ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
1. История государственно-частного партнерства в России и за
I рубежом 5
1. Понятие и признаки государственно-частного партнерства 17
2
1. Принципы и модели государственно-частного партнерства 32
II ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
2. Концессионные соглашения 46
2.1 Соглашения о разделе продукции 63
2.2. Соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в
особых экономических зонах 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
1. История государственно-частного партнерства в России и за
I рубежом 5
1. Понятие и признаки государственно-частного партнерства 17
2
1. Принципы и модели государственно-частного партнерства 32
II ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
2. Концессионные соглашения 46
2.1 Соглашения о разделе продукции 63
2.2. Соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в
особых экономических зонах 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Зародившееся еще в XV веке государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), в настоящее время является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.
Партнерство отражает процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала ГЧП. Высокая значимость развития ГЧП в России для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимость данного развития продиктована вполне понятными экономическими и социально-политическими мотивами. Общепризнанно, что одним из основных факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, является состояние инфраструктуры тех территорий, где они функционируют. Главным образом это связано с тем, что отсутствие развитой и эффективно функционирующей инфраструктуры приводит к снижению деловой активности хозяйствующих субъектов большинства отраслей экономики.
Учитывая, что все вышесказанное невозможно осуществить без комплексного исследования самой сущность явления - ГЧП, определения наиболее полного понятия, раскрывающего все признаки ГЧП и определения оптимальных моделей сотрудничества государства и частного сектора.
Таким образом подтверждается актуальность выбранной темы исследования в научно-теоретическом, правотворческом и правоприменительном аспектах.
Историю возникновения ГЧП отразили в своих исследованиях:
И.Н. Бернштейн, А.В. Венедиктов, А.П. Вихрян, А.В. Карасс, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Е. Носов, И.В. Понкин, И.В. Резниченко, М.О. Рейхель, В.Е. Сазонов, Л.С.Таль, В.Н. Шретер, Т.В. Юрьева.
В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой, Л.М. Иголкиной, рассмотрены правовые аспекты ГЧП в России и за рубежом.
Особенности государственно-частного партнерства как организационного альянса между государством и бизнесом или же юридически закрепленной формы взаимодействия этих субъектов рассматриваются в работах К.А. Антоновой, А.В. Белицкой, В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, В.А. Королева.
И.О. Баранова, С.И. Бик, В.А. Кузьмин, А.С. Радзиевский, В.В Шведов - рассмотрели опыт реализации проектов ГЧП в различных странах.
Однако никто из них комплексно не рассматривал совокупность предпосылок и основ ГЧП в его современном понимании. Кроме того, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра с современных позиций, тем более что немаловажным фактом является вступление в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере ГЧП.
Предметом исследования являются нормы международного и российского законодательства, труды ученых, посвященные ГЧП, проекты, реализованные с помощью, рассматриваемого института сотрудничества.
Целью проведенного в выпускной квалификационной работе исследования является комплексное исследование правового регулирования института ГЧП в России и за рубежом.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- комплексного исследования и анализа истории возникновения, становления и развития ГЧП в России и за рубежом;
- определения понятие и признаков ГЧП, выявления их недостатков;
- выявления принципов и моделей ГЧП;
- установление природы и анализ концессионных соглашений как формы ГЧП;
- установление природы и анализ соглашений о разделе продукции как формы ГЧП;
- установление природы и анализ Соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах как формы ГЧП.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально-логический,
сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов А.В. Багдасаровой, Г. Барроуз, А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, А.В. Венедиктова, А.П.Вихрян, Е.К. Дабагян, С.Л. Данильченко, Ю.В. Зворыкина, А.В. Карасса,
А.В.Клименко, Е.Н. Комиссаровой, А.В. Конопляник, В.А. Королева, В.В. Котова,
В.А. Кузьмина, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Т.Е. Мельник, Е.К. Носова,
М.О.Рейхель, В.М. Савельева, В.Е. Сазонова, С.А. Сосна, Л.С. Таля, Ю. Тена,
С.С.Трачука, В.А. Фильченкова, В.В Шведова, Н.А. Шевелевой,
Г.Ф.Шершеневича, В.Н. Шретера, Т.В. Юрьевой, В.И. Якунина и др.
Партнерство отражает процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала ГЧП. Высокая значимость развития ГЧП в России для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимость данного развития продиктована вполне понятными экономическими и социально-политическими мотивами. Общепризнанно, что одним из основных факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, является состояние инфраструктуры тех территорий, где они функционируют. Главным образом это связано с тем, что отсутствие развитой и эффективно функционирующей инфраструктуры приводит к снижению деловой активности хозяйствующих субъектов большинства отраслей экономики.
Учитывая, что все вышесказанное невозможно осуществить без комплексного исследования самой сущность явления - ГЧП, определения наиболее полного понятия, раскрывающего все признаки ГЧП и определения оптимальных моделей сотрудничества государства и частного сектора.
Таким образом подтверждается актуальность выбранной темы исследования в научно-теоретическом, правотворческом и правоприменительном аспектах.
