🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Работа №201591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Хозяйствующий субъект: понятие и признаки 7
1.2 Понятие и виды антиконкурентных согласованных действий хозяйствующих
субъектов 13
1.3 Понятие и виды соглашений хозяйствующих субъектов 25
1.4 Правовое регулирование ограничивающих конкуренцию соглашений и
согласованных действий хозяйствующих субъектов 37
II МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
2.1. Антимонопольный контроль антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов 46
2.2 Практика и проблемы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений
и согласованных действий хозяйствующих субъектов 52
2.3 Ответственность за антиконкурентные соглашений и согласованные действия
хозяйствующих субъектов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82

Тема выпускной квалификационной работы «Особенности и проблемы соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности».
Условия переходного этапа, характерные для современной России, диктуют потребность ускоренного движения к более результативной экономической формации, базирующейся на цивилизованных рыночных отношениях, которые отвечали бы критериям, принятым в развитых государствах.
Указанное обстоятельство и определяет значимость исследования современных соглашений хозяйствующих субъектов в сфере
предпринимательства, которые выступают главным правовым инструментом, опосредствующим в условиях рынка движение услуг, товаров и работ к потребителю от производителя. Использование данного инструмента, при этом, требует оптимально сформированного нормативного материала. Изучение действующих правовых источников, посвященных указанным разновидностям соглашений, позволяет прийти к умозаключению о том, что их нормативная основа далека от совершенства.
Более масштабный взгляд на проблему позволяет утверждать, что в современное время особенное значение приобретают вопросы взаимодействия государства и предпринимательства. Отношения данного рода, по причине их исключительной значимости, не могут формироваться иначе, чем на базе законодательно предусмотренных общих принципов. Вместе с тем, в нормативных источниках отсутствуют начала формирования взаимосвязей между государством и предпринимательством. Основной Закон РФ и специализированные законы не содержат особенных разъяснений по представленному вопросу.
Более того, нуждаются в исследовании и современные формы договорных отношений, а также проблемы ответственности за антиконкурентные соглашения и согласованные действия в антимонопольном законодательстве.
Особенности и проблемы соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности выступали предметом изучения и анализа следующих ученых: В.Т. Батычко, В.С. Белых, О.А. Беляева, О.С. Бойкова, Г.Г. Востриков, В.А. Горбухов, Е.П. Губин, С.Э. Жилинский, Е.Л. Невзгодина, О.М. Олейник, В.Ф. Попондопуло, Н.В. Постовой, Б.И. Пугинский, И.А. Смагина, Н.Г. Станкевич, А.Н. Толкачев и др.
Объект настоящего исследования - общественные отношения в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы права антимонопольного законодательства, материалы учебной и специализированной литературы, периодической печати, судебной практики, раскрывающие особенности и проблемы соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности.
Цель исследования - детально рассмотреть особенности и проблемы соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности, сформулировать рекомендации по разрешению данных проблем.
Задачи исследования:
— проанализировать понятие и признаки хозяйствующего субъекта;
— рассмотреть понятие и виды конкурентных согласованных действий хозяйствующих субъектов;
— изучить понятие и виды конкурентных соглашений хозяйствующих субъектов;
— раскрыть правовое регулирование ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;
— проанализировать антимонопольный контроль антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;
— рассмотреть практику и проблемы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, сформулировать рекомендации по разрешению данных проблем;
— раскрыть ответственность за антиконкурентные соглашений и согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, на основе выявленных проблем соглашений хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности, разработаны рекомендации по разрешению данных проблем и совершенствованию норм действующего российского законодательства.
Практические значение исследования состоит в том, что авторские выводы и рекомендации по совершенствованию норм действующего законодательства Российской Федерации могут быть использованы законодателем в ходе дальнейшего развития законодательства, а также хозяйствующими субъектами в процессе заключения соглашений в области предпринимательской деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть из двух глав, заключение и библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги настоящего исследования, сформулируем ряд обобщающих выводов и практических рекомендаций.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, реализующая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, другое физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но реализующее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании федеральных источников согласно государственной регистрации и (либо) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Признаки хозяйствующих субъектов: имеют права и обязанности, определенные к сфере предпринимательского права; выступают участниками предпринимательских отношений; присутствие имущества, образующего экономическую основу деятельности; государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение им своих обязанностей.
Согласованными действиями рассматриваемых субъектов выступают действия представленных субъектов на рынке товаров при отсутствии соглашения, удовлетворяющие системе следующих условий: результат данных действий соответствует интересам каждого из обозначенных субъектов; действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них об осуществлении указанных действий; действия каждого из обозначенных субъектов определены действиями других хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не выступают результатом обстоятельств, в равной степени воздействующих на все хозяйствующие субъекты на определенном товарном рынке.
Виды согласованных действий: вертикальные; горизонтальные; смешанные; конгломератные.
Соглашение - договоренность в письменном виде, представленная в документе либо нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Разновидности соглашений: 1) в зависимости от отраслевой
принадлежности: гражданско-правовые (все соглашения между структурными единицами рынка товаров; фактически взаимосвязанные и напрямую не взаимосвязанные с передачей продукта деятельности); административные (осуществляются между анализируемыми субъектами и государственными органами, местными органами, осуществляющими административно-властные полномочия); 2) в зависимости от возможности конкуренции между рассматриваемыми субъектами: горизонтальные; вертикальные.
