Туристическая выставка как инструмент маркетинга в туризме
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1 Сущность и особенности выставочной и ярмарочной деятельности 11
1.2 Особенности организации и проведения выставочно -ярмарочных
мероприятий 24
1.3 Выставка как инструмент маркетинга в туризме 32
Выводы по главе один 36
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТАВКИ «ТУРИЗМ РЕГИОНА-2017» 40
2.1 Организация и проведение выставки «Туризм региона-2017» 40
2.1 Технико-экономическое обоснование выставки 55
2.3 Требования БЖД при проведении выставочных мероприятий 60
Выводы по главе два 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация выставочных мероприятий 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Этапы организации и проведения выставочных мероприятий 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Модель проведения выставок на примере студенческой выставки «Туризм региона-2017» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Пакет документов для организации выставки «Туризм региона-2017» 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. План-схема выставочного пространства 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Макеты рекламно-полиграфической продукции 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Фотоотчет с выставки «Туризм региона-2017» 95
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1 Сущность и особенности выставочной и ярмарочной деятельности 11
1.2 Особенности организации и проведения выставочно -ярмарочных
мероприятий 24
1.3 Выставка как инструмент маркетинга в туризме 32
Выводы по главе один 36
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТАВКИ «ТУРИЗМ РЕГИОНА-2017» 40
2.1 Организация и проведение выставки «Туризм региона-2017» 40
2.1 Технико-экономическое обоснование выставки 55
2.3 Требования БЖД при проведении выставочных мероприятий 60
Выводы по главе два 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация выставочных мероприятий 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Этапы организации и проведения выставочных мероприятий 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Модель проведения выставок на примере студенческой выставки «Туризм региона-2017» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Пакет документов для организации выставки «Туризм региона-2017» 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. План-схема выставочного пространства 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Макеты рекламно-полиграфической продукции 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Фотоотчет с выставки «Туризм региона-2017» 95
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что проведение некоммерческих студенческих выставок по туризму не имеет широкого распространения среди студенческих мероприятий, поэтому ежегодные выставки, проводимые на кафедре «ТиСКС» Южно-Уральского государственного университета, являются важным событием не только для будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, но и для преподавателей Вузов, представителей туристского бизнеса, так как помогают, не только ознакомиться с инновационными проектами студентов, но и предполагают огромный обмен опыта между участниками выставки и дальнейшее развитие сотрудничества не только между Вузами России, но и Вузами других стран.
Выставочный туризм, как сегмент туристской индустрии, также принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Выставка является не только источником информации о развитии отрасли, отдельных организаций, но и эффективным инструментом маркетинга, где в личном контакте с партнером экспонент может выявить его потребности, донести до него значительный объем полезной информации, тем самым обеспечив для себя потенциал получения прибыли (зачастую в перспективе). Результат участия в выставке во многом определяется эффективностью организации и управления этим процессом [3].
Выставка «Туризм региона» проводится кафедрой Туризма и социально-культурного сервиса с 2003 года. В этом году выставочные мероприятия немного отличаются от предыдущих. В целом это нормальная практика в выставочной деятельности кафедры, так как каждый год, выставка по туризму имеет свои особенности. Среди нововведений этого года можно отметить, тот факт, что
впервые выставка проводилась сразу на двух рабочих площадках: Выставочный центр «Мегаполис» (г. Челябинск, Свердловский проспект, 51 А) в рамках выставки «Отдых-2017 Охота. Рыбалка.», «Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской» (далее «ДПШ», г. Челябинск, Свердловский проспект, 59). Большая часть студентов презентовала свои проекты на рабочей площадке «ДПШ», самые лучшие работы студентов были презентованы на рабочей площадке «Мегаполис». Организаторами была разработана и
согласованапрограмма 3 дней выставки с большим количеством мероприятий. В рамках выставки состоялась межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Золото регионов-2017», которая является результатом научной и исследовательской деятельности студентов в области разработки и создания туристского продукта. Также, в рамках выставки состоялосьМежвузовское совещание по вопросам образования в туризме«Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства». Данное совещание проходило во второй день выставочных мероприятий, 21 апреля в конференц-зале ВЦ «Мегаполис». Для участия были приглашены представители ведущих ВУЗов из Екатеринбурга, Перми, Уфы, Челябинска, Казахстана.
Таким образом, актуальность проведения таких крупных, знаковых студенческих мероприятий обусловила выбор выпускной квалификационной работы «Туристическая выставка как инструмент маркетинга в туризме».
Теоретической базой проведенной работы являются энциклопедические издания и статьи, позволяющие определить понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности; учебная литература по организации и регулированию выставочной деятельности.
