🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Стратегическое планирование социально-экономического развития органов местного самоуправления на примере г. Нижневартовска

Работа №201586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Стратегическое планирование социально-экономического развития
муниципального образования как система 9
1.2 Принципы и этапы стратегического планирования 19
1.3 Характеристика основных элементов стратегических планов 23
2 ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА 29
2.1 Организационные аспекты деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска 29
2.2 Анализ социально-экономического развития города Нижневартовска на современном этапе 34
2.3 Инструменты стратегического планирования социальноэкономического развития территории города 47
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИ
РОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА 54
3.1 Проблемы, связанные с организацией, содержанием и реализацией стратегического планирования, и рекомендации по их устранению... .54
3.2 Разработка инвестиционного проекта по реконструкции здания под
детский технопарк «Кванториум» 69
3.3 Анализ рисков проекта 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 99


Актуальность темы дипломного проекта обусловлена необходимостью формирования и реализации стратегии развития, как инструмента долгосрочного и равномерного развития муниципального образования, направленного на повышение качества жизни населения.
Наличие стратегии позволяет сделать механизм управления городом более прозрачным, дает возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на определенный период времени, вселяет уверенность горожан в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города. Стратегический план, содержащий принципы городского развития, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.
Объектом исследования является стратегия развития муниципального образования.
Предметом исследования являются особенности формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере г.Нижневартовска.
Целью дипломного проекта является анализ социально-экономического развития и разработка предложений, направленных на совершенствование процесса формирования стратегии и механизма ее реализации в муниципальном образовании.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
- проанализировать стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования г.Нижневартовска;
- разработать проект стратегического планирования муниципального образования г.Нижневартовска.
Структура дипломного проекта обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
К активному изучению проблем стратегического развития территорий экономисты приступили лишь с 20-х годов ХХ века.
Проблемам стратегического развития территорий и предприятий были посвящены работы А.А. Адамеску, А.Г. Аганбегяна, Е.Г. Анимицы, С.Д. Амирова, О.И. Боткина, В.С. Бочко, М.С. Велихова, Н.Ю. Власовой, А.Г. Гранберга, Ю.Н. Гладких, А.А. Куклина, О.С. Пчелинцева, О.А. Романовой, Н.М. Сурниной, В.А. Сухих, Л.В. Смирнягина, А.И. Татаркина, А.И. Чистобаева, М.Д. Ша- рыгина, А.Г. Шеломенцева.
Обобщение опыта исследований городов в разрезе рассматриваемой проблемы показало, что вопросы разработки, принятия и реализации стратегии социально-экономического развития крупного города в условиях неопределенности внешней по отношению к городу среды, переходной экономики, становления принципов местного самоуправления пока не получили исчерпывающей научной интерпретации.
Эмпирической базой исследования являются данные из периодических источников и сети Интернет, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов, акты муниципальных образований в области стратегического планирования, в частности, акты органов местного самоуправления муниципального образования города Нижневартовск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Муниципальное образование - это сложная система, существующая в условиях нестабильности внешней среды. К настоящему времени в России сложился определенный опыт стратегического управления городами. Объектом стратегического планирования на городском уровне помимо муниципального хозяйства, может выступать группа объектов, включающая инфраструктуру, население, экологию, совокупность организаций. Субъектами-заказчиками стратегического управления чаще выступают органы местного самоуправления ввиду не сформировавшегося гражданского общества и отсутствия инициативы со стороны общественности. В муниципальных структурах могут применять разные алгоритмы стратегического планирования. Общая методология стратегического планирования в городах предполагает проведение предпланового анализа, SWOT- анализа, определение миссии и целей, формулировку показателей и способов достижения целей, разработку конкретных(ой) программ(ы) для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.
Институциональные и методические основы стратегического планирования на муниципальном уровне пока не сформированы. Необходимо определение применяемого фактически метода стратегического планирования как государственного метода планирования, формирование методических рекомендаций относительно порядка применения метода стратегического планирования в органах местного самоуправления и определение основ их взаимодействия с разными уровнями власти в процессе стратегического планирования.
На качестве документов стратегического планирования также отрицательно сказывается сокращение полномочий органов местного самоуправления. Невозможно развивать территорию как единое целое, так как существует зависимость от властей других уровней (региональных, федеральных). Необходимо установить процедуры и процессы взаимодействия стратегического, территориального и бюджетного планирования, совершенствовать регламент и процедуры взаимодействия органов управления на местном и региональном уровнях в процессе стратегического планирования, установить критерии для согласования документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней управления.
Опыт разработки Стратегического плана г. Нижневартовска можно оценить как удачный и достойный изучения. Он позволяет проанализировать методологию и тактику выработки стратегического плана, оценить организационные мероприятия, степень вовлечения в этот процесс различных городских социальных групп. Он так же предоставляет возможность рассмотреть ряд базовых теоретических проблем и технологических процедур, имеющих значение не только как локальный опыт окружного города, но и для всех других крупнейших городов.
Однако в результате анализа процедур разработки и реализации стратегического плана выявлен ряд недостатков. Большая часть из них характерна для большинства городов и во многом не зависит от воли субъектов стратегического планирования, как например, проблемы статистической информации, дефицит нормативного обеспечения стратегических планов, отсутствие единой методики стратегического планирования, учитывающей опыт муниципалитетов, недофинансирование, несоответствие полномочий.
Среди специфических проблем следует отметить несоответствие некоторых показателей реализации плана целям стратегического развития (например, материально-ориентированные показатели направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала»). Для решения данной проблемы рекомендуется включить показатели, которые ориентирует на восприятие человека не как на потребляющее существо (человек - средство), а как на человека - цель, самоценность, на качественное изменение человеческого потенциала. Проблему несоответствия объема показателей глобальности проектируемых направлений развития можно разрешить расширением перечня показателей, в частности, предложены дополнительные показатели, измеряющие уровень и качество жизни, критерии оценки инвестиционного потенциала, показатели для оценки инвестиционного риска. Другая выявленная проблема - слабая информированность граждан о промежуточных результатах стратегического управления, действиях городских властей в плане реализации стратегического плана, низкая степень вовлеченности гражданского общества в процессы стратегического планирования и управления.
Для решения этой проблемы местным властям необходимо на регулярной основе формировать, публиковать и размещать в сети интернет отчеты о реализации стратегического плана, усилить действия PR служб местных властей в освещении в СМИ мероприятий, связанных с реализацией стратегических программ и проектов, а также их актуализацией, стимулировать формирование гражданского общества путем активного, не формального взаимодействия с общественными организациями. Далее, необходимо решить проблему систематического мониторинга реализации стратегического плана. Администрация города Нижневартовска уже предпринимает действия в этом направлении. Остается надеяться, что начавшийся еще в 2015 году процесс по внедрению специализированной автоматический системы, которая сможет аккумулировать значения показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономического развития города, будет доведен до конца в ближайшее время.
Разрешение проблемы декларативности, снижение ее доли в стратегическом плане Нижневартовска видится нам в адекватной оценке позиции города относительно его соседей, партнеров и конкурентов (повышение качества предпланового анализа за счет расширения инструментария оценки, улучшения качества прогноза социально-экономической ситуации), соблюдении в стратегии баланса стабильности и изменчивости (предусмотреть возможность актуализации стратегического плана каждые 4-5 лет), четкое имиджевое формулирование миссии, которая будет способствовать интеграции и самоидентификации городского населения, привлечет в город дополнительные человеческие, инвестиционные ресурсы.



