🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СОПРЯЖЕННОЙ СИСТЕМЫ «РЕАКТОР - КОЛОННА СТАБИЛИЗАЦИИ» ПРОЦЕССА КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ НЕФТИ МЕТОДОМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №201390

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

химия

Объем работы170
Год сдачи2015
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Современное состояние и перспективы развития процессов глубокой переработки углеводородного сырья 13
1.1. Процессы глубокой переработки углеводородного сырья 13
1.2. Процесс каталитической депарафинизации дизельных фракций нефти .. 19
1.3. Пути совершенствования катализаторов процесса депарафинизации
дизельных фракций нефти 34
1.4. Моделирование процессов глубокой переработки углеводородного сырья
как способ повышения их ресурсоэффективности 43
1.4.1. Подходы к моделированию процессов глубокой переработки
углеводородного сырья 44
1.4.2. Моделирование процесса каталитической депарафинизации 58
1.5. Постановка цели и задач исследования 65
Выводы по главе 1 68
Глава 2. Характеристика объекта исследования, исходных материалов, методология и методы диссертационного исследования 71
2.1. Характеристика объекта исследования, исходных материалов 71
2.2. Стратегия системного анализа в исследовании химико-технологических
систем 80
2.3. Метод математического моделирования 82
2.4. Математическое моделирование каталитических процессов
нефтепереработки 85
2.5. Квантово-химические методы расчета термодинамических параметров . 87
2.6. Физико-химические методы исследования характеристик нефтяных
фракций 90
Выводы по главе 2 93
Глава 3. Построение кинетической модели процесса каталитической депарафинизации углеводородного сырья 95
3.1. Выбор и обоснование уровня формализации схемы превращений
углеводородов в процессе каталитической депарафинизации 95
3.1.1. Механизмы реакций на катализаторе процесса депарафинизации 97
3.1.2. Оценка реакционной способности различных групп углеводородов в
процессе каталитической депарафинизации 99
3.2. Составление системы уравнений кинетической модели процесса
каталитической депарафинизации 106
3.3. Определение кинетических параметров модели 109
3.4. Расчет реактора процесса каталитической депарафинизации и выбор
гидродинамической модели 111
3.6. Программная реализации кинетической модели процесса каталитической депарафинизации 115
Выводы по главе 3 118
Глава 4. Влияние технологических параметров на процесс каталитической депарафинизации и оптимизация технологического режима в зависимости от состава сырья 121
4.1. Влияние температуры на состав продукта процесса каталитической
депарафинизации 121
4.2. Влияние расхода сырья на состав продукта процесса каталитической
депарафинизации 125
4.3. Влияние расхода водородсодержащего газа на состав продукта процесса
каталитической депарафинизации 127
4.4. Влияние состава сырья на состав продукта процесса каталитической
депарафинизации 129
4.5. Установление оптимальных режимов работы реактора каталитической депарафинизации в зависимости от состава сырья 131
Выводы по главе 4 133
Глава 5. Повышение ресурсоэффективности процесса каталитической депарафинизации путем прогнозирования работы сопряженной системы «реактор - колонна стабилизации» 135
5.1. Разработка модели колонны стабилизации продукта процесса каталитической депарафинизации 139
5.2. Прогнозный расчет работы реактора депарафинизации и колонны стабилизации продукта 141
5.3. Оптимизация схемы направления потоков в колонну стабилизации 145
5.4. Повышение ресурсоэффективности процесса каталитической депарафинизации и каталитического риформинга путем оптимального распределения сырьевых и продуктовых потоков 147
Выводы по главе 5 148
Заключение 150
Список литературы 154
Приложение А 170

Актуальность работы
При оптимизации и прогнозировании производства компонентов дизельных топлив и автомобильных бензинов нефтеперерабатывающим предприятиям необходимо одновременно решать две основные задачи: поддержание высокого выхода продуктов при сохранении требуемого качества и минимизации затрат ресурсов. Такое производство представляет собой сложную многостадийную химико-технологическую систему, включающую взаимосвязанные стадии гидроочистки, депарафинизации, стабилизации и ректификации. Оптимизация работы такой системы в целом возможна только при условии повышения эффективности каждого из сопряженных процессов и аппаратов всех стадий методом математического моделирования с учетом их взаимосвязи.
Ранее на кафедре химической технологии и химической кибернетики Томского политехнического университета были установлены термодинамические и кинетические закономерности, разработаны математические модели каждой стадии производства синтетических моющих средств из узкой нефтяной фракции нормальных парафиновых углеводородов С9-С14 (процессы дегидрирования парафинов, гидрирования диолефинов, алкилирования бензола олефинами), а также математическая модель совмещенных процессов, протекающих в системе аппаратов «реактор - регенератор» с учетом их сопряженности. Внедрение разработанных моделей в промышленное производство позволило значительно повысить эффективность и стабильность работы установки получения линейных алкилбензолов за счет углубления переработки нефти.
В настоящее время актуальной проблемой остается повышение ресурсоэффективности процессов переработки широкой дизельной фракции, содержащей парафиновые, нафтеновые, ароматические и олефиновые углеводороды, для производства компонентов дизельных топлив и бензинов.
Актуальным является совершенствование процесса каталитической депарафинизации с использованием метода математического моделирования на основе учета термодинамических и кинетических закономерностей процесса и взаимосвязи процессов и аппаратов сопряженной системы «реактор - колонна стабилизации», позволяющее выработать рекомендации, во-первых, по регулированию технологических условий процесса депарафинизации дизельных фракций, что обеспечивает достижение оптимального выхода продукта и соблюдение норм по низкотемпературным характеристикам при изменении углеводородного состава сырья, во-вторых, по снижению коррозионных эффектов в аппаратах блока ректификации за счет удаления сероводорода из стабильного бензина.