Рассматривая степень изученности проблемы, следует отметить работы таких авторов как: Н.В. Александрова, А.В. Бабкин, Э.Б. Гусев, которые в своих трудах уделяют особое внимание роли выставочной деятельности в развитии туристской индустрии; С.Н Бердышев, С. Миллер, С.Н. Трофимов, которые рассматривают процесс организации и регулированию выставочной и ярмарочной деятельности;Л.Ф. Назаренко, А.С. Беляновский, которые в своих трудах рассматривают выставочную деятельность как инструмент маркетинга, А.Я. Пасмуров, Е.М Михайлова, которые уделяют особое внимание оценке эффективности выставочных мероприятий, также, следует отметить работы О.А. Антошиной, Е.П. Мишиной, посвященные расчетам себестоимости туристических услуг.
Целью выпускной квалификационной работы является организация и проведение студенческой выставки «Туризм региона -2017».
Объект выпускной квалификационной работы - выставочная деятельность в туризме.
Предметом выпускной квалификационной работы является технология разработки и проведения студенческой выставки «Туризм региона -2017».
Исходя из цели, объекта и предмета выпускной квалифицированной работы определены следующие задачи:
- выявить сущность и особенности выставочно-ярмарочной деятельности;
- выявить особенности организации и проведения выставок по туризму;
- разработать и провестистуденческую выставку «Туризм региона-2017».
В выпускной квалификационной работе использовались как теоретические методы исследования:анализ, синтез, моделирование, метод дедукции, так и эмпирические методы исследования, наблюдение, анкетирование, статистические методы.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке и проведении новых мероприятий в рамках выставки «Туризм региона-2017», таких как:
- межвузовское совещание по вопросам образования в туризме «Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства»;
- круглый стол «Турсобытие - это хорошая история, которую должны знать все...».
Также, еще одним новшеством стало проведение выставки на двух рабочих площадках: Выставочный центр «Мегаполис» в рамках выставки «Отдых-2017. Охота. Рыбалка» и «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской». Это говорит о том, что выставка «Туризм региона-2017» выходит на новый межрегиональный уровень.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в организации студенческих выставок по туризму следующих лет.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения выставки научных работ и выпускных квалификационных работ студентов туристских специальностей под названием «Туризм региона-2017», с 20.04.2017 г. по 22.04.2017 г. на базе ВЦ «Мегаполис» и «Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской»
Структура выпускной квалификационной работы отражает общую логику исследования и включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список из 79 источников, 9 приложений.
Выставочный туризм, как сегмент туристской индустрии, также принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Выставка является не только источником информации о развитии отрасли, отдельных организаций, но и эффективным инструментом маркетинга, где в личном контакте с партнером экспонент может выявить его потребности, донести до него значительный объем полезной информации, тем самым обеспечив для себя потенциал получения прибыли (зачастую в перспективе). Результат участия в выставке во многом определяется эффективностью организации и управления этим процессом [3].
Выставка «Туризм региона» проводится кафедрой Туризма и социально-культурного сервиса с 2003 года. В этом году выставочные мероприятия немного отличаются от предыдущих. В целом это нормальная практика в выставочной деятельности кафедры, так как каждый год, выставка по туризму имеет свои особенности. Среди нововведений этого года можно отметить, тот факт, что
впервые выставка проводилась сразу на двух рабочих площадках: Выставочный центр «Мегаполис» (г. Челябинск, Свердловский проспект, 51 А) в рамках выставки «Отдых-2017 Охота. Рыбалка.», «Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской» (далее «ДПШ», г. Челябинск, Свердловский проспект, 59). Большая часть студентов презентовала свои проекты на рабочей площадке «ДПШ», самые лучшие работы студентов были презентованы на рабочей площадке «Мегаполис». Организаторами была разработана и
согласованапрограмма 3 дней выставки с большим количеством мероприятий. В рамках выставки состоялась межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Золото регионов-2017», которая является результатом научной и исследовательской деятельности студентов в области разработки и создания туристского продукта. Также, в рамках выставки состоялосьМежвузовское совещание по вопросам образования в туризме«Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства». Данное совещание проходило во второй день выставочных мероприятий, 21 апреля в конференц-зале ВЦ «Мегаполис». Для участия были приглашены представители ведущих ВУЗов из Екатеринбурга, Перми, Уфы, Челябинска, Казахстана.
Таким образом, актуальность проведения таких крупных, знаковых студенческих мероприятий обусловила выбор выпускной квалификационной работы «Туристическая выставка как инструмент маркетинга в туризме».
Теоретической базой проведенной работы являются энциклопедические издания и статьи, позволяющие определить понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности; учебная литература по организации и регулированию выставочной деятельности.
