🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Воспитание основ патриотизма в процессе непосредственной образовательной деятельности по мультипликации в системе дополнительного образования в ДОО

Работа №201429

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2025
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 8
1.1.Патриотизм как ключевая ценность воспитания: понятие, роль в современном образовании8
1.2.Мультипликация как средство патриотического воспитания: потенциал и особенности 12
1.3.Анализ программ, методических рекомендаций и изучение опыта практикующих педагогов по воспитанию патриотических основ 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЛЬТИПЛИКАЦИЮ 22
2.1.Разработка учебно-тематического плана занятий по созданию патриотических мультфильмов 22
2.2.Теоретическое обоснование диагностического инструментария, направленного на воспитание основ патриотизма посредством мультипликации 25
2.3. Методика проведения занятий по мультипликации в ДОО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Актуальность темы исследования. В современном обществе, в условиях глобальных перемен и вызовов, особенно остро встает задача формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, патриотических чувств, уважения к историческому и культурному наследию своей страны. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, определяет приоритетность духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из ключевых направлений в развитии личности дошкольника. Также в качестве нормативных основ патриотического воспитания используются следующие документы:
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.);
• Программа патриотического воспитания и формирования российской идентичности на 2023–2025 гг.;
• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (2015 г.).
Одним из эффективных средств достижения этой цели в системе дополнительного образования является мультипликация. Данный вид деятельности вызывает у детей устойчивый интерес, позволяет выразить собственные чувства, мысли и переживания, а также способствует усвоению социальных и культурных ценностей. Создание мультфильмов патриотической направленности способствует формированию уважения к родной стране, её традициям, природе и людям, развивает творческое мышление, коммуникативные навыки и активную гражданскую позицию.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросы патриотического воспитания дошкольников рассматриваются в трудах многих отечественных ученых и педагогов. Так, Н.Н. Авдеева, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Караковский, И.А. Лыкова, Л.И. Новикова и В.А. Сластенин отмечают, что формирование гражданско-патриотических чувств у детей раннего и дошкольного возраста должно начинаться с развития эмоционально-нравственного отношения к Родине, семье, культурным традициям [3; 6; 13; 15; 25].
В работах Л.В. Степановой и В.В. Ушницкой подчеркивается важность проектной и исследовательской деятельности в развитии патриотического самосознания детей, в том числе через творческие формы работы, такие как использование мультфильмов и анимации [26; 29].
Анализ педагогических подходов к визуальным и художественным средствам воспитания представлен в исследованиях И.Н. Астаховой, Е.П. Карповой и Л.В. Коломийченко, акцентирующих внимание на ценностно-смысловом восприятии детьми образов Родины через визуальные художественные формы [4; 11; 13].
Инновационные формы работы в дошкольных учреждениях по теме патриотического и нравственного воспитания с использованием мультипликации были описаны М.Д. Баландиной и Л.В. Коломийченко, которые доказывают, что мультфильм — это действенный инструмент социализации и нравственного становления ребёнка [5].
Также в отечественной педагогике развивается направление, связанное с обучением детей основам анимационного искусства. Исследования Ю.Е. Красного, Л.И. Курдюковой и Л.Л. Тимофеевой показывают высокую эффективность включения детей в процесс создания собственных анимационных работ, способствующих развитию творческих способностей, коммуникативных навыков и осмыслению моральных и патриотических ценностей [16; 28].
Современные концепции мультипликационного образования представлены как в авторских методиках (М. Алдашин, Д. Высоцкий, А. Соколова), так и в трудах зарубежных и российских специалистов по анимации, таких как Эрик Голдберг, Г. Голдман, В. Иткин, Алексей Туркус, Ричард Уильямс и Кристофер Харт. Их работы обосновывают художественные, технические и дидактические возможности анимации в образовательной среде [9; 10; 19; 21].
Особый интерес представляют образовательные практики организаций, специализирующихся на обучении анимации: школа-студия «ШАР» (Москва), Windsor McCay Animation Studios, а также международные онлайн-платформы Skillbox, Coursera и Udemy, предлагающие курсы, направленные на формирование базовых и профессиональных компетенций в сфере анимации. Учебно-тематические планы этих программ охватывают как технические аспекты создания мультфильмов, так и вопросы визуального сторителлинга, композиции, нарратива и интеграции образовательного контекста в анимационное искусство.
Также ряд исследований посвящен использованию изобразительного искусства и технологий мультимедиа в воспитательных целях. Однако, несмотря на растущий интерес к использованию мультипликации в образовательном процессе, педагогические условия эффективного патриотического воспитания дошкольников посредством мультипликации в системе дополнительного образования до конца не определены и требуют дальнейшего теоретического осмысления и практической проработки.
