Реинжиниринг услуг и процессов муниципалитета в соответствии с концепцией «Smart-city». Часть 3. Реинжиниринг построения и управления VPN-сетями в гетерогенной среде
Введение 10
Глава 1 Функционирование муниципалитетов в соответствии с концепцией
«Smart-city». 1 2
1.1 Описание концепции «Smart-city» 12
1.2 Особенности концепции, перспективы ее развития 14
1.3 Российский опыт внедрения концепции «Smart-city» в муниципалитетах. 17
1.4 Технологии передачи конфиденциальной информации с помощью VPN-
сетей в гетерогенной среде 19
Глава 2 Анализ межведомственного взаимодействия в рамках концепции «Smart-city» 26
2.1 Основные компоненты «Smart-city» 26
2.2 Межведомственное взаимодействие с фиксированной периодичностью ... 28
2.3 Межведомственное взаимодействие с не фиксированной
периодичностью 31
2.4 Межведомственное взаимодействие по запросу 33
Глава 3 Реинжиниринг структуры информационного межведомственного взаимодействия между организациями 36
3.1 Понятие мультиагентного подхода 36
3.2 Агенты 39
3.3 Классификация агентов 46
3.4 Свойства агентов 54
3.5 Средства разработки мультиагентной системы 57
3.6 Мультиагентная система в концепции «Smart-city» 60
3.7 Модель взаимодействия агентов с использованием VPN-сетей в
гетерогенной среде 63
3.8 Алгоритмы действий агентов 66
Заключение 74
Список использованных источников 76
Список публикаций 87
На сегодняшний день лишь некоторые государственные органы взаимодействуют друг с другом в электронном виде, остальные по-прежнему ведут неэффективный обмен данными при помощи бумажных носителей. Серьезным препятствием для организации эффективного межведомственного взаимодействия является низкий уровень автоматизации процессов обработки и хранения информации во многих государственных органах, а также человеческий фактор, проявляющийся в неготовности государственных и муниципальных служащих, предоставляющих услуги, отказаться от традиционного «бумажного» удостоверения подлинности предоставляемых сведений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью ежедневного взаимодействия государственных органов и других организаций в рамках концепции «Smart-city» с целью получения и предоставления нужной информации.
Целью научного исследования является: исследование возможностей реинжиниринга для межведомственного взаимодействия в рамках концепции.
Научная новизна работы выражается в использовании мультиагентного подхода при реинжиниринге межведомственного взаимодействия, а также в предложении алгоритмов поведения агентов при выделенной классификации взаимодействия.
Задачи научного исследования:
- определить специфику деятельности муниципальных организаций в рамках концепции «Smart-city»;
- выявить проблемы в межведомственном взаимодействии;
- обосновать использование защищенных каналов передачи информации;
- предложить инструменты совершенствования структуры, на основе реинжиниринга процессов в сетях передачи информации.
Объект исследования - услуги и процессы муниципалитета использующие сети передачи информации.
Предмет исследования - технологии реинжиниринга процессов в сетях передачи информации.
В первой части исследования рассмотрены особенности концепции «Smart-city». А также российский опыт внедрения концепции. Изучены процессы построения VPN-сетей в гетерогенной среде.
Во второй части изучены основные компоненты концепции «Smart-city». Рассмотрены процессы взаимодействия организаций в рамках концепции. Определены проблемы при обмене данными. Выделены основные группы по периодичность взаимодействия, а также описаны более подробно по одному процессу взаимодействия в каждой группе.
В третьей части рассмотрен мультиагентный подход при реинжиниринге межведомственного взаимодействия. Предложена модель взаимодействия агентов в каждой выделенной группе. Описаны алгоритмы работы агентов.
В магистерской диссертации использовались нормативно-правовые источники, научные публикации, статьи и электронные ресурсы.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что цель поиска возможностей реинжиниринга для межведомственного взаимодействия выполнена.
Выполнен анализ межведомственного взаимодействия. Становление института межведомственного информационного взаимодействия в России не так давно началось. Методологические подходы определения круга документов и сведений, подлежащих переводу на межведомственное информационное взаимодействие, могут еще изменяться и уточняться. В целом развитие института межведомственного информационного взаимодействия происходит в настоящее время отчасти стихийно. Иное и невозможно, учитывая, что переход на межведомственное взаимодействие должен произойти сразу в отношении всех документов и сведений, находящихся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций.
Рассмотрена специфика деятельности муниципальных организаций в рамках концепции «Smart-city». Обоснованно использование защищенных каналов передачи информации в муниципальном управлении. Проведен анализ текущего состояния и определены особенности межведомственного электронного взаимодействия в рамках концепции «Smart-city». А так же выявлены проблемы в межведомственном взаимодействии.
В ходе анализа было предложено разбить на классы все муниципальные организации в рамках концепции, в соответствии с периодичностью взаимодействия. Было выделено три класса:
- с фиксированной периодичностью;
- с не фиксированной периодичностью;
- взаимодействие по запросу.
Для улучшения межведомственного взаимодействия было предложено использовать мультиагентный подход. Так как в основном взаимодействие происходит по принципу «запрос-ответ», то предложено использовать агентов поиска информации. Агент поиска информации является посредником между человеком и средствами. Агент должен поддерживать накопление полезной для пользователя информации в своей базе данных. Для внедрения агента не нужно никаких изменений в информационных системах предприятий. Агента подстраивают под имеющиеся системы, что позволяет охватывать взаимодействие различных программных продуктов.
Использование агентов позволит увеличить эффективность межведомственного взаимодействия, сократить время формирования запроса, поиска информации и получения ответа. Также сократится количество человеческих ошибок, формируемых в результате формирования и ответа запросов, так как вмешательство в деятельность агента практически не требуется.