Государственное регулирование строительного комплекса региона
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Строительный комплекс: состав и функции 9
1.2 Инструменты государственного регулирования развития
строительногокомплекса 13
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
2.1 Динамика и эффективность функционирования строительного комплекса региона 22
2.2 Анализ практики государственного регулирования строительного
комплекса региона страны 47
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СТРОЙКОМПЛЕКСА РЕГИОНА
3.1. Основные направления по совершенствованию регулирования строительного комплекса региона 50
3.2 Х-мера, как инструмент совершенствования регулирования
строительного комплекса региона 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Строительный комплекс: состав и функции 9
1.2 Инструменты государственного регулирования развития
строительногокомплекса 13
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
2.1 Динамика и эффективность функционирования строительного комплекса региона 22
2.2 Анализ практики государственного регулирования строительного
комплекса региона страны 47
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СТРОЙКОМПЛЕКСА РЕГИОНА
3.1. Основные направления по совершенствованию регулирования строительного комплекса региона 50
3.2 Х-мера, как инструмент совершенствования регулирования
строительного комплекса региона 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Строительство было и остается одним из важнейших видов деятельности экономики, уровень развития которого влияет на темпы и качество экономического роста региона. Строительный комплекс обеспечивает создание новых объектов, производственных мощностей, реконструкцию существующих зданий, жилых и нежилых помещений всех видов собственности: государственной, федеральной, региональной, муниципальной, частной.
Следует заметить, что и решение такой стратегической задачи, как развитие человеческого потенциала, невозможно без повышения уровня качества жизни населения, которое, прежде всего, невозможно без увеличения объемов жилищного строительства .
Реализация комплекса стратегических мер по пространственному и территориальному развитию территории городов и иных населенных пунктов также напрямую зависит от роста объемов строительно-монтажных работ и увеличения инвестиций в строительный комплекс региона.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью проведения эффективной политики по реформированию строительного сектора экономики России, направленной на реструктуризацию рыночных отношений в строительной отрасли между субъектами рынка. Так как на данном этапе наблюдается острая нехватка инвестиций, которые должны быть израсходованы на обновление основных фондов необходим строгий контроль качества, как входящей, так и исходящей продукции производства субъектов строительной индустрии.
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Именно поэтому в первую очередь преобразования необходимы на местном, региональном уровнях. Чтобы понять, как живут люди, достаточно посмотреть - где, в каких условиях они живут. Поэтому в решении задач социального развития региона одну из ключевых ролей играет строительный комплекс.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.
Все вышесказанное обусловливает актуальность исследуемой темы.
Объектом дипломной работы является государственное регулирование строительного комплекса региона.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования строительного комплекса региона.
Исходя из цели, задачами работы выступили следующие:
-исследовать сущность строительного комплекса, его состав и функции;
- проанализировать инструменты государственного регулирования развития строительного комплекса;
- проанализировать динамику и эффективность функционирования строительного комплекса региона;
- рассмотреть практику государственного регулирования строительного комплекса региона страны;
- выделить и проанализировать основные направления по совершенствованию регулирования строительного комплекса региона;
- выделить Х-меры как инструмент совершенствования регулирования строительного комплекса региона.
Структура работы определена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Следует заметить, что и решение такой стратегической задачи, как развитие человеческого потенциала, невозможно без повышения уровня качества жизни населения, которое, прежде всего, невозможно без увеличения объемов жилищного строительства .
Реализация комплекса стратегических мер по пространственному и территориальному развитию территории городов и иных населенных пунктов также напрямую зависит от роста объемов строительно-монтажных работ и увеличения инвестиций в строительный комплекс региона.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью проведения эффективной политики по реформированию строительного сектора экономики России, направленной на реструктуризацию рыночных отношений в строительной отрасли между субъектами рынка. Так как на данном этапе наблюдается острая нехватка инвестиций, которые должны быть израсходованы на обновление основных фондов необходим строгий контроль качества, как входящей, так и исходящей продукции производства субъектов строительной индустрии.
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Именно поэтому в первую очередь преобразования необходимы на местном, региональном уровнях. Чтобы понять, как живут люди, достаточно посмотреть - где, в каких условиях они живут. Поэтому в решении задач социального развития региона одну из ключевых ролей играет строительный комплекс.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.
Все вышесказанное обусловливает актуальность исследуемой темы.