Работа выполнена в рамках государственного задания в сфере научной деятельности 1.1404.2014 (2014-2015 г.), при поддержке грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ НШ-422.2014.8 (2014-2015 г.), для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики СП-4495.2013.1 (2013-2015 г.)
Объект исследования: промышленные процессы и аппараты каталитической депарафинизации дизельных фракций нефти.
Предмет исследования: термодинамические и кинетические закономерности процесса каталитической депарафинизации дизельных фракций нефти.
Степень разработанности темы
Исследования процесса каталитической депарафинизации ведутся научными коллективами ОАО «ВНИПИнефть», г. Москва (В.М. Капустин, И.Е. Кузора и др.), ОАО «ВНИИ НП», г. Москва (В.А. Хавкин, Л.А. Гуляева и др.), ООО «РН-ЦИР», г. Москва (Д.Н. Герасимов, В.В. Фадеев и др.), УГНТУ, г. Уфа (Салихов А.И., и др.), СибГТУ, г. Красноярск (О.А. Дружинин и др.).
Важными являются исследования с целью разработки более эффективных катализаторов и процессов каталитической депарафинизации, а также исследования влияния технологических условий и конструкций аппаратов на выход и состав продукта в промышленных и лабораторных условиях.
Недостаточно изученными являются термодинамические и кинетические закономерности процесса каталитической депарафинизации. Их исследование позволяет осуществить моделирование данного процесса с целью его совершенствования.
Цель работы заключается в совершенствовании сопряженной работы системы «реактор - колонна стабилизации» путем прогнозирования с использованием математических моделей процессов в аппаратах, разработанных на основе сочетания вычислительного и промышленного эксперимента, а также квантово-химических методов, с учетом термодинамических и кинетических закономерностей процесса каталитической депарафинизации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Установление кинетических и термодинамических закономерностей превращения углеводородов при их глубокой переработке в промышленных реакторах депарафинизации.
2. Разработка, программная реализация и проверка на адекватность модели реактора процесса каталитической депарафинизации.
3. Исследование влияния технологических параметров на процесс каталитической депарафинизации и оптимизация технологического режима в зависимости от состава сырья.
4. Установление оптимальной схемы направления потоков в колонну стабилизации и оптимальных режимов ее работы с учетом изменения состава сырья для удаления сероводорода из стабильного бензина.
5. Повышение ресурсоэффективности процесса депарафинизации и каталитического риформинга путем увеличения октанового числа бензина депарафинизации и ресурса сырья установки риформинга вовлечением бензина депарафинизации в переработку на установке риформинга.
Научная новизна
1. Установлены кинетические закономерности превращения реагентов в процессе каталитической депарафинизации, численно выражаемые значениями констант скоростей реакций: реакции гидрокрекинга и гидроизомеризации протекают с самыми высокими скоростями и имеют одинаковый порядок значений констант скоростей (1,16-10-2 и 0,93-10-2 л-с-1-моль-1 соответственно); реакции дегидрирования н-парафинов, гидрирования полиароматических углеводородов, образования кокса из полиароматических соединений, образования меркаптанов из олефинов и сероводорода сопоставимы и протекают с более низкой скоростью, что следует из значений констант скоростей
реакция гидрирования моноароматических углеводородов протекает с наименьшей скоростью (константа скорости равна 7,34-10-7 л-с-1-моль-1).
2. Установлено, что оптимальная температура в реакторе депарафинизации
зависит от состава и расхода сырья: в диапазоне расхода сырья 295-325 м3/ч оптимальная температура находится в интервале 352-356 °С для сырья с высоким содержанием н-парафинов С10-С27 (19 % мас.), и в интервале 346-350 °С для сырья с низким содержанием н-парафинов С10-С27 (14 % мас.). Поддержание оптимальной температуры позволяет получать высокий выход компонентов дизельных топлив (59 %) при сохранении требуемых низкотемпературных свойств (температура помутнения -26 °С, предельная температура фильтруемости -28 °С, температура застывания -35 °С).
3. Установлено, что ввод стабильного бензина в нижнюю часть колонны и водородсодержащего газа в смеси с сырьем колонны позволяет повысить
паровой поток в колонне стабилизации за счет увеличения количества легких углеводородов, что выражается снижением выхода сероводорода в составе стабильного бензина. При этом оптимальный технологический режим работы колонны стабилизации зависит от состава продукта реакторного блока процесса депарафинизации: при увеличении содержания сероводорода в составе продукта реакторного блока за счет увеличения содержания олефинов и сероводорода в сырье и протекания реакций образования меркаптанов с последующим их гидрированием от 0,14 до 0,28 % мас. расход водородсодержащего газа в колонну повышается от 500 нм3/ч до 700 нм3/ч, расход орошения в колонну составляет 90 м3/ч, стабильного бензина - 10 м3/ч. Проведение процесса при оптимальном режиме обеспечивает снижение содержания сероводорода в составе стабильного бензина со 100,0-220,0 до (0,0±0,1) ppm и тем самым повышает его безопасность за счет снижения его коррозионной активности.
Теоретическая значимость работы заключается в установлении термодинамических и кинетических закономерностей протекания процесса каталитической депарафинизации, схемы химических превращений, режимов работы сопряженной системы «реактор - колонна стабилизации» в зависимости от состава перерабатываемого сырья.
Практическая значимость работы
Оптимальные режимы работы реактора депарафинизации используется на ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» (г. Кириши, Ленинградская область), что позволяет достичь оптимальный выход компонентов дизельного топлива (59 %) с требуемыми низкотемпературными характеристиками (температура помутнения -26 °С, предельная температура фильтруемости -28 °С, температура застывания -35 °С).