Возникает противоречие между необходимостью воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий использования мультипликации в этом процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации в системе дополнительного образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и методически подтвердить эффективность влияния непосредственной образовательной мультипликационной деятельности на воспитание основ патриотизма в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством непосредственной образовательной мультипликационной деятельности в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «патриотизм» и его роль в современном образовании.
2. Охарактеризовать педагогические возможности мультипликационной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников.
3. Изучить существующие программы и методические подходы по воспитанию патриотизма посредством непосредственной образовательной мультипликационной деятельности в условиях дополнительного образования.
4. Разработать учебно-тематический план занятий по мультипликации, направленный на патриотическое воспитание обучающихся старшего дошкольного возраста.
5. Определить критерии и показатели эффективности патриотического воспитания посредством мультипликации.
6. Предложить рекомендации по использованию мультипликации для формирования патриотических чувств у дошкольников.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов и исследователей в области патриотического, нравственного и художественного воспитания дошкольников. Среди них — Й. З. Абдуллаев, раскрывающий сущность патриотического воспитания молодежи [1]; В. В. Агеенков, анализирующий образы детей в советской мультипликации как средство воспитания [2]; Ю. Е. Антонов и Л. В. Левина, акцентирующие внимание на эмоциональном отношении к Родине [3]; И. Н. Астахова и Н. Н. Карпович, разработавшие диагностические материалы для оценки патриотических качеств [4]; М. Д. Баландина и Л. В. Коломийченко, освещающие использование мультфильмов в воспитательном процессе [5, 13]; В. С. Безрукова, автор концепции проективной педагогики [6]; Р. С. Буре, исследующий вопросы нравственного становления детей [7]; С. А. Вдовин, подчеркивающий актуальность патриотического воспитания [8]; Г. Голдман и В. Иткин, рассматривающие дидактические и художественные особенности анимации [9, 10]; Е. П. Карпова, раскрывающая ценностное содержание воспитания [11]; И. А. Колесникова и М. П. Горчакова-Сибирская — авторы подходов к педагогическому проектированию [12].
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о возможностях мультипликационной деятельности в воспитании основ патриотизма у дошкольников, а также в разработке методических рекомендаций для практикующих педагогов дополнительного образования.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы: в первой главе – три параграфа, во второй – три параграфа, заключение, список использованной литературы (31 источник).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ показал, что патриотизм является ключевой ценностью современного образования, а мультипликация обладает уникальным потенциалом для формирования патриотических чувств у дошкольников. Изучение опыта практикующих педагогов и анализ методических рекомендаций подтвердили возможность эффективного использования мультипликационной деятельности в патриотическом воспитании.
По решению задач исследования:
1. Раскрывая сущность понятия «патриотизм» и его роль в современном образовании, было установлено, что патриотизм представляет собой комплекс ценностей, чувств и убеждений, направленных на любовь и преданность Родине, что делает его важным компонентом воспитательного процесса (А.Н. Вырщиков, И.Ф. Харламов).
2. Педагогические возможности мультипликационной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников были охарактеризованы как значительные, поскольку этот творческий процесс способствует развитию эмоциональной привязанности к Родине, формированию ценностных ориентиров и развитию творческих способностей (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский).
3. Изучение существующих программ и методических подходов показало, что в условиях дополнительного образования мультипликация используется как эффективный инструмент для интеграции знаний о культуре, истории и традициях страны с творческой деятельностью детей (Е.А. Флерина, О.П. Радынова).
4. В результате разработки учебно-тематического плана занятий по мультипликации, направленного на патриотическое воспитание старших дошкольников, был создан структурированный курс, учитывающий возрастные особенности, принципы доступности, наглядности и активности, что позволяет формировать патриотические чувства через практическое творчество (Н.А. Короткова, Т.С. Комарова).
5. Были определены критерии и показатели эффективности патриотического воспитания посредством мультипликации, включающие оценку знаний о Родине, эмоционального отношения, творческой активности и способности выражать патриотические идеи в мультфильмах (Л.В. Коломийченко, И.Э. Куликовская).
6. На основе анализа исследования предложены рекомендации по использованию мультипликации для формирования патриотических чувств у дошкольников, включающие организацию игровых занятий, творческих мастерских, применение диагностических инструментов и активное вовлечение родителей в образовательный процесс (В.Т. Кудрявцев, Е.О. Смирнова).
Таким образом, выполненное исследование подтверждает, что мультипликация является эффективным и перспективным средством патриотического воспитания в дошкольном возрасте, что требует дальнейшего внедрения и развития в педагогической практике. Цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и методическом подтверждении эффективности влияния мультипликационной деятельности на воспитание основ патриотизма в условиях дополнительного образования, была достигнута. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал мультипликации как инструмента формирования патриотических чувств у дошкольников.



