Жанровое и лексическое своеобразие очерка
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА «ОЧЕРК»
1.1 Очерк и его разновидности 10
1.2 Жанровое и лексическое своеобразие путевого очерка 17
1.3 Жанровая специфика зарубежных печатных СМИ 25
2 ПУТЕВОЙ ОЧЕРК В ПЕЧАТНЫХ СМИ: ЖАНРОВЫЕ И
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1 Жанровые и лексические особенности путевого очерка В.М.
Пескова 31
2.2 Жанровое своеобразие и лексические характеристики очерков П.В.
Прокопьева 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА «ОЧЕРК»
1.1 Очерк и его разновидности 10
1.2 Жанровое и лексическое своеобразие путевого очерка 17
1.3 Жанровая специфика зарубежных печатных СМИ 25
2 ПУТЕВОЙ ОЧЕРК В ПЕЧАТНЫХ СМИ: ЖАНРОВЫЕ И
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1 Жанровые и лексические особенности путевого очерка В.М.
Пескова 31
2.2 Жанровое своеобразие и лексические характеристики очерков П.В.
Прокопьева 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Очерк как жанр журналистики в настоящее время встретить в СМИ практически невозможно. Интерес журналистов писать очерки угасает. Несмотря на это, он остается интересным жанром. Очерк называют «королем» художественно-публицистических жанров, и его подготовка наиболее трудоемка. Написать хороший очерк журналист сможет, если он достаточно образован, опытен и начитан, у него развитое образное мышление, богатая художественная речь и он владеет разными методами отображения действительности. При подготовке очерка важно не только подобрать интересного героя или выбрать актуальную проблему, но и собрать качественный материал и суметь его проанализировать. Помимо этого, важно получившийся материал облечь в художественную форму, чтобы материал стал действительно очерковым, это и указывает на актуальность исследования.
Очерк изучался многими учеными. М.Н. Ким рассматривает структурную организацию художественно-публицистических жанров на примере очерка в работе «Технология создания журналистского произведения». Е.И. Журбина изучает жанр в работе «Искусство очерка». А.А. Тертычный раскрывает понятие, рассказывает о видах, приводит примеры очерков в работе «Жанры периодической печати». Л.Е. Кройчик также исследует жанр в работе «Система журналистских жанров». Е.И. Журбина в работе «Искусство очерка» большое внимание уделяет композиции и сюжету в очерке. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова в учебном пособии «Риторические основы журналистики» описывает стилистические особенности очерка и отдельно рассматривает путевой очерк. О разнообразии жанров за рубежом пишет С.А. Михайлов в работе «Журналистика Соединенных Штатов Америки». Очерк Франции 19 века изучает Т. Якимович в «Французском реалистическом очерке». В Германии - журналист Э. Киш. Он говорит и том, каким должен быть репортаж и журналист, работающий в этом жанре, в своей речи на конгрессе в защиту культуры в Париже «Репортаж как форма искусства и форма борьбы» и очерке «Сущность репортера».
Объект исследования - тексты художественно-публицистического жанра «очерк».
Предмет исследования - жанровое и лексическое своеобразие очерка.
Целью исследования является изучение лексических особенностей очерка, выявление его жанрового своеобразия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие «очерк»;
• Обозначить разновидности и специфику очерка;
• Выявить лексические особенности жанра;
• Выявить жанровое своеобразие очерка;
• Рассмотреть путевой очерк;
• Исследовать жанровое своеобразие зарубежных печатных СМИ;
• Проанализировать очерки В.М. Пескова и П.В. Прокопьева;
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, семантико-стилистический метод, компаративный, метод выборки, индукция, дедукция, анализ, синтез.
Эмпирическая база: очерки В.М. Пескова в газете «Комсомольская правда» за период с сентября 2005 г. по март 2006 г., работы, которые публиковались в газете в 2010 - 2014 годах. Василий Михайлович - один из достойнейших очеркистов современности. Несмотря на то, что очерк практически исчез со страниц изданий, очерки Пескова публиковались в каждом номере газеты; и очерки П.В. Прокопьева из газеты «Южноуральская панорама», выходившие с декабря 2015 г. по май 2016 г. В работе рассмотрен региональный аспект. Выявлены особенности каждого из авторов, обозначены сходства и различия в стиле написания.
Новизна исследования - сделана попытка изучить и сравнить жанровое и лексическое своеобразие очерка федеральных и региональных СМИ и обобщить полученные знания.
Материалы работы можно использовать при изучении куров «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», «Современный русский язык», а также в форме справочной информации для начинающих журналистов.
