🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Общественный контроль в России

Работа №201460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ В КОНТЕКСТЕ
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 7
1.1 Становление и развитие научных представлений о месте и роли
общественного контроля за деятельностью власти 7
1.2 Формы и осуществление общественного контроля 17
2 ОБЩЕС ТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 29
2.1 Основные виды девиаций на государственной и муниципальной службе и пути
совершенствования направлений общественного контроля 29
2.2 Правовые аспекты контроля за законностью деятельности государственных
служащих 39
2.3 Особенности реализации общественного контроля в ХМАО-Югре 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Актуальность исследования. Общественный надзор как составляющая социальной действительности, считается важнейшим условием деятельности любой политической или административной системы, особенно в условиях демократического общества.
Изучение социального контроля в статусе составляющей управления, с одной стороны, даёт возможность осознать происходящие в социуме процессы, и позволяет обнаружить тенденции, знание которых предотвратит от неблагоприятных изменений в социальной жизни.
Теоретическое осознание феномена контроля в течение множества лет считается предметом изучения представителей разных сфер научных знаний. Максимально активно данные вопросы прорабатывались в рамках управленческих наук. В итоге были сформулированы и доказаны такие формулировки контроля, как функции управления (контроль как деятельность), как конечного этапа процесса управления, сердцевиной которой считается конструкция обратной связи (контроль как форма обратной связи), как ключевым элементом процесса утверждения управленческих решений, принимающая непрерывное участие в данном процессе от его начала до окончания (контроль как этап управленческого цикла).
В целостном виде теория общественного контроля возникает в конце XIX века. Этапом отсчета считается внедрение введение в науку собственно понятия "общественный контроль" Г. Тардом. Максимально детально проработка темы социального контроля осуществлялась в рамках американской социологической мысли, раскрывающей суть социального контроля как конструкции, посредством которой гарантируется совместное сосуществование индивидов в социуме.
В субъектах Российской Федерации существует достаточно большое количество институтов общественного контроля при органах власти: общественные палаты, молодежные парламенты, советы старейшин, иные общественно-совещательные органы. Особенно это характерно для субъектов РФ, находящихся в Северо-Кавказском федеральном округе, где институты общественного контроля имеют особое значение в связи со сложным многонациональным и многоконфессиональным составом населения, острыми проблемами обеспечения эффективности государственного управления на данных территориях. Их функции сводятся к обеспечению взаимодействия общества и государственной власти, выработке управленческих решений на основе согласования общественных интересов.
Также, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации граждане могут и в иных формах принимать участие в деятельности институтов общественного контроля в отношении органов государственной власти субъектов РФ.
Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость разработки дополнительных мер для привлечения, к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, общественности, считая полезным участие общественности в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы — права и свободы, здоровье и собственность.
Фактически, Президент России указал на необходимость развития институтов общественного контроля, эффективно способствующих совершенствованию деятельности органов государственной власти и способных положительно влиять на принимаемые ими решения.
Однако в настоящее время в российской правовой науке ощущается недостаточность исследований, посвященных вопросам правового статуса институтов общественного контроля при органах государственной власти, что и обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования.
Вопрос интенсивности санкций общественного контроля исследовался в трудах П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, B.JI. Иноземцева, М. Фуко. В трудах Г. Маркузе, С.Н. Паркинсона, Ф.А. Хайека, X. Орте-га-и-Гассета, Э.
Фромма расшифровывается особенность общественного контроля в индустриальном обществе. А. Грамши изучал роль интеллигенции в реализации функции общественной гегемонии и политического управления.
Из описания ранее отмеченных исследователей видно, что термин общественный контроль использует общая теория управления. В пределах данного направления социальный контроль исследуется как одна из стадий управленческого процесса, конструкция обратной связи или конструкция эффективного управления. Среди исследователей управленческих доктрин стоит отметить фамилии Атаманчука Г.В., Игнатова В.Г., Понеделкова А.В., и прочих экспертов. Вышеотмеченные исследователи раскрывают систему
государственной службы, взаимосвязь ее составляющих, механизмы нормативного контроля ее составляющих.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающееся в процессе реализации института общественного контроля в России.
Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее институт общественного контроля в России.
Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего институт общественного контроля в России.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование становления и развития научных представлений о месте и роли общественного контроля за деятельностью власти
- исследование форм и осуществления общественного контроля
Исследование главных видов девиаций на государственной и муниципальной службе и направления улучшения направлений социального контроля
- исследование правовых аспектов контроля за легальностью деятельности государственных служащих
- изучение административного контроля за работой государственных служащих.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых таких как, Забралова О.С., Зубарев С. М., Околеснова О. А., Пожарский Д. В. и другие.
Эмпирическую базу дипломной работы составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы судебной практики, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Методологическая основа. Осуществлённый анализ основывается на диалектическом методе научного познания явлений окружающей реальности, отображающем взаимосвязь теории и опыта. Доказательство норм, которые содержатся в работе, осуществлено с помощью комплексного применения логико-юридического метода правового исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальный контроль, являясь социально-детерминированном механизмом поддержания социального равновесия, служит важным элементом жизнедеятельности современного общества, его системы социального управления. Выполняя столь значительную для общества целевую регулятивную функцию, социальный контроль включает в первую очередь разнообразные формы воздействия на нежелательные для него проявления человеческой деятельности и их носителей. Вместе с тем, предназначение системы социального контроля не может ограничиваться лишь созданием условий для поддержания общества в равновесном состоянии, сохранения его социальной стабильности и устойчивости.
Правовое регулирование общественного контроля в современной республиканской истории России прошло два периода: до принятия Федерального закона 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и после его принятия, когда были конкретизированы порядок, субъекты и иные вопросы его осуществления. Помимо ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действуют и иные нормативные правовые акты, которые закрепляют реализацию общественного контроля в определённых сферах (выборы, земельные отношения, ЖКХ) и в отношении отдельных субъектов (лица, находящиеся в местах принудительного содержания, несовершеннолетние).
Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное функционирование, позитивное развитие и прогресс. В этом отношении можно отметить важное обстоятельство: названные свойства системы социального контроля впервые получают свое наивысшее развитие именно в условиях гражданского общества и правового государства.
Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности - личностных, правовых, институциональных, оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций - правовых, административных, моральных. При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся, девиантное поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не должно означать, что социальный контроль может пониматься лишь как санкционный механизм, в котором гипертрофированную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции.
По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, референтной группе, трудовом коллективе, партиях, корпоративных ассоциациях и т.д., в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.
Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.
Второй важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.
Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости").
Специфика реформирования российского общества обусловливает определение общих черт и свойств той модели социальной организации, в соответствие с идеалами которой идет поступательное движение социума, осуществляются прогрессивные социальные трансформации. Для того чтобы определить подходы к формированию новой концепции социального контроля, приемлемой для условий демократического общества, выделить ключевые принципы, которые должны быть положены в основание этой социальной подсистемы (социального контроля), необходимо, в первую очередь, исходить из новой парадигмы соотношения личности, государства и права. В общих чертах ее смысл состоит в ретрансформированной системе приоритетов: личность - как высшая самоценность социума, ее свобода, независимость и развитие - как высшая социальная цель, государство - как механизм и основной гарант обеспечения этой цели посредством реализации единого, интегрального интереса, право - как выражение и гарант свободы, как имманентный позитивный элемент вечных антиномий "право - бесправие", "свобода - несвобода", "добро - зло".
Общественный контроль осуществляется населением, политическими партиями, различными общественными объединениями, профсоюзами, органами территориального общественного самоуправления, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, а также отдельными гражданами. Все эти субъекты выступают от имени населения, граждан (общественности), а не от имени государства и органов местного самоуправления. Поэтому их контрольная деятельность, как правило, не обладает правовым властным характером, а носит общественный характер. Общественный контроль использует, прежде всего, меры общественного воздействия, а также обжалование противоправных решений и действий (бездействие) виновных органов и должностных лиц местного самоуправления в суды, правоохранительные органы, а также в иные органы власти.
