Развитие механизма государственно-частного партнерства: теоретические и прикладные аспекты
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1 ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса 11
1.2 Формы ГЧП, механизмы и регуляторы взаимодействия 24
1.3 Опыт ГЧП в зарубежных странах 32
2 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА
2.1 Области применения реализации ГЧП в Российской Федерации 39
2.2 Правовое регулирование проектов ГЧП 48
2.3 Барьеры, препятствующие развитию ГЧП в Российской Федерации 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГЧП В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Рекомендации по эффективной реализации проектов на основе ГЧП... 62
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1 ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса 11
1.2 Формы ГЧП, механизмы и регуляторы взаимодействия 24
1.3 Опыт ГЧП в зарубежных странах 32
2 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА
2.1 Области применения реализации ГЧП в Российской Федерации 39
2.2 Правовое регулирование проектов ГЧП 48
2.3 Барьеры, препятствующие развитию ГЧП в Российской Федерации 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГЧП В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Рекомендации по эффективной реализации проектов на основе ГЧП... 62
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
В настоящее время в условиях неустойчивой экономической ситуации в России и мире в целом набирает обороты тенденция к стимуляции отношений государства и частного сектора в направлениях по решению общих проблем и возможностей выхода из кризиса. Одновременно с этим меняются и функции государства, и задачи, которые связанны с разгосударствлением отдельных отраслей экономики страны, и продвижению и расширению влияния бизнеса на мировую экономику в условиях глобализации. Поэтому необходимым условием нормальной деятельности рыночной экономики является плодотворное взаимодействие бизнеса и государства.
Современное понимание партнерства государства и бизнеса -это институциональный и организационный союз между государством и частными инвесторами, банками, международными организациями и другими институтами в целях осуществления общественно значимых проектов. При этом наблюдается некая двойственность: государство не может быть свободным от выполнения своих социальных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес - всегда остается ресурсом приращения общественного благополучия. Партнерство развивается в отличие от традиционных отношений и создает свои основные модели финансирования, взаимоотношений собственности и методов их управления. Использование преимуществ этих форм собственности без сильных социальных перемен как раз и оказывается возможным благодаря разнообразных методов и форм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Актуальность темы исследования вызвана усиливающимся интересом к государственно-частному партнерству в органах гос. власти и деловых структурах в Российской Федерации и ведущих стран мира. На сегодняшний день становится все более очевидным факт - обеспечение больших и стабильных темпов развития страны, достижение стратегически важных целей власти невозможно без взаимозаинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти и представителей частного бизнеса. Стратегии, программы, нацеленные конкретно на использование средств из бюджета, не позволяют органам власти осуществлять масштабные проекты, которые лежат в основе сильной конкурентоспособности страны. Признанная во всем мире альтернатива этому способу финансирования - ГЧП .
Государство и бизнес поручают на государственно-частное партнерство огромные надежды, расценивая его в качестве главного инструмента повышения национальной и региональной конкурентоспособности. Введение механизмов ГЧП в российскую практику идет крайне нестабильно и медленно. Существует нерешенность ряда методологических вопросов трансформации к партнерским отношениям государства и бизнеса, отсутствие необходимого опыта партнерства, несовершенность законодательной и нормативно-правовой базы на всех уровнях, а также ситуация дизстабилизации ограничивают внедрение государственно¬частного партнерства в нашей стране. Все эти обстоятельства, условия, факторы делают актуальной тему настоящего исследования.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом исследования в работе являются теоретические и прикладные аспекты ГЧП.
Целью исследования является разработка рекомендаций по реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты и подходы государственно-частного партнерства.
2. Проанализировать прикладные аспекты государственно-частного партнерства.
3. Разработать рекомендации по реализации проектов на основе ГЧП в Российской Федерации.
В методологическую основу исследования входит комплексный подход и диалектические принципы, позволившие выявить характеристики исследуемых процессов, формы и их проявления, выделить противоречия и определить тенденции и возможности развития. Исследование проводилось при помощи методов логического, сравнительного и статистического анализа.
Все вышеизложенное говорит о значимости исследования установления и развития институтов совместного партнерства, призванных исполнить существенную роль в развитии нынешних рыночных структур и отношений в нашей стране.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Современное понимание партнерства государства и бизнеса -это институциональный и организационный союз между государством и частными инвесторами, банками, международными организациями и другими институтами в целях осуществления общественно значимых проектов. При этом наблюдается некая двойственность: государство не может быть свободным от выполнения своих социальных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес - всегда остается ресурсом приращения общественного благополучия. Партнерство развивается в отличие от традиционных отношений и создает свои основные модели финансирования, взаимоотношений собственности и методов их управления. Использование преимуществ этих форм собственности без сильных социальных перемен как раз и оказывается возможным благодаря разнообразных методов и форм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Актуальность темы исследования вызвана усиливающимся интересом к государственно-частному партнерству в органах гос. власти и деловых структурах в Российской Федерации и ведущих стран мира. На сегодняшний день становится все более очевидным факт - обеспечение больших и стабильных темпов развития страны, достижение стратегически важных целей власти невозможно без взаимозаинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти и представителей частного бизнеса. Стратегии, программы, нацеленные конкретно на использование средств из бюджета, не позволяют органам власти осуществлять масштабные проекты, которые лежат в основе сильной конкурентоспособности страны. Признанная во всем мире альтернатива этому способу финансирования - ГЧП .
