🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности регулирования труда лиц, находящихся (работающих) в местах лишения свободы

Работа №201740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 10
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 28
2.1 Предмет и метод правового регулирования трудовых правоотношений
при привлечении к труду осужденных к лишению свободы 28
2.2Субъекты и содержание как элементы трудовых отношений при привлечении к труду осужденных к лишению свободы 37
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 45
3.1 Основания возникновения, изменения, прекращения трудовых
правоотношений и привлечение к работам без оплаты труда 45
3.2 Оплата труда и материальная ответственность лиц, осужденных к
лишению свободы 56
3.3 Способы защиты трудовых прав и социальное обеспечение лиц
осужденных к лишению свободы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83


Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в правовой регламентации трудовых отношений. Федеральная служба исполнения наказания в Российской Федерации достаточно закрытая структура, то что в ней происходит обычно ограничено для общественности, однако в последнее время все больше мер принимается на обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы, а обеспечение права на труд для лиц осужденных к лишению свободы является гарантией, что наше государство стремится защищать и предоставлять права прописанные в Конституции Российской Федерации для всех граждан, в независимости от их социального положения.
«По данным на 2013 год в Российской Федерации около 600 промышленных предприятий на территориях исправительных учреждений, которые занимаются производством изделий из металла, текстиля, мебели и другой продукции, по данным ФСИН используется всего около 57% потенциала данных предприятий, это связано с тем, что трудовой деятельностью занято чуть больше 35% лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы. Товарооборот на 2016 год всей произведенной продукции на территории исправительных учреждений составил 14,1 миллиарда рублей и это при том, что число лиц осужденных к лишению свободы достигло на 2017 год своего исторического минимума, так по состоянию на 1 января этого года в тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах содержалось порядка 630 тысяч человек (из них около 523 тысяч - в местах лишения свободы и свыше 107 тысяч - в СИЗО) - это наименьшее число узников в нынешнем веке. В сравнении с 2005 годом, когда число заключенных составляло 823,4 тысяч человек, а товарооборот составил чуть больше 12 миллиардов рублей, становится ясно что несмотря на уменьшение количества заключенных их интерес к трудовой деятельности во время отбывания наказания не только не уменьшается с течением времен, а увеличение товарооборота говорит о росте заинтересованности и объемах выполненных работ, это при том что общее число лиц занятых трудовой деятельностью упало с 35% до 27%».
Таким образом проблему привлечения к труду лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы нельзя рассматривать только с точки зрения уголовно-исполнительного права, поскольку трудовое право постепенно распространяется на все виды отношений, вне зависимости от формы реализации права на труд с одновременным, формированием класса специальных субъектов трудового права.
Хоть Трудовой Кодекс Российской Федерации и устанавливает правовое регулирование для отдельных видов работников, однако о многих направлениях трудовой деятельности нет упоминаний, так например Трудовой Кодекс Российской Федерации не регулирует труд лиц осужденных к лишению свободы, а учитывая, что Уголовно-исполнительный Кодекс содержит лишь определенные правила, то в этом направлении остается много пробелов. Решить данную проблему возможно путем рассмотрения международного и зарубежного опыта, и внесения на их основе изменений в Трудовой Кодекс путем добавления отдельной категории работников - лиц осужденный к лишению свободы.
Предметом исследования являются трудовые правоотношения, возникающие между работодателем и лицом, которое по приговору суда отбывает в исправительном учреждении наказание в виде лишения свободы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выработке предложений по совершенствованию трудового законодательства в сфере привлечения осужденных к лишению свободы к труду на основе выявления закономерностей и направлений развития правового регулирования труда осужденных к лишению свободы, с учетом современного, международного и российского законодательства.
Основные задачи: 1) проанализировать Российское законодательство в части соответствия международным правовым стандартам, отражающим трудовые вопросы привлечения осужденных к лишению
свободы к труду;
2) определить особенности трудового статуса осужденных к лишению свободы с учетом Трудового Кодекса Российской Федерации;
3) сопоставить условия труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, с требованиями трудового законодательства;
4) проанализировать способы и определить возможности защиты трудовых прав и законных интересов осужденных к лишению свободы;
5) обосновать необходимость выделения отдельной главы в 12 разделе Трудового Кодекса посвященному регулированию труда отдельных категорий работников, для категории работников, осужденных к лишению свободы.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. На основе материалистического подхода в работе использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез, аналогия, сравнение, наблюдение.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, Конвенции Международной Организации Труда, Трудовой Кодекс, Уголовно-исполнительный Кодекс, а так же иные федеральные законы, акты Президента Российской Федерации.
