🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Принцип социальной оценочности в медиатекстах интернет-СМИ

Работа №201852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОСТИ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В МЕДИАТЕКСТАХ
1.1 Понятие оценочности, виды и способы языкового выражения в
аналитических жанрах 12
1.2 Новые медиа и медиатекст 25
1.3Зарубежный опыт в сфере изучения медиатекстов 34
2 ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТАХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
2.1 Типологическая характеристика изданий 40
2.2 Скрытая и явная оценочность в текстах федеральных СМИ 49
2.3 Оценочность в текстах региональных СМИ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
СПИСОК ИССЛЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Появление интернета ознаменовало новый этап в развитии и жизни языка. В связи с популярностью нового коммуникативного канала его изучение и функционирование языка в интернет-СМИ стало особо актуальным. Провозглашение свободы слова, а также своеобразие электронных каналов информации повлияли на журналистский продукт. Отныне авторы не скрывают собственных оценок и открыто делятся мнением на происходящие в мире события. Аудитории предлагается авторская интерпретация, содержащая оценочный компонент.
Категория оценочности рассматривается как авторская призма на явления действительности. С ее помощью выражается положительное или отрицательное отношение к объекту журналистского материала или адресата речи в целом. В современной стилистике социальная оценочность выражается как одна из первостепенных свойств языка публицистики, которой необходимы не только факты и события, но и их оценка, интерпретации. Т.В. Матвеева относит оценочную программу журналистского текста к основной: «Тот или иной факт интересует журналиста не сам по себе, а в аспекте социальных оценок. Во многих жанрах эти оценки даются как личностные авторские оценки, включающие в себя эмоциональную окрашенность1»». Именно поэтому тема социальной оценочности в текстах интернет-СМИ является актуальной.
Теоретическая основа исследования базируется на научных концепциях отечественных и зарубежных исследователей в области стилистики, лексикологии, интернет-журналистики, теории коммуникации и психологии: 2 3 1 2
Г. Я. Солганик , Т. В. Матвеева , Е.В. Тулубеева , А.В. Федорова ,
Т.В. Маркелова3, Я.Н. Засурский4, Н.И. Клушина5, Г.С. Мельник6, И.В.
7 8 9 10
Рогозина , Теун ван Дейк , О. Стинс и Д. Ван Фухт , А. Белл .
Объектом изучения служат аналитические медиатексты федеральных и региональных интернет-СМИ.
Выбор текстов обусловлен направленностью на интерпретирование и воздействие информации на читателей.
В качестве предмета выступают лексические средства оценки, их реализация в медиатекстах.
Цель исследования- изучение социальной оценочности и способы ее реализации в текстах интернет-СМИ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятия: «медиатекст» и «новые медиа»;
2) выделить оценочность в качестве универсальной черты публицистического стиля, рассмотреть ее виды и функции;
3) рассмотреть способы языкового воздействия на адресата;
4) определить значение контекста для понимания аудиторией материалов СМИ;
5) изучить зарубежный опыт в сфере определения понятия «медиатекст»;
6) рассмотреть и сравнить тексты федерального и регионального СМИ на предмет реализации принципа оценочности;
1 Тулубеева, Е.В. Оценочный компонент в текстах полемического характера (на материале франц. произведений XVII века) Текст. : дис. . канд. филол. наук / Е.В. Тулубеева. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 215 с.
2 Федоров, А. В. Терминология медиаобразования / А.В. Федоров // Искусство и образование. - М.: Аспект, 2000. -167 с
3 Маркелова, Т.В. Выражение оценки в русском языке / Т.В. Маркелова. - М.: Просвещение, 1995. - 131с.
4 Засурский, Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского ун-та. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 3-6.
5'Клушина, Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ / Н.И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе: сб. науч. тр. - Москва: Изд. МГУ, 2000. — С. 94-106.
6 Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 354 с.
7 Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: конитивно-семиотический аспект: монография / И. В. Рогозина. - М.: АлтГТУ, 2003. - 121 с.
8 Дейк, Т. Язык. Познание. Коммуникация / Теун ван Дейк; пер. с англ. В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 2001 - 312 с.
9 Стинс, О. Новые медиа / О. Стинс, Д. Ван Фухт; пер. с англ. Н. Бергер // Вестник Волгоградского государственного унив-та. Серия 8: Литературоведение. Журналистика - Волгоград: Изд-во ВГУ, 2008. - С. 98 - 106.
10Bell, A. Approachestomediadiscourse / A. Bell. - London: Blackwell, 1996. - 134 p.
7) проанализировать полученные данные.
В работе использованы общие и специальные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, аналогия, метод «от общего к частному», сплошной выборки, компаративный, статистический метод, изучение научной литературы.
