Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 11
1.1 Обзор литературы 23
2 МЕТОДИКА И ПРОЦЕДУРЫ УРОВНЕВОЙ СТРУКТУРИЗАЦИИ 25
3 РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПОРТАЛА 38
3.1. Структура веб-портала 38
3.2 Обзор литературы 47
3.2.1 Обзор литературы по обоснованию программного обеспечения 47
3.2.2 Обзор литературы по обоснованию аппаратного обеспечения 48
3.2.3 Обзор литературы по обоснованию технологий программирования..48
3.2.4 Обзор литературы по обоснованию языков программирования 50
3.2.5. Обзор литературы по обоснованию операционной системы 50
3.2.6. Результаты обзора литературы 51
4 ПРИМЕНЕНИЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 61
На сегодняшний день каждый ВУЗ Российской Федерации определяет набор дисциплин профессиональной специализации направления самостоятельно, фиксируя учебные планы направления сразу на все 4 года обучения [1]. За это время стек технологий, требуемый работодателем от потенциальных работников, может почти полностью измениться.
Очевидно, что требуется менять содержание образовательных программ, чтобы они удовлетворяли новым требованиям работодателей. Но также известно, что динамичное изменение государственных образовательных программ очень затруднено и постоянно отстает от требований. Выпускники университетов не готовы к моментальному включению в профессиональную деятельность.
Задача состоит в формулировании конкретных требований работодателей к сотрудникам, а также существует необходимость показать начинающим специалистам, что именно они должны освоить на данном этапе, чтобы стать более востребованными.
В связи с этим возникает вопрос о получении представления об актуальных требованиях в профессиональных знаниях специалистов на сегодняшний день (то есть, вопрос об источнике требований), а также вопрос отслеживания последних изменений в этой области.
В качестве решения данной проблемы предлагается унифицировать требования к знаниям ИТ-специалистов и сделать их динамично изменяющимися при помощи использования специально разработанного веб¬портала.
В формировании каркаса основных требований к работникам мы ориентируемся на требования, зафиксированные в государственных документах — это профессиональные стандарты РФ [2] и требования, сформулированные европейской ассоциацией экспертов в сфере информационных технологий — это «European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-l_2014» [3]. Таким образом, мы используем зафиксированную базу требований нормативными документами.
Структура профессиональных стандартов РФ и европейских компетенций основывается на одних и тех же элементах — требуемых знаниях, например, в профессиональном стандарте «Программист» указаны 64 компонентов знаний [2], такие как:
- языки программирования;
- методы и приемы алгоритмизации поставленных задач;
- базы данных.
Аналогично, в европейских компетенциях «European-e-Competence- Framework-3.0_CEN_CWA_16234-l_2014» в «Application development» [3]:
- k2 - hardware components, tools and hardware architectures;
- k5 - programming languages.
Данные компоненты знаний и навыков носят весьма общий характер без какой-либо структуризации.
Мы видим, что сделать уровневую структуру, просто суммируя знания из обоих документов не представляется возможным, ведь в таком случае получается большое множество — в сумме 78 компонент. Проверка кандидата на должность на знание такого большого числа компонент является плохо обозримой задачей. Помимо этого, требование знания 78 компонентами для человека, который только хочет войти в новую профессию, ещё сильнее озадачит будущего специалиста. Поэтому так необходимо обработать и создать уровневую структуру компонент знаний.
Чтобы разрабатываемая система структуризации компонент знаний не была основана только на зафиксированных в государственных документах стандартах РФ и требованиях, сформулированных европейскими ИТ- ассоциациями, все экспертные заключения и согласования на всех уровнях планируется проводить с привлечением экспертов — действующих разработчиков и представителей бизнес-сообщества, для этого мы разрабатываем веб-портал центра европейских квалификаций.
Система структуризации компонент знаний является основой для разработки курсов в центре европейских квалификаций, обучение в котором будет построено согласно собранной статистике потребностей бизнес- сообщества. Причем, данная система является динамично модернизируемой с приходом новых технологий в разработке.
На веб-портале представлено объединенное множество компетенций знаний в удобочитаемой форме. Поэтому бизнес-экспертам легко отмечать требуемые в компании компоненты знаний от претендующего на должность разработчика.
В ходе разработки методики по уровневой структуризации компонент в профессиональных стандартах и специального веб-портала для неё были достигнуты следующие цели:
- была разработана система для создания образовательных программ, которые динамично модернизируются с изменением технологий в разработке, то есть появилась возможность планировать образовательные курсы с учетом самых последних требований к специальностям;
- для разработанной методики был создан специальный веб-портал, на котором отображается данная методика;
- а также на разработанном веб-портале более удобно отслеживать технологии, набирающие популярность в области IT.