🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Опека и попечительство как форма правовой защиты граждан

Работа №201451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 История развития опеки и попечительства в России 7
1.2 Понятие, цели и источники правового регулирования опеки и
попечительства 15
1.3 Современное законодательство об опеке и попечительстве 23
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1 Структура, функции и формы органов опеки и попечительства 35
2.2 Осуществление охраны и защиты прав органами опеки и попечительства 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68.

Актуальность темы. Согласно Конституции РФ, а именно части 1 статьи 7, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства, забота о несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных граждан является обязанностью государства. Одной из форм социальной заботы о данной категории граждан является установление над ними опеки и попечительства.
В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Без поддержки государства большинство сограждан, находящихся в тяжелых жизненных условиях, не способны решить большинство социальных, финансовых, жилищных вопросов, что сказывается на появлении многих острых проблем, таких, как подростковая беспризорность, пьянство, преступность, высокая смертность, наркомания в том числе.
В этом плане, наиболее удачное решение проблемы
устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, образования, питания, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью
дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения
недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.
Объектом исследования является институт опеки и попечительства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие правовые отношения в сфере опеки и попечительства.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование правовой природы опеки и попечительства, выявление проблем правового регулирования данного института и предложение путей их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства;
- изучить понятие и источники правового регулирования опеки и попечительства;
- рассмотреть структуру, функции и форму органов опеки и попечительства;
- исследовать осуществление охраны и защиты прав органами опеки и попечительства.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Антокольская М.В, Безгин В.Б., Беспалов Ю.Ф. Владимирский - Буданов М.Ф., Ильина, О.Ю., Кнороз А. И., Крупейников К.В., Локтионова О.А., Михеева, Л.Ю., Нечаева А.М., Ростовская, И.В., Синайский В. И.,Тарасова А.Е. Теттенборн З.Р., Титов Ю. П., Товмасян Р. В., Цветков В.А., Шершеневич Г.Ф., Яковлева Н.В.
Эмпирическая основа исследования: Конституция Российской Федерации, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30.09.2000), Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990), Декларация о праве на развитие» (Принята 04.12.1986 Резолюцией 41/128 на 97 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30 сентября 2000 года, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017), Распоряжение администрации города №1490 от 11.09.2015 «Об утверждении положений об управлении по опеке и попечительству администрации города и его отделах, Постановление «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в ХМАО - Югре» от 12 октября 2012 года № 377-п (ред. От 02.02.2017), Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве ХМАО - Югры от 22.09.2016 № 85.
Методологическая основа исследования: общенаучные методы: описание, сравнение, исторический метод, методы теоретического исследования: анализ.
В соответствии с поставленной целью и задачами строилась и структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав и заключения.
В ведении отражены актуальность выбранной темы, дается анализ имеющейся по ней литературы, определяются цель и задачи работы.
Предметом рассмотрения первой главы являются вопросы посвященные становлению и развитию опеки и попечительства в Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрена система органов опеки и попечительства в Российской Федерации.
В заключении даются выводы и предложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Институт опеки и попечительства - это достаточно сложный, многофункциональный и специфический правовой институт.
Его назначение определяется в зависимости от того, какие именно интересы и потребности подопечных лиц, подлежат охране в первоочередном порядке. Так опека и попечительство может относиться к форме «устройства» физических лиц (трудовому и жилищному), как для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Так опека и попечительство своими действиями удовлетворяет как интересы частного лица в самосохранении жизни, здоровья, права, так и интересы общественные, публичные в целом, в сохранении граждан, данного общества (устранение нищенства, детской безнадзорности, снижение уровня алкоголизма, наркомании, преступности в стране). Анализ действующего законодательства об опеке и попечительстве и научной литературы позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. В состоянии всемирной глобализации развитие действенных институтов семейного права, включая сферу опеки и попечительства, на наш взгляд, нужно исходить только из норм международного права. Комплекс норм, регулирующий вопросы опеки и попечительства, созданный в результате сотрудничества государств, впоследствии реализуется на внутригосударственном уровне. Наиболее актуальным представляется сотрудничество государств в области опеки и попечительства несовершеннолетних, включая и Российскую Федерацию. Потому, как и иностранные граждане могут усыновить или удочерить гражданина Российской Федерации.
2. В Федеральном законе № 48 в части 8 статьи 10, при назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Вместе с тем обязанности по уходу, обучению и воспитанию подопечного опекунов и попечителей делятся меж ними согласно акту органа опеки и попечительства об их назначении или же договором об осуществлении опеки или попечительства. В том случае если обязанности не поделены, опекуны или попечители за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей они несут солидарную ответственность. Из этого следует что, при установлении и осуществлении опеки или попечительства возможна множественность лиц на стороне опекуна или попечителя. Порядок защиты прав и интересов подопечных не урегулирован, в случае если возникли разногласия между опекунами или попечителями, это является недостатком. В таком случае можно закрепить положения, которые при разногласии между опекунами орган опеки и попечительства должен установить представителя для защиты прав и интересов ребенка.
3. Согласно часть 5 статьи 10 ФЗ № 48 преимущественное право быть опекунами и попечителями перед всеми другими лицами отдается бабушкам и дедушкам, родителям и супругам, совершеннолетним детям, внукам, братьям и сестрам совершеннолетнего подопечного.
Из чего следует, что Федеральный закон № 48 закрепил в себе действующий на практике принцип, по которому предпочтение отдавалось близким родственникам в отношении опеки и попечительства. В тоже время ясно, что при подборе опекуна или попечителя необходимо тщательно оценивать намерения лиц. Опекунами или попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане. Когда опекуна или попечителя назначают ребенку, учитываются его нравственные и другие качества, способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношение членов семьи опекуна или попечителя к ребенку, отношения между ребенком опекуном или попечителем и если такое возможно, то учитывают и желание самого ребенка.
Из содержания данной нормы видно, что если есть несколько кандидатов в опекуны, то предпочтение отдается ближайшему родственнику, только если это назначение не противоречит законодательству Российской Федерации.
Интересы подопечного также могут служить критериями в отборе кандидата в роли опекуна или попечителя. К примеру, ч. 5 ст. 13 ФЗ № 48 выделяет, что органы опеки и попечительства принимают акт об отказе в установлении опекуном или попечителем лица, которого указали родители ребенка или же сам ребенок, который достиг четырнадцатилетнего возраста, лишь в том случае, когда это назначение противоречит интересам несовершеннолетнего или законодательству Российской Федерации.
Поэтому норму статьи 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» необходимо дополнить указанием на то, что не должен противоречить интересам подопечного, выбор в пользу лиц, которые имеют преимущественное право стать опекуном или попечителем.
4. В целях стимулирования и развития опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо закрепить в законодательстве обязанность бывших подопечных содержать своих опекунов или попечителей путем внесения дополнения в п. 3 ст. 96 СК РФ, что позволило бы нетрудоспособным нуждающимся опекунам или попечителям, осуществлявшим опеку (попечительство) на безвозмездной основе, - не получавших в той или иной форме вознаграждения за исполнение своих обязанностей, - рассчитывать на содержание от своих бывших подопечных. Аналогичное положение следует закрепить в Законе «Об опеке и попечительстве».
Реализация этих предложений будет способствовать надлежащему регулированию правоотношений по опеке и попечительству в Российской Федерации.



