Дидактическая адаптация студентов первого курса бакалавриата средствами тьюториала (на примере направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата 8
1.1. Психолого-педагогическая сущность дидактической адаптации студентов первого курса как научного понятия 8
1.2. Состояние проблемы дидактической адаптации студентов в педагогической теории и практике 13
1.3. Характеристики тьюториала как тьюторского учебного семинара
(сущность, отличительные особенности, организационные механизмы) 23
Выводы по первой главе 37
2. Организация тьюториала как средства дидактической адаптации студентов
первого курса бакалавриата на примере направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 38
2.1. Принципы организации и содержание тьюториала 38
2.2. Формы и методы используемые в рамках тьюториала 60
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 70
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение А 88
Приложение В 93
Приложение Г 97
Приложение Д 105
Приложение Е 107
1. Теоретические основы исследования дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата 8
1.1. Психолого-педагогическая сущность дидактической адаптации студентов первого курса как научного понятия 8
1.2. Состояние проблемы дидактической адаптации студентов в педагогической теории и практике 13
1.3. Характеристики тьюториала как тьюторского учебного семинара
(сущность, отличительные особенности, организационные механизмы) 23
Выводы по первой главе 37
2. Организация тьюториала как средства дидактической адаптации студентов
первого курса бакалавриата на примере направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 38
2.1. Принципы организации и содержание тьюториала 38
2.2. Формы и методы используемые в рамках тьюториала 60
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 70
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение А 88
Приложение В 93
Приложение Г 97
Приложение Д 105
Приложение Е 107
Начало обучения в вузе является важным этапом для студентов. Именно в этот период начинается новый этап их жизни, связанный с освоением новой профессии, организацией собственной жизнедеятельности. В это время происходит первая встреча с новой учебной средой, с которой им предстоит взаимодействовать на протяжении всего периода обучения. В отличие от обучения в школе, в вузе студенты сталкиваются с резкой сменой содержания и объема учебного материала, с вхождением в новую социальную среду, со сменой вида занятий. Студенческая жизнь начинается с поступления на первый курс, поэтому успешная адаптация первокурсников к новым условиям обучения является залогом дальнейшего развития каждого студента. Поступив в вуз, студенты уже имеют некие стереотипы, установки, жизненные позиции, сложившиеся при обучении в школе, но они, как правило, начинают ломаться и изменяться в связи с новой обстановкой, коллективом, новыми требованиями и неумением распорядиться своей свободой и самостоятельностью.
По результатам исследования Ижевского государственного технического университета, направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты с поступлением в вуз, 40% первокурсников считают, что им нужна помощь в первую очередь для преодоления стресса перед первой сессией, для вхождения в новый коллектив, для сплочения учебной группы и решения личностных проблем [1]. И процесс приведения основных личностных и социальных характеристик студента в соответствие с новыми условиями вузовской среды, по мнению А.К. Гришанова и В.Д. Цуркан называется адаптацией [2].
Адаптация студентов первого курса имеет свои особенности. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что исследователи различают три основных компонента вузовской адаптации студентов-первокурсников - это формальная адаптация, общественная и дидактическая. Именно дидактическая адаптация вызвана новизной содержания и условий обучения в вузе, необходимостью освоить новые формы, методы и приемы учебной деятельности студента, по мнению А.В. Сиомичева [3]. И одной из причин неуспеваемости первокурсников и задолженности в учебном процессе, является нарушение именно дидактической адаптации.
Дидактический компонент представляет собой приспособление (принятие) к вузовским условиям обучения. По мнению О.А. Попковой [4] специфика обучения в вузе и школе определяется различием в методах обучения и в его организации. Помимо некоторых специфических вузовских дидактических умений (умений конспектировать лекцию, умение работать с литературой и т.п.), учение в вузе предполагает развитую способность к самоорганизации, умение управлять собственным временем, распределять его и добиваться от себя выполнения запланированных дел. Дидактический компонент предполагает адаптацию первокурсника к условиям обучения в вузе, перестройку своей учебной деятельности под требования вуза, освоение новых учебных действий [5].