Эмпирическая база представлена федеральными интернет-изданиями: «Афиша Daily», «Слон», «Сноб», а также региональными: «Челябинский обзор», «Хорошие новости», «Ура.ру». Эти интернет-СМИ для нас представляют особый интерес в плане изучения реализации принципа оценочности. Причина выбора заключается в том, что именно они являются одними из лучших качественных медиа в России и области.
Новизна работы - попытка изучить социальную оценочность в медиа-текстах интернет-СМИ, проанализировать ее проявление в текстах федеральных и региональных электронных изданий.
Новые медиа, или электронные издания, сочетают в себе особенности радио, газеты и печатной прессы. При этом сеть создала условия для видоизменения языка общения журналистов с читателями. Он стал более доступным, разговорным, привычным для пользователей интернета. Отсутствие рамок общения, простор для поднятия тем дал толчок для раскрытия языковой личности журналиста. Кроме этого, важной особенностью интернет-СМИ служит обилие дополнительной информации в виде ссылок на источники. В материалах подобного типа изданий использованы различные компоненты медиаплатформ, они содержат изображения, видео, схемы, аудиоматериал. В целом, сама манера общения с читателями упрощена и представляет собой разговор приятелей. Свобода слова в сети дала журналистам право на субъективность в отношении объекта материалов. Самовыражение и нестандартность подачи лишь поощряется редакторами. Наличие индивидуального стиля автора для интернет-изданий просто необходимо, чтобы он был интересен для аудитории. Исходя из этого, суть сообщения уходит на второй план в отличие от его формы. Яркий и цепляющий материал, содержащий субъективное мнение автора, обратит на себя больше внимание, чем «сухой» текст.
Средства массовой информации на сегодняшний день не только выражают быстротечно меняющуюся картину действительности, но могут путем вычленения и передачи информации стать средством рационального и эмоционального воздействия на поведение и образ мысли читателей.
Практическая значимость - материалы работы могут быть использованы при обучении студентов филологических специальностей на дисциплинах: «Современный русский язык», «Стилистика», «Основы журналистской деятельности», а также начинающими журналистами. Изучение языка электронных изданий до сих пор является наименее изученной лингвистической областью.
Ученые-лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу выделения специфических черт языка интернет-СМИ. Всемирная сеть открыла новые возможности в сфере коммуникации и медиа. Наступила эра гражданской журналистики, в который каждый может играть роль журналиста - делиться информацией с людьми по всему миру, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, участвовать в обсуждении. На сегодняшний день люди предпочитают «сухим» новостным материалам аналитические.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав, первая глава состоит из 3 параграфов, вторая -из 3 параграфов, а также введения, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, новизна, практическая ценность работы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, характеризуются материал и методы анализа, описывается структура работы.
В первой главе «Принцип социальной оценочности и способы его реализации в медиатекстах» раскрываются ключевые понятия. Первый параграф «Понятие оценочности, виды и способы языкового выражения в аналитическом жанре» посвящен рассмотрению определений оценки, социальной оценочности в публицистических текстах, а также способы и виды оценки, ее выражения журналистами в своих материалах. На основе исследования в работе сделаны выводы по поводу оценочности как универсальной черты публицистических текстов. Во втором параграфе «Новые медиа и медиатекст» речь идет о новых медиа, тенденциях развития СМИ. Основной акцент сделан на лексике медиатекста. Представлены различные классификации медиатекстов ученых, подходы, функции нового типа СМИ. В третьем параграфе «Зарубежный опыт в сфере изучения медиатекстов» мы обратились к зарубежным исследованиям, классификации медиатекстов, способам выражения оценки.
Во второй главе «Проявление социальной оценочности в федеральных и региональных медиатекстах интернет-СМИ» теоретическая база подкреплена конкретными примерами. Освещены различные темы в региональных и федеральных изданиях с точки зрения принципа оценочности. В параграфе «Типологическая характеристика изданий» обоснован выбор эмпирической базы и дана ее характеристика. Во втором параграфе «Скрытая и явная оценочность в текстах федеральных СМИ» конкретно рассмотрена имплицитная и эксплицитная оценочность в федеральных изданиях. Сравнивается степень свободы в оценке разных изданий, ее проявление, делаются выводы по степени ее реализации. В третьем параграфе «Оценочность в текстах региональных СМИ» приводятся примеры оценки в региональных интернет-изданиях и делаются выводы.
