Приемная семья как способ устройства детей на воспитание
|
АННОТАЦИЯ 2
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
1.1. Развитие института приемной семьи в России 9
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 20
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей 31
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную
семью 43
2.2. Проблемы правового регулирования отношений в приемной
семье 53
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
1.1. Развитие института приемной семьи в России 9
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 20
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей 31
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную
семью 43
2.2. Проблемы правового регулирования отношений в приемной
семье 53
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование приемной семьи как способа устройства детей на воспитание.
В первой главе работы изучено развитие института приемной семьи в России; проанализировано понятие и признаки приемной семьи; исследована приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Во второй главе раскрыт договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; выявлены проблемы правового регулирования отношений в приемной семье; определен порядок и последствия прекращения приемной семьи.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе создания и деятельности приемной семьи.
Предметом настоящего исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по созданию и деятельности приемной семьи.
В первой главе работы изучено развитие института приемной семьи в России; проанализировано понятие и признаки приемной семьи; исследована приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Во второй главе раскрыт договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; выявлены проблемы правового регулирования отношений в приемной семье; определен порядок и последствия прекращения приемной семьи.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе создания и деятельности приемной семьи.
Предметом настоящего исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по созданию и деятельности приемной семьи.
Подводя итог проведенному исследованию, представляется возможным сформулировать основные выводы.
Процесс развития института приемной семьи в России имеет свои особенности. В свою очередь для дальнейшего эффективного развития необходимо проведение профессионально организованной работы по устройству детей в семью, построение отношений с семьей.
В положениях СК РФ на сегодняшний день не содержится развернутого определения понятия приемной семьи. В данном нормативном правовом акте отсутствует определение, которым бы были выделены основные специфические особенности исследуемого института в качестве самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагается определить приемную семью как форму устройства детей, которые остались без попечения родителей, следующим образом: приемная семья является временной, профессиональной, семейной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая предусматривает оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей.
Приемная семья как относительно новый правовой институт до сих пор не получил существенного развития на практике. Причина данного обстоятельства состоит не только в экономических, организационных и нравственных факторах, но и, в первую очередь, в несовершенстве действующего законодательства. Приемная семья выступает в качестве разновидности семейного устройства детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения. При этом важно отличать данный институт от иных форм устройства детей.
Договор о передаче ребенка в приемную семью - это совместная договоренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), которая выражает их общую волю на установление прав и обязанностей по отношению друг к другу, а также последующего его воспитания, образования и материального обеспечения ответственным лицом - приемным родителем. Что касается отраслевой принадлежности рассматриваемого договора, то по этому вопросу отсутствует единство во мнениях. Наиболее верным видится представление о договоре, касающегося передачи ребенка в приемную семью, как о самостоятельном семейно-правовом договоре, в основу которого положено нематериальное обязательство.
На сегодняшний день, так и не регламентированы на уровне законодательства ряд существенных вопросов, имеющих большое практическое значение. Так, например, если в приемную семью передают одновременно несколько детей, то должны ли органы опеки и попечительства заключать один общий договор или необходимо наличие отдельного договора в отношении каждого приемного ребенка. Обоснованно полагать, что договор о передаче ребенка в приемную семью следует заключать отдельно на каждого принятого на воспитание ребенка.
Имеется необходимость в законодательном установлении такой категорию как понуждение к заключению договора о передаче ребенка в приемную семью со стороны приемных родителей, если органы опеки и попечительства при условии отсутствия на то законных оснований уклоняются от его заключения. Важно также зафиксировать в законе правило о возможности рассматривать в суде преддоговорные споры по поводу заключения договора о передаче ребенка в приемную семью.
Правовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) детей из приемных семей невелико по объему. Однако сегодня проблема возврата детей из приемных семей государству весьма актуальна для России. Существует необходимость в регулярной оценке текущей ситуации в семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, и определении перспектив развития института замещающих семей. Для изменения сложившейся ситуации также важно разработать меры по регулированию возврата в бюджет единовременного пособия, полученного опекунами или приемными родителями в случае возвращения ребенка на государственное обеспечение.
Также представляется, что механизм привлечения к ответственности регламентирован недостаточно. Особый характер связи участников договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью требует создания продуманной системы мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых ими на себя обязательств.