Научная новизна состоит в рассмотрении проблем привлечения к трудовой деятельности лиц осужденных к лишению свободы не с концепции уголовно-исполнительного права, а на базе Трудового Кодекса Российской Федерации, данный подход обоснован зарубежным опытом, где трудовая деятельность заключенных уже давно регулируется и является полноценной, то есть не отличается по своему содержанию от трудовой деятельности вне территорий исправительных учреждений.
Практическое применение работы связано с уменьшением числа занятых трудовой деятельностью лиц, при том что потенциал их использования очень высок как показывает зарубежная практика, особенно хочется выделить опыт США, где государственные тюрьмы заключают договоры с крупными корпорациями на использование труда заключенных, при этом правовое регулирование и защита труда заключенных в США остается на более высоком уровне, что не может не являться посылом для развития трудового регулирования этих отношений в нашей стране, поскольку Российская Федерация стремиться соответствовать стандартам международного права.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтобы повысить качество труда заключенных и увеличить их производительность труда, необходимо отменить обязательность труда осужденных, по причине того, что только добровольный труд может считаться продуктивным, а так же свобода выбора заниматься ли трудовой деятельностью или нет, является гарантией повышения качества труда.
В России труд осужденных используется с давних времен, однако со временем их условия труда старались максимально приблизить к условиям труда на свободе, однако в местах лишения свободы труд до сих пор рассматривается как обязанность, по той причине что рассматривается как средство исправления, поддержания и наведения порядка в исправительном учреждении, на практике же заключенных привлекают к работам с целью извлечения максимальной выгоды при минимальных затратах, что является недопустимым использованием труда.
При сравнение международных норм в области регулирования труда осужденных с отечественным правом можно заметить расхождение в части определения понятия принудительного труда. Так Трудовой Кодекс гласит, что к принудительному труду ну относятся работы выполняемые по приговору суда и осуществляемые под надзором государственных органов. Однако Российское уголовное законодательство не содержит нормы о привлечении к трудовой деятельности лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы в качестве дополнительного элемента для наказания. Таким образом выходит, что труд осужденных к лишению свободы является принудительным, поэтому необходимо реформировать труд заключенных как таковой. Труд должен носить добровольный характер тем самым удовлетворять духовные потребности и материальные, а во вторую очередь стать инструментом для исправления и профилактики последующих преступлений. Такое решение позволит осужденным вести трудовую деятельность к максимально приближенным условиям на свободе, чтобы они могли получать честно заработанные деньги, как и другие категории работников.
Трудовой Кодекс Российской Федерации разъясняет о равнозначности силы Трудового Кодекса и других федеральных законов в вопросах, где предметом являются особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Трудовое право должно регулировать процессы привлечения к наемному труду лиц осужденных к лишению свободы, однако нынешнее законодательство регулирует данный вопрос с помощью уголовно-исполнительного права, что является некорректным. Необходимо добавить в Трудовой Кодекс Российской Федерации статью, которая бы вводила новую категорию работников и регулировала бы их деятельность, статья посвященная «Регулированию труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы» позволила бы трудовому праву заниматься правовым регулированием данной проблемы наравне с уже предусмотренными федеральными законами.
Для трудового права характерно регулирование при помощи государственного и договорного способов, преобладание в исправительных учреждениях государственного регулирования трудовых отношений естественно по причине особенностей работы данных учреждений.
Следует учитывать, что принцип свободы труда в исправительных учреждениях действует несколько иначе, так осужденный к лишению свободы не может выбирать профессию и род деятельности на территории исправительного учреждения, но он не может быть лишен права на труд.
Другой проблемой является то, что хоть Трудовой Кодекс в статье 15 и говорит, о трудовом договоре как о главном основании для возникновения трудовых отношений, на практике администрация исправительных учреждений не заключает трудовых договоров с заключенными занятыми трудовой деятельностью, однако это не означает что как таковых трудовых отношений нет, так как Трудовой Кодекс в статье 16 утверждает, что помимо трудового договора трудовые отношения могут появиться и до его заключения между работником и работодателем.