Нормативно-правовые акты
1.1 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью- Йорк, 30.09.2000) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // http: //www.consultant .ru/
1.3 Декларация о праве на развитие» (Принята 04.12.1986 Резолюцией 41/128 на 97 пленарном заседании Г енеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.4 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398
1.5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994
№ 51- ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ,
05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301
1.6 Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995 № 223 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.7 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 - ФЗ «Об опеке и
попечительстве» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.8 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.9 Постановление «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 12 октября 2012 года № 377-п (ред. От 02.02.2017) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/
1.10 Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве ХМАО - Югры от 22.09.2016 № 85 [Электронный ресурс] // http: //www.stategovernor. admhmao .ru/
1.11 Распоряжение администрации города №1490 от 11.09.2015 «Об утверждении положений об управлении по опеке и попечительству администрации города и его отделах» [Электронный ресурс] // https://www.n- vartovsk.ru/documents/agRasp/11 -09-2015/1490.html
2 Научная и учебная литература
2.1 Антокольская, М.В. Семейное право [Текст] / Учебник. 2-е изд. - М.: Юристь, - 2012. - 306 c.
2.2 Безгин, В.Б. Опека малолетних и сирот в русском селе (вторая половина XIX века) [Текст] // - М.: Юридический мир, 2014. - № 2.
2.3 Беспалов, Ю.Ф. Понятие опеки и попечительства над
несовершеннолетними / Беспалов, Ю.Ф., Е.Г. Куропацкая [Текст] // Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ. - 2014. - № 89.
2.4 Владимирский - Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права [Текст] / Учебник. 2-е изд. - Ростов н/Д.: - 2009. - 457 с...38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