В заключении работы подводятся итоги исследования. Высказывается точка зрения о значении использования принципа оценочности в журналистских материалах, масштабах его применения, позитивных и негативных сторонах. Выделяются правила использования категории оценки журналистами, намечаются перспективы дальнейшей разработки изучаемой проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди исследователей в области журналистики есть мнение, что журналистику в скором времени поглотят информационные жанры, где оперативность и отсутствие оценки является показателем качества. Также некоторые считают, что появление интернета и рост роли информационных агентств также ускорят этот процесс. Несмотря на действительно преобладание сугубо информационной новостной палитры, аналитические жанры не только не исчезают, а развиваются и трансформируются благодаря процессу дигитализации.
Ученые в области изучения языка рассматривают различные подходы к определению оценки в текстах СМИ, но все сходятся во мнении, что оценка является в публицистическом тексте ведущей. Факт занимает журналиста в контексте социальных оценок, которые раскрываются как авторская интерпретация действительности. Журналист делится своей социальной позицией по основным вопросам общества.
При изучении интернет-СМИ понятие «медиатекст» относится к ключевым. Существуют различные трактовки его определения, как среди отечественных исследователей, так и зарубежных. В работе под медиатекстом подразумевается комплексный продукт средств массовой информации, сочетающий в себе вербальные и медийные компоненты, основная цель которых донесение информации и социальное регулирование общества. Зарубежные ученые выделяют медиатекст в качестве компонента «новых медиа», которые имеют ряды преимуществ по сравнению с традиционными медиа и активно развиваются благодаря интернету.
Уточнено, что на сегодняшний день почти каждое крупное средство массовой информации, которое относит себя к качественным, имеет сильный аналитический отдел. Он может быть выражен различными жанрами, в частности, наиболее распространен жанр колонки. Например, в журнале «Сноб» основным разделом служит «Колумнистика». Среди авторов: Карен Газарян, Артем Панюшкин, Александр Невзоров, Ксения Собчак и другие. Деловой журнал «Слон» специализируется на аналитических жанрах, то есть наличие мнения журналиста является обязательным и ключевым в материалах. Среди наиболее популярных аналитиков, чьи публикации выходят с наиболее частой периодичностью,- Андрей Архангельский. В журнале «Афиша Daily» аналитика развита слабо, она представлена лишь в отделе «Кино», «Города» и представляет рецензии на продукты культурной сферы. Главным аналитиком киноиндустрии здесь является Антон Долин.
Среди региональных интернет-изданий выделяется интернет-газета «Челябинский обзор». Ее главный аналитик Дмитрий Моргулес по совместительству является и главным редактором. Возможно поэтому аналитические материалы - базис этого общественно-политического издания. Авторская оценка представлена в разделе «Мнения», а также в жанре расследования под аналогичным названием рубрики.
Если рассматривать субъект авторской оценки в исследуемых изданиях, то наиболее популярными здесь являются действия политиков. Это неудивительно, так как по результатам Фонда «Общественное мнение» любимыми темами читателей служат международные новости, политика в нашей стране и деятельность российских властей. Основная цель журналистики в удовлетворении потребности людей в информации выполняется успешно. Выявлено, что приблизительно 70 % анализируемых нами материалов посвящены политике, 20% социальной сфере и 10% культуре.
В ходе подробного изучения авторских оценок в публикациях определено, что субъекты оценки подвержены критике в разы больше, чем оценены журналистами положительно. Одобрительные отзывы встретились лишь в издании «Афиша Daily» и региональных «Хороших новостях». При этом объектами оценки выступили кинофильмы, выставки и культурная среда в целом.
Осуществлен анализ приемов и способов, которые используются журналистами для предоставления своего мнения аудитории. Самым популярным средством служит окрашенная лексика. Также просторечные слова в материалах зачастую помогают сформировать негативную оценку у читателей. Кроме этого многие публицисты склонны к употреблению художественно-выразительных средств. Сравнения и метафоры часто встречаются в изданиях федерального уровня. Этот способ можно отнести к имплицитной социальной оценке, ведь авторский взгляд завуалированно. Подобные приемы делают текст живым и красочным. Аудитория легче воспринимает материал, создает в голове образы и тем самым на подсознательном уровне соглашается с авторской интерпретацией происходящего. В газете «Челябинский обзор» журналисты часто прибегают к использованию метафор в заголовочных комплексах. Цепляющие слова притягивают читательский взгляд, и тем самым аудитория не может не обратить внимания на текст.
Если в федеральной «Афише» авторское мнение аргументировано и суждения подкреплены комментариями, то о «Хороших новостях» подобное сказать можно с трудом. В челябинском издании выражение оценки заканчивается употреблением однотипных окрашенных прилагательных, которые повторяются из материала в материал.
