Право коренных малочисленных народов на землю в контексте российских и международных реалий
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛЮ 13
1.1 Обусловленность права коренных народов на земли 13
1.2 Международно-правовое понимание права
коренных народов на земли 16
2 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25
2.1 Реализация прав коренных народов на земли в Америке 25
2.2 Доктрина о земельном титуле коренного населения
в странах общего права 32
2.3 Земельные права коренных жителей севера Европы 38
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ПРАВО КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) 45
3.1 Основы федерального законодательства о правах коренных малочисленных
народов Севера на земли 45
3.2 Региональная интерпретация положений о праве на земли 54
3.3 Проблемы механизма взаимоотношений субъектов традиционного и
промышленного природопользования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛЮ 13
1.1 Обусловленность права коренных народов на земли 13
1.2 Международно-правовое понимание права
коренных народов на земли 16
2 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25
2.1 Реализация прав коренных народов на земли в Америке 25
2.2 Доктрина о земельном титуле коренного населения
в странах общего права 32
2.3 Земельные права коренных жителей севера Европы 38
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ПРАВО КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) 45
3.1 Основы федерального законодательства о правах коренных малочисленных
народов Севера на земли 45
3.2 Региональная интерпретация положений о праве на земли 54
3.3 Проблемы механизма взаимоотношений субъектов традиционного и
промышленного природопользования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Актуальность темы. Жизнь человека, с первого взгляда, представляется чередой постоянных вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться на протяжении всего своего сознательного жизненного пути.
Так и жизнь общин коренных народов, есть, не что иное, как постоянная борьба, которую ее представители ведут ежедневно. Это, в первую очередь борьба за жизнь в экстремальных условиях, борьба за сохранение своей уникальной и самобытной культуры, обычаев и нравов, ну и наконец, борьба за сохранение своего традиционного образа жизни и уклада, мало изменявшегося в течение столетий.
До последнего времени, вопрос об определении понятия «коренные народы» был более предметом практических и политических рассуждений и определялся весьма спорно. Как правило, юридическая наука понимает под данным понятием конкретных людей, исторически проживающих на определенных территориях, до прибытия на них народов с иной культурой, языком или этнической принадлежностью.
В основной своей массе эти народы представляют собой различные этносы и расы, принадлежащие к древним и первым обитателям, расселившимся на огромных пространствах, от холодных простор Арктики и до теплых берегов Тихого океана - в Европе, Азии, Африке, в Северной и Южной Америке.
К последним, относятся общины саами в Северной Европе, народ айну в Японии, малые народы российского Севера, Сибири, и Дальнего Востока, индейцы Северной и Южной Америки, а также различные племена и народности Африки, Австралии и Океании, но и другие представители исчезающих этносов.
На этом основании, мы намерены рассмотреть весьма спорный вопрос, посвященный одной из главных проблем современного, постоянно изменяющегося мира, в погоне за новыми достижениями и открытиями не обращающего внимания на проблемы малых народов, связанный с осуществлением ими своих традиционных прав, а именно их прав на земли и природные ресурсы.
Известно, что данные права уже давно стали предметом довольно острых дискуссий, как со стороны самих коренных народов, так и органов государственной власти, тех или иных стран. По этой причине, данная проблема приобрела в последнее время новый импульс, прежде всего для самих коренных народов, поскольку была отнесена непосредственно к их жизнедеятельности, и составила основу их существования в этом мире.
В данном исследовании мы не ограничимся, лишь обсуждением положения о статусе коренных малочисленных народов, потому что считаем его вполне определенным, но постараемся рассмотреть их права с трех сторон:
во 1-х с внешней стороны, а именно со стороны международно-правовых институтов и их понимания ключевых аспектов данной проблемы;
во 2-х относительно субъектов наделенных специальными правами: коренных народов, их общностей и корпораций;
и в 3-х в сравнении с зарубежным опытом закрепления прав коренных народов на землю, мы попытаемся проанализировать возможность осуществления их прав и в контексте отечественного законодательства.
