ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ 7
1. 1 Особенности формирования понятийного аппарата и научных подходов социальной помощи 7
1. 2 Понятие и признаки, выделяющую государственную социальную помощь в структуре социального обеспечения 14
1. 3 Цели оказания государственной социальной помощи 22
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 28
2. 1 Правовые проблемы социальной помощи как объекта правового
регулирования: общетеоретический и отраслевой аспекты 28
2. 2 Проблемы совершенствования системы оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения 33
2. 3 Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов 42
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРТСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ 7
1. 1 Особенности формирования понятийного аппарата и научных подходов социальной помощи 7
1. 2 Понятие и признаки, выделяющую государственную социальную помощь в структуре социального обеспечения 14
1. 3 Цели оказания государственной социальной помощи 22
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 28
2. 1 Правовые проблемы социальной помощи как объекта правового
регулирования: общетеоретический и отраслевой аспекты 28
2. 2 Проблемы совершенствования системы оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения 33
2. 3 Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов 42
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРТСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Актуальность темы исследования. Вопросы социальной поддержки, регулируемые законодательством о социальном обеспечении, затрагивают интересы довольно широких групп лиц. Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.
Следует отметить, что согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В частности, это касается и государственной социальной помощи.
Г осударственная социальная помощь, как указано в одноименном законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.
В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.
В целях регулирования и разрешения вопросов, прямо касающихся государственной социальной помощи, готовятся специалисты, производятся повышения числа кадров, совершенствуется их работа в сфере социального обеспечения, а также совершенствуется законодательство, поскольку вырастают потребности граждан, которые нуждаются в той или иной форме государственной социальной помощи.
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст. 25 Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Поэтому одной из приоритетных задач государственной политики в любом цивилизованном обществе выступает социальное обеспечение граждан, в частности государственной социальной помощи.
Объектом исследования является комплекс социально-правовых отношений, возникающих в процессе оказания государственной социальной помощи.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих вопросы социальной помощи и поддержки, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Цель выпускной квалификационной работы- анализ основных
положений о государственной социальной помощи, предоставляемой той или иной категории граждан, нуждающихся в этой поддержке, рассмотрение особенностей российского законодательства в области государственной социальной помощи с учетом его современного реформирования, а также обзор проблем государственной социальной помощи в праве социального обеспечения.
Исходя из обозначенной цели были определены следующие задачи:
- изучить российское законодательство о государственной социальной помощи;
- определить, в соответствии с законодательством, цели и задачи государственной социальной помощи, ее формы и виды;
- определить круг лиц, которым предоставляется государственная социальная помощь;
- определить уполномоченных органов исполнительной власти, на предоставление государственной социальной помощи;
- исследовать основные направления социальной поддержки посредством государственной социальной помощи и выявление тенденции совершенствования законодательства о социальном обеспечении.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы используются различные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, то есть методы формальной логики, сравнительно-правовое исследование, системный способ.
Теоретическая основа исследования представлена научными работами таких авторов как В.П. Галаганова, Е.Е. Мачульской, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой и др. Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты в сфере социальной помощи, монографии, материалы периодической печати, указанные в библиографическом списке, информация, размещенная в сети Интернет, материалы судебной практики, положения и уставы базы практики.
Практическое и теоретическое значение выпускной квалификационной работы состоит в комплексном исследовании вопросов государственной социальной помощи как в юридической доктрине, в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Исходя из этого, выявляются проблемы и пути совершенствования законодательства в данной сфере..
Следует отметить, что согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В частности, это касается и государственной социальной помощи.
Г осударственная социальная помощь, как указано в одноименном законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.
В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.
В целях регулирования и разрешения вопросов, прямо касающихся государственной социальной помощи, готовятся специалисты, производятся повышения числа кадров, совершенствуется их работа в сфере социального обеспечения, а также совершенствуется законодательство, поскольку вырастают потребности граждан, которые нуждаются в той или иной форме государственной социальной помощи.
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст. 25 Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Поэтому одной из приоритетных задач государственной политики в любом цивилизованном обществе выступает социальное обеспечение граждан, в частности государственной социальной помощи.
Объектом исследования является комплекс социально-правовых отношений, возникающих в процессе оказания государственной социальной помощи.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих вопросы социальной помощи и поддержки, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Цель выпускной квалификационной работы- анализ основных
положений о государственной социальной помощи, предоставляемой той или иной категории граждан, нуждающихся в этой поддержке, рассмотрение особенностей российского законодательства в области государственной социальной помощи с учетом его современного реформирования, а также обзор проблем государственной социальной помощи в праве социального обеспечения.
Исходя из обозначенной цели были определены следующие задачи:
- изучить российское законодательство о государственной социальной помощи;
- определить, в соответствии с законодательством, цели и задачи государственной социальной помощи, ее формы и виды;
- определить круг лиц, которым предоставляется государственная социальная помощь;
- определить уполномоченных органов исполнительной власти, на предоставление государственной социальной помощи;
- исследовать основные направления социальной поддержки посредством государственной социальной помощи и выявление тенденции совершенствования законодательства о социальном обеспечении.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы используются различные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, то есть методы формальной логики, сравнительно-правовое исследование, системный способ.
Теоретическая основа исследования представлена научными работами таких авторов как В.П. Галаганова, Е.Е. Мачульской, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой и др. Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты в сфере социальной помощи, монографии, материалы периодической печати, указанные в библиографическом списке, информация, размещенная в сети Интернет, материалы судебной практики, положения и уставы базы практики.
Практическое и теоретическое значение выпускной квалификационной работы состоит в комплексном исследовании вопросов государственной социальной помощи как в юридической доктрине, в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Исходя из этого, выявляются проблемы и пути совершенствования законодательства в данной сфере..