Следует добавить о дополнительных основаниях для прекращения трудового договора и об условиях отстранения работника-осужденного от трудовой деятельности. Так работника следует отстранить от выполнения работ в случаях его перевода в более строгие условия содержания, либо при его нахождении в штрафном изоляторе или в помещении камерного типа. Дополнительными основаниями для прекращения трудового договора могут послужить освобождение из мест лишения свободы в связи с окончанием срока наказания, а так же помилование, амнистия, замены наказания или условно¬досрочного освобождения.
Часто в исправительных учреждениях нарушается Конституционное право работников-осужденных на оплату труда. Поскольку организованное производство на территории исправительных учреждений может повысить доход государства, а так же стать инструментом для исправления лиц осужденных к лишению свободы, а так же утолять их материальные потребности, то нарушение статьи 18 Конституции Российской Федерации является не только не допустимым с точки зрения норм морали и права, но является так же непрактичным, поскольку такая трудовая деятельность может приносить значительную прибыль.
При сравнении продолжительности отпуска для лиц-осужденных который устанавливается нормами уголовно-исполнительного права с трудовым законодательством Российской Федерации становится ясно, что он короче, однако данное правило не противоречит конституционным нормам.
Следует разграничить ответственность за совершение дисциплинарного проступка при осуществлении трудовой деятельности от мер за нарушение режима содержания, так при наложении взысканий за проступок при осуществлении трудовой деятельности следует использовать Трудовой Кодекс, а при нарушениях режима содержания уголовно-исполнительным правом. Следует внести изменения в статью 102 Уголовно-исполнительного Кодекса, где необходимо конкретизировать когда необходимо использовать нормы трудового права для привлечения работника-осужденного к материальной ответственности.
Следует признать, что положение статьи 103 Уголовно-исполнительного Кодекса противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержит запрет на прекращение трудовой деятельности для устранения трудовых конфликтов, однако право на забастовку должно быть запрещено поскольку забастовка противоречит режиму отбывания наказания на территории исправительного учреждения, а так же может перерасти в беспорядки.
Необходимо разрешить проблему несоответствия статьи 106 Уголовно-исполнительного Кодекса международным нормам права, так необходимо закрепить перечень работ являющихся «работами по благоустройству территорий», поскольку всякая работа кроме обслуживания себя должна быть оплачена. Так же необходимо прописать в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, что является работами по самообслуживания, к ним относятся, уборка спального места, стирка одежды и другие, а все остальные работы должны быть регулироваться и оплачиваться в соответствие с трудовым законодательством.
Так как государство не в состоянии обеспечить рабочими местами всех заключенных, а так же осуществлять надлежащее содержание лиц-осужденных к лишению свободы, то необходимо привлечение частного капитала в данную отрасль, крупные корпорации и средний бизнес давно показывают заинтересованность в привлечении заключенных к трудовой деятельности. В данном вопросе хочется напомнить об опыте развития пенитенциарных систем в США и Германии. В Германии система исправительных учреждений не заинтересована в продуктивности работы заключенных, однако трудятся все осужденные, это связано с концепцией, что только через труд можно исправиться. Противоположная система сложилась в США, где уже появились частные тюрьмы наравне с государственными учреждениями, поскольку там система исправительных учреждений заинтересованная в продуктивности труда заключенных, так как видит в нем дешевую рабочую силу, даже государственные исправительные учреждения фактически подписывают контракты на сдачу в аренду крупным корпорациям осужденных в целью осуществления трудовой деятельности.
По какому пути развития пойдет система исправительных учреждений в Российской Федерации зависит от законодателя, однако стоит отметить что государство должно полностью сохранить контроль над пенитенциарной системой, поэтому допустить идею создания частных исправительных учреждений нельзя.
Так же стоит сказать, что вопросы по трудовым отношения являются лишь частью правового статуса лиц-осужденных к лишению свободы, а все остальные аспекты регулируются при помощи уголовно-исполнительного права, акты которого находятся на уровне Российской Федерации.
К главным нарушениям трудового законодательства в сфере осуществления трудовой деятельности лицами-осужденными стоит отметить такие как: отсутствие трудового договора в письменной форме между работником - осужденным и работодателем, неправильные формулировки в приказах администрации исправительного учреждения о приеме на работу, увольнении, изменении условий трудового договора или самого договора.
