🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Работа №201756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие и общая характеристика автотранспортных преступлений 7
1.2 Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств 11
1.3 Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств 20
1.4 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 28
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Состояние преступности, связанной с нарушением
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и ее криминологическая оценка 33
2.2 Детерминанты преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств 38
2.3 Криминологическая характеристика лиц, совершивших
преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 42
2.4 Предупреждение преступного нарушения
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ... 54
2.5 Виктимологические особенности преступного
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78

Актуальность темы исследования. На дорогах нашей страны с каждым днем появляется все больше транспорта, это связано не только с ростом числа граждан, когда в одной семье может быть несколько транспортных средств, но и с улучшением сервиса для проживающих. Начиная от коммунальных служб, которые оборудуются более современной техникой, заканчивая сервисами по доставке различных продуктов для населения. Безусловно, это огромный плюс для повседневной жизни, так как это сокращает время, вследствие чего повышается уровень жизни у граждан России. Но, к сожалению, повышение числа транспорта приводит к увеличению случаев преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Это выражается в том, что изо дня в день немалое количество людей становится жертвой преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Последствиями от данного деяния являются не только материальный ущерб, но погибшие и травмированные. Поэтому, нужно уделять огромное количество времени для исследования данной проблемы, а также продумывать и разрабатывать новые, а главное эффективные меры по предотвращению преступлений, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортных средств .
Безусловно, наше государство старается предотвратить преступления и смертность на дорогах, принимая для этого всевозможные меры. Производится усовершенствование всей дорожной инфраструктуры, а именно установкой большего числа видеокамер, освещения и улучшением дорожного полотна.
Эффективность принимаемых мер в области преступлений по ст. 264 УК РФ подтверждается планомерным снижением количества совершаемых преступлений. Однако достижению максимального результата от принимаемых мер препятствует множество факторов, начиная от безответственных водителей и пешеходов, заканчивая несовершенством законодательства. Исходя из этого необходимо анализировать вопросы квалификации и правового урегулирования преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
Среди преступлений по неосторожности, нарушение правил безопасности дорожного движения является наиболее распространенным и опасным. Отметим, что предотвращение нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, является одним из основных направлений деятельности государства и общества в сфере защиты прав и свобод . Нарушение ПДД или эксплуатации ТС лицами, управляющими транспортными средствами, можно считать пренебрежительным поведением по отношению к закону, которое приводит к криминогенной обстановке на российских дорогах, это определяет значимость изучения причин и условий существования этого явления.
Тема исследования, несомненно, актуальна. Проблема безопасности дорожного движения требует углубленного исследования особенностей уголовно-правовой и криминологической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Степень научной разработки темы исследования. Множество юристов посвящали свои работы исследованию данной проблематике. В основу данного исследования легли труды таких специалистов в области уголовного права и криминологии, как: Г. А. Есаков, А. Жукова, А.А. Зубцов, А.А. Клюев, Е.В. Медведев, В.Г. Медведев, Д.В. Соколов, Е.В. Хромов и других. Интерес со стороны юристов, психологов и других специалистов не уменьшается. Так, учеными защищены кандидатские и докторские диссертации: М.В. Афанасьев (Москва, 2018), Г. Ш. Аюпова (Москва, 2019), Д. В. Собин (Москва, 2020) и т.д.
Цель и задачи исследования. Цель исследования на основе изучения НПА, литературы и правоприменительной практики дать уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, определить перспективные направления предотвращения совершения дорожно-транспортных преступлений в России, и разработать рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего данный институт.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) исследовать понятие и дать общую характеристику автотранспортных преступлений;
2) дать характеристику объективным признакам нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
3) дать характеристику субъективным признакам нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4) исследовать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
5) исследовать состояние преступности, связанной с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств;
6) охарактеризовать детерминанты преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств;
7) дать криминологическую характеристику лица, совершившего преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств;
8) рассмотреть виктимологические особенности преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств;
9) определить направления и меры предотвращения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, охраняющие безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Предметом нашего исследования будет являться уголовное законодательство, криминологическая характеристика, а также сведения о преступных деяниях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Методы исследования. Учитывая указанные цели и задачи выпускной квалификационный работы, применен ряд общенаучных и специально- научных методов и подходов, в частности: системно-структурный метод, формально-логический метод, статистические методы, конкретносоциологические методы.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения», приказы МВД РФ.
