Сроки в налоговом праве
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
I СРОКИ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие, история и классификация налоговых сроков 5
1.2 Отдельные классификации сроков в налоговом праве и их
практическое применение 19
II ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ
2.1 Порядок исчисления сроков в налоговом праве 36
2.2 Порядок изменения сроков в налоговом праве 45
2.3 Последствия пропуска сроков субъектами налоговых отношений 58
III ОСОБЕННОСТИ СРОКОВ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3.1 Сроки осуществления отдельных мероприятий налогового контроля.. 68
3.2 Сроки давности в налоговом праве 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
ВВЕДЕНИЕ 2
I СРОКИ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие, история и классификация налоговых сроков 5
1.2 Отдельные классификации сроков в налоговом праве и их
практическое применение 19
II ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ
2.1 Порядок исчисления сроков в налоговом праве 36
2.2 Порядок изменения сроков в налоговом праве 45
2.3 Последствия пропуска сроков субъектами налоговых отношений 58
III ОСОБЕННОСТИ СРОКОВ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3.1 Сроки осуществления отдельных мероприятий налогового контроля.. 68
3.2 Сроки давности в налоговом праве 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Сроки в жизни любого человека играют важную роль во всех сферах его деятельности, будь это учеба, работа, личные интересы и тому подобное. Каждый человек так или иначе сталкивался с правовыми сроками, в частности, с налоговыми.
В последнее время налоговое законодательство претерпевало изменения, что, несомненно, затрагивало и регулирование налоговых сроков. Однако, до сих пор законодательство не лишено недостатков и неясностей, поэтому необходимость в выработке единого подхода в решение проблемы при применении налоговых сроков как налоговыми или таможенными органами, так и на стороне физических лиц и организаций является важной проблемой, которая, несомненно, требует решения.
Основные проблемы, возникаемые касаемо налоговых сроков является неравенство субъектного состава налоговых правоотношений относительно прав и обязанностей в установленных законодательством пределах. Частое нарушение налоговыми органами налоговых сроков, дает почувствовать себя налогоплательщику в незащищенном состоянии.
Срок является одним из регуляторов общественных отношений, что подтверждается не только изученной литературой по налоговому и финансовому праву, но также общей теорией права, что не оставляет сомнения признать его стимулирующий, регулирующий и охранительный эффект.
Исходя из этого, считаем данную тему выпускной квалификационной работы актуальной и востребованной в настоящий период развития законодательства и правосознания населения нашей страны.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых сроков.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, определяющие налоговые сроки, соответствующая правоприменительная практика, научные труды российских и зарубежных ученых.
Целью выпускной квалификационной работы является уяснения механизма применения сроков относительно к конкретным видам налоговых правоотношений, через раскрытие посредством разных классификаций налоговых сроков.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- изучение понятия налогового срока, через установление его дефиниции;
- рассмотрение исторической характеристики срока и особенностей его становления;
- определение существенных признаков налогового срока, его функций и классификаций;
- раскрытие значения классификаций налоговых сроков в практической сфере;
- рассмотрение правил течения налоговых сроков;
- выявление проблематики отдельных способов изменения срока уплаты налога;
- обозначение последствий пропуска налоговых сроков;
- раскрытие отдельных видов налоговых сроков и их особенности.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, дедукция), так и частно-научные методы (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно¬правовой).
Эмпирическую базу исследования составляют положения Конституции РФ; Нормативные правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов, таких как: Алиева Э.Б., Архипов А.А., Базаров Б.Б., Бондаренко Т.А., Васекина Э.М., Грибанов В.П., Еналеева И.Д., Кабелькова В.Н., Кондрашов Ю.А., Михайлова О.Р., Назаров В.Н., Сальникова Л.В., др.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, семь параграфов, заключение, библиографический список.