Работа состоит из двух глав. 1 глава - «Теоретические основы изучения художественно-публицистического жанра «очерк» и 2 - «Путевой очерк в печатных СМИ: жанровые и лексические характеристики».
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты темы. Первый параграф - «Очерк и его разновидности» - содержит несколько определений понятия из словарей, их анализ и выявление компонентов, значимых для исследования. Также в параграфе обозначены виды очерка и особенности каждого из них. Второй параграф: «Лексическое и жанровое своеобразие путевого очерка». Здесь рассмотрены лексические особенности жанра. Отдельно рассмотрен путевой очерк и выявлено его жанровое своеобразие. Третий параграф - «Жанровое своеобразие зарубежных печатных СМИ» посвящен исследованию похожих на очерк жанров в разных странах. В параграфе исследован зарубежный репортаж, выявлены его стилистические особенности.
Вторая глава - «Путевой очерк в печатных СМИ: жанровые и лексические характеристики» - это практическая часть исследования. В первом параграфе - «Лексические и жанровые особенности пейзажного очерка В.М. Пескова» - выявлены жанровые особенности и проанализированы с лексической точки зрения очерки В.М. Пескова. Во втором параграфе - «Жанровое своеобразие и лексические характеристики очерков П.В. Прокопьева» - очерки П.В. Прокопьева изучены по тем же характеристикам, что и Пескова, а также проведен сравнительный анализ творчества обоих авторов.
В заключении синтезирована полученная информация и сделаны выводы.
Библиографический список содержит перечень литературы, использованной для изучения темы. Список исследованной литературы - это очерки Пескова и Прокопьева, которые использовались для анализа во второй главе ВКР.
Очерк изучался многими учеными. М.Н. Ким рассматривает структурную организацию художественно-публицистических жанров на примере очерка в работе «Технология создания журналистского произведения». Е.И. Журбина изучает жанр в работе «Искусство очерка». А.А. Тертычный раскрывает понятие, рассказывает о видах, приводит примеры очерков в работе «Жанры периодической печати». Л.Е. Кройчик также исследует жанр в работе «Система журналистских жанров». Е.И. Журбина в работе «Искусство очерка» большое внимание уделяет композиции и сюжету в очерке. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова в учебном пособии «Риторические основы журналистики» описывает стилистические особенности очерка и отдельно рассматривает путевой очерк. О разнообразии жанров за рубежом пишет С.А. Михайлов в работе «Журналистика Соединенных Штатов Америки». Очерк Франции 19 века изучает Т. Якимович в «Французском реалистическом очерке». В Германии - журналист Э. Киш. Он говорит и том, каким должен быть репортаж и журналист, работающий в этом жанре, в своей речи на конгрессе в защиту культуры в Париже «Репортаж как форма искусства и форма борьбы» и очерке «Сущность репортера».
Объект исследования - тексты художественно-публицистического жанра «очерк».
Предмет исследования - жанровое и лексическое своеобразие очерка.
Целью исследования является изучение лексических особенностей очерка, выявление его жанрового своеобразия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие «очерк»;
• Обозначить разновидности и специфику очерка;
• Выявить лексические особенности жанра;
• Выявить жанровое своеобразие очерка;
• Рассмотреть путевой очерк;
• Исследовать жанровое своеобразие зарубежных печатных СМИ;
• Проанализировать очерки В.М. Пескова и П.В. Прокопьева;
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, семантико-стилистический метод, компаративный, метод выборки, индукция, дедукция, анализ, синтез.
Эмпирическая база: очерки В.М. Пескова в газете «Комсомольская правда» за период с сентября 2005 г. по март 2006 г., работы, которые публиковались в газете в 2010 - 2014 годах. Василий Михайлович - один из достойнейших очеркистов современности. Несмотря на то, что очерк практически исчез со страниц изданий, очерки Пескова публиковались в каждом номере газеты; и очерки П.В. Прокопьева из газеты «Южноуральская панорама», выходившие с декабря 2015 г. по май 2016 г. В работе рассмотрен региональный аспект. Выявлены особенности каждого из авторов, обозначены сходства и различия в стиле написания.
Новизна исследования - сделана попытка изучить и сравнить жанровое и лексическое своеобразие очерка федеральных и региональных СМИ и обобщить полученные знания.
Материалы работы можно использовать при изучении куров «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», «Современный русский язык», а также в форме справочной информации для начинающих журналистов.