Государство и бизнес поручают на государственно-частное партнерство огромные надежды, расценивая его в качестве главного инструмента повышения национальной и региональной конкурентоспособности. Введение механизмов ГЧП в российскую практику идет крайне нестабильно и медленно. Существует нерешенность ряда методологических вопросов трансформации к партнерским отношениям государства и бизнеса, отсутствие необходимого опыта партнерства, несовершенность законодательной и нормативно-правовой базы на всех уровнях, а также ситуация дизстабилизации ограничивают внедрение государственно¬частного партнерства в нашей стране. Все эти обстоятельства, условия, факторы делают актуальной тему настоящего исследования.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом исследования в работе являются теоретические и прикладные аспекты ГЧП.
Целью исследования является разработка рекомендаций по реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты и подходы государственно-частного партнерства.
2. Проанализировать прикладные аспекты государственно-частного партнерства.
3. Разработать рекомендации по реализации проектов на основе ГЧП в Российской Федерации.
В методологическую основу исследования входит комплексный подход и диалектические принципы, позволившие выявить характеристики исследуемых процессов, формы и их проявления, выделить противоречия и определить тенденции и возможности развития. Исследование проводилось при помощи методов логического, сравнительного и статистического анализа.
Все вышеизложенное говорит о значимости исследования установления и развития институтов совместного партнерства, призванных исполнить существенную роль в развитии нынешних рыночных структур и отношений в нашей стране.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В ходе исследования теоретических и практических аспектов подходов применения и формирования механизма государственно-частного партнерства, проделанного в рамках этой работы, сформулируем вытекающие заключения и рекомендации.
Применение механизмов государственно-частного партнерства в интересах инфраструктурных проектов, в особенности имеющих отношение к субъектам непосредственных монополий, дает возможность гарантировать увеличение действенности функционирования подобных проектов, но присущность многих подобных предметов к общественно значимым отраслям национального хозяйства потребует фундаментального изучения надобности конкретного воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в их функционирование.
Государственно-частное партнерство дает возможность соединить совместные средства страны и бизнеса. Вкладом со стороны государства считаются объекты инфраструктуры, новые сегменты покупателей, экономические обязательства, а с стороны бизнеса - капиталовложения, умения управления, сокращения расходов, современные постановления и тому подобное. Внедрение ГЧП дает возможность государству разрешить значимые проблемы при синхронном уменьшении затрат. При этом высвобождаются средства правительственного аппарата с целью исследования и введения общегосударственной политики
Обеспечение подбора подходящей формы государственно-частного партнерства в любом единичном случае потребует использования персонального расклада в ходе реализации рассмотрения существующих данных и нужд проекта, а кроме того изучения возможности каждой из форм государственно-частного партнерства урегулировать затруднения, оказывающие большое влияние в реализацию этого инфраструктурного проекта.
Сущность ГЧП заключаются в том, что с одной стороны государство непосредственным образом заинтересовано в укреплении собственного бютжета и увеличении налоговых поступлений, с другой стороны - бизнес более чем заинтересован в формировании производственной и общественной инфраструктуры, формировании подходящих обстоятельств с целью собственного подъема, повышения доходности и извлечения устойчивости в собственном формировании. С учетом этого ГЧП возможно расценивать равно как особенную конфигурацию договоренности страны и бизнеса о «правилах игры» согласно принципу «бизнес выигрывает, в случае если выигрывает государство». То есть бизнесу в схемах ГЧП предполагаются привилегии и достоинства, а, таким образом, способности с целью увеличения его прибыли в взаимообмен в содействие в формировании предметов производственной и общественной инфраструктуры, пребывающих в общегосударственной имущества.
Основой механизма разрешения главного противоречия ГЧП в обществе предназначается теория распределения рисков, содержащаяся в этом, то что единичные разновидности рисков обязана взять в себе та сторона, которая более приспособлена с целью их объективной оценки, контролирования и управления. В частности, общественно-политические риски - государство, коммерческие - бизнес.
Опыт ГЧП, благополучно используемый в международный практике, следует приспособить с учетом отличительных черт российской экономики и применять равно как широкоуниверсальный механизм осуществлении социально значимых проектов в просторном диапазоне приоритетных течений общественно¬финансовой политики.
Для полного и успешного использования механизма ГЧП в рамках осуществлении инвестиционных планов в России необходимо ещё преодолеть несколько трудностей, более значимыми из которых считаются:
1. Отсутствие потребной нормативно-правовой базы с целью полного введения ГЧП, единого подхода к её развитию и общего стабилизирующего органа по осуществлении ГЧП.