Рассматривая степень изученности проблемы, следует отметить работы таких авторов как: Н.В. Александрова, А.В. Бабкин, Э.Б. Гусев, которые в своих трудах уделяют особое внимание роли выставочной деятельности в развитии туристской индустрии; С.Н Бердышев, С. Миллер, С.Н. Трофимов, которые рассматривают процесс организации и регулированию выставочной и ярмарочной деятельности;Л.Ф. Назаренко, А.С. Беляновский, которые в своих трудах рассматривают выставочную деятельность как инструмент маркетинга, А.Я. Пасмуров, Е.М Михайлова, которые уделяют особое внимание оценке эффективности выставочных мероприятий, также, следует отметить работы О.А. Антошиной, Е.П. Мишиной, посвященные расчетам себестоимости туристических услуг.
Целью выпускной квалификационной работы является организация и проведение студенческой выставки «Туризм региона -2017».
Объект выпускной квалификационной работы - выставочная деятельность в туризме.
Предметом выпускной квалификационной работы является технология разработки и проведения студенческой выставки «Туризм региона -2017».
Исходя из цели, объекта и предмета выпускной квалифицированной работы определены следующие задачи:
- выявить сущность и особенности выставочно-ярмарочной деятельности;
- выявить особенности организации и проведения выставок по туризму;
- разработать и провестистуденческую выставку «Туризм региона-2017».
В выпускной квалификационной работе использовались как теоретические методы исследования:анализ, синтез, моделирование, метод дедукции, так и эмпирические методы исследования, наблюдение, анкетирование, статистические методы.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке и проведении новых мероприятий в рамках выставки «Туризм региона-2017», таких как:
- межвузовское совещание по вопросам образования в туризме «Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства»;
- круглый стол «Турсобытие - это хорошая история, которую должны знать все...».
Также, еще одним новшеством стало проведение выставки на двух рабочих площадках: Выставочный центр «Мегаполис» в рамках выставки «Отдых-2017. Охота. Рыбалка» и «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской». Это говорит о том, что выставка «Туризм региона-2017» выходит на новый межрегиональный уровень.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в организации студенческих выставок по туризму следующих лет.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения выставки научных работ и выпускных квалификационных работ студентов туристских специальностей под названием «Туризм региона-2017», с 20.04.2017 г. по 22.04.2017 г. на базе ВЦ «Мегаполис» и «Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской»
Структура выпускной квалификационной работы отражает общую логику исследования и включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список из 79 источников, 9 приложений.
На сегодняшний день ежегодно в России проводится до 100 туристических выставок, и с каждым годом продолжают появляться новые. Наряду с престижными международными выставками, проводится много региональных и местных выставок. Выставочный рынок России как в отношении мест и сроков проведения выставочных мероприятий, так и в отношении цен на участие в них находится на стадии формирования [66].
Для продвижения туристского продукта туроператора необходимо участие на туристических биржах, выставках, ярмарках, предназначенных для поиска партнеров по сбыту. Специалисты смогут не только рекламировать свой продукт, но и заключать сделки, устанавливать новые деловые контакты [65].
Главная причина участия в выставке - это позиционирование своей фирмы на рынке. Ведь выставка - это эффективное средство рекламы. Иными словами, фирма, часто участвующая в выставках, станет наиболее узнаваемой для потребителей. При помощи выставки предприятие займет достойное место в сознании потребителей, отличающееся от положения товаров-конкурентов.
Выставка предоставляет огромные возможности одновременного
распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости. Международные выставочные мероприятия отражают развитие туризма и гостиничного бизнеса, несут биржевую информацию, являются средством прогнозирования конъюнктурных изменений, а также явлением с экономическим, политическим и социальным подтекстом [5].
После написания ВКР можно сказать о том, что выполнены следующие задачи:
- выявить сущность и особенности выставочно-ярмарочной деятельности;
- выявить особенности организации и проведения выставок по туризму;
- разработать и провести студенческую выставку «Туризм региона-2017».
Для решения данных задач был изучен материал выставочных мероприятий прошлых лет, а также научной, исторической, экономической и профессиональной литературы по теме ВКР, нормативно-правовой документации по теме ВКР; выявлены особенности организации и проведения выставочных мероприятий.
Выставочно-ярмарочная деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества[68].
Выставка (exhibition, exposition) -показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив.
К особенностям выставочной деятельности можно отнести:
- выставка относится к сфере услуг;
- выставка - деловая услуга;
- выставка - вид рекламной услуги;
- выставка - двигатель международных экономических отношений.
