🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ИСТОЧНИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №201636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Правовое регулирование торговой деятельности в Российской
Федерации. Основные положения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 6
1.2 Понятие и виды торговой деятельности 16
1.3 Субъекты торговой деятельности 22
II ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1 Публично-правовые требования при организации торговой
деятельности 32
2.2 Публично-правовые требования при осуществлении торговой
деятельности 38
2.3 Антимонопольные требования в сфере торговой деятельности 48
III ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ 61
3.1 Понятие и виды торговых объектов 61
3.2 Особенности размещения нестационарных торговых объектов 73
3.3 Организация и виды ярмарок 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95

Торговая деятельность в России является одной из самых значимых в современных экономических условиях: является точкой роста ВВП страны, способствует обеспечению занятости населения, направлена на удовлетворение разнообразных потребностей юридических и физических лиц. В то же время, она осуществляется в условиях недостаточного правого регулирования, что приводит к многочисленным случаям злоупотреблений в вопросах ценообразования , размещения розничных рынков, торговых объектов и др.
Основным источником регулирования торговой деятельности является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее - Закон о торговле), в котором впервые сделана попытка урегулировать отношения между производителями и поставщиками товаров. Являясь основным источником регулирования торговых отношений в России, закон направлен прежде всего на создание прозрачной системы взаимодействия указанных субъектов торговли, на создание четкой антимонопольной системы, защиту конкуренции и недопущение злоупотреблений правом в сфере торговли.
Несмотря на то, что с момента официального опубликования, в Закон о торговле уже было внесено 9 изменений, он до сих пор имеет пробелы и оставляет возможность для его совершенствования российским законодателем.
Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы дипломной работы, в которой будут рассмотрены основные положения Закона о торговле, проблемы пробелов данного Закона и пути их решения.
Отдельные вопросы регулирования торговой деятельности в России и возникающих здесь отношений освещались в работах К. М. Беликовой, В.С. Белых, О.С. Бортниковой, С.П. Гришаева, В.В. Гущина, О.Е. Деревягиной, В.В. Кваниной и некоторых других авторов. Однако вопрос о пробелах законодательного регулирования торговли до сих пор остается актуальным. Кроме того, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра с современных позиций.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования торговых отношений в России.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, посвященные торговой деятельности,
правоприменительная практика и доктринальная база по теме исследования.
Целью проведенного в выпускной квалификационной работе исследования является поиск оптимальных путей повышения эффективности правового регулирования отношений, возникающих в сфере торговой деятельности, и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию торгового законодательства.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть основные положения Закона о торговле как основного источника регулирования торговли;
- определить понятие и виды торговой деятельности;
- установить природу субъектов торговой деятельности в рамках Закона о торговле;
- определить особенности публично-правовых требований при организации торговой деятельности;
- провести анализ публично-правовых требований к осуществлению торговли;
- изучить антимонопольные требования к осуществлению торговли;
- рассмотреть понятие и определить виды торговых объектов;
- выделить особенности размещения нестационарных торговых объектов;
- исследовать вопрос об организации и видах ярмарок.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально¬
логический, сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - Л.В. Андреевой, К.М. Беликовой, В.В. Кваниной, М.С. Звягинцевой, В.И. Еременко, М.М. Муцольгова, Г.Г. Онищенко, К.Ю. Мартынюка, А.Ю. Латышева и других.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В 2009 году вступил в силу Закон о торговле, являющийся предметом исследования данной дипломной работы. Он в настоящее время является главным источником регулирования торговли в России. Тем не менее, Закон о торговле до сих пор имеет пробелы и оставляет возможность для его совершенствования российским законодателем.
В нашем исследовании проведен анализ основных положений Закона о торговле, выделены перспективы его развития и законодательные пробелы.