Объектом дипломной работы является государственное регулирование строительного комплекса региона.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования строительного комплекса региона.
Исходя из цели, задачами работы выступили следующие:
-исследовать сущность строительного комплекса, его состав и функции;
- проанализировать инструменты государственного регулирования развития строительного комплекса;
- проанализировать динамику и эффективность функционирования строительного комплекса региона;
- рассмотреть практику государственного регулирования строительного комплекса региона страны;
- выделить и проанализировать основные направления по совершенствованию регулирования строительного комплекса региона;
- выделить Х-меры как инструмент совершенствования регулирования строительного комплекса региона.
Структура работы определена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Строительство было и остается одним из важнейших видов деятельности экономики, уровень развития которого влияет на темпы и качество экономического роста региона. Строительный комплекс обеспечивает создание новых объектов, производственных мощностей, реконструкцию существующих зданий, жилых и нежилых помещений всех видов собственности: государственной, федеральной, региональной, муниципальной, частной.
Следует заметить, что и решение такой стратегической задачи, как развитие человеческого потенциала, невозможно без повышения уровня качества жизни населения, которое, прежде всего, невозможно без увеличения объемов жилищного строительства.
Строительный комплекс, как межотраслевой, представляет собой группу взаимосвязанных отраслей, выполняющих общие задачи для получения нужной обществу конечной продукции необходимой населению, который занимает особое место в экономике страны, являясь одним из ведущих звеньев и важной составной частью строительства. Он играет существенную роль в укреплении материально-технической базы страны, в ускорении её социально¬экономического развития.
Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций.
На современном этапе строительный комплекс России представляет собой развитую систему строительных производств, дифференцированных по отраслям, подотраслям и отдельным предприятиям.
Структура строительного комплекса представляет собой совокупность отдельных элементов, взаимосвязанных между собой, функционирование которых приводит к получению конечного результата - строительных объектов.
Прямое государственное регулирование строительной деятельности в РФ целесообразно осуществлять только в части бюджетного финансирования, а косвенное государственное регулирование сосредоточить по трем основным направлениям: разработка новых механизмов экономического воздействия на деятельность предприятий строительного комплекса; структурная перестройка путем дальнейшего реформирования предприятий строительного комплекса. усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Необходимость государственного регулирования строительной деятельности в РФ обусловлена следующими причинами: потребностью в координации деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в регулировании и контроле их деятельности.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ - это систематизированная управленческая деятельность уполномоченных
государственных органов, занимающихся упорядочиванием экономических отношений в строительстве и защищающих все интересы участников договорных отношений.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ. Прежде всего, это:
- нормативно-правовое регулирование;
- градостроительное регулирование;
- техническое регулирование;
- государственный строительный контроль и надзор.
Совершенствование государственного регулирования строительной деятельности должно включать следующие мероприятия:
1. Совершенствование правовых основ государственного регулирования строительной деятельности построено на основе исследования теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования градостроительной деятельности.
2. Развитие системы электронного предпринимательства в градостроительстве.
3. Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций.
4. Ведение новых организационно-экономических и методических принципов государственного управления инвестиционно-строительной деятельностью.
5. Рациональное использование бюджетных средств на цели инвестирования строительной отрасли.
6. Разработка региональных инвестиционно-строительных проектов с учетом государственного участия в управлении инвестиционно-строительной деятельностью.
7. Выделение этапов планирования разработки и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта.
8. Развитие системы стратегического управления
инвестиционно-строительной деятельностью.
Анализируя динамику развития строительного комплекса Челябинской области было выявлено следующее.
Несмотря на рост общего объема строительных работ, в 2016 г. сократился объем работ по следующим видам строительной деятельности: подготовка строительного участка, разборка и снос зданий, расчистка строительных участков производство земляных работ, устройство покрытий зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство электромонтажных работ, производство изоляционных работ, монтаж прочего инженерного оборудования, аренда строительных машин и оборудования.
В то же время, произошел рост списочной численности работников строительных организаций по сравнению с 2016 г. на 12,4%.
В настоящее время, на строительном комплексе Челябинской области уже чувствуется действие экономического кризиса.