Оптимальная схема направления потоков в колонну стабилизации используется на ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» и включает ввод стабильного бензина с блока ректификации в нижнюю часть колонны в объеме 10 м3/ч и водородсодержащего газа в поток питания колонны в объеме от 500 до 700 нм3/ч в зависимости от состава сырья. Это повышает количество парового потока, что приводит к снижению содержания сероводорода в стабильном бензине до (0,0±0,1) ppm и, следовательно, снижению его коррозионной активности, что позволяет продлить срок службы аппаратов блока ректификации.
Вовлечение стабильного бензина каталитической депарафинизации в переработку на установке каталитического риформинга позволяет повысить эффективность производства за счет увеличения производительности установки риформинга на 8-10 % и повышения качества бензина депарафинизации увеличением его октанового числа с 68-70 пунктов до 96-97 пунктов путем переработки в процессе риформинга.
Зарегистрированная программа расчета технологических показателей и состава продукта промышленного процесса каталитической депарафинизации используется на кафедре химической технологии топлива и химической кибернетики Томского политехнического университета в учебной работе при реализации лабораторных работ в рамках курса «Компьютерные моделирующие системы в химической технологии», при осуществлении курсового и дипломного проектирования по направлениям 18.03.01 «Химическая технология» и 18.03.02. «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».
Методология и методы диссертационного исследования
Исследования выполнены с использованием стратегии системного анализа для изучения химико-технологической системы «реактор - колонна стабилизации» декомпозицией ее на иерархические ступени и определением связей между ними: молекулярный уровень (механизм реакций на поверхности катализатора), физико-химический процесс в аппарате, взаимосвязь процессов и аппаратов химико-технологической системы. В работе применялся метод математического моделирования, как основной метод стратегии системного анализа, методы квантовой химии для расчета термодинамических характеристик веществ, методы математической статистики для оценки погрешности расчетов на модели.
Положения, выносимые на защиту
1. Положение о формализованной схеме превращений углеводородов в процессе каталитической депарафинизации.
2. Положения о кинетической модели и ее кинетических параметрах.
3. Положение об оптимальных режимах в реакторе каталитической депарафинизации в зависимости от состава перерабатываемого сырья.
4. Положение об оптимальной схеме направления потоков в колонну стабилизации продукта каталитической депарафинизации.
Степень достоверности результатов
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждена большим массивом экспериментальных данных с промышленной установки в широких интервалах изменения технологических параметров и составов сырьевых и продуктовых потоков; проверкой модели на адекватность, которая показала, что абсолютная погрешность расчетов сопоставима с погрешностью экспериментального определения содержания углеводородов и не превышает 1,16 % мас.; обсуждением основных положений работы на всероссийских и международных научных мероприятиях и их публикацией в рецензируемых научных журналах.
Личный вклад состоит в определении термодинамических параметров реакций процесса каталитической депарафинизации, установлении схемы химических превращений. Создана модель процесса и на ее основе программа для оптимизации промышленного процесса. Определены кинетические параметры модели. Разработана модель колонны стабилизации. Проведены прогнозные расчеты работы системы «реактор - колонна стабилизации», на основе которых выработаны рекомендации по оптимальным режимам работы реактора депарафинизации и оптимальной схеме направления потоков в колонну стабилизации в зависимости от состава перерабатываемого сырья.
Результаты исследований являются оригинальными и получены лично Белинской Н.С. или при ее непосредственном участии.
Апробация работы
Результаты исследований, проведенных в рамках написания диссертационной работы, представлены и обсуждены на научно-технических конференция и симпозиумах всероссийского и международного уровней: Международная научно-практическая конференция INTECH-ENERGY «Новые процессы, технологии и материалы XXI века в нефтяной отрасли (г. Москва, 2012 г.); I Международная научно-практическая конференция «Технические науки: современные проблемы и перспективы развития» (г. Йошкар-Ола, 2012 г.); XVII Международный научный симпозиум имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых «Проблемы геологии и освоения недр» (г. Томск, 2013 г.); XVIII Международный научный симпозиум имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых «Проблемы геологии и освоения недр» (г. Томск, 2014 г.); XV Международная научно-техническая конференция студентов и молодых ученых имени профессора Л.П. Кулёва «Химия и химическая технология в XXI веке» (г. Томск, 2014 г.); XXI Международная конференция по химическим реакторам «Химреактор-21» (г. Делфт, Нидерланды, 2014 г.); 8-й Конкурс проектов молодых ученых в рамках международной выставки «ХИМИЯ+» (г. Москва, 2014 г.).
Публикации
По теме диссертации опубликовано 30 работ, в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК; 4 статьи, индексируемые базами Scopus и Web of Science; получено 3 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ.
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 170 страницах машинописного текста, содержит 39 рисунков, 31 таблицу, 1 приложение, библиография включает 123 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Совершенствование совместной работы системы «реактор - колонна стабилизации» путем прогнозирования ее работы с использованием математических моделей аппаратов, разработанных на основе сочетания вычислительного и промышленного эксперимента, а также квантово¬химических методов, с учетом термодинамических и кинетических закономерностей процесса каталитической депарафинизации, позволяет одновременно решить несколько задач производства компонентов дизельных топлив и автомобильных бензинов путем каталитической депарафинизации дизельных фракций. Во-первых, при производстве компонентов зимнего дизельного топлива оптимальный технологический режим позволяет достичь необходимой степени превращения сырья с минимизацией скоростей образования побочных газообразных продуктов и кокса при поддержании высокого выхода дизельных фракций (на уровне 70-75 %) и сохранении ресурса катализатора. Во-вторых, снижение концентрации сероводорода в получаемой бензиновой фракции до (0,0±О,1) ppm позволяет снизить коррозионные эффекты в блоке ректификации, тем самым увеличивая срок службы оборудования. В-третьих, направление бензиновой фракции на переработку в процессе риформинга позволяет повысить ее качество за счет повышения октанового числа, а также увеличить ресурс сырья процесса риформинга.
