🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Работа №201716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ 7
1.1. Понятие и сущность безвестного отсутствия 7
1.2. Условия и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 15
Глава 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 27
2.1. Понятие и сущность объявления гражданина умершим 27
2.2. Условия и последствия объявления гражданина умершим 33
Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ЯВКИ ИЛИ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАННОГО БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕННОГО УМЕРШИМ 41
3.1. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина,
признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим 41
3.2. Судебная практика, возникающая в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или
объявленного умершим 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60


Часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гарантом данного положения является статья 46 Конституции РФ, которая обеспечивает каждому судебную защиту прав и свобод человека .
Одним из институтов, чьей целью признается защита прав и свобод человека, является институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим. Он направлен на защиту прав и свобод не только самого безвестно отсутствующего или гражданина, объявленного умершим, но и прав граждан, связанных различными правоотношениями с ними. Нормы, входящие в этот институт, помогают заинтересованным лицам обратиться в соответствующие государственные органы для устранения неопределенности, возникшей вследствие исчезновения субъекта правоотношения.
Актуальность данной темы работы проявляется не только в настоящее время. Обращаясь к историческому аспекту, можно отметить, что военное время привело к многочисленным исчезновениям людей вследствие их участия в вооруженных конфликтах, кроме того, этнические чистки тоже оставили свой след. Если же обратиться ко времени распада Союза Советских Социалистических Республик, то там наблюдалась череда межнациональных и этнических конфликтов, в связи с которыми, многие лица, не определившиеся со своей гражданской принадлежностью, впоследствии были признаны безвестно отсутствующими.
В наше же время, причинами безвестного отсутствия и объявления граждан умершими, являются террористические акты, похищение людей, продажа их в рабство или же использование как рабочей силы.
Кроме человеческого фактора, влияющего на массовые исчезновения людей, существуют и природные катаклизмы, стихийные явления, такие как наводнения, лесные пожары, землетрясения, вследствие которых множество людей погибает, или же пропадает без вести. 