В последнее время налоговое законодательство претерпевало изменения, что, несомненно, затрагивало и регулирование налоговых сроков. Однако, до сих пор законодательство не лишено недостатков и неясностей, поэтому необходимость в выработке единого подхода в решение проблемы при применении налоговых сроков как налоговыми или таможенными органами, так и на стороне физических лиц и организаций является важной проблемой, которая, несомненно, требует решения.
Основные проблемы, возникаемые касаемо налоговых сроков является неравенство субъектного состава налоговых правоотношений относительно прав и обязанностей в установленных законодательством пределах. Частое нарушение налоговыми органами налоговых сроков, дает почувствовать себя налогоплательщику в незащищенном состоянии.
Срок является одним из регуляторов общественных отношений, что подтверждается не только изученной литературой по налоговому и финансовому праву, но также общей теорией права, что не оставляет сомнения признать его стимулирующий, регулирующий и охранительный эффект.
Исходя из этого, считаем данную тему выпускной квалификационной работы актуальной и востребованной в настоящий период развития законодательства и правосознания населения нашей страны.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых сроков.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, определяющие налоговые сроки, соответствующая правоприменительная практика, научные труды российских и зарубежных ученых.
Целью выпускной квалификационной работы является уяснения механизма применения сроков относительно к конкретным видам налоговых правоотношений, через раскрытие посредством разных классификаций налоговых сроков.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- изучение понятия налогового срока, через установление его дефиниции;
- рассмотрение исторической характеристики срока и особенностей его становления;
- определение существенных признаков налогового срока, его функций и классификаций;
- раскрытие значения классификаций налоговых сроков в практической сфере;
- рассмотрение правил течения налоговых сроков;
- выявление проблематики отдельных способов изменения срока уплаты налога;
- обозначение последствий пропуска налоговых сроков;
- раскрытие отдельных видов налоговых сроков и их особенности.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, дедукция), так и частно-научные методы (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно¬правовой).
Эмпирическую базу исследования составляют положения Конституции РФ; Нормативные правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов, таких как: Алиева Э.Б., Архипов А.А., Базаров Б.Б., Бондаренко Т.А., Васекина Э.М., Грибанов В.П., Еналеева И.Д., Кабелькова В.Н., Кондрашов Ю.А., Михайлова О.Р., Назаров В.Н., Сальникова Л.В., др.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, семь параграфов, заключение, библиографический список.
Подводя итог вышеизложенному следует сказать, что в настоящее время сроки в налоговых правоотношениях стали одним из самых эффективных регуляторов отношений. Актуальность данной темы связана с недостаточной разработанностью института сроков в налоговом праве. В науке налогового права не раскрыто ряд основных понятий, не изучена эффективность действия института сроков на различных этапах становления налогового права. Наличие коллизий и противоречий, связанных с институтом налоговых сроков, породило в теории налогового права немало дискуссионных вопросов, требующих разрешения, а также выработки рекомендаций по их применению на практике.
Автором в настоящей работе сформулировано понятие срока.
Срок в налоговом праве - это установленный государством или уполномоченным на то органом промежуток времени, событие, факт, посредством которого осуществляется регулирование налоговых правоотношений между субъектами реализующих свои субъективные права и юридические обязанности в процессе взимания налогов и сборов. Его выделение обусловлено необходимость правильного понимания этой категории и отличия от срока в других отраслях права. Следует отметить, что изученные в рамках первой главы признаки, функции, классификации срока имеют под собой не только теоретическое, но и практическое значение, что подтверждается судебной практикой и другими органами правоприменения.
По рассмотрению отдельных видов сроков нами было выяснено, что деление сроков по субъектному составу, то есть на материальные и процессуальные является одной из главных и пронизывает все сферы налоговых правоотношений. Не обладая проблематикой по самой классификационной группировке, она не утрачивает значения, так как только посредством данных видов сроков мы можем определить субъектный состав со своими особенностями.