Эмпирическую базу исследования составляет государственная и ведомственная статистическая отчетность судебных органов, МВД РФ, а также ГИБДД РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, и результаты изучения судебной практики в отношении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря проведенному анализу законодательной терминологии транспортных средств, в выпускной квалификационной работе сделан вывод о том, что статьи 264, 264.1 УК РФ относятся к автотранспортным
преступлениям, которые являются одним из видов транспортных преступлений (из п. «p» ст. 1 Конвенции о дорожном движении от 1968 г. мы знаем, что термин «автомобиль» не включает сельскохозяйственные тракторы, использование которых является лишь вспомогательной функцией для перевозки людей или грузов по дорогам или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов).
Объект нарушения ПДД и эксплуатации ТС можно рассматривать по вертикали и горизонтали. Так, по горизонтали основным объектом будет являться безопасность дорожного движения и эксплуатация транспортных средств, а дополнительным объектом - здоровье и жизнь человека. По вертикали же можно выделить общий, т.е. общественные отношения, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и (или) эксплуатации автотранспортных средств, родовым объектом является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и непосредственным объектом являются отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека в границах соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным объектом является жизнь и здоровье человека.
Предметом преступных деяний по статьям 264, 264.1 УК РФ будут являться механические транспортные средства, мотоциклы и иные механические транспортные средства, если происходит нарушение эксплуатации автотранспортных средств, а если происходит нарушение правил дорожного движения, то указанные автотранспортные средства являются средством совершения указанного преступления.
Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия.
При квалификации преступного деяния по ст. 264 УК РФ определить место совершения преступления очень важно. Законодатель определяет дорожно-транспортное происшествие как событие, возникшее при движении по дороге, однако ДТП может случиться и вне границ дороги. В таком случае, в ст. 2 Закона № 196-ФЗ, п. 1.2 ч. 1 Правил дорожного движения слово «дорожно-транспортное» было бы лучше заменить на слово «автотранспортное», так как к автотранспортному происшествию будут относиться события при соблюдении таких обязательных условий, как: наличие двигающегося транспортного средства; участие транспортного средства в таком событии; наступление одного или нескольких последствий, указанных в ст. 264 УК РФ.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, проявляется в неосторожной форме вины, то есть легкомысленное или небрежное отношение к опасным последствиям - ст. 26 УК РФ. Данный момент подтверждается судебной практикой. В том случае, если у виновного лица имелся умысел на причинение общественно опасных последствий в виде вреда здоровью либо смерти, то его деяние квалифицируется по статьям УК РФ об ответственности за умышленные преступления против жизни и здоровья.
Субъектом будет являться «физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим ТС, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Данным лицом признается не только водитель, имеющий право управления транспортного средства и получивший водительское удостоверение, но и иное лицо, фактически управлявшее транспортным средством в момент совершения преступления».
В жизни случается множество разнообразных ситуаций, поэтому, квалифицируя преступления по ст. 264 УК РФ, рассматривать норму ч. 2 ст. 17 УК РФ (идеальная совокупность преступлений) в буквальном смысле не нужно. Объясняется это тем, что преступное деяние должно получать уголовно-правовую оценку, в которой учитывается степень общественной опасности, причиненные последствия и особенности конкретной нормы УК РФ.
Несмотря на то, что нормативное изложение статьи 264 УК РФ является тавтологическим, следует признать ее конструкцию грамотной. Любое дополнительное юридическое действие повлияет на санкцию в наказании, ведь исследуемое преступление относится к категории сложных в своей квалификации. Статья 264 УК РФ содержит в себе пять квалифицированных составов. В исследовании сделан акцент на нововведения в частях 2, 4, 6 данной статьи, из-за которых было ужесточена уголовная ответственность за совершение данного преступления в состоянии алкогольного опьянения или за то, что такое преступление связано с оставлением места его совершения. Тогда можем полагать, что произведенное усиление ответственности по санкциям ст. 264 УК РФ является справедливым. Работоспособность проделанной работы подтверждается судебной практикой.