В настоящее время основным способом защиты своих трудовых прав для осужденных к лишению свободы является государственный контроль и надзор осуществляемый органами прокуратуры, поскольку создание правозащитных организаций на территории исправительного учреждения запрещено в силу специфики режима работы, а осуществление самозащиты разрешено лишь на законодательном уровне, а на практике практически неосуществимо, так что именно прокуратура следит и выявляет злоупотребления администрации исправительных учреждений относительно трудовых прав работников- осужденных.
В ходе работы сделаны следующие выводы:
1) Доказана необходимость отмены обязательности труда осужденных к лишению свободы, в связи с преобразованиями в уголовно-исполнительной системе, гуманизацией исполнения наказания, изменения отношения к трудоиспользованию осужденных к лишению свободы. Труд в условиях лишения свободы из средства исправительного воздействия должен превратиться в источник получения осужденными честно заработанных благ, а в конечном итоге стать одной из ступеней к свободе.
2) Сделан вывод о том, что регулирование трудовых отношений осужденных находится за рамками правовой регламентации уголовно-исполнительного законодательства. Регулирование труда осужденных должно осуществляться трудовым правом, но с помощью норм уголовно-исполнительного права. Выявлены основные особенности трудовых отношений между работником- осужденным и работодателем: 1) осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не должен быть лишен права на труд; 2) дополнительными основаниями для отстранения от работы являются нахождение работника-осужденного в штрафном изоляторе или помещении камерного типа, перевод работника-осужденного в строгие условия отбывания наказания; 3) дополнительным основанием прекращения трудового договора выступает освобождение из исправительного учреждения (в связи с окончанием срока наказания, помилованием, амнистией, условно-досрочным освобождением, замены оставшейся части наказания на более мягкий вид наказания); 4) конституционное право на оплату труда зачастую нарушается, допускается привлечение к работе без оплаты; 5) оплачиваемый отпуск осужденным к лишению свободы устанавливается уголовно-исполнительным законодательством, его продолжительность меньше, чем предусмотренная Трудовым Кодексом Российской Федерации; 6) на практике встречается замена дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка работником- осужденным при исполнении трудовых обязанностей мерами взыскания за нарушение режима содержания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, что является недопустимым.
3) Сделан вывод о том, что не является принудительным трудом и не требует согласия осужденного привлечение его к работе по самообслуживанию. Такого вида работы должны быть закреплены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В заключение стоит сказать о том, что раз невозможно урегулировать все аспекты связанные с трудовой деятельностью лиц-осужденных единолично ни трудовым правом ни уголовно-исполнительным, то регулирование следует осуществлять в субсидиарном применении норм уголовно-исполнительного права и норм трудового законодательства в сфере привлечения к трудовой деятельности лиц-осужденных к лишению свободы.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Российская газета - 1993. - 25 декабря.
2. Декларация Международной Организации Труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№219 - Ст. 1147.
3. Итоговый документ Венской встречи представителей государств- участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. // Москва. -1989. - 257с.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года // Ведомости Верховного Совета СССР. -1976. -№ 17 - Ст.1831.
5. Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных № 25 от 18 сентября 1975 года // [Электронный ресурс] [URL]: ййр://бос8.сп1й.ги/йосишеп1/(дата обращения 23.04.2017г.)
6. Конвенция Международной Организации Труда №111 о дискриминации в области труда и занятий от 4 июня 1958 года// Библиотечка Российской газеты. - 1999. -№22 -Ст.576.
7. Конвенция Международной Организации Труда об упразднении принудительного труда №105 от 1957 года// Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№50. - Ст.4649.
8. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Утверждены ООН 30 августа 1955 г. // Советская юстиция. -1992. -№2. - Ст.19.
9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№2. -Ст. 163.
10. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 67. - Ст. 137.
11. Конвенция Международной Организации Труда №29 от 1930 года. О принудительном или обязательном труде// Библиотечка Российской газеты - 1999. -№22-23-Ст.256.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.
13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 52 (ч. I). - Ст. 4921.
14. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13.12.1997г. № 208 -ФЗ // [Электронный ресурс] [URL]: http://online.zakon.kz/ (дата обращения 23.04.2017 г.)
15. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» //Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№52-Ст.4921..64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