Являясь одной из самых распространенных классификацией в каждой отрасли российского права материальные и процессуальные сроки недостаточно изучены. Границы между видами не ясны в практической деятельности, поэтому нами были определено понятие материального и процессуального срока в налоговом праве для того, чтобы разграничить их и внести ясность.
Считаем, что под материальным сроком в налоговом праве стоит считать такой срок, представляющий собой разновидность юридического факта с которым связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора. Что же касается процессуального срока, то он направлен непосредственно на защиту возникших в результате материального срока прав, а также регламентирующие деятельность налогового органа по реализации своих прав и исполнению обязанностей.
Как в налоговом, так и в других отраслях права посредством указанных сроков законодатель стремиться достигнуть не только максимального качества результатов совершаемых действий, но и минимизации временных затрат на их совершение, устанавливая, нередко жесткие временные границы.
В рамках второй главы нами также были выведены авторские дефиниции касаемо способов изменения срока уплаты налога, а также разработана приложения имеющие значение при теоретическом изучении данной темы.
Под отсрочкой по-нашему мнению следует понимать один из способов изменения срока уплаты налога на основании решения уполномоченного органа при наличии установленных законом обстоятельств, полученного на срок не превышающий одного года, а в исключительных случаях трех лет, с последующей уплатой всей сумму установленного налога единовременно.
Рассрочка - это основанная на решении уполномоченного органа возможность уплаты суммы задолженности по определенному графику, определенная сложившимися у субъекта налоговой обязанности причинами.
Во второй главе данной работы также отмечается, что правоотношения по получению и реализации способов изменения срока уплаты налога имеют свои недостатки. Для глубокого изучения данных правоотношений нами был проведен социологический опрос. Основываясь на результатах опрос и изученной литературе по проблемам применения отдельных способов изменения срока уплаты налога, считаем, что:
1) необходимо упростить процедуру получения отсрочки, рассрочки, ИНК, посредством уменьшения требований, предъявляемых к потенциальным субъектам использования отдельных способов изменения срока уплаты налога;
2) расширить круг субъектов, которым предоставлено право
обращаться за использование ИНК и добавить в их число индивидуальных предпринимателей для усиления
привлекательности субъектов малого и среднего бизнеса, а также расширить круг налогов, для которых возможно предоставление ИНК, добавив местные;
3) внести дополнения в статью 66 Налогового кодекса РФ и указать «По истечению срока действия инвестиционного налогового кредита организация использовавшая его обязана в течении 30 дней с момента последнего дня действия договора об инвестиционном налоговом кредите предоставить отчет по его целевому по использованию».
4) Ввести ответственность в главу 16 Налогового кодекса РФ за нецелевое использование средств предоставленного ИНК и предусмотреть санкцию в виде штрафа и невозможности повторного использования данного способа изменения срока уплаты налога в течение десяти лет.
Подробное изучение процедуры получения каждого из способов изменения срока уплаты налога еще раз дали нам понять то, что для того, чтобы механизм государственного воздействия с целью стимулирования налогоплательщиков к своевременному выполнению своей обязанности работал в полной объеме необходимо упростить механизм взаимодействия, так как, зачастую, субъектный состав отсрочки, рассрочки, связан с физическими лицами не имеющими юридического образования, что затрудняет процесс сбора документов, а иногда и просто на стадии идеи отталкивает своей сложностью, либо возможными материальными затратами на услуги юриста.
Что касается последствий пропуска налоговых сроков, то была отмечена тенденции по реализации прав налогоплательщиков в случае невыполнения налоговыми органами своих обязанностей. Если еще десять лет назад пропуск налогового срока налоговым органом не прекращал обязательства в отношении налогоплательщика и налоговый орган пренебрегал своими правами, то сейчас законодатель и правоприменитель в лице суда ставит субъектов данных правоотношений в равные условия.
