🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Работа №201587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и критерии субъектов малого и среднего
предпринимательства: опыт России и зарубежных стран 8
1.2 Правовое регулирование государственной поддержки и защиты прав
субъектов малого и среднего предпринимательства 19
II ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Принципы защиты прав субъектов малого и среднего
предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля 33
2.2 Особенности проведения проверок в отношении субъектов малого и
среднего предпринимательства 43
III ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Способы и основания защиты прав субъектов малого и среднего
предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля 66
3.2 Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
контролирующих органов, как способ защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90

В настоящее время развитие экономики в России направлено на формирование устойчивого среднего класса. К числу таких способов относится государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Но есть множество факторов, затрудняющих их развитие, одним из которых является огромное количество проводимых государственными и муниципальными органами проверок, при осуществлении которых часто происходят нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятый 26 декабря 2008 года Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» укрепил гарантии предпринимателей о защите своих прав при осуществлении государственного контроля. Его нормы направлены на снижение необоснованного вмешательства со стороны государства в предпринимательскую деятельность.
Однако, в законодательстве имеются пробелы и противоречия в вопросе защиты прав малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля, что требует более глубокого изучения и совершенствования законодательной базы.
Указанные обстоятельства позволили сделать вывод о возрастающей актуальности вопросов совершенствования правового регулирования в области защиты прав малого и среднего бизнеса, а также в проблемах возмещения вреда малому и среднему предпринимательству в результате действий государственных органов и должностных лиц, повлекших нарушения при проведении проверок.
Данный вопрос рассматривается многими выдающимися учеными, такими как: Т.Е. Абова, М.М. Агарков, С.С. Алексеев, К. Анненков, Ю.Г. Басин, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, Е.В. Васьковский, В.М. Ведяхин, Н.В. Витрук, В.В. Витрянский, В.П. Волжанин, Р.Х. Габитов, Ю.С. Гамбаров, Д.М. Генкин, В.П. Грибанов, Б.Д. Завидов, С.А. Зинченко, Н.Д. Егоров, С.А. Иванова, О.С. Иоффе, С.Н. Кожевников, O.A. Красавчиков, В.А. Лапач, О.Э. Лейст, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, Н.И. Матузов, Д.И. Мейер, С.А. Муромцев, И.А. Покровский, К.П. Победоносцев, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, В.И. Синайский, Е.А. Суханов, В.А. Тархов, Ю.К. Толстой, P.O. Халфина, В.А. Хохлов, Б.Б. Черепахин, А.Ф. Черданцев, Д.М. Чечот, Г.Ф. Шершеневич и др.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие между субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Предметом исследования являются нормы международного и российского законодательства, посвященные регулированию правоотношений между субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, правоприменительная практика и доктринальная база по теме исследования.
Целью проведенного в выпускной квалификационной работе исследования является поиск оптимальных путей повышения эффективности правового регулирования отношений, возникающих между субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть законодательство в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства;
- определить правовой статус субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- разобрать систему принципов защиты прав малого и среднего предпринимательства;
- выявить недостатки правовой базы защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства и способы их разрешения;
- определить способы возмещения имущественного вреда при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально-логический,
сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов Л.В. Андреевой, А.Г. Бобковой, М.В. Васильева, И.В. Ершовой, Е.И. Добролюбовой, В.В Кваниной, А.П. Сергеева В.Н. Южакова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в сфере малого и среднего предпринимательства появляются факторы, оказывающие отрицательное воздействие на его текущее состояние и развитие, в первую очередь - наличие чрезмерно усложненной контрольно-разрешительной системы. Органы государственной власти вмешиваются в сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов малых предприятий.
Важнейшим условием развития малого и среднего предпринимательства является нормализация отношений между государственной властью и субъектами малого предпринимательства, одной из составляющих которой является оптимизация государственного контроля (надзора) за субъектами малого и среднего предпринимательства. Соответственно, существует и насущная необходимость усиления гарантий защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства .
В Законе 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», содержится ряд норм, закрепляющих такие способы правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора), как: обжалование действий (бездействия) органа
государственного контроля (надзора) либо его должностных лиц; признание недействительными нормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора), нарушающих права и (или) законные интересы юридических - лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующих законодательству Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении государственного контроля (надзора). Такое усеченное закрепление способов защиты в законе не означает невозможность применения в качестве способов гражданско-правовой защиты субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) иных способов защиты прав, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ.
Основанием применения мер правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) является нарушение со стороны государственных органов и должностных лиц не только норм гражданского законодательства Российской Федерации, но и публично-правовых норм, регулирующих порядок проведения мероприятий по контролю (сроки, периодичность, процедуру проверок и т.д.).
