приспособилась к разнообразным требованиям различных товаров, функций и стран.
В таких условиях главной задачей топ-менеджеров многонациональных компаний является создание глобальных стратегий, структур и систем, способных обеспечить гибкость, адаптивность и инициативу на местах, в то же время поддерживать тесные взаимосвязи, помогающие распространению инноваций и лучшего практического опыта, полученных в разных местах. Если заграничные филиалы обладают автономией, позволяющей взять на себя инициативу в разработке новых товаров, инвестиционных предложений и своевременных бизнес стратегий, то они могут внести ощутимый вклад в создание конкурентного преимущества MHK. Отличительные особенности, которые развивают у себя местные филиалы, находятся под сильным влиянием национальных ресурсов и рынков тех стран, где расположены эти филиалы. Поэтому национальные филиалы международных компаний нуждаются в получении глобальных полномочий, которые определяются их внутренними ресурсами и способностями, а также внешними условиями.
Тем не менее, ни одна компания в мире не застрахована от попадания в условия кризиса. Причины, по которым компания попадает в кризис, можно разделить на две группы:
- внешние, которые не зависят от организации или на которые она может влиять незначительно;
- внутренние, которые появились в результате деятельности самой компании.
Выход из кризиса связан с устранением его причин, а непосредственно процесс планирования этого выхода называется стратегией (антикризисное стратегическое управление) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.
Стратегия антикризисного управления охватывает все изменения в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и куль¬туры предприятия. Компания должна постоянно отслеживать основные факторы окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия
2) Проведена комплексная оценка современного состояния российской бизнес-среды, проанализирована структура отрасли бытовой химии и средств для ухода за собою.
Сейчас российская экономика переживает кризис, и большинство населения ощутило на себе его влияние. Главным признаком наступление экономического кризиса является снижение покупательной способности. Более того, в результате кризиса уменьшается роль среднего класса как движущей силы экономического роста.
Нынешний кризис надолго изменит способы, цели и места совершения покупок. В свою очередь, изменения в потребительском поведении станут причиной долгосрочных изменений в розничной торговле и производстве потребительских товаров. Цена по-прежнему останется важным фактором для потребителей, они будут более скептически относиться к маркам, не предлагающим дополнительную выгоду по сравнению с собственными торговыми марками розничных магазинов, а также станут более искушенными в вопросах приобретения товаров со скидкой.
Что касается коммерческих организаций, то многие из них почувствовали наступление кризиса еще в середине 2014 года. Кризис негативно сказывается на их деятельности, однако немало и тех организаций, для которых влияние кризиса было положительным. В ходе исследования среди негативных последствий кризиса были определены: рост цен на закупаемые материалы, снижение спроса и невозможность финансирования новых проектов, а в качестве основного положительного фактора - ценовое преимущество перед конкурентами с более высокой зависимостью от импортируемых товаров и материалов
Таким образом, российский рынок, который на протяжении долгого времени был источником роста для крупнейших производителей потребительских товаров, теперь стал для них проблемой. Мировым производителям потребительских товаров приходится повышать цены на продукты, чтобы сдержать падение и сохранить рост.
3) Проведен анализ стратегических альтернатив антикризисного развития ОАО «Колгейт-Палмолив» и выявлены основные направления совершенствования ее деятельности.
Colgate-Palmolive Co. - крупная многопрофильная компания, осуществляющая свою деятельность в нескольких отраслях бизнеса и разбитая на крупные подразделения, которые, в свою очередь, делятся на отдельные бизнес- единицы. На российском рынке деятельность ОАО «Колгейт-Палмолив» представлена двумя стратегическими бизнес-единицами: Personal&Oral Care и Pet Care, которые, по результатам портфельного анализа, обладают потенциалом прибыльности и должны расти;
Поскольку основная цель стратегии в том, чтобы закрепить и приумножить конкурентное преимущество компании, особенно в условиях нарастающей конкуренции и финансово-экономического кризиса на национальном рынке, очень важно, чтобы фирма сфокусировалась на наиболее эффективных бизнес-стратегиях. По результатам SWOT-анализа и экспертного метода оценок были выявлены следующие стратегические направления максимального конку¬рентного преимущества в современных условиях - это совершенствование модели взаимодействия ОАО «Колгейт-Палмолив» с ее выходными контрагентами (дистрибьюторы и розничные продавцы). Затем: активное продвижение кормов для домашних животных Hill's и контрактное производство части своей продукции на российском предприятии.