По итогам выполненного исследования сделаны следующие выводы:
1. Схема химических превращений в процессе каталитической депарафинизации содержит 9 групп реагентов: н-парафины С10-С27, н-парафины С5-С9, олефины, и-парафины, нафтены, моноароматические углеводороды, полиароматические углеводороды, кокс, меркаптаны, 1 индивидуальный компонент - сероводород, 9 реакций: гидрокрекинг н-парафинов С10-С27, изомеризация н-парафинов через стадию образования олефинов, циклизация и-парафинов, гидрирование моноароматических, полиароматических углеводородов и меркаптанов, образование кокса из полиароматических соединений, гидрирование меркаптанов. Данная схема химических превращений обусловлена возможностью экспериментального определения содержания указанных групп компонентов и индивидуальных веществ, механизмом протекания указанных реакций на поверхности катализаторов депарафинизации и гидроочистки, а также тем, что учтенные реакции протекают самопроизвольно при термобарических условиях процесса (изменение энергии Гиббса при протекании реакций находится в интервале от -8,8 до -252,9 кДж/моль).
2. Реакции гидрокрекинга и гидроизомеризации протекают с самыми высокими скоростями и имеют одинаковый порядок значений констант скоростей (1,16-10-2 и 0,93-10-2 л-с-1-моль-1 соответственно); реакции дегидрирования н-парафинов, гидрирования полиароматических углеводородов, образования кокса из полиароматических соединений, образования меркаптанов из олефинов и сероводорода сопоставимы и протекают с более низкой скоростью
3. Разработанная математическая модель процесса каталитической депарафинизации адекватно описывает реальный процесс, так как абсолютная погрешность расчета содержаний групп углеводородов не превышает 1,16 % мас. Исходя из этого, модель применима для прогнозирования степени превращения и выхода реагентов и компонентов продукта в процессе, а также его оптимизации в интервале допустимых на производстве технологических параметров (температура 335-365 °С, расход сырья в 295-325 м3/ч, расход водородсодержащего газа 35000- 65000 нм3/ч), что обусловлено учетом термодинамических и кинетических закономерностей протекания процесса.
4. Оптимальные режимы процесса каталитической депарафинизации зависят от состава и расхода сырья и составляют: в диапазоне расхода сырья 295-325 м3/ч оптимальная температура в реакторе депарафинизации находится в интервале 352-356 °С для сырья с высоким содержанием н-парафинов С10-С27 (19 % мас.), и в интервале 346-350 °С для сырья с низким содержанием н-парафинов С10-С27 (14 % мас.).
5. Ввод стабильного бензина в нижнюю часть колонны и водородсодержащего газа в смеси с сырьем колонны повышает количество парового потока в колонне стабилизации за счет увеличения количества легких углеводородов, что выражается снижением выхода сероводорода в составе стабильного бензина. При этом оптимальный технологический режим работы колонны стабилизации зависит от состава продукта реакторного блока процесса депарафинизации: при увеличении содержания сероводорода в составе продукта реакторного блока за счет увеличения содержания олефинов и сероводорода в сырье и протекания реакций образования меркаптанов с последующим их гидрированием с 0,14 до 0,28 % мас. расход водородсодержащего газа в колонну повышается от 500 нм3/ч до 700 нм3/ч, расход орошения в колонну составляет 90 м3/ч, стабильного бензина - 10 м3/ч. Проведение процесса при оптимальном режиме обеспечивает снижение содержания сероводорода в составе стабильного бензина с 100,0-220,0 до (0,0±0,1) ppm и тем самым повышает его безопасность за счет снижения его коррозионной активности.
6. Вовлечение стабильного бензина каталитической депарафинизации в переработку на установке каталитического риформинга позволяет повысить эффективность производства за счет увеличения производительности установки риформинга на 8-10 % и повышения качества бензина депарафинизации увеличением его октанового числа с 68-70 пунктов до 96-97 пунктов путем переработки в процессе риформинга.
Перспективным направлением исследований по теме диссертации является учет нестационарности протекания процесса каталитической депарафинизации за счет постепенной дезактивации катализатора, что позволит прогнозировать процесс и подбирать оптимальные режимы с целью получения максимального количества продуктов заданного качества при сохранении ресурса катализатора, что позволит повысить ресурсоэффективность процесса за счет продления срока его службы.



1. Хавкин В.А., Гуляева Л.А., Винокуров Б.В. Место
гидрогенизационных процессов в модернизации нефтеперерабатывающей промышленности России //
Нефтепереработка и нефтехимия. - 2014. - № 7. - С. 8-11.
2. Хавкин В.А., Винокуров Б.В., Гуляева Л.А., Шмелькова О.И., Виноградова Н.Я. О схемах НПЗ глубокой переработки нефти за рубежом и в России // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2011. - № 5. - С. 3-7.
3. Хаджиев С.Н., Капустин В.М., Максимов А.Л., Чернышева Е.А., Кадиев Х.М., Герзелиев И.М., Колесниченко Н.В. Перспективные технологии для нефтепереработки и нефтехимии // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2014. - № 1. - С. 9¬15.
4. Груданова А.И., Хавкин В.А., Гуляева Л.А., Сергиенко С.А., Красильникова Л.А., Мисько О.М. Перспективные процессы производства дизельных топлив для холодного и арктического климата с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2013. - № 12. - С. 3-7.
5. Хавкин В., Гуляева Л., Виноградова Н., Винокуров Б. Совершенствование производства дизельного топлива // Oil and Gas Journal Russia. - 2011. - № 4. - С. 62-64.
6. Лебедев Б.Л., Афанасьев И.П., Ишмурзин А.В., Талалаев С.Ю., Штеба
B. Э., Камешков А.В., Домнин П.И. Производство зимнего дизельного топлива в России // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2015. - № 4. - C. 19-27.