1. Абдуллаев, Й. З. Патриотическое воспитание молодежи / Й. З. Абдуллаев // Вестник науки и образования. – 2021. – № 16-2 (119). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-4 (дата обращения: 24.05.2025).
2. Агеенков, В. В. Образ ребенка в мультипликационных фильмах СССР о Великой Отечественной войне 70-80-х годов как инструмент патриотического воспитания молодежи / В. В. Агеенков // Развитие личности средствами искусства. – 2025. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rebenka-v-multiplikatsionnyh-filmah-sssr-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-70-80-h-godov-kak-instrument-patrioticheskogo (дата обращения: 14.05.2025).
3. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина. – Москва : Аркти, 2003. – 144 с.
4. Астахова, И. Н. Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников / И. Н. Астахова, Н. Н. Карпович. – Тимашевск, 2023. – 28 с. – URL: https://timds.ru/wp-content/uploads/2023/05/ilovepdf_merged_compressed-1.pdf
5. Баландина М. Д., Коломийченко Л. В. Проектирование инновационной деятельности в ДОО по использованию мультфильмов в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-doo-po-ispolzovaniyu-multfilmov-v-nravstvennom-vospitanii-deteysrednego-doshkolnogo (дата обращения: 14.05.2025).
6. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учебник / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 344 с.
7. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 176 с.
8. Вдовин, С. А. О важности патриотического воспитания / С. А. Вдовин // Основы ЭУП. – 2021. – № 1 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vazhnosti-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 24.05.2025).
9. Голдман, Г. Этапы производства традиционного мультфильма / Г. Голдман // Искусство анимации. – 2005. – № 2. – С. 25-38.
10. Иткин, В. Что делает мультипликационный фильм интересным / В. Иткин // Искусство в школе. – 2006. – № 1. – С. 32-37.
11. Карпова, Е. П. Патриотическое воспитание молодежи / Е. П. Карпова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2023. – № S6-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-7 (дата обращения: 24.05.2025).
12. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2005. – 288 с.
13. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра : Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. – Москва : ТЦ «Сфера», 2015. – 160 с.
14. Компас перемен : программа патриотического воспитания школьников (2022) / МОБУ «СОШ «Муринский центр образования № 4». – Мурино, 2022. – 60 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [разраб. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] ; Рос. акад. образования. – Москва : Просвещение, 2009.
16. Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей : книга для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. – Москва : Просвещение, 1990. – 160 с.
17. Леонтьева, Т. В. Детская мультипликация как фактор социального здоровья семьи / Т. В. Леонтьева, И. В. Долгорукова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-multiplikatsiya-kak-faktor-sotsialnogo-zdorovya-semi (дата обращения: 14.05.2025).
18. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих : СМИ против детей : статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. – Москва : [Издательство], 2006. – 320 с.
19. Мелкоозёрова, Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мелкоозерова Е.В. – Москва, 2010. – 24 с.
20. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование : сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 89-91. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 14.05.2025).
21. Нагибина, М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я : учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль : Перспектива, 2011. – 128 с.
22. Поташник, М. М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М. М. Поташник, О. Б. Хомерики // Магистр. – 1994. – № 5. – С. 28-35.
23. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [разраб. коллектив авторов]. – Москва : [ФИОКО], 2015. – 336 с.
24. Программа патриотического воспитания и формирования российской идентичности (2023–2025 гг.) / МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования № 4». – Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, 2022. – 48 с.
25. Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – Москва : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
26. Степанова, Л. В. Проектная деятельность по патриотическому воспитанию / Л. В. Степанова, А. С. Павлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-po-patrioticheskomu-vospitaniyu (дата обращения: 24.05.2025).
27. Сторожева, С. П. Мультипликационное кино в системе средств формирования этнокультурной идентичности личности / С. П. Сторожева, Т. И. Монастырская, Н. Л. Микиденко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 4 (60). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiplikatsionnoe-kino-v-sisteme-sredstv-formirovaniya-etnokulturnoy-identichnosti-lichnosti (дата обращения: 14.05.2025).
28. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
29. Ушницкая, В. В. Теоретические основы патриотического воспитания детей / В. В. Ушницкая, Н. В. Халыева // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 85-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-patrioticheskogo-vospitaniya-detey (дата обращения: 24.05.2025).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 / Министерство образования и науки РФ. – Москва : [б. и.], 2013.
31. Я - гражданин России : программа / МБОУ СОШ № 11. – Бердск : [Издательство МБОУ СОШ № 11], 2020. – 35 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