Приведенное исследование теоретической базы и нормативных
правовых актов Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной социальной помощи позволило сделать следующие выводы и предложения:
Понятие государственной социальной помощи населению напрямую связано с оказанием различных социальных услуг незащищенным слоям населения, а также реализацией государственных социальных программ, направленных на улучшение жизни определенных слоев населения.
Можно сказать, что сущность государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны. На данный момент в Российской Федерации реализуется ряд государственных программ, направленных на осуществление социальной помощи населению, что также свидетельствует о том, что Российская Федерация является социальным государством.
Необходимо понимать, что реализация концепции «социального государства» предполагает слаженную и эффективную систему осуществления государственной социальной помощи населению, а также соответствующее нормативно-правовое регулирование данной сферы. На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы в области оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации:
1. Эффективное осуществление социальной помощи населению и постоянное её совершенствование просто невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям и вызовам. На сегодняшний день, нормативно-правовая база Российской Федерации в области регулирования государственной социальной помощи населению достаточно обширна и многообразна, однако, существует проблема низкой кодификации законов, что создает ряд проблем и неточностей. В связи с этим возникает потребность в четкой систематизации законодательства с помощью создания единого кодифицированного нормативно-правового акта, регулирующего данную сферу жизни общества.
2) Существует проблема низкой активности представителей бизнес- структур в области обеспечения социальной помощи населению. Зарубежный опыт показывает, что оказание социальной помощи населению может осуществляться более эффективно благодаря повышению активности инициативных граждан (предпринимателей, общественных организаций), и государство, в свою очередь, может передавать данным структурам часть своих полномочий по обеспечению социальной помощи населению. Для этого необходимо развивать такой институт, как государственно-частное партнерство, давая представителям бизнеса различные преференции с целью повышения уровня и качества оказания социальной помощи населению, а также необходимо развивать такую новую для нашей страны сферу, как социальное предпринимательство, стимулируя бизнесменов различными правовыми и экономическими методами.
3) Оказание социальной помощи населению является сложным многоуровневым процессом и осуществляется как на федеральном уровне и уровне субъектов, так и в большей степени органами местного самоуправления. Соответственно, для повышения эффективности оказания социальной помощи и координации между органами государственной власти и местного самоуправления необходимо создание четкой иерархичной системы органов оказания социальной помощи населению с целью реализации единой государственной политики в данной области. Также необходимо создать развитую информационно-коммуникативную инфраструктуру социальной сферы, что предполагает создание межведомственной информационной сети, с помощью которой появится возможность совместной работы по анализу социальной информации и консолидированного подхода к решению существующих проблем.
Таким образом, в системе оказания социальной помощи населению в Российской Федерации имеется ряд проблем, решить которые возможно с помощью эффективного взаимодействия государства и институтов гражданского общества, а также с использованием положительного опыта зарубежных стран.
правовых актов Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной социальной помощи позволило сделать следующие выводы и предложения:
Понятие государственной социальной помощи населению напрямую связано с оказанием различных социальных услуг незащищенным слоям населения, а также реализацией государственных социальных программ, направленных на улучшение жизни определенных слоев населения.
Можно сказать, что сущность государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны. На данный момент в Российской Федерации реализуется ряд государственных программ, направленных на осуществление социальной помощи населению, что также свидетельствует о том, что Российская Федерация является социальным государством.
Необходимо понимать, что реализация концепции «социального государства» предполагает слаженную и эффективную систему осуществления государственной социальной помощи населению, а также соответствующее нормативно-правовое регулирование данной сферы. На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы в области оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации:
1. Эффективное осуществление социальной помощи населению и постоянное её совершенствование просто невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям и вызовам. На сегодняшний день, нормативно-правовая база Российской Федерации в области регулирования государственной социальной помощи населению достаточно обширна и многообразна, однако, существует проблема низкой кодификации законов, что создает ряд проблем и неточностей. В связи с этим возникает потребность в четкой систематизации законодательства с помощью создания единого кодифицированного нормативно-правового акта, регулирующего данную сферу жизни общества.
2) Существует проблема низкой активности представителей бизнес- структур в области обеспечения социальной помощи населению. Зарубежный опыт показывает, что оказание социальной помощи населению может осуществляться более эффективно благодаря повышению активности инициативных граждан (предпринимателей, общественных организаций), и государство, в свою очередь, может передавать данным структурам часть своих полномочий по обеспечению социальной помощи населению. Для этого необходимо развивать такой институт, как государственно-частное партнерство, давая представителям бизнеса различные преференции с целью повышения уровня и качества оказания социальной помощи населению, а также необходимо развивать такую новую для нашей страны сферу, как социальное предпринимательство, стимулируя бизнесменов различными правовыми и экономическими методами.
3) Оказание социальной помощи населению является сложным многоуровневым процессом и осуществляется как на федеральном уровне и уровне субъектов, так и в большей степени органами местного самоуправления. Соответственно, для повышения эффективности оказания социальной помощи и координации между органами государственной власти и местного самоуправления необходимо создание четкой иерархичной системы органов оказания социальной помощи населению с целью реализации единой государственной политики в данной области. Также необходимо создать развитую информационно-коммуникативную инфраструктуру социальной сферы, что предполагает создание межведомственной информационной сети, с помощью которой появится возможность совместной работы по анализу социальной информации и консолидированного подхода к решению существующих проблем.
Таким образом, в системе оказания социальной помощи населению в Российской Федерации имеется ряд проблем, решить которые возможно с помощью эффективного взаимодействия государства и институтов гражданского общества, а также с использованием положительного опыта зарубежных стран.