Именно в таком ключе, мы видим настоящий вопрос, и поэтому, исследование права коренных народов на их исконные земли составляет для нас важную задачу настоящего труда.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации коренными народами своих коллективных и индивидуальных прав.
Предмет исследования составляют общественные отношения, регулирующие права КМН на земли при осуществлении ими традиционного землепользования и природопользования.
Цели и задачи исследования
Цель работы: изучение природы земельных прав коренных народов, форм их реализации, конституционно-правового статуса общественных объединений коренных народов России и ряда зарубежных государств, его отдельных элементов, но также и выявление проблем реализации данных прав и поиск путей совершенствования действующего законодательства.
Указанная цель предопределила необходимость постановки решения отдельного ряда задач:
- определение природы проблем, связанных с реализацией прав коренных народов на земли;
- изучение существующих форм реализации коренными народами своих прав на землю в Российской Федерации и зарубежных странах;
- определение степени сформированности данных институтов;
- анализ международно-правовых норм, посвященных правам коренных народов на земли;
- анализ практики закрепления специальных прав коренных народов в законодательствах зарубежных государств и в Российской Федерации;
- выявление оснований возможности осуществления коренными народами и их объединениями традиционного природопользования;
- рассмотрение существующих проблем в механизме взаимоотношений субъектов традиционного и промышленного природопользования.
Теоретическую базу работы составили исследования крупных ученых- конституционалистов и международников, а также общественных деятелей, к числу которых следует относить Е. Д. Айпина, Р. Ш. Гарипова, В. А. Кряжкова, Ф. Лопес, Л. Мери, Б. В. Морс, А. С. Харючи, С. Н. Харючи и многих других авторов.
В эмпирическую основу исследования вошли международно-правовые акты о правах коренных народов, а именно Декларация ООН о правах коренных народов, Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», международные договоры по правам человека, различные нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, ФЗ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» и иные акты России и зарубежных государств. Отдельное место в работе занимает практика судов Российской Федерации, а также судов Австралии, Канады, Швеции по вопросам реализации коренными народами своих прав.
Методологическую основу работы составили общие принципы научного познания, в частности, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ, аналогия, классификация, сравнение. Достаточно широко в исследовании использовались формально-юридический, сравнительный, историко-правовой методы.
Апробация результатов исследования
Результаты работы были отражены в двух публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях и круглых столах. Выводы, сделанные в исследовании, были положены в основу докладов выпускника на городском форуме «Настоящее и будущее народов России: принципы создания и жизни территориальных общин» (Филиал Национального исследовательского университета «ЮУрГУ», г. Нижневартовск, 2017 г.); I Международном научно-
практическом конвенте студентов и аспирантов «Юридическая наука и практика 2.0: взгляд в будущее» (Казанский (Приволжский) федеральный университет (К(П)ФУ)», г. Казань, 2016 г.); XIII Международной научно-практической
конференции молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» (Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) (ЮУрГУ (НИУ)», г. Челябинск, 2017 г.).
Отдельные положения исследования применялись автором при проведении семинаров для школьников по курсу «Конституционное право» ФГАО ВО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Нижневартовске.
Работа состоит из введения, трех глав, две последние из которых включают в себя по три параграфа, раскрывающих основные направления исследования, заключения и библиографического списка.
Так и жизнь общин коренных народов, есть, не что иное, как постоянная борьба, которую ее представители ведут ежедневно. Это, в первую очередь борьба за жизнь в экстремальных условиях, борьба за сохранение своей уникальной и самобытной культуры, обычаев и нравов, ну и наконец, борьба за сохранение своего традиционного образа жизни и уклада, мало изменявшегося в течение столетий.
До последнего времени, вопрос об определении понятия «коренные народы» был более предметом практических и политических рассуждений и определялся весьма спорно. Как правило, юридическая наука понимает под данным понятием конкретных людей, исторически проживающих на определенных территориях, до прибытия на них народов с иной культурой, языком или этнической принадлежностью.
