Введение 3
1 Теоретические основы здорового образа жизни сельских
школьников 6
1.1 История развития понятия здорового образа жизни 6
1.2 Здоровый образ жизни школьника 19
1.3 Образ жизни сельского и городского школьника 27
Выводы по 1 главе 37
2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию ЗОЖ сельских школьников 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список сокращений 54
Список использованных источников 55
Приложение А 60
Приложение Б 64
Приложение В 66
Приложение Г 71
Приложение Д 85
Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей - композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека. Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную жизнь и достойную старость.
Г оворя о здоровье, мы изначально воспринимаем это понятие как само собой разумеющееся и не требующее дополнительных определений. Между тем, вопрос о том, что же собой представляет хорошее здоровье отнюдь не столь прост, каким он кажется на первый взгляд, и представляет большой научный и практический интерес.
О сложности этого вопроса свидетельствует хотя бы то, что в медицинской науке имеются более сотни определений понятия «здоровье», но ни одно из них не получило общего признания.
Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер. Медицинские работники, преподаватели физической культуры и тренеры в союзе с представителями общественных наук, опираясь на знания по проблеме здорового образа жизни, смогут более успешно осуществлять процесс «перевода» молодежи с воспитания на самовоспитание. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладая знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам[39].
Образовательный процесс в школе предполагает не только получение знаний, умений, навыков и воспитание личности школьников, но и оздоровление подрастающего поколения. Развитие научно - технического прогресса, информационный «бум», развитие компьютерных технологий, повышения требований к качеству образования предъявляют к личности повышения психо - физиологических функций ребенка, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, изменению гомеостаза и развитию различных патологических состояний.
Цель: создать на базе сельской школы клуб здоровья, организовать его деятельность и создать условия для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у сельских школьников.
Задачи:
- Уточнить понятия здорового образа жизни.
- Сформировать критерии здорового образа жизни, по сформированным критериям разработать программу по созданию школьного клуба здоровья.
- Обосновать специфику деятельности клуба здоровья в сельской школе.
- Организовать школьный клуб здоровья и доказать, что его деятельность способствует формированию здорового образа жизни сельских школьников.
Объект: Учебно-воспитательный процесс в клубе здорового образа жизни в сельской местности
Предмет: Здоровый образ жизни сельских школьников.
Гипотеза: Деятельность клуба будет способствовать формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, если будут выполнены следующие условия:
- разработана программа действия клуба;
- проведены программные мероприятия;
- разработаны рекомендации по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни сельских школьников.
Проведенное исследование показало, что на современном этапе обучения сельских школьников необходимо уделять внимание в развитии здоровья и здорового образа жизни школьников. Необходимо создать условия для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у сельских школьников.
1. На основе проведенного теоретического анализа места и роли здорового образа жизни в школьной среде и воспитании детей современного подхода в обучении уточнено понятие здорового образа жизни, составляющих компонентов здорового образа жизни школьника, описание образа жизни сельского и городского школьника.
2. Сформированы критерии здорового образа жизни сельских школьников:
- состояние здоровья (медицинский осмотр, состояние здоровья, курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, наследственность, наличие заболеваний);
- условия жизни сельских школьников (экономические условия, экологические условия, бытовые условия, уровень стресса, отношения в семье, установка на здоровый образ жизни, круг общения).
На основании сформированных критериев разработана комплексная программа школьного клуба здоровья по формированию культуры здорового образа жизни сельских школьников.
3. Разработана структурно - функциональная модель деятельности школьного клуба здоровья по формированию культуры здорового образа жизни сельских школьников, включающая следующие компоненты: теоретическое освоение школьниками базовых знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, образовательную программу «Познавательный туризм», спортивные мероприятия, участие в районных соревнованиях «Школа безопасности».
4. В ходе исследования подтверждена эффективность разработанной комплексной программы школьного клуба здоровья по формированию культуры здорового образа жизни сельских школьников и деятельности школьного клуба здоровья. Согласно результатами исследования, в целом динамика изменения деятельности школьного клуба здоровья наблюдается в положительную сторону. В условиях жизни сельских школьников, Экономические, экологические, бытовые условия за период исследования остались прежними. Динамика изменений наблюдается в положительную сторону в уровне стресса, отношения в семье, установке на здоровый образ жизни и круга общения. Согласно результатам, динамика изменения состояния здоровья сельских школьников за период исследования изменилась в положительную сторону. Изменения произошли в характеристиках медицинского осмотра, состояния здоровья, курение, наркотиков, алкоголя, наследственности, заболевания. Экспертная оценка показала, что деятельность школьного клуба здоровья положительно влияет на жизнь сельских школьников. Отмечается снижение детей с вредными привычками, увеличение мотивации к обучению, расширение общего кругозора детей и получение, и владение новых знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Имеются положительные отзывы со стороны родителей.
1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова. - Москва : МГОУ, 2004. - 100с.
3. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. - 827 с.
4. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд. - Москва :ФиС, 2000. - 208 с.
5. Боткин, С. П. Клинические лекции : в 2 т. / С. П. Боткин. - Москва :Медицина, 1950. - Т. 2. - С. 9-11.
6. Воронова, Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. - М: Феникс, 2011. - 178с. - ( Сердце отдаю детям)
7. Вайнер, Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С.39-46;
8. Вайнер Э.Н.Валеология / Э. Н. Вайнер. - Москва : Флинта: Наука, 2005.
9. Гафаров, В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 280 с.