Историю возникновения ГЧП отразили в своих исследованиях:
И.Н. Бернштейн, А.В. Венедиктов, А.П. Вихрян, А.В. Карасс, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Е. Носов, И.В. Понкин, И.В. Резниченко, М.О. Рейхель, В.Е. Сазонов, Л.С.Таль, В.Н. Шретер, Т.В. Юрьева.
В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой, Л.М. Иголкиной, рассмотрены правовые аспекты ГЧП в России и за рубежом.
Особенности государственно-частного партнерства как организационного альянса между государством и бизнесом или же юридически закрепленной формы взаимодействия этих субъектов рассматриваются в работах К.А. Антоновой, А.В. Белицкой, В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, В.А. Королева.
И.О. Баранова, С.И. Бик, В.А. Кузьмин, А.С. Радзиевский, В.В Шведов - рассмотрели опыт реализации проектов ГЧП в различных странах.
Однако никто из них комплексно не рассматривал совокупность предпосылок и основ ГЧП в его современном понимании. Кроме того, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра с современных позиций, тем более что немаловажным фактом является вступление в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере ГЧП.
Предметом исследования являются нормы международного и российского законодательства, труды ученых, посвященные ГЧП, проекты, реализованные с помощью, рассматриваемого института сотрудничества.
Целью проведенного в выпускной квалификационной работе исследования является комплексное исследование правового регулирования института ГЧП в России и за рубежом.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- комплексного исследования и анализа истории возникновения, становления и развития ГЧП в России и за рубежом;
- определения понятие и признаков ГЧП, выявления их недостатков;
- выявления принципов и моделей ГЧП;
- установление природы и анализ концессионных соглашений как формы ГЧП;
- установление природы и анализ соглашений о разделе продукции как формы ГЧП;
- установление природы и анализ Соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах как формы ГЧП.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально-логический,
сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов А.В. Багдасаровой, Г. Барроуз, А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, А.В. Венедиктова, А.П.Вихрян, Е.К. Дабагян, С.Л. Данильченко, Ю.В. Зворыкина, А.В. Карасса,
А.В.Клименко, Е.Н. Комиссаровой, А.В. Конопляник, В.А. Королева, В.В. Котова,
В.А. Кузьмина, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Т.Е. Мельник, Е.К. Носова,
М.О.Рейхель, В.М. Савельева, В.Е. Сазонова, С.А. Сосна, Л.С. Таля, Ю. Тена,
С.С.Трачука, В.А. Фильченкова, В.В Шведова, Н.А. Шевелевой,
Г.Ф.Шершеневича, В.Н. Шретера, Т.В. Юрьевой, В.И. Якунина и др.
Государственно-частное партнерство зародилось довольно давно, его прототипы существовали еще в XV веке, а свое современное понимание термин ГЧП получил в США в 1950 - е годы, когда данные отношения стали применяться к финансированию объектов общественного пользования. Развитие ГЧП в разных странах имело свои особенности, однако общим является то, что в самом начале в рамках ГЧП реализовывались проекты в отдельных отраслях, например, (строительство железных дорог, каналов, городских инфраструктур), далее такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты - начиная от оказания общественных услуг до внедрения инноваций и проведения НИОКР, и на сегодняшний день продолжает активно развиваться, что вызывает огромный интерес к данным отношениям и делает их обсуждение актуальным и перспективным.
Учитывая новизну и важность данных отношений, а также тот факт, что практика и методология ГЧП в современном его понимании находится лишь на стадии формирования необходимо отметить, что в научном обороте и законодательстве целесообразнее и правильнее использовать термин ГЧП, который на сегодняшний день и используется в обороте, под которым следует понимать юридически оформленное на определенный срок, носящее партнерский характер, основанное на объединении вкладов и распределении рисков, сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении определенных законом объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля. Поскольку данное определение, наиболее полно раскрывает сущность данного понятия и отражает его признаки.
Можно говорить о том, что статья 4 З о ГЧП содержит неполный перечень принципов ГЧП, что не позволяет в полном объеме определить содержание исследуемых отношений. Поэтому ее необходимо доработать и дополнить некоторыми, уже названными нами принципами.
Хочется отметить, что не существует идеальной, подходящей и соответствующей всем потребностям отдельно взятого проекта - модели ГЧП. Однако, можно обратить внимание на то, что что концессии больше подходят для зрелого рынка ГЧП, а модели BOO соответствуют уровню развивающегося рынка. Выбор определенной модели должен зависеть от: органа, принимающего решение об осуществлении проекта; вида инфраструктурного объекта или инфраструктурных услуг, их отраслевой принадлежности; цели проекта ГЧП и договоренностей сторон соглашения о ГЧП и исходя из этого выбрать оптимальную для сложившихся условий модель ГЧП.