Предприятиями и организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования, включая индивидуальное строительство, за 2014 год введено в действие жилых домов общей площадью 647, 9 тыс. квадратных метров, что на 2, 3 % больше, чем за 2013 год. За январь-апрель 2015 года введено в действие 764173 квадратных метра. Населением построено и введено 3559 жилых домов, общей площадью 454, 1 тыс. квадратных метров. Удельный вес индивидуального жилищного строительства составил 71, 6 %. За январь-апрель 2015 года населением построено 184156 квадратных метра. Стабильно лидируют в данном направлении города Челябинск (130, 3%), Магнитогорск (113, 6 %), Копейск (108, 4 %).
Челябинская область по объемам введенного жилья занимает в Российской Федерации 15 место, в Уральском федеральном округе - 3 место. На одного жителя приходится 0, 23 квадратных метра общей площади, построенного жилья, по этому показателю край на 5 месте в Уральском федеральном округе и на 27 месте в Российской Федерации. В 2017 году планируется ввести 712 тыс. квадратных метров жилья.
Говоря о финансово - экономическом состоянии отрасли, можно сказать что наблюдается положительная динамика дел. По оценке итогов работы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Челябинской области за 2015 год предоставлено услуг для населения и прочих потребителей в сумме 8985, 2 млн. рублей. Расходы предприятий отрасли, связанные с
производством жилищно-коммунальных услуг за 2016 год составили 9058, 8 млн. рублей. Убытки, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий, составили 73, 6 млн. рублей.
ВЧелябинской области деятельность по государственному регулированию строительного комплекса осуществляет Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее по тексту - Министерство), Деятельность Министерства определена Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 г. №279.
В рамках проведенного исследования можно предложить следующие меры по совершенствованию регулирования строительного комплекс Челябинской области:
- снижениестепени строительной готовности жилых домов с 70 % до 50 %, в которых разрешено приобретать квартиры с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах;
- отмена платы застройщиков за присоединение к инженерным сетям построенных объектов жилья и соцкультбыта;
- возможностьиспользования «материнского капитала» не только на досрочное погашение кредита, но и на снижение размера аннуитентных платежей в случае потери заёмщиком работы;
- разрешить оставлять занимаемое жилое помещение за гражданами, получившими ГЖС, при этом уменьшая размер предоставляемой ему социальной выплаты из расчета имеющегося жилья. Условие обязательной сдачи занимаемых помещений при получении ГЖС является неприемлемым для жителей крупных городов, потому что размер социальной выплаты по ГЖС ниже рыночной стоимости имеющегося у них жилья;
К сожалению, избежать влияния кризиса невозможно, но его можно и нужно контролировать.
Строительный комплекс области обладает достаточным потенциалом, чтобы достойно преодолеть трудный период и четкие, скоординированные действия всех уровней власти, бизнеса, учитывающие интересы всех участников рынка, являются залогом благополучного преодоления негативных тенденций.
Следует заметить, что и решение такой стратегической задачи, как развитие человеческого потенциала, невозможно без повышения уровня качества жизни населения, которое, прежде всего, невозможно без увеличения объемов жилищного строительства.
Строительный комплекс, как межотраслевой, представляет собой группу взаимосвязанных отраслей, выполняющих общие задачи для получения нужной обществу конечной продукции необходимой населению, который занимает особое место в экономике страны, являясь одним из ведущих звеньев и важной составной частью строительства. Он играет существенную роль в укреплении материально-технической базы страны, в ускорении её социально¬экономического развития.
Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций.
На современном этапе строительный комплекс России представляет собой развитую систему строительных производств, дифференцированных по отраслям, подотраслям и отдельным предприятиям.
Структура строительного комплекса представляет собой совокупность отдельных элементов, взаимосвязанных между собой, функционирование которых приводит к получению конечного результата - строительных объектов.
Прямое государственное регулирование строительной деятельности в РФ целесообразно осуществлять только в части бюджетного финансирования, а косвенное государственное регулирование сосредоточить по трем основным направлениям: разработка новых механизмов экономического воздействия на деятельность предприятий строительного комплекса; структурная перестройка путем дальнейшего реформирования предприятий строительного комплекса. усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Необходимость государственного регулирования строительной деятельности в РФ обусловлена следующими причинами: потребностью в координации деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в регулировании и контроле их деятельности.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ - это систематизированная управленческая деятельность уполномоченных
государственных органов, занимающихся упорядочиванием экономических отношений в строительстве и защищающих все интересы участников договорных отношений.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ. Прежде всего, это:
- нормативно-правовое регулирование;
- градостроительное регулирование;
- техническое регулирование;
- государственный строительный контроль и надзор.