7. Киселёва Т.П., Посохова О.М., Целютина М.И., Резниченко И.Д., Алиев Р.Р., Скорникова С.А. Система катализаторов гидроочистки и депарафинизации для получения дизельного топлива ЕВРО // Катализ в промышленности. - 2014. -№ 2. - С. 45-50.
8. Афанасьев И.П., Лебедев Б.Л., Талалаев С.Ю., Ишмурзин А.В. Исследование сравнительной активности эффективных катализаторов депарафинизации для совершенствования процесса производства зимнего дизельного топлива // Нефтепереработка и нефтехимия. -
2014. - № 4. - С. 27-29.
9. Киселева Т.П., Алиев Р.Р., Скорникова С.А. Усовершенствованные катализаторы депарафинизации для получения низкозастывающего дизельного топлива // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2014. - № 9. - С. 16-19.
10. Киселева Т.П., Гизетдинова А.Ф., Алиев Р.Р., Скорникова С.А. Влияние природы цеолита на эффективность катализаторов гидроизомеризации и гидродепарафинизации нефтяных фракций // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2015. - № 4. -
2015. - С. 17-24 с.
11. Герасимов Д.Н., Фадеев В.В., Логинова А.Н., Лысенко С.В. Гидроизомеризация длинноцепочечных парафинов: механизм и катализаторы. Часть 1 // Катализ в промышленности. - 2015. - № 1. - С. 27-54.
12. Капустин В.М., Лурия В.Б. ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ». Модернизация установки гидроочистки с целью получения дизельного топлива Евро-5 // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2014. - № 1. - С. 31-32.
13. Анчита Х., Спейт Дж. (ред.) Переработка тяжелых нефтей и нефтяных остатков. Гидрогенизационные процессы : пер. с англ.; под ред. О.Ф. Глаголевой. - СПб.: ЦОП «Профессия». - 2012. - 384 с.
14. Капустин В.М. Инновационное развитие нефтепереработки и нефтехимии России // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2011. - С. 3-7.
15. ГОСТ 305-2013. Топливо дизельное. Технические условия. - М.: Стандартинформ, 2013, 27 с.
16. ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия. - М.: Стандартинформ, 2009, 10 с.
17. Панов А.В., Генералов В.Н., Виноградова Н.Я., Гуляева Л.А., Хавкин В.А., Шмелькова О.И. Разработка вариантов реконструкции установок гидроочистки ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2014. - № 3. - С. 14¬
18.
18. ГОСТ Р 52368-2005. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия. - М.: Стандартинформ, 2009, 34 с.
19. Агаев С.Г., Глазунов А.М., Гультяев С.В., Яковлев Н.С.. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив: монография. - Тюмень: ТюмГНГУ. - 2009. - 145 с.
20. ГОСТ Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия. - М. : Стандартинформ, 2013, 12с.
21. Энглин Б.А.. Применение жидких топлив при низких температурах. - М.: Химия, 1980. - 208 с.
22. Овчинникова А.В., Болдинов В.А., Есипко Е.А., Прозорова И.С. Влияние н-парафинов на низкотемпературные свойства летнего дизельного топлива // Химия и технология топлив и масел. - 2005. - №6. - С. 28-31.
23. Han S., Wang P., Wang Y., Ren T. Impact of alkyl methacrylate-maleic anhydride-alkyl methacrylate terpolymers as cold flow improver on crystallization behavior of diesel fuel // Process Safety and Environmental Protection. - 2010. - Vol. 88. - Issue 1. - P. 41-46.
24. Митусова Т.Н., Сафонова Е.Е., Брагина Г.А., Бармина Л.В. Дизельные топлива и присадки, допущенные к применению в 2001-2004 гг. // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2006. - №1. - С. 12-14.
25. Kondrasheva N.K. Influence of synthetic and natural depressing additives on low-temperature properties of diesel oils of various composition // Chemistry and Technology of fuels and oils. - 2012. - Issue 6. - P. 39-40.
26. Кондрашева Н.К. Влияние депрессорных присадок на основе сополимеров этилена с винилацетатом на низкотемпературные свойства компонентов легких и тяжелых марок судовых топлив // Нефтехимия. - 2013. - Т. 53, № 5. - C. 384-392.
27. Патент 2280067 Российская Федерация, МПК C10L1/22. Присадка к дизельному топливу, дизельное топливо / Ланчаков Г.А., Кабанов О.П., Винокуров В.А., Башкатова С.Т., Журавлев А.Н., Кабанова Е.Н. Заявлено 03.03.2005. Опубликовано 20.07.2006. Бюл. № 20. - 5 с.
28. Feng L., Zhang Z., Wang F., Wang T., Yang S. Synthesis and evaluation of alkyl acrylate-vinyl acetate-maleic anhydride terpolymers as cold flow improvers for diesel fuel // Fuel Processing Technology. -2014. - Vol. 118. - P. 42-48.
29. Sharafutdinov I., Stratiev D., Shishkova I., Dinkov R., Batchvarov A., Petkov P., Rudnev N. Cold flow properties and oxidation stability of blends of near zero sulfur diesel from Ural crude oil and FAME from different origin // Fuel. - 2012. - Vol. 96. - P. 556-567.
30. Matishev V.A. Complexation with Carbamide. Past, Present, Future // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. - 2000. - Vol. 36. - Issue 5. - P. 386-391.
31. Патент 2 458 970 Российская Федерация, Способ депарафинизации нефтепродуктов / Агаев С.Г., Яковлев Н.С., Зима Е.Ю. Заявлено 24.06.2011. Опубликовано 20.08.2012. Бюл. № 23. - 6 с.