Отечественное законодательство закрепляет разные разновидности юридической ответственности за картельные соглашения: уголовную,
административную и гражданскую. Среди ключевых тенденций становления нормативного регламентирования ответственности за картели можно обозначить: либерализацию уголовной ответственности, в особенности для представителей малого предпринимательства, при достижении ее неотвратимости; усиление и расширение использования мер административной ответственности, в том числе для должностных субъектов органов власти; становление и масштабное использование программы смягчения и освобождения субъектов картелей от ответственности при безоговорочном осуществлении строго закрепленных условий.
В рамках проведенного исследования, мы установили, что критерии отнесения поведения к согласованным действиям носят в Федеральном законе «О защите конкуренции» достаточно расплывчатый характер. В судебной практике подлежит также разрешению вопрос о мере ответственности хозяйствующего субъекта, участвующего в согласованных действиях, в зависимости от степени его участия и роли. Данные вопросы могут быть разрешены путем принятия Верховным Судом РФ соответствующих разъяснений применения законодательства.
Кроме того, мы пришли к умозаключению, что, несмотря на все более детальное антимонопольное регулирование, складывающаяся практика не лишена противоречий, вызванных недостаточной определенностью критериев допустимости заключаемых соглашений, что может стать препятствием для развития бизнеса. Выходом из ситуации могло бы стать подзаконное регулирование, примером которого является Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями», обеспечивающее необходимый уровень правовой определенности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и антимонопольных органов.
Более того, нами было установлено, что законодатель попытался «усовершенствовать» институт «согласованные действия хозяйствующих субъектов»: вместо двух условий, которым ранее данные действия должны были удовлетворять, теперь закон предъявляет к ним три условия: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке; действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.
Однако, как отмечается в юридической литературе, данное условие можно обойти, если с публичным заявлением выступает не хозяйствующий субъект, а другое лицо (журналист, аналитик и другой, получивший заказ от хозяйствующего субъекта).
В силу этого вышеизложенное нововведение представляется излишним и малоэффективным. Более того, возникает вопрос, зачем хозяйствующему субъекту, знающему о подобной норме, явно либо косвенно публично озвучивать свое намерение нарушить нормы антимонопольного законодательства, ведь в настоящее время существует много способов доведения информации до заинтересованных лиц. Кроме того, вызывает сомнение использование самого термина «публичное заявление». Данный термин производен от слова «публичный», которое означает «в присутствии публики». Возникают вопросы: какое количество лиц достаточно для того, чтобы соответствующие действия были признаны согласованными действиями, где должна быть озвучена соответствующая информация? Ответов на данные вопросы Федеральнй закон «О защите конкуренции» не содержит.
На основании вышеизложенного, мы признаем целесообразным исключить из ст. 8 Федерального закона «О защите конкуренции» следующее условие: действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий и представить данную статью в следующей редакции:
«1. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
2. Совершение лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением».
Следует указать, что наиболее сложным, с точки зрения формирования доказательной базы, остается пресечение соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Во многих странах предпринимаются меры по усилению полномочий антимонопольных органов при проведении расследований, прежде всего, по фактам соглашений и согласованных действий. В ЕС происходит усиление оперативно-розыскных функций антимонопольных органов по примеру США, что включает возможность проведения проверок без предварительного оповещения и изъятие документов не только в служебных, но и в жилых помещениях. Мы полагаем, что российскому федеральному законодателю можно принять во внимание данный опыт зарубежных стран. Однако, по нашему мнению, в вопросе предупреждения и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов большое внимание необходимо уделять активному взаимодействию антимонопольных органов и правоохранительных органов по выявлению и раскрытию сговоров хозяйствующих субъектов. Целесообразно на ведомственном уровне принять совместный приказ «О взаимодействии органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в работе по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства».



1 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03 сентября 2014 г. № 306-КГ14-117 [Электронный ресурс] URL: http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017).
2 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г. № 9966/10. [Электронный ресурс]
URL:http://www.sudact.ru ((дата обращения 04.04.2017).
3 Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2010 г. № 911/10. [Электронный ресурс] URL:http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017).
4 Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. № 15956/08. [Электронный ресурс] URL:http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017).
5 Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017).
6 Постановление ФАС Московского округа от 02 апреля 2016 г. № А11 - 99/2015. [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017).
7 Постановление ФАС Поволжского округа от 26 марта 2014 г. № А12- 6733/2013. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. sudact. ru (дата обращения 04.04.2017).
8 Постановление ФАС Московского округа от 16 января 2014 г. № Ф05 -
16656/2013. [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
9 Постановление ФАС Московского округа от 06 сентября 2013 г. № А40- 99779/12-72-782 [Электронный ресурс] URL: http: //www. sudact. ru (дата обращения 04.04.2017).
10 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09 декабря 2011 г. №
А46-13717/2010 [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
11 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05 апреля 2010 г. № А56-
15062/2009 [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
12 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 октября 2009 г. №
А70-8573/2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
13 Постановление ФАС Уральского округа от 13 января 2009 г. № Ф09-
10137/08-С1 [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
14 Постановление ФАС Поволжского округа от 24 июня 2008 г. № А65-
30938/2007 [Электронный ресурс]: URL:http://www.sudact.ru (дата
обращения 04.04.2017).
15 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03 апреля 2008 г. № А33-4761/07-Ф02-1277/07 [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru (дата обращения 04.04.2017)...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