Процесс организации и проведения выставки можно подразделить на три крупных этапа: подготовительный, этап проведения мероприятия, аналитический. Каждый этап включает несколько стадий подготовки выставочных мероприятий, которые, в свою очередь, подразделяются на работы. Во время этапа подготовки проводится разработка концепции и основной идеи, создание пакета выставочной документации, работа с площадкой мероприятия и с участниками выставки. Сама выставка проходит во время второго этапа - этапа проведения мероприятия. Третий этап включает в себя подведение итогов выставки и ее эффективности для организаторов и участников в целом.
Основываясь на изученную теоретическую базу по теме ВКР, с 20.04.2017 по 22.04.2017 на базе ВЦ «Мегаполис» и «Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской» была проведена студенческая выставка научных работ и выпускных квалификационных работ студентов туристских специальностей под названием «Туризм региона-2017». В рамках выставки состоялось 3 мероприятия: Межвузовское совещание по вопросам образования в туризме «Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства», научно¬практическая конференция «Золото регионов-2017», круглый стол «Турсобытие - это хорошая история, которую должны знать все...».
Студенческие туристские выставки, в основном, носят некоммерческий характер. Целью таких является демонстрация туристского продукта, разработанного студентами туристских специальностей. Участникам выставки представится возможность обмена опытом, активного участия в деловой программе, посвященной решению проблем въездного и выездного туризма, демонстрации профессиональных навыков и умений, как будущих специалистов туриндустрии, презентации новых туристских маршрутов.
Для продвижения туристского продукта туроператора необходимо участие на туристических биржах, выставках, ярмарках, предназначенных для поиска партнеров по сбыту. Специалисты смогут не только рекламировать свой продукт, но и заключать сделки, устанавливать новые деловые контакты [65].
Главная причина участия в выставке - это позиционирование своей фирмы на рынке. Ведь выставка - это эффективное средство рекламы. Иными словами, фирма, часто участвующая в выставках, станет наиболее узнаваемой для потребителей. При помощи выставки предприятие займет достойное место в сознании потребителей, отличающееся от положения товаров-конкурентов.
Выставка предоставляет огромные возможности одновременного
распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости. Международные выставочные мероприятия отражают развитие туризма и гостиничного бизнеса, несут биржевую информацию, являются средством прогнозирования конъюнктурных изменений, а также явлением с экономическим, политическим и социальным подтекстом [5].
После написания ВКР можно сказать о том, что выполнены следующие задачи:
- выявить сущность и особенности выставочно-ярмарочной деятельности;
- выявить особенности организации и проведения выставок по туризму;
- разработать и провести студенческую выставку «Туризм региона-2017».
Для решения данных задач был изучен материал выставочных мероприятий прошлых лет, а также научной, исторической, экономической и профессиональной литературы по теме ВКР, нормативно-правовой документации по теме ВКР; выявлены особенности организации и проведения выставочных мероприятий.
Выставочно-ярмарочная деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества[68].
Выставка (exhibition, exposition) -показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив.
К особенностям выставочной деятельности можно отнести:
- выставка относится к сфере услуг;
- выставка - деловая услуга;
- выставка - вид рекламной услуги;
- выставка - двигатель международных экономических отношений.
Процесс организации и проведения выставки можно подразделить на три крупных этапа: подготовительный, этап проведения мероприятия, аналитический. Каждый этап включает несколько стадий подготовки выставочных мероприятий, которые, в свою очередь, подразделяются на работы. Во время этапа подготовки проводится разработка концепции и основной идеи, создание пакета выставочной документации, работа с площадкой мероприятия и с участниками выставки. Сама выставка проходит во время второго этапа - этапа проведения мероприятия. Третий этап включает в себя подведение итогов выставки и ее эффективности для организаторов и участников в целом.
Основываясь на изученную теоретическую базу по теме ВКР, с 20.04.2017 по 22.04.2017 на базе ВЦ «Мегаполис» и «Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской» была проведена студенческая выставка научных работ и выпускных квалификационных работ студентов туристских специальностей под названием «Туризм региона-2017». В рамках выставки состоялось 3 мероприятия: Межвузовское совещание по вопросам образования в туризме «Формируя будущее туризма: квалификационные требования и профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства», научно¬практическая конференция «Золото регионов-2017», круглый стол «Турсобытие - это хорошая история, которую должны знать все...».
Студенческие туристские выставки, в основном, носят некоммерческий характер. Целью таких является демонстрация туристского продукта, разработанного студентами туристских специальностей. Участникам выставки представится возможность обмена опытом, активного участия в деловой программе, посвященной решению проблем въездного и выездного туризма, демонстрации профессиональных навыков и умений, как будущих специалистов туриндустрии, презентации новых туристских маршрутов.