32. Мамедов Д.Н., Алиев Р.Р., Резниченко И.Д., Ибрагимов Р.Г., Амиров Н.Н. Промышленный опыт эксплуатации катализатора АГКД-400БН в процессе гидроочистки дизельных дистиллятов, содержащих вторичные компоненты // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2010. - № 3. - C. 24-25.
33. Wandas R., Chrapek T. Hydrotreating of middle distillates from destructive petroleum processing over high-activity catalysts to reduce nitrogen and improve the quality // Fuel Processing Technology. - 2004. - Vol 85. - Issue 1. - P. 1333-1343.
34. Duker A. Improving the cold flow property // Hydrocarbon Engineering. -
2008. - Vol.12. -Issue 11. - P. 44-50.
35. Дружинин О.А. Деструктивные гидрогенизационные процессы при получении низкозастывающих дизельных топлив диссертация на соискание ученой степени кандидата химических наук: спец. 05.17.07 / ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» ОАО «НК»Роснефть»; науч. рук. В.П. Твердохлебов. - Защищена 02.06.2009 г. - Красноярск:
2009. - 122 с.
36. Perry R.I., Davis F.E., Smith R.B. // Oil and Gas. - 1978. - Vol. 76. - № 21. - P. 78.
37. Айрленд Г.Р., Редини К., Рафф А.С., Фава Л. // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. - 1979. - № 5. - C. 86-91.
38. Чистяков В.Н., Пиджаков Д.А. Опыт освоения установки
гидродепарафинизации дизельного топлива ГДС-850 //
Нефтепереработка и нефтехимия. - 2004. - № 7. - C. 7-11.
39. Афанасьев И.П., Ишмурзин А.В., Талалаев С.Ю., Лебедев Б.Л. Разработка промышленной технологи производства зимнего дизельного топлива смешиванием дизельной и керосиновой фракции // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2014. - № 4. - C. 10-18.
40. Афанасьев И.П., Лебедев Б.Л., Ишмурзин А.В., Талалаев С.Ю., Вышенцев А.Ю., Антипин С.Г. Мониторинг процесса депарафинизации дизельного топлива и реактивация катализатора СГК-1 // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2014. - № 4. - C. 18-22.
41. Нападовский В.В., Ежов В.В., Баклашов К.В., Лебедев Ю.Н., Левандовский А.С., Мелехин В.В., Зайцев В.Г. Установка глубокого гидрооблагораживания дизельного топлива. Строительство и пуск в ОАО «НК «РОСНЕФТЬ»--КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ» // Химия и технология топлив и масел. - 2006. - № 5. - C. 13-17.
42. Бурюкин Ф.А., Косицына С.С., Савич С.А., Смирнова Е.В., Хандархаев С.В. Улучшение качества низкозастывающих дизельных топлив в процессе каталитической гидродепарафинизации // Известия Томского политехнического университета. - 2014.- Т. 325. - № 3. - C. 14-22.
43. Кукс И.В., Капустин В.М., Кузора И.Е., Цветков Д.А. ОАО «Ангарская НХК». Проектные решения для установки гидроочистки и изодепарафинизации дизельного топлива. Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2014. - № 1. - C. 36-37.
44. Герасимов Д.Н. Изодепарафинизация нефтяного сырья на платиновых цеолитсодержащих катализаторах: диссертация на соискание ученой степени кандидата химических наук: спец. 05.17.07 / Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М. Губкина; науч. рук. С.В. Лысенко. - Защищена 19.06.2014 г. - Москва: 2014. - 134 с.
45. Остроумова В.А. Гидроизомеризация высших н-алканов и дизельных фракций на бифункциональных катализаторах, содержащих мезопористые алюмосиликаты: диссертация на соискание ученой степени кандидата химических наук: спец. 02.00.13 / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; науч. рук.
Э.А. Караганов. - Защищена 14.12.2012 г. - Москва: 2012. - 132 с.
46. Jaroszewska K., Masalska A., Marek D., Jolanta G., Zemska A. Effect of support composition on the activity of Pt and PtMo catalysts in the conversion of n-hexadecane // Catalysis Today. - 2014. - Vol. 223. - P. 76-86.
47. Eswaramoorthi I., Sundaramurthy V., Lingappan N. Hydroisomerisation of
C6-C7 n-alkanes over Pt loaded zirconium containing Al-MCM-41 molecular sieves // Microporous and Mesoporous Materials. - 2004. -Vol. 71. - Issue 1-3. - P. 109-115.
48. Mehla S., Krishnamurthy K.R., Viswanathan B., John M., Niwate Y., Kumar S.A.K., Pai S.M., Newalkar B.L. n-Hexadecane hydroisomerization over BTMACl/TEABr/MTEABr templated ZSM-12 // Microporous and Mesoporous Materials. - 2012. -Vol. 177. - P. 120-126.
49. Martens J.A., Verboekend D., Thomas K., Vanbutsele G., Perez-Ramirez J., Gilson J. Hydroisomerization and hydrocracking of linear and multibranchedlong model alkanes on hierarchical Pt/ZSM-22 zeolite // Catalysis Today. - 2013. - Vol. 218-219. - P. 135-142.
50. Wang G., Liu Q., Su W., Li X., Jiang Z., Fang X., Han C., Li C. Hydroisomerization activity and selectivity of n-dodecane over modified Pt/ZSM-22 catalysts // Applied Catalysis A: General. - 2008. - Vol. 335.- Issue 1. - P. 20-27.
51. Huybrechts W., Thybaut J.W., Waele B.R., Vanbutsele G., Houthoofd K.J., Bertinchamps F., Denayer J.F.M., Gaigneaux E.M., Marin G.B., Baron G.V., Jacobs P.A., Martens J.A. Bifunctional catalytic isomerization of decane over MTT-type aluminosilicate zeolite crystals with siliceous rim // Journal of Catalysis. - 2006. - Vol. 239. -Issue 2. - P. 451-459.