Работа состоит из двух глав. 1 глава - «Теоретические основы изучения художественно-публицистического жанра «очерк» и 2 - «Путевой очерк в печатных СМИ: жанровые и лексические характеристики».
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты темы. Первый параграф - «Очерк и его разновидности» - содержит несколько определений понятия из словарей, их анализ и выявление компонентов, значимых для исследования. Также в параграфе обозначены виды очерка и особенности каждого из них. Второй параграф: «Лексическое и жанровое своеобразие путевого очерка». Здесь рассмотрены лексические особенности жанра. Отдельно рассмотрен путевой очерк и выявлено его жанровое своеобразие. Третий параграф - «Жанровое своеобразие зарубежных печатных СМИ» посвящен исследованию похожих на очерк жанров в разных странах. В параграфе исследован зарубежный репортаж, выявлены его стилистические особенности.
Вторая глава - «Путевой очерк в печатных СМИ: жанровые и лексические характеристики» - это практическая часть исследования. В первом параграфе - «Лексические и жанровые особенности пейзажного очерка В.М. Пескова» - выявлены жанровые особенности и проанализированы с лексической точки зрения очерки В.М. Пескова. Во втором параграфе - «Жанровое своеобразие и лексические характеристики очерков П.В. Прокопьева» - очерки П.В. Прокопьева изучены по тем же характеристикам, что и Пескова, а также проведен сравнительный анализ творчества обоих авторов.
В заключении синтезирована полученная информация и сделаны выводы.
Библиографический список содержит перечень литературы, использованной для изучения темы. Список исследованной литературы - это очерки Пескова и Прокопьева, которые использовались для анализа во второй главе ВКР.
Художественно-публицистический жанр «очерк» сложен и многообразен. В настоящее время журналисты делают выбор в пользу более простых жанров. Но есть и другие - предпочитающие художественную журналистику. Мнение о будущем жанра у экспертов расходится. Некоторые говорят, что очерк исчезнет, другие - что жанр преобразуется и станет мультимедийным.
Главной целью исследования было выявление лексических особенностей очерка и изучение его жанрового своеобразия. В начале выпускной квалификационной работы определены основные понятия, которые потребовались для дальнейшего изучения темы. А именно: понятия «очерк», проблемный очерк, путевой очерк, портретный очерк. Исходя из определенных понятий, сформулированы основные свойства каждого из названных разновидностей очерка и их жанровые характеристики. Это помогло обозначить главные характеристики, по которым проводился анализ жанровых особенностей исследуемых очерков Пескова и Прокопьева.
В работе доказано, что лексика путевого очерка очень разнообразна. В нее могут входить разные пласты современного русского языка. В одном очерке может присутствовать и заимствованная лексика, и профессионализмы, и диалектизмы, и разговорно-бытовая лексика, и книжная лексика. Также, путевому очерку свойственны: интимизация, эскизность, типизация героев, образность и ассоциативность.
Для широкого освещения темы изучены работы ученых об очерке и очерки известных отечественных и зарубежных журналистов. Они дают представление о том, как очерк менялся с течением времени, а также о том, как каждый очеркист по-своему понимает жанр и этим обогащает его. Исследованы функции путевого очерка, к которым относятся исследовательская, функция лирического героя и функция автора-свидетеля. Это говорит о том, что жанр очень богат и каждый журналист может выбрать наиболее удобную подачу, которая максимально точно отобразит проблему, заложенную в очерке.
В работе проанализированы зарубежные очерки известных журналистов - Анри Монье, Этьен Жуй, Себастьян Мерсье, Ретиф де ла Бретонн, Жан де Лабьюер, Джон Рид. Очерки зарубежных стран в основном проблемные. Журналисты хотели обратить внимание общества на нищету, на социальное неравенство, коррупцию и другие острые вопросы. Очерки разных стран многим отличаются друг от друга, но все же у них есть общие черты. Например, всем свойственно объединение документальности, точности фактов и образности, художественности слова. Уточнены критерии лексических особенностей современного русского языка, по которым велась дальнейшая работа с путевыми очерками. Осуществлена работа с очерками В.М. Пескова и П.В. Прокопьева, с целью анализа их лексического и жанрового своеобразия. Выявлены пласты лексики, наиболее часто встречающиеся в творчестве авторов. С точки зрения сферы употребления лексики в работе выделены профессионализмы и диалектизмы. С эксперессивно-стилистической точки зрения рассмотрены разговорно¬бытовой и книжный пласты. С точки зрения активного и пассивного запаса лексики проанализированы устаревшие слова. Обоснованы свойства жанра «очерк» и использование лексических единиц.