Актуальной проблемой при квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является ошибочный учет судами одних и тех же обстоятельств, которые составляют объективную сторону составов административных правонарушений и преступлений. Данная проблема не может решиться изменением норм действующего законодательства, так как настоящая суть проблемы состоит в том, что отсутствует необходимый контроль со стороны прокуратуры и суда за органами предварительного следствия. Важно, чтобы проверочные инстанции обращали внимание на допущенные органами предварительного следствия ошибки. Это должно выражаться в отмене незаконных судебных решений.
Считаем, что нужно обратить внимание законодателя на предложение о закреплении в качестве дополнительного наказания за управление ТС в нетрезвом состоянии дополнительных санкций, которые будут выражаться в лишении водителей-правонарушителей водительских удостоверений сроком до 20 лет, конечно в зависимости от наступивших последствий.
Самостоятельным элементом криминологической характеристики преступных деяний, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является лицо преступника, рассматриваемое через структуру социальных,
демографических, ролевых, психофизических, моральных, психологических и других особенностей, благодаря исследованию которых возможно разработать особенные типологические модели субъектов преступлений, которые отражают признаки личности, а именно: свойства, связи, отношения, нравственный и духовный мир во взаимодействии с социальными условиями, влияющими на совершение преступления.
Особое значение для криминологии представляет психологического исследование способности субъекта отдавать себе отчет в характере опасной ситуации, а также предвидении последствий своего поведения и предотвращении общественно опасных последствий. Для установления реальной возможности субъекта преступления анализировать ситуацию на дороге, необходимо проведение психологической экспертизы....


1 Афанасьева, О. Р Криминология: учебник и практикум / О. Р Афанасьева. М.: Юрайт, 2017. - 555 с.
2 Геворкова Э. Г. Преступления, предусмотренные статьей 264 УК РФ и их предупреждение / Э. Г. Геворкова // Сборник научных трудов по материалам Межвузовской научной конференции с международным участием. - 2021. - С. 87.
3 Гриндорф, А. П. Ответственность за неосторожные преступления в советском уголовном праве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / А. П. Гриндорф. - М., 1977. - 16 с.
4 Жукова, А. ДТП Михаила Ефремова - правовой анализ ситуации и аналогов / А. Жукова // Административное право. - 2020. - № 4. - С. 41-46.
5 Зорькина, А. А. Неосторожные преступления несовершеннолетних: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. . канд. юрид. наук / А. А. Зорькина. - Москва, 2016. - 186 с.
6 Зубцов, А. А. Управление транспортным средством как конститутивный признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ / А. А. Зубцов // Уголовное право. - 2020. - № 2. - С. 33-38.
7 Зубцов, А. А. Оставление места ДТП как квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ / А. А. Зубцов, А. О. Зубцова // Уголовное право. - 2020. - № 4. - С. 21-28.
8 Ильин, Н. Н. Проблемные вопросы назначения и использования результатов транспортно-технических судебных экспертиз при расследовании преступлений, совершенных на объектах транспорта / Н. Н. Ильин // Российский следователь. - 2020. - № 5. - С. 12-16.
9 Кадырова, Н. Н. К вопросу о состоянии опьянения в уголовном праве / Н. Н. Кадырова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 27-31.
10 Калюжный, Ю. Н. Безопасность дорожного движения как компонент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Ю. Н. Калюжный // Транспортное право. - 2020. - № 4. - С. 3-7.
11 Кисин, В. Р., Хадисов, Г. Х. Объективное вменение в законодательстве об административных правонарушениях / В. Р Кисин, Г. Х. Хадисов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2020. - № 11. - С. 11-16.
12 Кольчурин, А. Г., Плетнев, В. В. О возмещении морального вреда при рассмотрении уголовного дела о ДТП / А. Г. Кольчучин, В. В. Плетнев // Российская юстиция. - 2021. - № 3. С. 36-39.
13 Колябин, А. Уголовное право.1. Сборник студенческих работ / ред.А. Колябин. - Москва: Студенческая наука, 2012. - Часть 1. - 2276 с.
14 Коняев, В. П. Борьба с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения: [учебное пособие]. - Ташкент: ТВШ МВД СССР, 1986. - 541 с.
15 Коробеев, А. И., Чучаев, А. И. Транспортные преступления: исправление ошибок или движение по кругу? / А. И. Коробеев, А. И. Чучаев // Уголовное право. - 2019. - № 5. - С. 48-58...27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