Прежде всего, в СК РФ следует закрепить не право органа опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей), а их обязанность делать это. Далее имеет смысл внести в СК РФ специальное правило, согласно которому органы опеки и попечительства будут выступать как солидарные должники вместе с приемными родителями при причинении последними вреда имуществу, жизни и здоровью приемных детей. Причинение вреда должно быть связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением приемными родителями своих обязанностей. Основанием солидарной ответственности органов опеки и попечительства будет являться ненадлежащее осуществление ими контроля за исполнением родителями своих обязанностей в том случае, если этим органам не удастся доказать, что вред наступил не по их вине.
Таким образом, круг современных проблем правового регулирования приемной семьи в России довольно широк. Каждая из таких проблем требует тщательного изучения и принятия соответствующего решения.
По результатам работы можно заключить, что цель, поставленная перед началом исследования, достигнута, а задачи решены в полном объеме.
Процесс развития института приемной семьи в России имеет свои особенности. В свою очередь для дальнейшего эффективного развития необходимо проведение профессионально организованной работы по устройству детей в семью, построение отношений с семьей.
В положениях СК РФ на сегодняшний день не содержится развернутого определения понятия приемной семьи. В данном нормативном правовом акте отсутствует определение, которым бы были выделены основные специфические особенности исследуемого института в качестве самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагается определить приемную семью как форму устройства детей, которые остались без попечения родителей, следующим образом: приемная семья является временной, профессиональной, семейной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая предусматривает оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей.
Приемная семья как относительно новый правовой институт до сих пор не получил существенного развития на практике. Причина данного обстоятельства состоит не только в экономических, организационных и нравственных факторах, но и, в первую очередь, в несовершенстве действующего законодательства. Приемная семья выступает в качестве разновидности семейного устройства детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения. При этом важно отличать данный институт от иных форм устройства детей.
Договор о передаче ребенка в приемную семью - это совместная договоренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), которая выражает их общую волю на установление прав и обязанностей по отношению друг к другу, а также последующего его воспитания, образования и материального обеспечения ответственным лицом - приемным родителем. Что касается отраслевой принадлежности рассматриваемого договора, то по этому вопросу отсутствует единство во мнениях. Наиболее верным видится представление о договоре, касающегося передачи ребенка в приемную семью, как о самостоятельном семейно-правовом договоре, в основу которого положено нематериальное обязательство.
На сегодняшний день, так и не регламентированы на уровне законодательства ряд существенных вопросов, имеющих большое практическое значение. Так, например, если в приемную семью передают одновременно несколько детей, то должны ли органы опеки и попечительства заключать один общий договор или необходимо наличие отдельного договора в отношении каждого приемного ребенка. Обоснованно полагать, что договор о передаче ребенка в приемную семью следует заключать отдельно на каждого принятого на воспитание ребенка.
Имеется необходимость в законодательном установлении такой категорию как понуждение к заключению договора о передаче ребенка в приемную семью со стороны приемных родителей, если органы опеки и попечительства при условии отсутствия на то законных оснований уклоняются от его заключения. Важно также зафиксировать в законе правило о возможности рассматривать в суде преддоговорные споры по поводу заключения договора о передаче ребенка в приемную семью.
Правовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) детей из приемных семей невелико по объему. Однако сегодня проблема возврата детей из приемных семей государству весьма актуальна для России. Существует необходимость в регулярной оценке текущей ситуации в семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, и определении перспектив развития института замещающих семей. Для изменения сложившейся ситуации также важно разработать меры по регулированию возврата в бюджет единовременного пособия, полученного опекунами или приемными родителями в случае возвращения ребенка на государственное обеспечение.
Также представляется, что механизм привлечения к ответственности регламентирован недостаточно. Особый характер связи участников договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью требует создания продуманной системы мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых ими на себя обязательств.
Прежде всего, в СК РФ следует закрепить не право органа опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей), а их обязанность делать это. Далее имеет смысл внести в СК РФ специальное правило, согласно которому органы опеки и попечительства будут выступать как солидарные должники вместе с приемными родителями при причинении последними вреда имуществу, жизни и здоровью приемных детей. Причинение вреда должно быть связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением приемными родителями своих обязанностей. Основанием солидарной ответственности органов опеки и попечительства будет являться ненадлежащее осуществление ими контроля за исполнением родителями своих обязанностей в том случае, если этим органам не удастся доказать, что вред наступил не по их вине.
Таким образом, круг современных проблем правового регулирования приемной семьи в России довольно широк. Каждая из таких проблем требует тщательного изучения и принятия соответствующего решения.
По результатам работы можно заключить, что цель, поставленная перед началом исследования, достигнута, а задачи решены в полном объеме.