1 Андреев, А.В. Региональная экономика / А.В. Андреев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 464 с.
2 Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: учебник / А.В. Андрейчиков. - М.: вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 с.
3 Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: ИНФРА-М, 2013. -285 с.
4 Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. -365 с.
5 Белкина, Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации / Т.Д. Белкина. - М., 2015. - 28-32 с.
6 Ветлугин, С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики / С.Ю. Ветлугин. - М., 2016 - № 4 - 58-61 с.
7 Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова.- М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М., 2013. - 256 с.
8 Гранберг, А.Г. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: учебное пособие/ А.Г. Гранберг. - М., 2012. - 337 с.
9 Груздев, А.В. Стратегия развития региона: цели, преимущества,
технология разработки / А.В. Груздев. - М., 2015. -115-120 с.
10 Денисов, В.Г. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона необходима / В.Г. Денисов. - М., 2014. - 30-33 с.
11 Динисламов, И. Подходы к определению миссии и главной цели развития в стратегических планах городов. URL: http://www.citystrategy.leontief.ru (дата обращения: 12.03.2016).
12 Костин, В.А., Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин. - СПб., 2011. - 287 с.
13 Кузнецов, Н.Г. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика (для бакалавров): учебное пособие / Н.Г. Кузнецов. - М.: Кно- Рус, 2013. - 176 с.
14 Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / под ред. В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2013. - 272 с.
15 Лапыгин, Д.Ю. Разработка плана стратегического развития региона /
- Д.Ю. Лапыгин. - М., 2014 - №2. - 85-100 с...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