Рассмотрев общие положения Закона о торговле, мы определили, что целью данного Закона является стимулирование формирования предпринимательской деятельности на рынке продовольственных товаров путем передачи инициатив по принятию правил, инструкций, законодательной инициативы субъектам РФ. В то же время полномочия органов местного самоуправления и власти субъектов существенно ограничены Законом. Такое ограничение осуществляется в рамках антимонопольной и ценоустанавливающей деятельности.
Определив, что торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, мы выделили два основных вида торговли: оптовая и рыночная, которые также подразделяются на виды в зависимости от особенностей торгового объекта, от применяемого режима налогообложения, от вида заключаемого договора с контрагентами: развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли; в стационарных торговых объектах или вне стационарных торговых объектов: ярмарки и выставки.
Определив, что к субъектам торговли относятся Покупатели (торговые сети) и Поставщики (хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку товаров торговым сетям и иным субъектам торговли), дилеры и дистрибьютеры, мы выявили проблему правового регулирования дистрибьютерской деятельности, которая связана с тем, что положения о дистрибьютерах и их деятельности не закреплены ни в ГК РФ, ни в других законодательных актах. Данная проблема также связана с различным толкованием понятия дистрибьютерской деятельности судами при вынесении решений и определений.
Исходя из этого, нами было предложено дополнить пп.3 п. 2 ст. 1 Закона о торговле следующим положением: «...в том числе для продажи или перепродажи товаров дилерами, осуществляющими деятельность по совершению сделок купли-продажи товаров от своего лица, и дистрибьютерами, заключающими с хозяйствующими субъектами договор организации отношений по поставкам продовольственных товаров с оказанием услуг по поиску покупателей, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов. ».
Исследуя вопрос о публично-правовых требованиях к организации и осуществлению торговли, мы определили, что создание общих правил и требований к организации торговой деятельности в России, было обусловлено целью создания наиболее прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, который не зависит от произвольных требований и правил органов местного самоуправления. В том числе установление Законом о торговле правил к ее организации предполагает искоренение излишних административных барьеров в торговле.
В вопросе о требованиях к осуществлению торговли, мы определили перечень ограничений, касаемых определения сторонами существенных условий договора: ограничение по установлению сроков расчета между сторонами, исчисление которых зависит от сроков годности поставляемых продовольственных товаров; запрет на включение в договор поставки условий, которые оказываются сторонами друг другу на основании договоров возмездного оказания сопутствующих услуг.
По отношению к данным ограничениям нами были выделены две проблемы: проблема исчисления сроков поставок, в партиях которых доставляется товар с несколькими сроками годности и проблема исчисления сроков оплаты поставок в отдаленные территории страны.
В целях реализации восполнения законодательного пробела, мы предлагаем внести следующие изменения в Закон о торговле:
- дополнить ст. 9 частью 7.2 следующим содержанием: «Предусмотренные частью 7 настоящей статьи правила не распространяются при поставках продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». Сроки предусматриваются в соответствии с условиями заключаемых договоров поставки;
- дополнить ст. 9 Закона о торговле п. 7.1: «В случае, если между... заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с разными сроками годности. срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется не позднее чем двадцать пять дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность». Нами предполагается, что закрепление данного положения позволит сохранить хозяйствующим субъектам возможность поддержания различного ассортиментного листа, тем самым сохранять лояльность и удовлетворять интерес своих покупателей.
Также в рамках данного исследования мы нашли примеры злоупотреблением права субъектами РФ при толковании норм п. 5 статьи 8 Закона о торговле, согласно которой Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Для разрешения данной проблемы мы предложили смену формулировки «имеет право» на «обязано».
К вопросу об антимонопольном регулировании деятельности субъектов Законом о торговле, мы определили три основных направления: закрепление запретов на создание дискриминационных условий для других хозяйствующих субъектов, на навязывание условий контрагентам, на осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии; ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (нами было установлено, что Законодатель сознательно определяет льготные условия для торговых сетей, имеющих большое влияние на рынках продовольственных товаров (ч. 1 ст. 14), могут иметь и пользоваться
дополнительными торговыми площадями на иных основаниях: на основании безвозмездного пользования, на основании договора о доверительном управлении имущества), закрепление антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов и местного самоуправления России в области регулирования торговой деятельности.