Художественно-публицистический жанр очерк сложен, а потому интересен для изучения. В работе он рассмотрен с двух позиций:
• жанровое своеобразие;
• лексические характеристики.
Очерк очень богат и разнообразен. Он объединяет в себе документальную точность и художественную образность. Чтобы грамотно сочетать факт и образ, авторы обозначают главные события, которые нужны для полного освещения темы и облекают факты в выразительные средства. Также они рисуют портреты героев, описывают их индивидуальные черты, интересные поступки, приводят цитаты действующих лиц, чтобы через речь охарактеризовать их с еще одной стороны. Автор выстраивает диалог с читателем, строит повествование так, чтобы он понимал - рассказ написан для него. С помощью этого внимание читающего приковывается к материалу. Очеркист приводит примеры ситуаций из своего жизненного опыта, чем наполняет сюжет новыми фактами, проводит аналогии к описываемому. Журналист использует профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, разговорно-бытовую, книжную и другие пласты лексики, украшая свой материал и дополняя его интересной информацией.
У Пескова и Прокопьева кардинально разный подход к созданию очерка. Хоть они оба пишут в жанре путевого очерка, тематика их материалов различается. Один пишет о животных, населяющих планету. Исследует их поведение, рассказывает о людях, которые занимаются животными, повествует об интересных, иногда фантастических случаях, которые связаны с повадками животных в разных ситуациях. Нередко Песков сравнивает жизнь животных и жизнь человека, проводит аналогии и делает выводы. У автора есть несколько циклов очерков, написанные им в путешествии по разным странам, например, «Пятнадцать дней в Калахари», «Десять дней в Австрии». В них он описывает разных экзотических животных, знаменитых людей, которые внесли вклад в развитие науки о поведении животных, о заповедниках и зоопарках. Его очерки интересны, динамичны и наполнены любовью к природе.
У Прокопьева узконаправленная тема очерков. Он пишет о рыбалке на Урале. Автор - профессионал в своем деле. Он рассказывает о местах, где рыбачит, какая там водится рыба. Помогает читателю с выбором оборудования, которое нужно брать на рыбалку. Говорит о тонкостях, секретах, дает советы рыбакам. В то же время описывает все понятным для любого читателя языком. Прокопьев пишет в разговорном стиле, он часто вставляет диалоги со своими друзьями, которые оживляют повествование. Автор часто использует метафоричные сравнения, украшающие очерк. В конце каждого материала Песков вставляет «Дневник рыболова», там он пишет краткие результаты нескольких дней рыбалки.
Оба автора - фанаты дела, о котором пишут. Читатель это чувствует и поэтому верит автору. Очерки наполнены любовью к своему делу. Это можно понять по детализации описываемого и тому с каким настроением написан текст. Читатель уверен, что журналист сможет ответить на любой вопрос, связанный с темой, о которой пишет. В этом заключается профессионализм очеркиста.
И Павел Прокопьев, и Василий Песков очень много писали и работали над жанром. У них за плечами огромный журналистский опыт. Это позволило отточить свой фирменный стиль написания текстов. Анализ их творчества дает наиболее полное представление о жанре «путевой очерк» в региональном и общенациональном аспекте.
Главной целью исследования было выявление лексических особенностей очерка и изучение его жанрового своеобразия. В начале выпускной квалификационной работы определены основные понятия, которые потребовались для дальнейшего изучения темы. А именно: понятия «очерк», проблемный очерк, путевой очерк, портретный очерк. Исходя из определенных понятий, сформулированы основные свойства каждого из названных разновидностей очерка и их жанровые характеристики. Это помогло обозначить главные характеристики, по которым проводился анализ жанровых особенностей исследуемых очерков Пескова и Прокопьева.
В работе доказано, что лексика путевого очерка очень разнообразна. В нее могут входить разные пласты современного русского языка. В одном очерке может присутствовать и заимствованная лексика, и профессионализмы, и диалектизмы, и разговорно-бытовая лексика, и книжная лексика. Также, путевому очерку свойственны: интимизация, эскизность, типизация героев, образность и ассоциативность.
Для широкого освещения темы изучены работы ученых об очерке и очерки известных отечественных и зарубежных журналистов. Они дают представление о том, как очерк менялся с течением времени, а также о том, как каждый очеркист по-своему понимает жанр и этим обогащает его. Исследованы функции путевого очерка, к которым относятся исследовательская, функция лирического героя и функция автора-свидетеля. Это говорит о том, что жанр очень богат и каждый журналист может выбрать наиболее удобную подачу, которая максимально точно отобразит проблему, заложенную в очерке.