В основной своей массе эти народы представляют собой различные этносы и расы, принадлежащие к древним и первым обитателям, расселившимся на огромных пространствах, от холодных простор Арктики и до теплых берегов Тихого океана - в Европе, Азии, Африке, в Северной и Южной Америке.
К последним, относятся общины саами в Северной Европе, народ айну в Японии, малые народы российского Севера, Сибири, и Дальнего Востока, индейцы Северной и Южной Америки, а также различные племена и народности Африки, Австралии и Океании, но и другие представители исчезающих этносов.
На этом основании, мы намерены рассмотреть весьма спорный вопрос, посвященный одной из главных проблем современного, постоянно изменяющегося мира, в погоне за новыми достижениями и открытиями не обращающего внимания на проблемы малых народов, связанный с осуществлением ими своих традиционных прав, а именно их прав на земли и природные ресурсы.
Известно, что данные права уже давно стали предметом довольно острых дискуссий, как со стороны самих коренных народов, так и органов государственной власти, тех или иных стран. По этой причине, данная проблема приобрела в последнее время новый импульс, прежде всего для самих коренных народов, поскольку была отнесена непосредственно к их жизнедеятельности, и составила основу их существования в этом мире.
В данном исследовании мы не ограничимся, лишь обсуждением положения о статусе коренных малочисленных народов, потому что считаем его вполне определенным, но постараемся рассмотреть их права с трех сторон:
во 1-х с внешней стороны, а именно со стороны международно-правовых институтов и их понимания ключевых аспектов данной проблемы;
во 2-х относительно субъектов наделенных специальными правами: коренных народов, их общностей и корпораций;
и в 3-х в сравнении с зарубежным опытом закрепления прав коренных народов на землю, мы попытаемся проанализировать возможность осуществления их прав и в контексте отечественного законодательства.
Именно в таком ключе, мы видим настоящий вопрос, и поэтому, исследование права коренных народов на их исконные земли составляет для нас важную задачу настоящего труда.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации коренными народами своих коллективных и индивидуальных прав.
Предмет исследования составляют общественные отношения, регулирующие права КМН на земли при осуществлении ими традиционного землепользования и природопользования.
Цели и задачи исследования
Цель работы: изучение природы земельных прав коренных народов, форм их реализации, конституционно-правового статуса общественных объединений коренных народов России и ряда зарубежных государств, его отдельных элементов, но также и выявление проблем реализации данных прав и поиск путей совершенствования действующего законодательства.
Указанная цель предопределила необходимость постановки решения отдельного ряда задач:
- определение природы проблем, связанных с реализацией прав коренных народов на земли;
- изучение существующих форм реализации коренными народами своих прав на землю в Российской Федерации и зарубежных странах;
- определение степени сформированности данных институтов;
- анализ международно-правовых норм, посвященных правам коренных народов на земли;
- анализ практики закрепления специальных прав коренных народов в законодательствах зарубежных государств и в Российской Федерации;
- выявление оснований возможности осуществления коренными народами и их объединениями традиционного природопользования;
- рассмотрение существующих проблем в механизме взаимоотношений субъектов традиционного и промышленного природопользования.
Теоретическую базу работы составили исследования крупных ученых- конституционалистов и международников, а также общественных деятелей, к числу которых следует относить Е. Д. Айпина, Р. Ш. Гарипова, В. А. Кряжкова, Ф. Лопес, Л. Мери, Б. В. Морс, А. С. Харючи, С. Н. Харючи и многих других авторов.
В эмпирическую основу исследования вошли международно-правовые акты о правах коренных народов, а именно Декларация ООН о правах коренных народов, Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», международные договоры по правам человека, различные нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, ФЗ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» и иные акты России и зарубежных государств. Отдельное место в работе занимает практика судов Российской Федерации, а также судов Австралии, Канады, Швеции по вопросам реализации коренными народами своих прав.