2. Недостаток принципов фактического исполнения партнерства между государством и бизнесом.
3. Недостаток институционального подхода к формировании концепции подготовки сотрудников по реализации и улучшения механизма ГЧП.
4. Присутствие единых ограничивающих условий в формировании ГЧП
Указанные выводы и рекомендации по использованию и развитию механизма государственно-частного партнерства при строительстве объектов могут быть применены в практике деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, а также в процессе функционирования частных компаний.
Рекомендованы следующие мероприятия по совершенствованию системы стимулирования инвестиционной активности в сфере государственно-частного партнерства:
1. Создание четко регламентирующей все стороны проектов ГЧП нормативно-правовой базы.
2. Усиление мер по привлечению частного сектора.
3. Обучение государственных и муниципальных служащих концепции государственно-частного партнерства, подготовка кадров, создание органа, контролирующего исполнение обязательства сторон соглашения и т.д.
Таким образом, цель данной исследовательской работы достигнута.
Применение механизмов государственно-частного партнерства в интересах инфраструктурных проектов, в особенности имеющих отношение к субъектам непосредственных монополий, дает возможность гарантировать увеличение действенности функционирования подобных проектов, но присущность многих подобных предметов к общественно значимым отраслям национального хозяйства потребует фундаментального изучения надобности конкретного воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в их функционирование.
Государственно-частное партнерство дает возможность соединить совместные средства страны и бизнеса. Вкладом со стороны государства считаются объекты инфраструктуры, новые сегменты покупателей, экономические обязательства, а с стороны бизнеса - капиталовложения, умения управления, сокращения расходов, современные постановления и тому подобное. Внедрение ГЧП дает возможность государству разрешить значимые проблемы при синхронном уменьшении затрат. При этом высвобождаются средства правительственного аппарата с целью исследования и введения общегосударственной политики
Обеспечение подбора подходящей формы государственно-частного партнерства в любом единичном случае потребует использования персонального расклада в ходе реализации рассмотрения существующих данных и нужд проекта, а кроме того изучения возможности каждой из форм государственно-частного партнерства урегулировать затруднения, оказывающие большое влияние в реализацию этого инфраструктурного проекта.
Сущность ГЧП заключаются в том, что с одной стороны государство непосредственным образом заинтересовано в укреплении собственного бютжета и увеличении налоговых поступлений, с другой стороны - бизнес более чем заинтересован в формировании производственной и общественной инфраструктуры, формировании подходящих обстоятельств с целью собственного подъема, повышения доходности и извлечения устойчивости в собственном формировании. С учетом этого ГЧП возможно расценивать равно как особенную конфигурацию договоренности страны и бизнеса о «правилах игры» согласно принципу «бизнес выигрывает, в случае если выигрывает государство». То есть бизнесу в схемах ГЧП предполагаются привилегии и достоинства, а, таким образом, способности с целью увеличения его прибыли в взаимообмен в содействие в формировании предметов производственной и общественной инфраструктуры, пребывающих в общегосударственной имущества.
Основой механизма разрешения главного противоречия ГЧП в обществе предназначается теория распределения рисков, содержащаяся в этом, то что единичные разновидности рисков обязана взять в себе та сторона, которая более приспособлена с целью их объективной оценки, контролирования и управления. В частности, общественно-политические риски - государство, коммерческие - бизнес.
Опыт ГЧП, благополучно используемый в международный практике, следует приспособить с учетом отличительных черт российской экономики и применять равно как широкоуниверсальный механизм осуществлении социально значимых проектов в просторном диапазоне приоритетных течений общественно¬финансовой политики.
Для полного и успешного использования механизма ГЧП в рамках осуществлении инвестиционных планов в России необходимо ещё преодолеть несколько трудностей, более значимыми из которых считаются:
1. Отсутствие потребной нормативно-правовой базы с целью полного введения ГЧП, единого подхода к её развитию и общего стабилизирующего органа по осуществлении ГЧП.
2. Недостаток принципов фактического исполнения партнерства между государством и бизнесом.
3. Недостаток институционального подхода к формировании концепции подготовки сотрудников по реализации и улучшения механизма ГЧП.
4. Присутствие единых ограничивающих условий в формировании ГЧП
Указанные выводы и рекомендации по использованию и развитию механизма государственно-частного партнерства при строительстве объектов могут быть применены в практике деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, а также в процессе функционирования частных компаний.
Рекомендованы следующие мероприятия по совершенствованию системы стимулирования инвестиционной активности в сфере государственно-частного партнерства:
1. Создание четко регламентирующей все стороны проектов ГЧП нормативно-правовой базы.
2. Усиление мер по привлечению частного сектора.
3. Обучение государственных и муниципальных служащих концепции государственно-частного партнерства, подготовка кадров, создание органа, контролирующего исполнение обязательства сторон соглашения и т.д.
Таким образом, цель данной исследовательской работы достигнута.