К сожалению, не все студенты благополучно проходят процесс дидактической адаптации. Особенности протекания дидактической адаптации связаны с личностью первокурсника, с особенностями его коммуникации, отношением с другими людьми, условиями жизнедеятельности. Для преодоления проблем, связанных с дидактической адаптацией, необходимым условием является проявление активной позиции преподавателей и студентов, а также наличие совместной деятельности. Студенту необходимо самому находить и вбирать способы достижения той или иной образовательной цели. Поэтому в вузе должна быть предусмотрена работа с первокурсниками, направленная на их скорейшую дидактическую адаптацию к новой образовательной среде. Для этого, на наш взгляд, требуется вмешательство нового субъекта образовательного процесса - тьютора, обладающего специальными средствами, обеспечивающими организацию соответствующего тьюторского сопровождения. На сегодняшний день, тьюторская деятельность является актуальным и действенным способом работы со студентами, а разнообразие форм тьюторского сопровождения предоставляет возможность выбора подходящего вида тьюторских консультаций, к которым относятся тренинги, тьюториалы, индивидуальные и групповые консультации [6].
Основываясь на изучении методической и научно-педагогической литературы, мы остановились на тьюториале (учебном тьюторском семинаре). Тьюториал - это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного обучения, которое направлено на приобретение опыта использование модельных и нестандартных ситуаций [6]. К методам интерактивного обучения относятся еловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, дебаты и т.д.
Идея тьюторского сопровождения, на сегодняшний день, является новой педагогической деятельностью, которая направлена на поиск образовательных ресурсов, развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии. Где тьюториал рассматривается нами как одна из форм тьюторского взаимодействия. По сути тьюториал - это очные встречи тьютора и группы, тьюториал не является семинаром в привычном понимании, это свободное общение в группах, совместная деятельность, во время которой отрабатывается использование на практике изученного материала.
Актуальность нашего исследования определяется противоречием между признанием актуальности проблем, связанных с дидактической адаптацией первокурсников и недооценкой использования потенциала тьюториала в преодолении сложностей дидактической адаптации. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования. Мы хотим проверить, может ли тьюториал способствовать дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата.
Таким образом, цель исследования - описать и реализовать на практике занятия тьюториала как средство дидактической адаптации студентов первого курса.
Объект исследования - дидактическая адаптация студентов первого курса бакалавриата.
Предмет исследования - средства дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата.
Гипотеза исследования - дидактическая адаптация студентов первого курса будет более результативной, если тьюториал предполагает:
- использование методов интерактивного обучения;
- систематическую оценку уровня дидактической адаптации для выявления и корректировки возникающих затруднений.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата в современных условиях.
2. Уточнить понятие «дидактической адаптации» применительно к студентам первого курса.
3. Описать сущность и отличительные особенности тьюториала.
4. Разработать и реализовать на практике занятия тьюториала, способствующие успешной дидактической адаптации студентов первого курса.
Методологической основой исследования явились: представления о целостном подходе к личности и педагогическому процессу помогли работы ІО.К. Бабанского, И.А. Зимней, B.C. Шубинского и др. Сущность и специфику проблемы адаптации нам помогли выяснить исследования А.К. Гришанова, Л.Д. Столяренко, А.А. Смирнова, А.В. Сиомичева, О.А. Попковой, Е.В. Осипчуковой и др. Принципиально важная для нашего исследования проблема организации тьюториала рассматривается в работах Ю.А. Изотовой, Т.М. Ковалевой, М.Ю. Чередилиной, С.Ю. Поповой (Смолик), В. Мура и др.
Исследования, проведенные Т.Ю. Рожковой, Т.В. Климовой, В.С. Савченко, О.В. Дмитриевым, М.А. Крыловой помогли с выбором диагностики.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ аудиторных и внеаудиторных занятий; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования стал институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ). Опытно-экспериментальная работа проводилась на первом курсе направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 42 человека.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных занятий преподавателями и кураторами для работы со студентами.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ИППС СФУ; обсуждения материалов и результатов исследования на заседании кафедры информационных технологий образования и непрерывного обучения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, на учебных занятиях магистерской программы «Образовательный менеджмент»; выступлений на конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 2015, 2016).