Однако, также следует отметить, что проблемы все также существуют, не смотря на положительную тенденцию. Например, в отношении конкретных случаев ответственность налоговых органов за неисполнение своей прямо установленной обязанности, как приведенный в работе пример с отправкой налоговых уведомлений и требований. На основании этого считаем нужным предусмотреть ответственность налогового органа в качестве законодательно установленной санкции, в виде фиксированной суммы за каждый день непредставления уведомления.
Что касается отдельных видов налоговых сроков, рассматриваемых в третьей главе, то конкретно к срокам постановки на учет и проведения
налоговых проверок у автора работы есть свое мнения насчет устранение имеющихся проблем.
Считаем верным, регламентировать, в первую очередь, не только в практике особенности субъектов на стадии регистрации, где потенциальному налогоплательщику-предпринимателю противостоит государство, а не конкретно налоговая служба, но и также в нормах закона. Думается, что было бы правильным в отношении камеральной налоговой проверки закрепить срок уведомления о выявленных налоговым органом ошибок в предоставленной налогоплательщиком декларации, а также срок для исправления или пояснения данного обстоятельства. По-нашему мнению, верным будет закрепить еще одно положение, касаемо презумпции правильности уплаты налога в том случае, если налоговый орган в период проведение проверки не сообщает о каких-либо нарушениях налогоплательщику, что лишает его права ссылаться на неправильность после срока проверки.
Изучение же сроков давности в данной работе позволило автору в большей степени изучить отличие разных видов налоговых сроков, уяснить их особенности и устранить противоречия между ними.
В рамках данной работы были выполнены все задачи поставленные во введении.
Автором в настоящей работе сформулировано понятие срока.
Срок в налоговом праве - это установленный государством или уполномоченным на то органом промежуток времени, событие, факт, посредством которого осуществляется регулирование налоговых правоотношений между субъектами реализующих свои субъективные права и юридические обязанности в процессе взимания налогов и сборов. Его выделение обусловлено необходимость правильного понимания этой категории и отличия от срока в других отраслях права. Следует отметить, что изученные в рамках первой главы признаки, функции, классификации срока имеют под собой не только теоретическое, но и практическое значение, что подтверждается судебной практикой и другими органами правоприменения.
По рассмотрению отдельных видов сроков нами было выяснено, что деление сроков по субъектному составу, то есть на материальные и процессуальные является одной из главных и пронизывает все сферы налоговых правоотношений. Не обладая проблематикой по самой классификационной группировке, она не утрачивает значения, так как только посредством данных видов сроков мы можем определить субъектный состав со своими особенностями.
Являясь одной из самых распространенных классификацией в каждой отрасли российского права материальные и процессуальные сроки недостаточно изучены. Границы между видами не ясны в практической деятельности, поэтому нами были определено понятие материального и процессуального срока в налоговом праве для того, чтобы разграничить их и внести ясность.
Считаем, что под материальным сроком в налоговом праве стоит считать такой срок, представляющий собой разновидность юридического факта с которым связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора. Что же касается процессуального срока, то он направлен непосредственно на защиту возникших в результате материального срока прав, а также регламентирующие деятельность налогового органа по реализации своих прав и исполнению обязанностей.
Как в налоговом, так и в других отраслях права посредством указанных сроков законодатель стремиться достигнуть не только максимального качества результатов совершаемых действий, но и минимизации временных затрат на их совершение, устанавливая, нередко жесткие временные границы.
В рамках второй главы нами также были выведены авторские дефиниции касаемо способов изменения срока уплаты налога, а также разработана приложения имеющие значение при теоретическом изучении данной темы.
Под отсрочкой по-нашему мнению следует понимать один из способов изменения срока уплаты налога на основании решения уполномоченного органа при наличии установленных законом обстоятельств, полученного на срок не превышающий одного года, а в исключительных случаях трех лет, с последующей уплатой всей сумму установленного налога единовременно.
Рассрочка - это основанная на решении уполномоченного органа возможность уплаты суммы задолженности по определенному графику, определенная сложившимися у субъекта налоговой обязанности причинами.