Совершенствование государственного регулирования строительной деятельности должно включать следующие мероприятия:
1. Совершенствование правовых основ государственного регулирования строительной деятельности построено на основе исследования теоретических и практических проблем гражданско-правового регулирования градостроительной деятельности.
2. Развитие системы электронного предпринимательства в градостроительстве.
3. Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций.
4. Ведение новых организационно-экономических и методических принципов государственного управления инвестиционно-строительной деятельностью.
5. Рациональное использование бюджетных средств на цели инвестирования строительной отрасли.
6. Разработка региональных инвестиционно-строительных проектов с учетом государственного участия в управлении инвестиционно-строительной деятельностью.
7. Выделение этапов планирования разработки и реализации регионального инвестиционно-строительного проекта.
8. Развитие системы стратегического управления
инвестиционно-строительной деятельностью.
Анализируя динамику развития строительного комплекса Челябинской области было выявлено следующее.
Несмотря на рост общего объема строительных работ, в 2016 г. сократился объем работ по следующим видам строительной деятельности: подготовка строительного участка, разборка и снос зданий, расчистка строительных участков производство земляных работ, устройство покрытий зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство электромонтажных работ, производство изоляционных работ, монтаж прочего инженерного оборудования, аренда строительных машин и оборудования.
В то же время, произошел рост списочной численности работников строительных организаций по сравнению с 2016 г. на 12,4%.
В настоящее время, на строительном комплексе Челябинской области уже чувствуется действие экономического кризиса.
Предприятиями и организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования, включая индивидуальное строительство, за 2014 год введено в действие жилых домов общей площадью 647, 9 тыс. квадратных метров, что на 2, 3 % больше, чем за 2013 год. За январь-апрель 2015 года введено в действие 764173 квадратных метра. Населением построено и введено 3559 жилых домов, общей площадью 454, 1 тыс. квадратных метров. Удельный вес индивидуального жилищного строительства составил 71, 6 %. За январь-апрель 2015 года населением построено 184156 квадратных метра. Стабильно лидируют в данном направлении города Челябинск (130, 3%), Магнитогорск (113, 6 %), Копейск (108, 4 %).
Челябинская область по объемам введенного жилья занимает в Российской Федерации 15 место, в Уральском федеральном округе - 3 место. На одного жителя приходится 0, 23 квадратных метра общей площади, построенного жилья, по этому показателю край на 5 месте в Уральском федеральном округе и на 27 месте в Российской Федерации. В 2017 году планируется ввести 712 тыс. квадратных метров жилья.
Говоря о финансово - экономическом состоянии отрасли, можно сказать что наблюдается положительная динамика дел. По оценке итогов работы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Челябинской области за 2015 год предоставлено услуг для населения и прочих потребителей в сумме 8985, 2 млн. рублей. Расходы предприятий отрасли, связанные с
производством жилищно-коммунальных услуг за 2016 год составили 9058, 8 млн. рублей. Убытки, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий, составили 73, 6 млн. рублей.
ВЧелябинской области деятельность по государственному регулированию строительного комплекса осуществляет Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее по тексту - Министерство), Деятельность Министерства определена Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 г. №279.
В рамках проведенного исследования можно предложить следующие меры по совершенствованию регулирования строительного комплекс Челябинской области:
- снижениестепени строительной готовности жилых домов с 70 % до 50 %, в которых разрешено приобретать квартиры с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах;
- отмена платы застройщиков за присоединение к инженерным сетям построенных объектов жилья и соцкультбыта;
- возможностьиспользования «материнского капитала» не только на досрочное погашение кредита, но и на снижение размера аннуитентных платежей в случае потери заёмщиком работы;
- разрешить оставлять занимаемое жилое помещение за гражданами, получившими ГЖС, при этом уменьшая размер предоставляемой ему социальной выплаты из расчета имеющегося жилья. Условие обязательной сдачи занимаемых помещений при получении ГЖС является неприемлемым для жителей крупных городов, потому что размер социальной выплаты по ГЖС ниже рыночной стоимости имеющегося у них жилья;
К сожалению, избежать влияния кризиса невозможно, но его можно и нужно контролировать.
Строительный комплекс области обладает достаточным потенциалом, чтобы достойно преодолеть трудный период и четкие, скоординированные действия всех уровней власти, бизнеса, учитывающие интересы всех участников рынка, являются залогом благополучного преодоления негативных тенденций.