Субъектом контроля в данном случае выступают граждане муниципального образования, составляющие обособленные группы с определенными общественными (местными или социальными) интересами. Среди таких групп могут быть группы, выступающие в интересах и от имени конкретной территории (например, группы жителей внутригородских единиц, органы территориального общественного самоуправления, члены жилищно-строительных кооперативов, садово-огороднические товарищества и проч.), объединения граждан в иных сферах некоммерческого сектора (например, общественные движения, политические, религиозные, образовательные организации).
Наиболее действенной формой общественного контроля является обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, в том числе оспаривание нормативных актов, принятых органами местного самоуправления.
К сожалению, комплексный анализ данного Федерального закона позволил заключить, что он имеет очевидные недостатки.
Так, учитывая изложенные выше аргументы, считаем оправданным понятия "гражданский контроль" и "общественный контроль" рассматривать как тождественные. И в связи с этим в названии и в тексте Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" использовать формулировку "общественный (гражданский) контроль".
Неубедительным представляется положение ч. 3 ст. 3 Федерального закона, предусматривающее возможность участия граждан в общественном контроле только в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов и упускающее их участие в качестве членов общественных наблюдательных комиссий. В связи с этим ч. 3 ст. 3 предлагается изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов, общественных экспертов и членов общественных наблюдательных комиссий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
Кроме того, представляется не совсем удачным определение общественного контроля, сформулированное законодателем. Дело в том, что в нем отражаются цели общественного контроля, отсутствующие в ст. 5 указанного Федерального закона, предусматривающей их исчерпывающий перечень. А с учетом того, что деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, должна соответствовать общественным интересам, видится целесообразным включить в определение общественного контроля общественный интерес и, таким образом, ч. 1 ст. 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Общественный контроль
1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в установленных законом формах, по наблюдению за соответствием деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественным интересам, а также по проведению общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений".



Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014, N 31, - Ст. 4398.
1.2 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от
28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание
законодательства РФ, - 03.01.2005, - № 1 (часть 1), - Ст. 14.
1.3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, - 29.10.2001, - № 44, - Ст. 4147.
1.4 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, - 2008. - № 24. - Ст. 2789
1.5 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, - 2014. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4213.
1.6 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, - 27.11.1995, - № 48, - Ст. 4553.
1.7 Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об
экологической экспертизе" // Собрание законодательства РФ, - 27.11.1995, - № 48, - Ст. 4556.
1.8 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // Собрание законодательства РФ, - 03.01.2011, - № 1, - Ст. 48.
1.9 Закон г. Москвы от 12.03.2014 № 9 "Об обеспечении открытости
информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг" // Ведомости Московской городской Думы, - 28.04.2014. - № 4. - Ст. 61.
1.10 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2014 № 6-РЗ "Об
общественном экологическом контроле" // Официальная Кабардино-Балкария, - № 11. - 21.03.2014.
1.11 Закон Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5979 "Об общественном и государственном контроле за осуществлением бюджетных инвестиций в крупные социальные объекты" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, - № 32 (473). - 27.06.2011.
1.12 Закон Пермского края от 21.12.2011 № 888-ПК "Об общественном
(гражданском) контроле в Пермском крае" // Собрание законодательства Пермского края, - № 12. - 22.12.2011.
1.13 Закон Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V "Об
общественном контроле в Республике Саха (Якутия)" // Ил Тумэн, - № 21. - 30.05.2014 - Ст. 5 - 42.
1.14 Закон Ульяновской области от 06.11.2013 № 208-ЗО (ред. от 05.05.2014) "О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области" // Ульяновская правда, - № 144 (23.415). - 11.11.2013.
2 Научная и учебная литература
2.1 Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 31с...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