Во второй главе данной работы также отмечается, что правоотношения по получению и реализации способов изменения срока уплаты налога имеют свои недостатки. Для глубокого изучения данных правоотношений нами был проведен социологический опрос. Основываясь на результатах опрос и изученной литературе по проблемам применения отдельных способов изменения срока уплаты налога, считаем, что:
1) необходимо упростить процедуру получения отсрочки, рассрочки, ИНК, посредством уменьшения требований, предъявляемых к потенциальным субъектам использования отдельных способов изменения срока уплаты налога;
2) расширить круг субъектов, которым предоставлено право
обращаться за использование ИНК и добавить в их число индивидуальных предпринимателей для усиления
привлекательности субъектов малого и среднего бизнеса, а также расширить круг налогов, для которых возможно предоставление ИНК, добавив местные;
3) внести дополнения в статью 66 Налогового кодекса РФ и указать «По истечению срока действия инвестиционного налогового кредита организация использовавшая его обязана в течении 30 дней с момента последнего дня действия договора об инвестиционном налоговом кредите предоставить отчет по его целевому по использованию».
4) Ввести ответственность в главу 16 Налогового кодекса РФ за нецелевое использование средств предоставленного ИНК и предусмотреть санкцию в виде штрафа и невозможности повторного использования данного способа изменения срока уплаты налога в течение десяти лет.
Подробное изучение процедуры получения каждого из способов изменения срока уплаты налога еще раз дали нам понять то, что для того, чтобы механизм государственного воздействия с целью стимулирования налогоплательщиков к своевременному выполнению своей обязанности работал в полной объеме необходимо упростить механизм взаимодействия, так как, зачастую, субъектный состав отсрочки, рассрочки, связан с физическими лицами не имеющими юридического образования, что затрудняет процесс сбора документов, а иногда и просто на стадии идеи отталкивает своей сложностью, либо возможными материальными затратами на услуги юриста.
Что касается последствий пропуска налоговых сроков, то была отмечена тенденции по реализации прав налогоплательщиков в случае невыполнения налоговыми органами своих обязанностей. Если еще десять лет назад пропуск налогового срока налоговым органом не прекращал обязательства в отношении налогоплательщика и налоговый орган пренебрегал своими правами, то сейчас законодатель и правоприменитель в лице суда ставит субъектов данных правоотношений в равные условия.
Однако, также следует отметить, что проблемы все также существуют, не смотря на положительную тенденцию. Например, в отношении конкретных случаев ответственность налоговых органов за неисполнение своей прямо установленной обязанности, как приведенный в работе пример с отправкой налоговых уведомлений и требований. На основании этого считаем нужным предусмотреть ответственность налогового органа в качестве законодательно установленной санкции, в виде фиксированной суммы за каждый день непредставления уведомления.
Что касается отдельных видов налоговых сроков, рассматриваемых в третьей главе, то конкретно к срокам постановки на учет и проведения
налоговых проверок у автора работы есть свое мнения насчет устранение имеющихся проблем.
Считаем верным, регламентировать, в первую очередь, не только в практике особенности субъектов на стадии регистрации, где потенциальному налогоплательщику-предпринимателю противостоит государство, а не конкретно налоговая служба, но и также в нормах закона. Думается, что было бы правильным в отношении камеральной налоговой проверки закрепить срок уведомления о выявленных налоговым органом ошибок в предоставленной налогоплательщиком декларации, а также срок для исправления или пояснения данного обстоятельства. По-нашему мнению, верным будет закрепить еще одно положение, касаемо презумпции правильности уплаты налога в том случае, если налоговый орган в период проведение проверки не сообщает о каких-либо нарушениях налогоплательщику, что лишает его права ссылаться на неправильность после срока проверки.
Изучение же сроков давности в данной работе позволило автору в большей степени изучить отличие разных видов налоговых сроков, уяснить их особенности и устранить противоречия между ними.
В рамках данной работы были выполнены все задачи поставленные во введении.