52. Liu Y., Qu W., Chang W., Pan S., Tian Z., Meng X., Rigutto M., Made A., Zhao L., Zheng X., Xiao F. Catalytically active and hierarchically porous SAPO-11 zeolite synthesized in the presence of polyhexamethylene biguanidine // Journal of Colloid and Interface Science. - Vol. 418. - 2014. - P. 193-199.
53. Gong S., Chen N., Nakayama S., Qian E.W.Isomerization of n-alkanes derived from jatropha oil over bifunctional catalysts // Journal of Molecular Catalysis A: Chemical. - 2013. - Vol. 370. - P. 14-21.
54. Tian S., Chen J. Hydroisomerization of n-dodecane on a new kind of bifunctional catalyst: Nickel phosphide supported on SAPO-11 molecular sieve // Fuel Processing Technology. - 2014. - Vol. 122. - P. 120-128.
55. Mota F.M., Bouchy C., Guillon E., Fecant A., Bats N., Martens J.A. IZM- 2: A promising new zeolite for the selective hydroisomerization of long- chain n-alkanes // Journal of Catalysis. - 2013. - Vol. 301. - P. 20-29.
56. Karthikeyan D., Lingappan N., Sivasankar B., Jabarathinam N.J. Activity and selectivity for hydroisomerisation of n-decane over Ni impregnated Pd/H-mordenite catalysts // Applied Catalysis A: General. - 2008. - Vol. 345. -Issue 1. - P. 18-27.
57. Mihalyi R.M., Lonyi F., Beyer H.K., Szegedi A., Kollar M., Pal-Borbely G., Valyon J. n-Heptane hydroconversion over nickel-loaded aluminum- and/or boron-containing BEA zeolites prepared by recrystallization of magadiite varieties // Journal of Molecular Catalysis A: Chemical. - Vol. 367. - 2013. - P. 77-88.
58. Rezgui Y., Guemini M. Hydroisomerization of n-decane over Ni-Pt-W supported on amorphous silica-alumina catalysts // Applied Catalysis A: General. - 2010. - Vol. 374. - Issues 1-2. - P. 31-40.
59. Masalska A. Hydrogenation of aromatic compounds during gas oil hydrodewaxing I. Effect of ruthenium content and method of nickel catalyst preparation // Catalysis Today. - 2008. - Vol. 137. - Issues 2-4. - P. 439-445.
60. Batalha N., Pinard L., Bouchy C., Guillon E., Guisnet M. n-Hexadecane hydroisomerization over Pt-HBEA catalysts. Quantification and effect of the intimacy between metal and protonic sites // Journal of Catalysis. - 2013. - Vol. 307. - P. 122-131.
61. Lee H.W., Jeon J.K., Jeong K.E., Kim C.U., Jeong S.Y., Han J., Park Y.K. Hydroisomerization of n-dodecane over Pt/Y zeolites with different acid Characteristics // Chemical Engineering Journal. - 2013. - Vol. 232. - P. 111-117.
62. Regali F., Liotta L.F., Venezia A.M., Boutonnet M., Jaras S. Hydroconversion of n-hexadecane on Pt/silica-alumina catalysts: Effect of metal loading and support acidity on bifunctional and hydrogenolytic activity // Science Applied Catalysis A: General. - 2014. - Vol. 469. - P. 328-339.
63. Kasian N., Verheyen E., Vanbutsele G., Houthoofd K., Koranyi T.I., Martens J.A., Kirschhock C.E.A. Catalytic activity of germanosilicate UTL zeolite in bifunctional hydroisomerisation of n-decane // Microporous and Mesoporous Materials. - Vol. 166. - 2013.- P. 153-160.
64. Dr. Hartmut Weyda, Dr. Ernst Kohler - SUD-CHEMIE AG. Modern
refining concepts - No oil refining without hydroprocessing [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kfupm.edu.sa/catsymp/
Symp12th/Data%5CSudChemie-7.pdf, свободный
65. Criteron catalysts and technologies. Diesel dewaxing catalysts.
[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s06.static-
shell. com/content/dam/shell/static/criterion/downloads/pdf/fact- sheets/dewaxing-factsheethires. pdf, свободный.
66. Rakoczy R. A. Consider catalytic dewaxing as a tool to improve diesel
cold-flow properties [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.hydrocarbonprocessing.com/Article/3224384/Consider- catalytic-dewaxing-as-a-tool-to-improve-diesel-cold-flow-properties.html, свободный.
67. Жоров Ю.М. Расчеты и исследования химических процессов нефтепереработки. - Химия. - 1973. - 216 с.
68. Ho T.C. Kinetic Modeling of Large-Scale Reaction System // Catalysis Reviews. - 2008. - Vol. 50. - Issue 3. - P. 287-378.
69. Jacob S.M., Gross B., Volz S.E., Weekman V.M. A lumping and reaction scheme for catalytic cracking // AIChE Journal. - 1976. - Vol. 22. - Issue
4. - P. 701-713.
70. Lababidi H.M.S., Al Humaidan F.S. Modeling the hydrocracking kinetics of atmostheric residue in hydrotreating process by the continuous lumping approach // Energy & Fuels. - 2011. - Vol. 25. - Issue 5. - P. 1939-1949.
71. Stangeland B.E. A kinetic model for the prediction of hydrocracker yields // Industrial and Engineering Chemistry Process Design and Development.
- 1974. - Vol. 13. - Issue 1. - P. 71-76.
72. Weekman V.W., Nace D.M. Kinetics of catalytic cracking selectivity in fixed, moving, and fluid bed reactors // AlCheE Journal. - 1970. - Vol. 16.
- Issue 3. - P. 397-404.
73. Lee L.S., Chen Y.W., Huang T.N., Pan W.Y. Four-lump kinetic model for fluid catalytic cracking process // Canadian Journal of Chemical Engineering. - 1989. - Vol. 67. - Issue 4. - P. 615-619.