Методологическую основу работы составили общие принципы научного познания, в частности, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ, аналогия, классификация, сравнение. Достаточно широко в исследовании использовались формально-юридический, сравнительный, историко-правовой методы.
Апробация результатов исследования
Результаты работы были отражены в двух публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях и круглых столах. Выводы, сделанные в исследовании, были положены в основу докладов выпускника на городском форуме «Настоящее и будущее народов России: принципы создания и жизни территориальных общин» (Филиал Национального исследовательского университета «ЮУрГУ», г. Нижневартовск, 2017 г.); I Международном научно-
практическом конвенте студентов и аспирантов «Юридическая наука и практика 2.0: взгляд в будущее» (Казанский (Приволжский) федеральный университет (К(П)ФУ)», г. Казань, 2016 г.); XIII Международной научно-практической
конференции молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» (Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) (ЮУрГУ (НИУ)», г. Челябинск, 2017 г.).
Отдельные положения исследования применялись автором при проведении семинаров для школьников по курсу «Конституционное право» ФГАО ВО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Нижневартовске.
Работа состоит из введения, трех глав, две последние из которых включают в себя по три параграфа, раскрывающих основные направления исследования, заключения и библиографического списка.
В результате проведенного нами исследования можно утверждать, что такая неоднозначная проблема, как реализация коренными народами своих прав на земли и природные ресурсы продолжает оставаться одной из самых сложных и противоречивых проблем современности.
В частности, как показывает практика современных международных сношений, ни один любой другой вопрос как международного, так и внутригосударственного права не может характеризоваться такой степенью политизации и таким высоким количеством нарушений.
С учетом этого, важными представляются процессы, непосредственно, влияющие на нее, сводящиеся в основной массе к загрязнению окружающей среды - основного места традиционного проживания данных народов, крупными нефте- и газодобывающими предприятиями, приводящие к вытеснению коренного населения со своих исконных земель.
Несмотря на эти обстоятельства, современное международное право подтвердило наличие глубоких связей коренных народов со своими землями и ресурсам, но и установило ряд гарантий для защиты прав коренных народов.
Одним из важных достижений последних лет стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах коренных народов в сентябре 2007 года, ознаменовавшую прорыв в области защиты их прав.
Так, в результате ее принятия ключевыми странами британского Содружества были принесены публичные извинения представителям коренных народов, за те ужасы, которые были причинены властями этих стран.
Впервые в истории, президентом государства был избран индеец - Эво Моралес, принадлежащий к народности кечуа, с непосредственной подачи которого, в Боливии была принята новая конституция, позволившая 36 индейским
народностям расширить доступ к пользованию возобновляемыми природными ресурсами.
Данный факт, бесспорно, свидетельствует о желание коренного населения страны покончить со своим бедственным положением и полностью ломает стереотип об отсталости и неспособности коренных народов к самоуправлению, о котором мы неоднократно упоминали в контексте данной работы.
Важные успехи в реализации прав коренных малочисленных народов, как это не покажется парадоксальным, но имеются в нашей стране.
Так в результате, начавшегося в 90-х гг. процесса построения нового федерального законодательства, в Российской Федерации появились акты, регулирующие указанные правоотношения.
В этой связи огромное значение получила протекционистская политика властей направленная на поддержку КМНС, выразившаяся в апробации данных норм в субъектах РФ в которых непосредственно проживают данные народы. К числу последних относятся, так называемые «продвинутые» Ханты-Мансийский автономный округ, Республику Саха (Якутию) и некоторые другие регионы РФ.
Однако, несмотря на весь положительный накопленный опыт поддержки коренных народов, проблематичным продолжает оставаться отсутствие единого кодифицированного законодательства, касающегося комплексного регулирования их прав, но и сохранение ситуации лоббирования добывающими компаниями своих интересов.