Объем и структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
1. Теоретические основы исследования дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата
В первой главе уточнено понятие «дидактической адаптации» применительно к студентам первого курса. Проведен анализ основных теоретических подходов, связанных с решением проблем дидактической адаптации студентов в отечественном опыте. Рассмотрено современное состояние тьюторской практики и история подготовки тьютора, а также описана сущность, организационные механизмы и отличительные особенности тьюториала
По результатам исследования Ижевского государственного технического университета, направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты с поступлением в вуз, 40% первокурсников считают, что им нужна помощь в первую очередь для преодоления стресса перед первой сессией, для вхождения в новый коллектив, для сплочения учебной группы и решения личностных проблем [1]. И процесс приведения основных личностных и социальных характеристик студента в соответствие с новыми условиями вузовской среды, по мнению А.К. Гришанова и В.Д. Цуркан называется адаптацией [2].
Адаптация студентов первого курса имеет свои особенности. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что исследователи различают три основных компонента вузовской адаптации студентов-первокурсников - это формальная адаптация, общественная и дидактическая. Именно дидактическая адаптация вызвана новизной содержания и условий обучения в вузе, необходимостью освоить новые формы, методы и приемы учебной деятельности студента, по мнению А.В. Сиомичева [3]. И одной из причин неуспеваемости первокурсников и задолженности в учебном процессе, является нарушение именно дидактической адаптации.
Дидактический компонент представляет собой приспособление (принятие) к вузовским условиям обучения. По мнению О.А. Попковой [4] специфика обучения в вузе и школе определяется различием в методах обучения и в его организации. Помимо некоторых специфических вузовских дидактических умений (умений конспектировать лекцию, умение работать с литературой и т.п.), учение в вузе предполагает развитую способность к самоорганизации, умение управлять собственным временем, распределять его и добиваться от себя выполнения запланированных дел. Дидактический компонент предполагает адаптацию первокурсника к условиям обучения в вузе, перестройку своей учебной деятельности под требования вуза, освоение новых учебных действий [5].
К сожалению, не все студенты благополучно проходят процесс дидактической адаптации. Особенности протекания дидактической адаптации связаны с личностью первокурсника, с особенностями его коммуникации, отношением с другими людьми, условиями жизнедеятельности. Для преодоления проблем, связанных с дидактической адаптацией, необходимым условием является проявление активной позиции преподавателей и студентов, а также наличие совместной деятельности. Студенту необходимо самому находить и вбирать способы достижения той или иной образовательной цели. Поэтому в вузе должна быть предусмотрена работа с первокурсниками, направленная на их скорейшую дидактическую адаптацию к новой образовательной среде. Для этого, на наш взгляд, требуется вмешательство нового субъекта образовательного процесса - тьютора, обладающего специальными средствами, обеспечивающими организацию соответствующего тьюторского сопровождения. На сегодняшний день, тьюторская деятельность является актуальным и действенным способом работы со студентами, а разнообразие форм тьюторского сопровождения предоставляет возможность выбора подходящего вида тьюторских консультаций, к которым относятся тренинги, тьюториалы, индивидуальные и групповые консультации [6].
Основываясь на изучении методической и научно-педагогической литературы, мы остановились на тьюториале (учебном тьюторском семинаре). Тьюториал - это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного обучения, которое направлено на приобретение опыта использование модельных и нестандартных ситуаций [6]. К методам интерактивного обучения относятся еловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, дебаты и т.д.
Идея тьюторского сопровождения, на сегодняшний день, является новой педагогической деятельностью, которая направлена на поиск образовательных ресурсов, развитие образовательных мотивов и интересов учащихся, для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии. Где тьюториал рассматривается нами как одна из форм тьюторского взаимодействия. По сути тьюториал - это очные встречи тьютора и группы, тьюториал не является семинаром в привычном понимании, это свободное общение в группах, совместная деятельность, во время которой отрабатывается использование на практике изученного материала.
Актуальность нашего исследования определяется противоречием между признанием актуальности проблем, связанных с дидактической адаптацией первокурсников и недооценкой использования потенциала тьюториала в преодолении сложностей дидактической адаптации. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования. Мы хотим проверить, может ли тьюториал способствовать дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата.
Таким образом, цель исследования - описать и реализовать на практике занятия тьюториала как средство дидактической адаптации студентов первого курса.
Объект исследования - дидактическая адаптация студентов первого курса бакалавриата.
Предмет исследования - средства дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата.
Гипотеза исследования - дидактическая адаптация студентов первого курса будет более результативной, если тьюториал предполагает:
- использование методов интерактивного обучения;
- систематическую оценку уровня дидактической адаптации для выявления и корректировки возникающих затруднений.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата в современных условиях.