Меры правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора), с одной стороны, в большинстве случаев тесно связаны с правонарушениями, противоправным поведением со стороны проверяющих органов. С другой стороны, некоторые меры правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) выходят за пределы правонарушения, противоправного деяния, имеют самостоятельное содержание и носят не восстановительный, а предупреждающий, правообеспечительный характер. Необходимость выделения мер правовой защиты в узком смысле существует потому, что нельзя защитить свои права субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) в целом только мерами ответственности, поскольку последняя носит, прежде всего, штрафной характер.
Невозможно применять самозащиту и меры оперативного воздействия по отношению к государственному органу и его должностным лицам, осуществляющим проверку субъектов малого предпринимательства. Таким образом, к мерам правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) в узком смысле можно отнести только государственно-принудительные публичные меры: признание недействительными нормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора), нарушающих права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующих законодательству Российской Федерации; обжалование действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) либо его должностных лиц.
Основанием применения мер правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) является только факт нарушения их права, как ограничивающее само понятие защиты. Поэтому можно обозначить необходимость разработки такого основания применения мер правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, которое бы охватывало собой как нарушение субъективного права субъектов МСП так и иные формы воздействия на него.
Таким основанием целесообразно считать посягательство на субъективное право субъекта МСП. При этом под посягательством понимается непредусмотренное законом отрицание субъективного права и проявляющееся в формах непризнания права, оспаривания права, нарушения права со стороны государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Основанием применения мер правовой защиты прав субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) может выступать не только посягательство на субъективные гражданские права субъекта МСП, закрепленные в Законе 294-ФЗ, но и в других нормативных правовых актах, например, в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии
неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Подводя итоги, необходимо сказать о том, что защита прав и интересов малых и средних предпринимателей - одна из самых важных, приоритетных задач государства.
Всякая предпринимательская деятельность связана с определенным риском. Риск предпринимателя - это не только возможность наступления неблагоприятных последствий вследствие стихийных бедствий, случайного стечения обстоятельств, изменения общей экономической и политической ситуации, это и возможность ущемления прав предпринимателей со стороны третьих лиц, органов власти и управления и, наконец, со стороны самого государства. Необходимые субъектам МСП средства защиты от возможных нарушений со стороны государства и его органов может предоставить только само государство путем установления соответствующих законодательных положений.
Деятельность субъектов МСП может успешно развертываться «вглубь» и «вширь» только при наличии твердых правовых гарантий со стороны государства. Вот почему в условиях рыночной экономики важнейшей задачей государства наряду с содействием предпринимательству, является правовая защита субъектов МСП в любых его формах. За исключением, разумеется, неправомерной деятельности. С одной стороны, государство обеспечивает свободу и инициативность предпринимательской деятельности, а с другой оно не выступает гарантом и защитником субъектов МСП.
Эти функции государства относительно субъектов МСП жизненно необходимы для самого государства, поскольку доходы от деятельности субъектов МСП являются основным источником налоговых поступлений в государственную казну.
Совокупность правовых способов защиты прав и интересов субъектов МСП является неотъемлемой составной частью правового режима предпринимательства, который устанавливается Конституцией.
Правовой режим субъектов МСП необходимо ориентировать на решение следующих основных задач в целях обеспечения защиты прав и интересов:
1) установление общего запрета чинить препятствия предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;
2) введение мер ответственности для тех правонарушителей, которые посягают на интересы субъектов МСП;
3) обеспечение восстановления имущественного положения субъектов МСП, права которых нарушены;
4) достижение оперативности в принятии мер по защите прав и интересов субъектов МСП.
Важно также добиться того, чтобы эти положения не были декларированными, т.е. провозглашенными не только на бумаге, а действующими и в действительности.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
2 Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 51. - Ст. 6129.
4 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ.
- 2002. - № 30. - Ст. 3012.
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002 г. - № 1 - Ст. 1.
6 Налоговый кодекс РФ (Ч. I) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
7 Гражданский кодекс РФ (Ч. I) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994.
- № 32. - Ст. 3301.
8 Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V
«Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854#pos=2;-259 (дата
обращения 12.01.2017).
9 Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 № 436-IV [Электронный
ресурс]. URL: http://pravo-ukraine.org.ua/zakonodatelstvo-ukrainy/kodeksy-
ukrainy/khozyajstvennyj-kodeks-ukrainy (дата обращения 9.01.2017).
10 Федеральный Закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2305. 
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 48. - Ст. 6720.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402—ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. - 2011 г. - № 19 - Ст. 2716.
Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2036...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