В связи с этим, следует указать, что современное земельное законодательство, в некоторых аспектах, все же не учитывает специфику малочисленных народов, однако, все же устанавливает единые общероссийские правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Поэтому, в соответствии данного положения, позволяется возможным внести следующие предложения:
- принять на федеральном уровне единый кодифицированный акт, посвященный, исключительно правам и гарантиям коренных малочисленных народов (включая и возможность урегулирования и земельных отношений), учитывая факт того, что в нашей стране уже имело место быть известен достаточно успешный опыт существование подобного акта - Устава Российской Империи «Об управлении инородцев» 1822 г., наиболее комплексно рассматривавшего важные вопросы жизни народов, в большинстве своем, относящимся теперь к КМН;
- в соответствии этому, привести все другие акты федерального законодательства в соответствии ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устранив в них имеющиеся противоречия, включив тем самым положение о безвозмездном характере пользования земельными участками и другими обособленными природными объектами в ст. 11 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (до 2007 г. Федеральный закон о ТТП это предусматривал, в настоящий момент, после внесения в него изменений, лишь констатирует, что земельные участки предоставляются в соответствии с законодательством РФ), а также в пункты 5, 6 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
- включить коренные малочисленные народы в перечень участников земельных отношений, обозначенных в ст. 5 Земельного кодекса РФ, в качестве специального субъекта природопользования;
- в числе прочего предполагается вновь ввести в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», утратившую с 1 января 2005 года силу ст. 4, предусматривавшую обязанность федеральной, региональной, местной власти по обеспечению и защите прав КМНС и защите территорий, на которых они проживают;
- в целях поднятия имиджа нашей страны в глазах мирового сообщества, но и в глазах общин коренных малочисленных народов Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока и их представителей, целесообразной явилась бы ратификация Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 и Декларации ООН по правам коренных народов;
- также рекомендуется использовать существующий зарубежный опыт (резервационной (протекционной) политики) защиты прав коренных народов в области взаимодействия федеральных и региональных органов власти, получивший распространение, преимущественно в странах общего права, в частности, опыт Австралии, Канады и США, уделив при этом внимание проведению примирительных (согласительных) процедур при решении, периодически возникающих конфликтов, между представителями коренных малочисленных народов с органами власти, а также добывающими компаниями и организациями;
- в соответствии с этим, по части вопросов, касающихся взаимодействия КМН с добывающими компаниями, следовало бы отвести особую роль институтам общественного контроля и мониторингу ситуаций на местах, передав их осуществление саморегулирующимся организациям КМН и местных органам власти;
- в дополнении 1-го предложения, необходимо было бы, также разработать
на федеральном уровне единый механизм взаимодействия добывающих компаний и коренных малочисленных народов, включив его в редакцию нового кодифицированного акта, регламентирующего правила поведения всех субъектов указанных правоотношений, но также и выработать единые правила заключения соглашений между коренными малочисленными народами и
недропользователями. Что, по нашему мнению, будет способствовать решению, уже упомянутых конфликтов, между КМН с одной стороны и представителями добывающих компаний и местными чиновниками с другой.
Наконец, в качестве общего итога выпускной квалификационной работы хотелось бы указать на общие выводы, полученные нами в результате проделанного анализа.
Так, в основной своей массе, для стран, в которых проживают коренные народы, характерным является самостоятельное обеспечение их прав исходя из собственного видения и самостоятельной интерпретации международно-правовых установлений.
Вместе с тем общим мотивом для всех стран является то, что:
- право коренных народов на земли (территории) - производное от их культуры, образа жизни, обычаев и традиций;
- данное право находит свое отражение в конституциях и раскрывается в специальном законодательстве, посвященном коренным народам (законах или соглашениях, заключаемых этими народами с соответствующими органами государственной власти); в отдельных случаях содержание названного права отражается в судебных решениях, которые играют роль катализаторов законотворчества в рассматриваемой сфере;
- это право распространяется на земли (территории), которые коренные народы традиционно занимают и которые они используют для своей традиционной хозяйственной деятельности;
- право на земли (территории) закрепляется как коллективное право общин и других образований коренных народов, которые получают соответствующую землю (территорию) на определенных правах собственности или пользования в целях ведения традиционной хозяйственной деятельности, самобытного образа жизни и культуры; причем указанные земли предоставляются безвозмездно, в постоянное владение, признаются неотчуждаемыми, неделимыми, необлагаемыми, не могут передаваться в частную собственность;
- право коренных народов на земли (территории) сопрягается с правом на самоуправление в их границах, пользование живой и неживой природой, но не предполагает их притязание на недра, разработка которых находится в юрисдикции государства и может вестись без ущерба для коренных народов и при их участии в данном процессе;
- право коренных народов на земли в отдельных случаях остается спорным правом, содержание которого не всегда конкретизировано законом.