74. Krishna R., Saxena A.K., Use of an axial-dispersion model for kinetic description of hydrocracking // Chemical Engineering Science. - Vol. 44. - Issue 3. - P. 703-712.
75. Mohanty S., Saraf D.N., Kunzru D. Modeling of a hydrocracking reactor // Fuel Processing Technology. - 1991. - Vol. 29. - Issues 1-2. - P. 1-17.
76. Ancheyta-Juarez J., Lopeza-Isunza F., Aguilar-Rodriguez E., Moreno- Mayorga J.C. A strategy for kinetic parameter estimation in the fluid catalytic cracking process // Industrial & Engineering Chemistry Research.
- 1997. - Vol. 36. - Issue 12. - P. 5170-5174.
77. Ancheyta J., Sotelo R. Kinetic modeling of vacuum gasoil catalytic cracking // Journal of the Mexican Chemical Society. - 2002. - Vol. 46. - Issue 1. - P. 38-42.
78. de Almeida R.M. Guirardello R. Hydroconversion kinetics of Marlin vacuum residue // Catalysis Today. - 2005. - Vol. 109. - Issues 1-4. - P. 104-111.
79. Bollas G.M., Lappas A.A., Iatridis D.K., Vasalos I.A. Five-lumps kinetic model with selective catalyst deactivation for the prediction of the product selectivity in the fluid catalytic cracking process // Catalysis today. - 2007.
- Vol. 127. - Issues 1-4. - P. 31-43.
80. Balasubramanian P., Pushpavanam S. Model discrimination in hydrocracking of vacuum gas oil using discrete lumped kinetics // Fuel. - 2008. - Vol. 87. - Issues 8-9. - P. 1660-1672.
81. Krishan P. C., Balasubramanian P. Analytical solution for discrete lumped kinetic equations in hydrocracking of heavier petroleum fractions // Industrial & Engineering Chemistry Research. - 2009. - Vol. 48. - Issue 14. - P. 6608-6617.
82. Sadighi S., Ahmad A., Rashidzadeh M. 4-lump kinetic model for vacuum gas oil hydrocracker involving hydrogen consumption // Korean Journal of Chemical Engineering. - 2010. - Vol. 27. - Issue 4. - P. 1099-1108.
83. Мурзагалеев Т.М. Исследование превращений высокомолекулярных нефтяных компонентов в присутствии катализаторов на основе цеолитов и нанопорошков металлов: диссертация на соискание ученой степени кандидата химических наук: спец. 02.00.13 / Федеральное государственной бюджетное учреждение науки Институт химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук; науч. рук.
А.В. Восьмериков. - Защищена 12.09.2012 г. - Томск: 2012. - 131 с.
84. Zhou H., Lu J., Cao Z., Shi J., Pan M., Li W., Jiang Q. Modeling and optimization of an industrial hydrocracking unit to improve the yield of diesel or kerosene // Fuel. - 2011. - Vol. 90. - P. 3521-3530.
85. Puron H., Arcelus-Arrillaga P., Chin K.K., Pinilla J.L., Fidalgo B., Millan M. Kinetic analysis of vacuum residue hydrocracking in early reaction stages // Fuel. - 2014. - Vol. 117. - P. 408-414.
86. Froment G.F. Single event kinetic modelling of complex catalytic processes // Catalysis Reviews. - 2005. - Vol. 45. - P. 83-124.
87. Ancheyta J., Sanchez S., Rodrigues M.A. Kinetic modelling of hydrocracking of heavy oil fraction: a review // Catalysis Today. - 2005. - Vol. 109. - Issues 1-4. - P. 76-92.
88. Baltanas M.A., Van Raemdonck K.K., Froment G.F., Mohedas S.R. Fundamental kinetic modeling of hydroisomerization and hydrocracking on noble-metal-loaded faujasites. 1. Rate parameters for hydroisomerization // Industrial & Engineering Chemistry Research. - 1989. - Vol. 28. - Issue 7.
- P. 899-910.
89. Vynckier E., Froment G.F. Modelling of the kinetics of complex processes based upon elementary steps, in: Kinetic and Thermodynamic Lumping of Multicomponent Mixtures (G. Astarita and S. I. Sandler, Eds.). - Elsevier, Amsterdam.1991. - P. 131-161.
90. Feng W., Vynckier E., Froment G.F. Single event kinetics of catalytic cracking // Industrial & Engineering Chemistry Research. - 1993. - Vol. 32. - Issue 12. - P. 2997-3005.
91. Schweitzer J. M., Galtier P., Schweich D. A single events kinetic model for the hydrocracking of paraffins in a three-phase reactor // Chemical Engineering Science. - 1999. - Vol. 54. - Issues 13-14. - P. 2441-2452.
92. Martens G.G., Marin G.B., Martens J.A., Jacobs P.A., Baron G.V. A fundamental kinetic model for hydrocracking of C8 to C12 Alkanes on Pt/US-Y Zeolites // Journal of Catalysis. - Vol. 195. - Issue 2. - P. 253¬267.
93. Топильников В.И., Сосна М.Х. Моделирование процесса гидрокрекинга парафиновых углеводородов // Химия и технология топлив и масел. - 2012. - № 2. - C. 34-38.
94. Топильников В.И., Сосна М.Х., Лапидус А.П. Разработка модели процесса гидрокрекинга нормальных парафинов // Химия твердого топлива. - 2012. - № 2. - C. 25-31.
95. Shahrouzi J.R., Guillaume D., Rouchon P., da Costa P. Stochastic simulation and single events kinetic modeling: application to olefin oligomerization // Industrial & Engineering Chemistry Research. - 2008. - Vol. 47. - Issue 13. - P. 4308-4316.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