10. Глиненко, В. М. Здоровый образ жизни студента : практикум для студ. медицинских и физкультурно-спортивных высших учеб.заведений / В. М. Глиненко, А. А. Иванов, С. А. Полиевский. - Москва : ГОУ ВПО МГМСУР, 2010. - 209 с.
11. Гуфеланд, Х. В. Система практической врачебной науки : в 2 ч. / Х. В. Гуфеланд ; пер. с нем. - Москва, 1991. - Ч. 1. - 626 с.
12. Гриценко, Г.А. Как разработать программу деятельности. - Екатеринбург: УИОЦМ, 2008. - 72с.
13. Здоровый образ жизни: сб. науч. тр. / под ред. С. А. Симбирцева. - 2008. - 72 с.
14. Зайцев, С.Главная книга о здоровье / С. Зайцев. - Минск: Книжный дом, 2004. - 830 с.
15. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.
16. Здоровый дошкольник : Социально- оздоровительная технология XXI века: Пособие для исследователей и практических работников. - Москва : Арки, 2003. - 80с.
17. Ибн-сина. Канон врачебной науки : в 5 кн. / Ибн-сина ; пер. с араб. - Ташкент : ФАН, 2004. - Кн. 1. - 55 с.
18. Истомина, А. В. «Модерация здоровья», как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 8-12.
19. Календарь школьных праздников/Авт.сост. С.И.Лобачева и др. - 2-е изд. - Москва : 5 за знания, 2008.- 288 с.
20. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя /М.Г. Колесникова // Естествознание в школе.-2005.- №5.- С.52-55.
21. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. - Москва : Наука, 1998. - 247 с.
22. Купчинов, Р. И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи : пособие для преподавателей и кураторов групп средних спец. и высш. учеб.заведений / Р. И. Купчинов. - Минск :УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 211 с.
23. Лисицын, Ю. П. Насущные проблемы охраны и укрепления здоровья людей / Ю. П. Лисицын, Г. И. Царегородцев // Полит.самообраз. -1986. - № 10. - С. 30-37.
24. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студентов вузов / Е. Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2007. - 255 с.
25. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика.-2005.- №6. - С.37-44.
26. Нифонтов С.А. Сочетание образования и оздоровления как стратегия профилактики негативных зависимостей у детей и молодежи и воспитания здорового образа жизни.: Материалы Межрегиональной научно¬практической конференции «Формирование здорового образа жизни: государственные, личностные, национальные приоритеты», Уфа - 4 с.
27. Остроумов, А. А. Избранные труды / А. А. Остроумов. - Москва : Медгиз, 2000. - 328 с.
28. Орлов, А. Н. Исцеление словом / А. Н. Орлов. - Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1999. - 512 с.
29. Основы здорового образа жизни студентов : учеб.-метод. пособие / М-во сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь ; Гроднен. гос. аграрный ун-т. - Гродно : ГГАУ, 2006. - 136 с.
30. Педагогика. / Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. - Москва, «Физкультура и спорт», 2008. - 117 с.
31. Попов, С. И. Политика, экономика, мораль: Социально-нравственные аспекты перестройки / С. И. Попов. - Москва : Политиздат, 2009. - 240 с.
32. Профилактика табакокурения среди детей и подростков. Руководство для врачей / под ред. Н. А. Геппе. - Москва: ГЭОТАР-Медиа,2008. - 144 с.
33. Павлюченко, Т. Здоровый образ жизни: интеграция и партнерство Т. Павлюченко // Здаровы лад жыцця. - 2010. - № 12. - С. 54-57.)
34. (Теоретико-методологические и практические основы формирования здорового образа жизни / В. М. Наскалов [и др.] // Вестник
35. Сахно, А. В. Здоровый образ жизни: двигательная активность конституция человека / А. В. Сахно, А. С. Чубуков. - Москва, 2000. - 100 с.
36. Способствующий сохранению здоровья образ жизни молодежи / Документ, разработанный по поручению Европейского регионального бюро Всемирной организации здравооохр. - Дрезден, 2005. - 131 с.
37. Сытин, Г.Н. Мысли, творящие крепкий иммунитет / Г.Н. Сытин.
- СПб.: Издательская группа «Весь», 2006. - 224 с.
38. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». - Режим доступа: www.gov.cap.ru
39. Фурманов, А. Г. Формирование здорового образа жизни учащихся студентов учебных заведений, находящихся на территориях радионуклидного загрязнения / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев // Мир спорта.
- 2001. - № 3. - С. 52-55.
40. Черносвитов, Е.В. Лекции по социальной медицине. - Москва : Владос, 2001. - 145 с.
41. Шмаков, С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.94-128.
42. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни/ В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. - Минск : Книжный Дом, 2003. - С. 79 - 79.
43. Шершаков, Н. В. Ветру и солнцу навстречу / Н. В. Шершаков. - М. :ФиС, 1999. - 173 с.
44. Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А. А. - Москва : «Книжный Дом», 2003.
45. Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А. А. - Москва : «Книжный Дом», 2008.
46. Российский образовательный портал [Электронный ресурс] : «метаописание ресурса предоставлено». - Москва 2008. - Режим доступа: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
47. Международное общественное движение [Электронный ресурс] :
«здоровая планета». - Москва 2006. - Режим доступа:
www.zdorovajaplaneta.ru
48. Информационный ресурс для тех, кто заботится о своем здоровье [Электронный ресурс] : «здоровый образ жизни». - Москва 2005. - Режим доступа:www.stanzdorovei.ru