В частности, как показывает практика современных международных сношений, ни один любой другой вопрос как международного, так и внутригосударственного права не может характеризоваться такой степенью политизации и таким высоким количеством нарушений.
С учетом этого, важными представляются процессы, непосредственно, влияющие на нее, сводящиеся в основной массе к загрязнению окружающей среды - основного места традиционного проживания данных народов, крупными нефте- и газодобывающими предприятиями, приводящие к вытеснению коренного населения со своих исконных земель.
Несмотря на эти обстоятельства, современное международное право подтвердило наличие глубоких связей коренных народов со своими землями и ресурсам, но и установило ряд гарантий для защиты прав коренных народов.
Одним из важных достижений последних лет стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах коренных народов в сентябре 2007 года, ознаменовавшую прорыв в области защиты их прав.
Так, в результате ее принятия ключевыми странами британского Содружества были принесены публичные извинения представителям коренных народов, за те ужасы, которые были причинены властями этих стран.
Впервые в истории, президентом государства был избран индеец - Эво Моралес, принадлежащий к народности кечуа, с непосредственной подачи которого, в Боливии была принята новая конституция, позволившая 36 индейским
народностям расширить доступ к пользованию возобновляемыми природными ресурсами.
Данный факт, бесспорно, свидетельствует о желание коренного населения страны покончить со своим бедственным положением и полностью ломает стереотип об отсталости и неспособности коренных народов к самоуправлению, о котором мы неоднократно упоминали в контексте данной работы.
Важные успехи в реализации прав коренных малочисленных народов, как это не покажется парадоксальным, но имеются в нашей стране.
Так в результате, начавшегося в 90-х гг. процесса построения нового федерального законодательства, в Российской Федерации появились акты, регулирующие указанные правоотношения.
В этой связи огромное значение получила протекционистская политика властей направленная на поддержку КМНС, выразившаяся в апробации данных норм в субъектах РФ в которых непосредственно проживают данные народы. К числу последних относятся, так называемые «продвинутые» Ханты-Мансийский автономный округ, Республику Саха (Якутию) и некоторые другие регионы РФ.
Однако, несмотря на весь положительный накопленный опыт поддержки коренных народов, проблематичным продолжает оставаться отсутствие единого кодифицированного законодательства, касающегося комплексного регулирования их прав, но и сохранение ситуации лоббирования добывающими компаниями своих интересов.