В рамках рассмотрения данного вопроса мы определили проблему узкого толкования Законом о торговле понятия качества и безопасности товаров, что представляет возможность проведения повторной экспертизы как необоснованного действия со стороны субъектов органов власти.
Приведенные в рамках исследования доводы предопределили предложение дополнения ч. 1 ст. 15 Закона о торговле следующим положением: «...проверке качества и безопасности товаров и экспертиз, в региональной или муниципальной.».
В главе о правовых режимах торговой деятельности мы рассмотрели понятие торгового объекта как здание, строение, сооружение или их части, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Здесь мы определили проблему согласованного толкования данного термина в различных нормативных правовых актах, регламентирующих правовое положение рассматриваемых объектов, что является существенным недостатком торгового законодательства в России. Данный фактор определяется как препятствие однозначному пониманию таких терминов правоприменителю.
Мы предлагаем законодательно ввести единое для всех отраслей регулирования торговли понятие торгового объекта, определенное Законом о торговле и обязать законодателя использовать отсылочные нормы при регулировании схожих отношений в рамках данного определения.
Определив виды торговых объектов (стационарные и нестационарные), мы объяснили, что такая классификация исходит из связи объектов торговли с землей.
Стационарный торговый объект определяется Законом как торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нестационарный торговый объект -торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Мы предлагаем дополнить данное определение положением, согласно которому перемещение нестационарного торгового объекта возможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению, что права на такие торговые объекты не подлежат государственной регистрации. Данное дополнение позволит соотнести понятие такого объекта, данное Законом о торговле с понятием, данным Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации.
Далее нами была определена проблема отсутствия достаточного правового регулирования ярмарочной торговли в рамках Закона о торговле. Ввиду рассмотрения данной проблемы нами было рассмотрено решение Минпромторга о внесении поправок в данный законодательный акт. Вступление законопроекта в силу запланировано на второе полугодие 2017 года, а необходимость его официального опубликования определяет пояснительная записка к нему: он «направлен на уточнение действующих в настоящее время основ правового регулирования организации и функционирования ярмарок в РФ, правового статуса участников ярмарочной торговли и гарантий их деятельности», — написано в пояснительной записке к документу.
Проанализировав обороты продажи товаров с ярмарок на примере Челябинской области за период 2016 года и начала 2017 года, нами было пояснено, что размер дохода данной отрасли торговли составляет около 1 процента от общего числа доходов розничной торговли в Челябинске. Исходя из определения важности ярмарочной торговли, которое мы дали в последнем параграфе (позволяют при минимальных затратах и рисках предпринимателям начать свой бизнес и войти в торговый рынок, а субъектам малого производства предоставляют возможность открытия или расширения производств с возможностью гарантированного сбыта), мы заключили целесообразным и своевременным стремление законодателя к устранению пробела в Законе о торговле, который касается регулирования деятельности ярмарок.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51- ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190- ФЗ (ред. от 07.03.2017) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 16.
5 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ.
- 2006. - № 31. - Ст. 3434.
6 Фе'де'ральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 № 271-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 1.
- Ст. 34.
7 Фе'де'ральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353- ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 51. - Ст. 6673.
8 Фе'де'ральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ // СЗ РФ. - № 52. - Ст. 5140.
9 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» от 5.04.2016 № 104-ФЗ // СЗ РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2066.
10 Фе'де'ральный закон «О рынке це'нных бумаг» от 22.041996 № 39-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
11 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
12 Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ // // СЗ РФ. - 2010. - № 1. - Ст. 5.
13 Указ Президента РФ от 3.12.1991 № 297 «О мерах по либерализации цен» // Российская газета. - 1991. - № 4. - Ст. 1878.
14 Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.
15 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» от 29.09.2010 № 772 // СЗ РФ. - 2010. - № 4. - Ст. 5097..25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