Имплицитную оценку автору помогают выразить переносные значения слов. Подобный подход успешно реализуется в федеральных СМИ. Особую роль в понимании авторского замысла играет контекст. В контексте в предложении или в целом материале можно определить, что хочет донести журналист до читателей. Поэтому вырванное из контекста слово может иметь совершенно иное значение, какое бы оно имело при сопутствующих остальных словах. Этот прием активно используется в заголовках к материалу, особенно в журналах «Слон» и «Сноб». При мимолетном знакомстве с публикацией кажется, что речь пойдет в положительном русле, касаемо предмета материала, но после прочтения становится ясно, что заголовок саркастичен. Наблюдается тенденция к не просто отрицательному восприятию происходящего, а его высмеиванию. Авторское мастерство не ограничивается использованием сарказма. В текстах можно встретить гиперболу, иронию.
При сравнении материалов изданий федерального масштаба и регионального можно выделить тенденцию первых к комбинированию приемов выражения оценки. В тексте могут быть представлены как и окрашенная лексика, так и художественно-выразительные средства, смысл которых зависит от контекста. Кроме федеральных СМИ к такому прибегают журналисты «Челябинского обзора». Поэтому в результате исследования можно поставить эти издания на один уровень.
Подводя итоги работы, нужно отметить, что открытая оценка встречается чаще, нежели скрытая. Это обосновано стремлением журналистов сделать свой материал доступным для аудитории, а также является следствием отсутствия цензуры в стране. На сегодняшний день авторы прибегают к эксплицитному выражению мнения чаще всего не из-за стремления обойти запреты государства и редакционную политику, как это было в советские времена. Приемы скрытой оценки используются в качестве выразительного оформления материала, создания красочности и легкости в прочтении. Ведь главное для журналиста - создать интересный и читабельный для аудитории текст.
Социальная оценочность - важный компонент современных интернет- СМИ. Аналитическая журналистика не может быть представлена без авторского мнения о социальных вопросах общества. Люди нуждаются в оценке действительности журналистами, как компетентными специалистами. Мастерство владения словом, аргументированная информация делают тексты публицистов качественным и популярным продуктом СМИ. Социальную оценку авторы выражают с помощью различных приемов и средств художественной выразительности. В ходе работы выявлено, что несмотря на высокий уровень аналитики в федеральных изданиях, журналисты
региональных интернет-СМИ не уступают в реализации своего мнения. Обосновано, что социальная оценка является компонентом структуры публицистического текста, а именно аналитических жанров. Правильное преподнесение авторского мнения читателям, его грамотное раскрытие и подкрепление сильными аргументами служат критерием
профессиональности журналиста.



1. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 345 с.
2. Беззубов, А.Н Публицистический стиль / А.Н. Беззубов, Н.Г. Бойкова, В.И. Коньков. - СПб., 1999. - 36 с.
3. Блох, М.Я. Диктема в уровневой структуре языка / М.Я. Блох // Вопросы языкознания: сб. науч. тр. - М.: Просвещение, 2000. - С. 56-67.
4. Блох, М.Я. Эмоциональный аспект текста / М.Я. Блох, Л.Д.
Кашурникова. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 2005. - 83 с.
5. Валгина, Н. С. Теория текста: учебник / Н. С. Валгина // URL: http:ZZevartist.narod.ru/text14Z01.htm (дата обращения 21.02.2016).
6. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова: Вопросы языкознания / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2001. - 250 с.
7. Голованевский, А.Л. Идеологически - оценочный словарь русского языка XIX - начала XX вв. / А.Л. Голованевский. - Брянск: Лингва, 1995. - 539 с.
8. Голованевский, А.Л. Формирование идеологически - оценочной общественно-политической лексики в русском литературном языке XIX начале XX вв. / А.Л. Голованевский. - М.: Прогресс, 1993. - 287 с.
9. Даниленко, В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов - терминов: Исследования по русской терминологии / В.П. Даниленко. - М.: Прогресс, 2002. - 767 с.
10. Дейк, Т. Язык. Познание. Коммуникация / Теун ван Дейк; пер. с англ. В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 2001 - 312 с.
11. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь / Т. Г. Добросклонская. - М.: Наука, 2008. - 264 с.
12. Добросклонская, Т.Г. «Теория и методы медиалингвистики» / Т.Г. Добросклонская. - М.: АДД, 2005. - 356 с.
13. Дешериев, Ю.Д. Социальная лингвистика / Ю.Д. Дешериев. - М.: Просвещение, 2003. - 369 с.
14. Домашнев, А.И. Язык и идеология в их взаимоотношении: Онтология языка как общественного явления / А.И. Домашнев. - М.: Просвещение, 2003. - 642 с.
15. Засурский, Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского ун-та. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 3-6...58



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