В рамках рассмотрения отдельных форм ГЧП следует отметить, что концессионные соглашения являются самой популярной формой ГЧП, конструкция концессионного соглашения целиком и полностью соответствует модели частно-правового договора, что позволяет говорить о концессионном соглашении как об отдельном, самостоятельном гражданско-правовом договоре особого рода. Действующее законодательство гармонично вписывает концессионное соглашение в систему гражданско-правовых договоров, тем самым совершенствуя правовое регулирование концессионных отношений, однако в силу обозначенной специфики концессионной формы ГЧП, сфера применения КС довольно ограничена и включает все те объекты инфраструктуры, использование которых может быть сопряжено с взиманием платежей с потребителей, включая как население, так и иных пользователей инфраструктуры. В частности, концессии применяются для строительства автомобильных и железных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, включая аэропорты, объектов ЖКХ, мусороперерабатывающих заводов, электростанций, трубопроводов и пр., т.е. тех объектов, которые за рубежом нередко объединяются понятием экономической инфраструктуры (economic infrastructure).
СРП как договор, образовался на фундаменте концессионных соглашений, что связано с желанием государства оставаться собственником своих ресурсов. Опыт зарубежных стран показывает, что и концессия, и СРП являются инвестиционными проектами, осуществляя которые инвестор действует за свой счет и на свой риск. В то же время существуют различия между этими видами договоров. Самым существенным различием является право собственности на произведенную продукцию. По концессионному договору инвестору принадлежит право собственности на всю произведенную им продукцию и полученные доходы, из которых он платит государству за предоставленные исключительные права. По СРП инвестору принадлежит только определенная часть произведенной продукции, остальное - государству. Что касается сферы действия, то концессионный договор может быть заключен в любой сфере экономики, а действие СРП ограничивается поиском, разведкой и добычей минерального сырья. Различается и порядок поступления доходов в казну: при концессиях - сразу после заключения договора, при СРП - после получения первой продукции.
Создание и функционирование ОЭЗ служит достижению социально - значимых целей: развития обрабатывающих отраслей экономики,
высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции, что активно поддерживается государством.
Учитывая новизну и важность данных отношений, а также тот факт, что практика и методология ГЧП в современном его понимании находится лишь на стадии формирования необходимо отметить, что в научном обороте и законодательстве целесообразнее и правильнее использовать термин ГЧП, который на сегодняшний день и используется в обороте, под которым следует понимать юридически оформленное на определенный срок, носящее партнерский характер, основанное на объединении вкладов и распределении рисков, сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении определенных законом объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля. Поскольку данное определение, наиболее полно раскрывает сущность данного понятия и отражает его признаки.
Можно говорить о том, что статья 4 З о ГЧП содержит неполный перечень принципов ГЧП, что не позволяет в полном объеме определить содержание исследуемых отношений. Поэтому ее необходимо доработать и дополнить некоторыми, уже названными нами принципами.
Хочется отметить, что не существует идеальной, подходящей и соответствующей всем потребностям отдельно взятого проекта - модели ГЧП. Однако, можно обратить внимание на то, что что концессии больше подходят для зрелого рынка ГЧП, а модели BOO соответствуют уровню развивающегося рынка. Выбор определенной модели должен зависеть от: органа, принимающего решение об осуществлении проекта; вида инфраструктурного объекта или инфраструктурных услуг, их отраслевой принадлежности; цели проекта ГЧП и договоренностей сторон соглашения о ГЧП и исходя из этого выбрать оптимальную для сложившихся условий модель ГЧП.
В рамках рассмотрения отдельных форм ГЧП следует отметить, что концессионные соглашения являются самой популярной формой ГЧП, конструкция концессионного соглашения целиком и полностью соответствует модели частно-правового договора, что позволяет говорить о концессионном соглашении как об отдельном, самостоятельном гражданско-правовом договоре особого рода. Действующее законодательство гармонично вписывает концессионное соглашение в систему гражданско-правовых договоров, тем самым совершенствуя правовое регулирование концессионных отношений, однако в силу обозначенной специфики концессионной формы ГЧП, сфера применения КС довольно ограничена и включает все те объекты инфраструктуры, использование которых может быть сопряжено с взиманием платежей с потребителей, включая как население, так и иных пользователей инфраструктуры. В частности, концессии применяются для строительства автомобильных и железных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, включая аэропорты, объектов ЖКХ, мусороперерабатывающих заводов, электростанций, трубопроводов и пр., т.е. тех объектов, которые за рубежом нередко объединяются понятием экономической инфраструктуры (economic infrastructure).
СРП как договор, образовался на фундаменте концессионных соглашений, что связано с желанием государства оставаться собственником своих ресурсов. Опыт зарубежных стран показывает, что и концессия, и СРП являются инвестиционными проектами, осуществляя которые инвестор действует за свой счет и на свой риск. В то же время существуют различия между этими видами договоров. Самым существенным различием является право собственности на произведенную продукцию. По концессионному договору инвестору принадлежит право собственности на всю произведенную им продукцию и полученные доходы, из которых он платит государству за предоставленные исключительные права. По СРП инвестору принадлежит только определенная часть произведенной продукции, остальное - государству. Что касается сферы действия, то концессионный договор может быть заключен в любой сфере экономики, а действие СРП ограничивается поиском, разведкой и добычей минерального сырья. Различается и порядок поступления доходов в казну: при концессиях - сразу после заключения договора, при СРП - после получения первой продукции.
Создание и функционирование ОЭЗ служит достижению социально - значимых целей: развития обрабатывающих отраслей экономики,
высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции, что активно поддерживается государством.