2. Уточнить понятие «дидактической адаптации» применительно к студентам первого курса.
3. Описать сущность и отличительные особенности тьюториала.
4. Разработать и реализовать на практике занятия тьюториала, способствующие успешной дидактической адаптации студентов первого курса.
Методологической основой исследования явились: представления о целостном подходе к личности и педагогическому процессу помогли работы ІО.К. Бабанского, И.А. Зимней, B.C. Шубинского и др. Сущность и специфику проблемы адаптации нам помогли выяснить исследования А.К. Гришанова, Л.Д. Столяренко, А.А. Смирнова, А.В. Сиомичева, О.А. Попковой, Е.В. Осипчуковой и др. Принципиально важная для нашего исследования проблема организации тьюториала рассматривается в работах Ю.А. Изотовой, Т.М. Ковалевой, М.Ю. Чередилиной, С.Ю. Поповой (Смолик), В. Мура и др.
Исследования, проведенные Т.Ю. Рожковой, Т.В. Климовой, В.С. Савченко, О.В. Дмитриевым, М.А. Крыловой помогли с выбором диагностики.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ аудиторных и внеаудиторных занятий; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования стал институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ). Опытно-экспериментальная работа проводилась на первом курсе направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 42 человека.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных занятий преподавателями и кураторами для работы со студентами.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ИППС СФУ; обсуждения материалов и результатов исследования на заседании кафедры информационных технологий образования и непрерывного обучения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, на учебных занятиях магистерской программы «Образовательный менеджмент»; выступлений на конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 2015, 2016).
Объем и структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
1. Теоретические основы исследования дидактической адаптации студентов первого курса бакалавриата
В первой главе уточнено понятие «дидактической адаптации» применительно к студентам первого курса. Проведен анализ основных теоретических подходов, связанных с решением проблем дидактической адаптации студентов в отечественном опыте. Рассмотрено современное состояние тьюторской практики и история подготовки тьютора, а также описана сущность, организационные механизмы и отличительные особенности тьюториала
Проблема дидактической адаптации студентов первого курса является одной из актуальных для педагогики. Начало обучения в вузе - важный этап для студентов, который связан с освоением новой профессии, организацией собственной жизнедеятельности, принятием новой социальной роли - роли студента.
В рамках данного исследования дидактическая адаптация рассматривается нами как приспособление студентов к вузовским условиям обучения. По мнению таких исследователей как О.А. Попкова, А.В. Сиомичев, А.К. Гришанова, В.Д. Цуркан, дидактическая адаптация предполагает наличие у студентов первого курса: умений конспектирования лекций; умение работы с литературой; развитую способность к самоорганизации; умение управлять собственным временем; распределять его и добиваться от себя выполнения запланированных дел. А нарушение дидактической адаптации приводит к неуспеваемости и задолженности в учебном процессе.
Рассматривая опыт решения проблем, связанных с адаптационным периодом первокурсников, мы выделили основные способы решения данной проблемы. Рассмотренный отечественный опыт результативного решения проблем адаптации студентов первого курса, позволил выделить основные, применяемые на сегодняшний день методы, в числе которых кураторство, психолого-педагогическое сопровождение и организация досуговой деятельности.
Не все студенты могут самостоятельно справиться с дидактической адаптацией. Особенности ее протекания связаны с личностью первокурсника, с особенностями его коммуникации, отношением с другими людьми, условиями жизнедеятельности. В вузе должна быть предусмотрена специальная работа, помогающая студентам освоить пространство вуза.
В рамках данного исследования, тьюториал рассматривается нами как открытое учебное занятие, с применением методов интерактивного обучения.
По мнению Т.М. Ковалевой тьюториал поможет студентам приобрести опыт использования модельных и нестандартных ситуаций при решении различных задач, а также позволит внести разнообразие в процесс обучения.
Занятия тьюториала были разработаны в соответствии с выявленными проблемами дидактического периода студентов и на основе возникающих запросов самих студентов. Так, в ходе работы нами было проведено и разработано четырнадцать занятий тьюториала:
1. «Знакомство»
2. «О жизни первокурсника»
3. «Эти странные лекции»
4. «Институт! Институт! Институт!»
5. «Режим дня»
6. «Контрольная неделя»
7. «Работа с литературой»
8. «От сессии и до каникул»
9. «Поведение во время сессии»
10. «Практика! Практика! Практика!»