В связи с этим, следует указать, что современное земельное законодательство, в некоторых аспектах, все же не учитывает специфику малочисленных народов, однако, все же устанавливает единые общероссийские правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Поэтому, в соответствии данного положения, позволяется возможным внести следующие предложения:
- принять на федеральном уровне единый кодифицированный акт, посвященный, исключительно правам и гарантиям коренных малочисленных народов (включая и возможность урегулирования и земельных отношений), учитывая факт того, что в нашей стране уже имело место быть известен достаточно успешный опыт существование подобного акта - Устава Российской Империи «Об управлении инородцев» 1822 г., наиболее комплексно рассматривавшего важные вопросы жизни народов, в большинстве своем, относящимся теперь к КМН;
- в соответствии этому, привести все другие акты федерального законодательства в соответствии ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устранив в них имеющиеся противоречия, включив тем самым положение о безвозмездном характере пользования земельными участками и другими обособленными природными объектами в ст. 11 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (до 2007 г. Федеральный закон о ТТП это предусматривал, в настоящий момент, после внесения в него изменений, лишь констатирует, что земельные участки предоставляются в соответствии с законодательством РФ), а также в пункты 5, 6 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
- включить коренные малочисленные народы в перечень участников земельных отношений, обозначенных в ст. 5 Земельного кодекса РФ, в качестве специального субъекта природопользования;
- в числе прочего предполагается вновь ввести в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», утратившую с 1 января 2005 года силу ст. 4, предусматривавшую обязанность федеральной, региональной, местной власти по обеспечению и защите прав КМНС и защите территорий, на которых они проживают;
- в целях поднятия имиджа нашей страны в глазах мирового сообщества, но и в глазах общин коренных малочисленных народов Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока и их представителей, целесообразной явилась бы ратификация Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 и Декларации ООН по правам коренных народов;
- также рекомендуется использовать существующий зарубежный опыт (резервационной (протекционной) политики) защиты прав коренных народов в области взаимодействия федеральных и региональных органов власти, получивший распространение, преимущественно в странах общего права, в частности, опыт Австралии, Канады и США, уделив при этом внимание проведению примирительных (согласительных) процедур при решении, периодически возникающих конфликтов, между представителями коренных малочисленных народов с органами власти, а также добывающими компаниями и организациями;
- в соответствии с этим, по части вопросов, касающихся взаимодействия КМН с добывающими компаниями, следовало бы отвести особую роль институтам общественного контроля и мониторингу ситуаций на местах, передав их осуществление саморегулирующимся организациям КМН и местных органам власти;
- в дополнении 1-го предложения, необходимо было бы, также разработать
на федеральном уровне единый механизм взаимодействия добывающих компаний и коренных малочисленных народов, включив его в редакцию нового кодифицированного акта, регламентирующего правила поведения всех субъектов указанных правоотношений, но также и выработать единые правила заключения соглашений между коренными малочисленными народами и
недропользователями. Что, по нашему мнению, будет способствовать решению, уже упомянутых конфликтов, между КМН с одной стороны и представителями добывающих компаний и местными чиновниками с другой.
Наконец, в качестве общего итога выпускной квалификационной работы хотелось бы указать на общие выводы, полученные нами в результате проделанного анализа.
Так, в основной своей массе, для стран, в которых проживают коренные народы, характерным является самостоятельное обеспечение их прав исходя из собственного видения и самостоятельной интерпретации международно-правовых установлений.
Вместе с тем общим мотивом для всех стран является то, что:
- право коренных народов на земли (территории) - производное от их культуры, образа жизни, обычаев и традиций;
- данное право находит свое отражение в конституциях и раскрывается в специальном законодательстве, посвященном коренным народам (законах или соглашениях, заключаемых этими народами с соответствующими органами государственной власти); в отдельных случаях содержание названного права отражается в судебных решениях, которые играют роль катализаторов законотворчества в рассматриваемой сфере;
- это право распространяется на земли (территории), которые коренные народы традиционно занимают и которые они используют для своей традиционной хозяйственной деятельности;
- право на земли (территории) закрепляется как коллективное право общин и других образований коренных народов, которые получают соответствующую землю (территорию) на определенных правах собственности или пользования в целях ведения традиционной хозяйственной деятельности, самобытного образа жизни и культуры; причем указанные земли предоставляются безвозмездно, в постоянное владение, признаются неотчуждаемыми, неделимыми, необлагаемыми, не могут передаваться в частную собственность;
- право коренных народов на земли (территории) сопрягается с правом на самоуправление в их границах, пользование живой и неживой природой, но не предполагает их притязание на недра, разработка которых находится в юрисдикции государства и может вестись без ущерба для коренных народов и при их участии в данном процессе;
- право коренных народов на земли в отдельных случаях остается спорным правом, содержание которого не всегда конкретизировано законом.





