В течение длительного времени люди накапливают и систематизируют информацию.
В процессе развития технологий использовались различные средства хранения и передачи данных. С появлением вычислительной техники и телекоммуникаций появилась возможность объединить накопленные тематические данные в базы знаний, такие как IMDB.
В Интернет существует огромное количество ресурсов, которые пользуются значительной популярностью среди людей. Немалую долю этих ресурсов занимают сайты, позволяющие взаимодействовать с информацией, предоставляемой этими порталами.
На основе собственного опыта и знаний пользователи способны производить некоторые суждения и действия (оставлять комментарии, выставлять оценки и т.д.).
В свою очередь полученная от пользователей информация представляет собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Эта специфическая информация является ничем иным, как частью базы знаний.
Среди обилия информационных порталов можно выделить категории сайтов, которые относятся к одной предметной области. Однако в силу популярности этих ресурсов, пользователи не ограничиваются взаимодействием лишь с одним из них. Так, согласно статистике сервиса «Яндекс Статистика» [1], суточная аудитория сайта «Кинопоиск», только с территории России, составляет более 1 млн. человек, а ежемесячная аудитория - более 11 млн. человек.
В тоже время, согласно статистике SimilarWeb [2], суточная посещаемость сайта IMDB чуть меньше 20 млн. человек (из которых 2% пользователей из России).
Это свидетельствует о том, что, несмотря на однотипность этих ресурсов, часть пользователей взаимодействует как с сайтом «Кинопоиск», так и с сайтом «IMDB». В свою очередь это лишь один из примеров подобных ресурсов.
В связи с этим возникает потребность в дублировании данных между однотипными ресурсами, поскольку использование сразу нескольких баз знаний в пределах одной предметной области зачастую неудобно в силу различий интерфейса и необходимости повторения типовых действий.
Другим примером использования может послужить централизация поиска по нескольким ресурсам. Использование одной точки входа для нескольких поисковых сервисов может быть полезно в задачах, где критичны временные затраты на совершение типовой операции. Например, поиск по базе поставщиков при холодном звонке. Использование расширения снизит время ожидания клиента.
Это делает актуальным разработку пользовательского синхронизатора баз знаний. Разрабатываемый продукт должен синхронизировать запросы к однотипным базам знаний.
Использование синхронизатора позволит пользователю сократить временные затраты на типовые действия с однотипными ресурсами. Это может быть полезно в повседневных задачах и задачах, требующих оперативного ответа (например, холодные звонки).
В настоящей работе спроектировано и реализовано расширение для браузера Google Chrome, позволяющее синхронизировать пользовательские базы знаний.
Обзор существующих программных продуктов показывает, что предлагаемые современным рынком решения способны работать с пользовательскими скриптами, но при этом не имеют возможности самостоятельно генерировать код, необходимый для работы с выбранными пользователями ресурсами. Уникальность настоящей работы заключается в том, что пользователи, использующие разработанное расширение, имеют возможность самостоятельно выбирать сайты, с базами знаний которых они планирует работать и получать сгенерированный код, позволяющий синхронизировать информацию между этими ресурсами.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
- произведён анализ существующих аналогов и альтернативных решений;
- сформулированы требования к разрабатываемому расширению для браузера;
- обоснован выбор браузера для разработки программного продукта;
- обоснован выбор языка программирования для разработки программного продукта;
- спроектировано и разработано расширение для браузера удовлетворяющее всем предъявленным требованиям.
На данный момент приложении находится на стадии подготовки к размещению в Google Play Market.