11. «Научно-исследовательская деятельность»
12. «Статья! Участие в конференциях»
13. «Курсовой проект»
14. «Портфолио, как научное досье студента»
В качестве инструментария для диагностики дидактической адаптации студентов первого курса мы использовали методику, разработанную на базе Ярославского государственного университета имени Демидова «Экспресс диагностики уровня адаптированности студентов к вузу». Описание методики представлено в «Приложении Д».
Оценка уровня дидактической адаптации проводилась систематически, в три этапа: начальный этап, промежуточный этап и итоговый этап. Для диагностики проделанной работы и проверки эффективности занятий тьюториала, на промежуточном этапе измерения нами также использованы результаты аттестационной недели двух групп (экспериментальной и контрольной) и итоги первой сессии.
О положительной динамике процесса дидактической адаптации средствами тьюториала свидетельствуют приведенные в диссертации данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Таким образом, в данном исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы. Дальнейшего уточнения требует следующий вопрос: «Зависимость уровня дидактической адаптации студентов первокурсников от уровня развития студенческого коллектива».
В рамках данного исследования дидактическая адаптация рассматривается нами как приспособление студентов к вузовским условиям обучения. По мнению таких исследователей как О.А. Попкова, А.В. Сиомичев, А.К. Гришанова, В.Д. Цуркан, дидактическая адаптация предполагает наличие у студентов первого курса: умений конспектирования лекций; умение работы с литературой; развитую способность к самоорганизации; умение управлять собственным временем; распределять его и добиваться от себя выполнения запланированных дел. А нарушение дидактической адаптации приводит к неуспеваемости и задолженности в учебном процессе.
Рассматривая опыт решения проблем, связанных с адаптационным периодом первокурсников, мы выделили основные способы решения данной проблемы. Рассмотренный отечественный опыт результативного решения проблем адаптации студентов первого курса, позволил выделить основные, применяемые на сегодняшний день методы, в числе которых кураторство, психолого-педагогическое сопровождение и организация досуговой деятельности.
Не все студенты могут самостоятельно справиться с дидактической адаптацией. Особенности ее протекания связаны с личностью первокурсника, с особенностями его коммуникации, отношением с другими людьми, условиями жизнедеятельности. В вузе должна быть предусмотрена специальная работа, помогающая студентам освоить пространство вуза.
В рамках данного исследования, тьюториал рассматривается нами как открытое учебное занятие, с применением методов интерактивного обучения.
По мнению Т.М. Ковалевой тьюториал поможет студентам приобрести опыт использования модельных и нестандартных ситуаций при решении различных задач, а также позволит внести разнообразие в процесс обучения.
Занятия тьюториала были разработаны в соответствии с выявленными проблемами дидактического периода студентов и на основе возникающих запросов самих студентов. Так, в ходе работы нами было проведено и разработано четырнадцать занятий тьюториала:
1. «Знакомство»
2. «О жизни первокурсника»
3. «Эти странные лекции»
4. «Институт! Институт! Институт!»
5. «Режим дня»
6. «Контрольная неделя»
7. «Работа с литературой»
8. «От сессии и до каникул»
9. «Поведение во время сессии»
10. «Практика! Практика! Практика!»
11. «Научно-исследовательская деятельность»
12. «Статья! Участие в конференциях»
13. «Курсовой проект»
14. «Портфолио, как научное досье студента»
В качестве инструментария для диагностики дидактической адаптации студентов первого курса мы использовали методику, разработанную на базе Ярославского государственного университета имени Демидова «Экспресс диагностики уровня адаптированности студентов к вузу». Описание методики представлено в «Приложении Д».
Оценка уровня дидактической адаптации проводилась систематически, в три этапа: начальный этап, промежуточный этап и итоговый этап. Для диагностики проделанной работы и проверки эффективности занятий тьюториала, на промежуточном этапе измерения нами также использованы результаты аттестационной недели двух групп (экспериментальной и контрольной) и итоги первой сессии.
О положительной динамике процесса дидактической адаптации средствами тьюториала свидетельствуют приведенные в диссертации данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Таким образом, в данном исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы. Дальнейшего уточнения требует следующий вопрос: «Зависимость уровня дидактической адаптации студентов первокурсников от уровня развития студенческого коллектива».