В работе проанализированы зарубежные очерки известных журналистов - Анри Монье, Этьен Жуй, Себастьян Мерсье, Ретиф де ла Бретонн, Жан де Лабьюер, Джон Рид. Очерки зарубежных стран в основном проблемные. Журналисты хотели обратить внимание общества на нищету, на социальное неравенство, коррупцию и другие острые вопросы. Очерки разных стран многим отличаются друг от друга, но все же у них есть общие черты. Например, всем свойственно объединение документальности, точности фактов и образности, художественности слова. Уточнены критерии лексических особенностей современного русского языка, по которым велась дальнейшая работа с путевыми очерками. Осуществлена работа с очерками В.М. Пескова и П.В. Прокопьева, с целью анализа их лексического и жанрового своеобразия. Выявлены пласты лексики, наиболее часто встречающиеся в творчестве авторов. С точки зрения сферы употребления лексики в работе выделены профессионализмы и диалектизмы. С эксперессивно-стилистической точки зрения рассмотрены разговорно¬бытовой и книжный пласты. С точки зрения активного и пассивного запаса лексики проанализированы устаревшие слова. Обоснованы свойства жанра «очерк» и использование лексических единиц.
Художественно-публицистический жанр очерк сложен, а потому интересен для изучения. В работе он рассмотрен с двух позиций:
• жанровое своеобразие;
• лексические характеристики.
Очерк очень богат и разнообразен. Он объединяет в себе документальную точность и художественную образность. Чтобы грамотно сочетать факт и образ, авторы обозначают главные события, которые нужны для полного освещения темы и облекают факты в выразительные средства. Также они рисуют портреты героев, описывают их индивидуальные черты, интересные поступки, приводят цитаты действующих лиц, чтобы через речь охарактеризовать их с еще одной стороны. Автор выстраивает диалог с читателем, строит повествование так, чтобы он понимал - рассказ написан для него. С помощью этого внимание читающего приковывается к материалу. Очеркист приводит примеры ситуаций из своего жизненного опыта, чем наполняет сюжет новыми фактами, проводит аналогии к описываемому. Журналист использует профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, разговорно-бытовую, книжную и другие пласты лексики, украшая свой материал и дополняя его интересной информацией.
У Пескова и Прокопьева кардинально разный подход к созданию очерка. Хоть они оба пишут в жанре путевого очерка, тематика их материалов различается. Один пишет о животных, населяющих планету. Исследует их поведение, рассказывает о людях, которые занимаются животными, повествует об интересных, иногда фантастических случаях, которые связаны с повадками животных в разных ситуациях. Нередко Песков сравнивает жизнь животных и жизнь человека, проводит аналогии и делает выводы. У автора есть несколько циклов очерков, написанные им в путешествии по разным странам, например, «Пятнадцать дней в Калахари», «Десять дней в Австрии». В них он описывает разных экзотических животных, знаменитых людей, которые внесли вклад в развитие науки о поведении животных, о заповедниках и зоопарках. Его очерки интересны, динамичны и наполнены любовью к природе.
У Прокопьева узконаправленная тема очерков. Он пишет о рыбалке на Урале. Автор - профессионал в своем деле. Он рассказывает о местах, где рыбачит, какая там водится рыба. Помогает читателю с выбором оборудования, которое нужно брать на рыбалку. Говорит о тонкостях, секретах, дает советы рыбакам. В то же время описывает все понятным для любого читателя языком. Прокопьев пишет в разговорном стиле, он часто вставляет диалоги со своими друзьями, которые оживляют повествование. Автор часто использует метафоричные сравнения, украшающие очерк. В конце каждого материала Песков вставляет «Дневник рыболова», там он пишет краткие результаты нескольких дней рыбалки.
Оба автора - фанаты дела, о котором пишут. Читатель это чувствует и поэтому верит автору. Очерки наполнены любовью к своему делу. Это можно понять по детализации описываемого и тому с каким настроением написан текст. Читатель уверен, что журналист сможет ответить на любой вопрос, связанный с темой, о которой пишет. В этом заключается профессионализм очеркиста.
И Павел Прокопьев, и Василий Песков очень много писали и работали над жанром. У них за плечами огромный журналистский опыт. Это позволило отточить свой фирменный стиль написания текстов. Анализ их творчества дает наиболее полное представление о жанре «путевой очерк» в региональном и общенациональном аспекте.