4) Представлены механизмы реализации выявленных антикризисных стратегий и предложены подходы к оценке их эффективности.
Правильно выстроенные отношения с ключевыми посредниками и клиентами компании - залог успешного продвижения товаров любой фирмы. Поэтому вопросу повышения компетентности сотрудников, непосредственно взаимо¬действующих с ними, придается первостепенное значение. Очень важно, чтобы менеджеры по продажам и развитию дистрибьюции ОАО «Колгейт-Палмолив» четко понимал цели и задачи, которые стоят перед компанией в отношении ключевых клиентов в условиях экономического кризиса. Таким образом, для более эффективного управления отношениями с клиентами менеджерам отдела по работе с клиентами было рекомендовано пройти дополнительное профессиональное обучение. Были предложены основные направления обучения менеджеров, а также методики по оценке эффективности данных тренингов.
Одним из успешных сегментов товарного портфеля фирмы ОАО «Колгейт-Палмолив» являются корма для домашних животных Hill's, которые хорошо известны в России и широко представлены от Калининграда до Сахалина.
В работе были предложены два способа, с помощью которых компания может увеличить присутствие на российском рынке кормов для животных: повысить компетентность торговых представителей компании и освоить новые каналы коммуникаций с потенциальными покупателями.
Чтобы повысить компетентность торговых представителей, было рекомендовано разработать для них программу обучения, которая включала бы в себя три основных блока: техника продаж, основы здорового питания собак и кошек, а также подробное изучение собственной продукции. Также предложен механизм оценки эффективности данной программы.
В рамках освоения новых каналов коммуникаций с потенциальными клиентами было рекомендовано на регулярной основе проводить тематические мероприятия и встречи, конференции, на которых бы обсуждались актуальные вопросы зообизнеса. Или, к примеру, ежегодные семинары для владельцев и руководителей ветеринарных клиник. А также международные или всероссийские выставки животных под знаком Hill's. На примере ВЕТФОРУМа-2016 бы¬ла проведена экспертиза реализации проекта и определены критерии эффективности подобных мероприятий.
Так как компания ОАО «Колгейт-Памолив» завозит практически всю продаваемую в России продукцию из за рубежа, для минимизации рисков фирме было предложено разместить заказ на производство части своей продукции на одном из российских заводах, обладающих необходимыми внутренними ресурсами и приближенных к потребителям конечной продукции. В качестве примера было рассмотрено контрактное производство твердого и жидкого на предприятии ОАО «Весна» в Самарской области.



1) Грант, Р. М. Современный стратегический анализ : учебник / Р.М. Грант. - СПб : Питер, 2008. - 560 с.
2) Багиев, Г. Международный маркетинг : учебник / Г.Багиев, Н.Моисеева. - СПб : Питер, 2008. - 688 с.
3) Владмирова, Н. М. Межорганизационные взаимодействия в международных стратегиях компаний : автореф. дис. ... канд.экон.наук : 08.00.05 / Владимирова Нина Михайловна. - Москва, 2011. - 25 с.
4) Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник / Э.М. Коротков. - Москва : ИНФРА-М, 2003. - 432 с.
5) Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - Москва : Экономистъ, 2006. - 670 с.
6) Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : экс.пресс-курс / Ф.Котлер. - СПб : Питер, 2006, - 464 с.
7) Беляевский, И. К. Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики товаров потребительского значения / И.К. Беляевский // Экономика торговли, маркетинг, реклама. - 2011. - №3. - С. 125¬145.
8) Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора : учеб.пособие / А.Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2015. - 288 с.
9) Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран : учебник / М.Портер. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.
10) Маленков, Ю.А. О классификации стратегий компаний / Ю.А.Маленков // Эмитент. Существенные факты, события, действия. Единое информационно-аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона РФ. - 2006. - №42(173). - С. 25-31.
11) Аакер, Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений / Д. Аакер. - Москва : Эксмо, 2007. - 464 с.
12) Гатин, А.Р. Формирование стратегий международных корпораций в России : дис. . канд.экон.наук : 08.00.05 / Гатин Алексей Романович. - Пермь,2006. - 169 с.
13) Давар, Н. Производители и ритейлеры: строим отношения заново / Нирадж Давар // Свой Бизнес. - 2013. - №4. - С. 86-93.
14) Кочконян, А. А. Международный опыт использования маркетинговых коммуникаций при продвижении бренда на примере зубной пасты «Colgate» / А.А.Кочконян // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. - 2014. - №12(27). - С.19-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