Так же актуальна данная проблема не только в пределах границ России, она выходит и на мировой уровень. Ведь ежегодно наши граждане выезжают за границу и пропадают там без вести вследствие различных факторов.
Данная проблема касается всех слоев населения, начиная лицами без определенного места жительства, и заканчивая государственными деятелями.
Кроме того, правовые последствия, которые наступают вследствие признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим, касаются не только сферы гражданских правоотношений (имущественных и личных неимущественных прав), но и трудовых, налоговых, предпринимательских, семейных и иных. Всё это говорит о многоотраслевой принадлежности данного института. Как пишет в своей диссертации Л.И. Кулицкая: «...для гражданского права исчезает субъект гражданского правоотношения, для государственного права - субъект государственного правоотношения, для административного и жилищного права - житель территориальной единицы, для налогового права - налогоплательщик, для семейного права - член семьи и очень близкий человек, для трудового права - работник и т. д.» .
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Предметом данного исследования являются нормы гражданского права, регулирующие отношения института безвестного отсутствия или объявления гражданина умершим и последствия его применения.
Целью написания данной работы является анализ института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в сфере гражданского права РФ, а именно выявление законодательных пробелов и противоречий, также анализ предложений и рекомендация по совершенствованию и развитию гражданского законодательства.
Для решения поставленных целей, были поставлены следующие задачи: 
1) рассмотреть историческое развитие и правовое регулирование института безвестного отсутствия и объявления умершим в зарубежных странах;
2) дать понятие и общую характеристику сущности безвестного отсутствия и объявления умершим;
3) изучить основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим;
4) проанализировать практику решения дел судами, связанными с последствиями явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленным умершим;
5) рассмотреть и обозначить актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим и на основе этого сформулировать рекомендации по совершенствованию гражданского законодательства.
Существенный вклад в изучение проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим внесли Р.В. Ихсанов, В.К. Бабаев, Г.Н. Амфитеатров, Ю.А. Попов и др.
Структура данной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, необходимо выделить наиболее спорные моменты, связанные с рассмотренными нами институтами.
Первое, на что следует обратить внимание, это отсутствие в гражданском законодательстве официальных понятий безвестного отсутствия и объявления умершим, хотя из положений статей ГК РФ можно выделить признаки данных институтов: факт длительного отсутствия гражданина в месте жительства, утрата обратной связи в течение установленного срока, вынесение судебного решения.
Следующим моментом, представляющим интерес, является положение о начале исчисления срока необходимого для признания лица безвестно отсутствующим или умершим. В соответствии с ГК РФ, данный срок начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. При невозможности установления данного дня, началом является первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года. В связи с этим, выделяют пробел в ГК РФ, который выражается в том, что законодатель не предусматривает ситуации, когда нет возможности установить год, в котором были получены сведения о безвестно отсутствующем.
Решение же данной проблемы возможно путем следующей формулировки абз. 2 ст. 42 ГК РФ: «При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года, а при невозможности установить год получения последних сведений об отсутствующем - с первого января года, следующего за предполагаемым годом получения последних сведений».
Помимо общих сроков для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим (1 год и 5 лет, соответственно), существуют и специальные сроки для объявления лица умершим (6 месяцев и 2 года). Мы предлагаем расширить перечень исключений, связанных с установлением специального срока следующим положением: в случае, если лицо признано пропавшим без вести и по факту исчезновения которого возбуждено уголовное дело, квалифицируемое по статьям об умышленных убийствах (так как для возбуждения данной категории дел необходимо наличие достаточных данных, свидетельствующих о том, что гражданин стал жертвой убийства).
Также проблемой является то, что законодатель не определяет круг заинтересованных лиц. В науке заинтересованными лицами являются лица, права и обязанности которых непосредственно затрагиваются признанием или непризнанием безвестно отсутствующими.
Решение данной проблемы возможно путём внесения следующего пункта в статью 42 ГК РФ: «2. Заинтересованными лицами признаются следующие: супруг, лица, состоящие на иждивении отсутствующего; кредиторы отсутствующего; налоговые органы; другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц».
Ещё одной проблемой является неоднозначность в определении термина «окончание военных действий», предлагаем определить окончание военных действий как день подписания мирного договора, а если договор не подписан, то как момент прекращения состояния войны.
Касаемо последствий признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим, пробелом законодательства является то, что нет закрепленного перечня имущества и имущественных прав, которые обязательно передаются в доверительное управление.
Предлагается решить данную проблему путем закрепления следующего перечня имущества и имущественных прав, в отношении которых устанавливается обязательное доверительное управление: ценные бумаги; имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана; предприятия как имущественные комплексы; вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (например, частный жилой дом, животные); иное имущество, необходимость постоянного управления которым признана судом обязательной.
Ещё одной проблемой, связанной с этой сферой является отсутствие в законодательстве единого порядка процедуры подбора кандидатуры доверительного управляющего и порядка заключения с ним договора. Решение данной проблемы возможно путем введения единого перечня требований к кандидатам.
Проблема, связанная с последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим существует и в сфере семейных отношений, а именно статья 130 СК РФ, которая гласит, что при усыновлении ребенка не требуется согласие родителей в случае, если они признаны безвестно отсутствующими. В связи с этой правовой нормой возникает множество вопросов по поводу того, как будет решаться судьба усыновленного ребенка в случае, если лицо, признанное безвестно отсутствующим, объявится. Хотя и решение данной проблемы предоставляется на усмотрение суда, всё же необходимо внести законодательные нормы, касаемые процедуры, связанной с данными последствиями.
Таким образом, несмотря на продолжительное существование данных институтов, в законодательстве России существуют пробелы, которые необходимо восполнить. Решение данных проблем является важной задачей, так как затрагивает права и интересы не только самого безвестно отсутствующего, но и иных лиц, и в некоторых случаях даже государства.



1. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
5. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, N 152, 10.08.1993.
6. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, N 30, ст. 2939.
7. Свод законов Российской Империи. Том IX. 1899. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://civil.consultant.ru/reprint/books/205/1.html (утратил силу).
8. Декрет СНК РСФСР от 17.06.1918 «О праве получения содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании пропавших умершими» // СУ РСФСР, 1918, N 56, ст. 624 (утратил силу).
9. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР, 1922, N 71, ст. 904 (утратило силу).
10. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 // Свод законов РСФСР, т. 2, с. 7 (утратил силу).
11. Указание Генпрокуратуры РФ от 20.11.1998 N 83/36, МВД РФ от 24.09.1998 N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ, М., 1999 (утратило силу).
2. Постановления высших судебных инстанций и материалы юридической практики
12. Решение Исилькульского городского суда Омской области от 23.11.2016 года по делу № 2-1226/2016 // РосПравосудие [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-isilkulskij-gorodskoj-sud-omskaya-oblast-s/act- 554089846/
13. Решение Серпуховского городского суда Московской области от
31.10.2016 года по делу № 2-3704/2016 // РосПравосудие [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-serpuxovskij-gorodskoj-sud-
moskovskaya-oblast-s/act-536190442/
14. Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от
17.01.2017 года по делу № 2- 8617 // РосПравосудие [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //rospravo sudie. com/court-verxneural skij -raj onnyj - sud-chelyabinskaya-
oblast-s/act-549176263/
15. Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 5.08.2016 года по делу № 2-1576/2016 // РосПравосудие. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://rospravosudie. com/court-michurinskij -gorodskoj-sud-
tambovskaya-oblast-s/act-529492581/..54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