Методика расследования преступлений, связанных с превышением должностных полномочий
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКА-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с
превышением должностных полномочий.
1.2 Криминалистическая характеристика преступлений связанных с
превышением должностных полномочий.
1.3 Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, связанных с превышением должностных полномочий.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Нормативно правовое регулирование вопросов взаимодействия следователя с органом дознания при расследовании преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
2.2 Типичные следственные ситуации и алгоритмизация действий субъектов права применения на первоначальных и последующих этапах расследования преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКА-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
1.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с
превышением должностных полномочий.
1.2 Криминалистическая характеристика преступлений связанных с
превышением должностных полномочий.
1.3 Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, связанных с превышением должностных полномочий.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Нормативно правовое регулирование вопросов взаимодействия следователя с органом дознания при расследовании преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
2.2 Типичные следственные ситуации и алгоритмизация действий субъектов права применения на первоначальных и последующих этапах расследования преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вступив в новый этап экономического развития наше государство, столкнулось с рядом проблем, приведших к расслоению населения и рушению старых идеалов.
В настоящее время для людей всё более приоритетным становится материальное благо, нежели моральное нормы, есть люди, которые считают, что для них закон не писан, поэтому используют свои должности как возможность «улучшить своё материальное положение».
В Санкт-Петербурге по делу о превышении полномочий задержан ректор университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский задержан по делу о превышении полномочий. «На данный момент мы не ожидаем поступления ходатайства об избрании меры пресечения в отношении Сергея Бачевского. Преступление, предусмотренное статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), является преступлением средней тяжести», — приводит ТАСС сообщение пресс-секретаря Санкт- Петербургского городского суда Дарьи Лебедевой. В четверг в учебном заведении был проведен обыск, сообщили в пресс-службе вуза.
11 мая УФСБ по Петербургу и Ленинградской области сообщило о задержании одного из руководителей университета им. Бонч-Бруевича «в рамках расследования уголовного дела, возбужденного следственной службой управления по признакам превышения должностных полномочий должностными лицами университета. О том, что задержанный — ректор Сергей Бачевский, сообщали источники «Ъ-СПб».
В ведомстве сообщили, что в этом деле несколько фигурантов. По версии следствия, «указанные лица совершили деяния, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства».
В Волжском районе Саратова суд вынес приговор 49-летнему депутату Расковского муниципального образования Саратовского района Андрею Лысову. Как сообщили в пресс-службе СУ СКР, народный избранник намеревался за взятку решить вопрос о не возбуждении дела против женщины.
Депутат Совета одного из муниципальных образований получил 200 тысяч рублей. Деньги ему передала 49-летняя местная жительница. Саратовчанке народный избранник пообещал решить вопрос о не возбуждении в отношении нее уголовного дела
Установлено, что днем 24 ноября 2016 года Лысов, находясь в помещении офиса в центре города, получил от 49-летней гражданки 200 тысяч рублей. За эти деньги мужчина обещал решить вопрос о невозбуждении в отношении нее уголовного дела сотрудниками полиции. «В действительности повлиять на такое решение он не мог», - отметили в СУ СК.
Когда сотрудники УФСБ и СУ СКР задержали Андрея Лысова, в отношении него возбудили уголовное дело по факту покушения на мошенничество (часть 3 статьи 30 - часть 2 статьи 159 УК РФ). Депутат признал вину в полном объеме. Приговором суда ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей.
Как мы видим из двух примеров, должностные преступления совершаются не только на местном уровне, но и также выше эшелонах власти. Но порой доказать, что депутат превысил свои полномочия трудно.
Из за сложности доказывания должностные преступления являются особо опасными и трудными при расследовании. Тенденция преступлений такова, что каждый день и число растет, а это ухудшает и разрушает экономическую основу страны, а также подрывает ее международный авторитет, порождает атмосферу беззакония и бесправия в стране. Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.
Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что количество должностных преступлений с каждым днем растет, а также превышение должностными полномочиями является одной из наиболее актуальных проблем для российского общества. Это происходит от того, что должностные лица, так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом. Как отмечает доктор юридических наук, профессор П.С. Яни: «...стоит ли обсуждать пути наиболее действенного применения закона, если общество буквально пронизано, а может быть, и связано прочными нитями коррупции? Разорви, думаешь порой, эти нити, и оно - наше общество - в своем нынешнем виде распадется, разрушится».
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации 1960 года, по-новому решил проблему ответственности должностных преступлений. Он разгорячил преступления публичных служащих, которые в свою очередь посягают интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческом и иных организация, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями. А также УК РФ сформулировал составы ряда преступлений, которые отсутствовали в УК РСФСР 1960 года. Согласно мнению почетного работника прокуратуры Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Б.В. Волженкина о том, что законодательные новеллы требуют серьезного научного осмысления, решения подчас непростых вопросов отграничения одной группы служебных преступлений от другой и иных квалификационных проблем.
Это выражается в недостаточности разработанности указанных норм в теории уголовно права, что отмечает П.С. Яни. Он говорит о том, что применение уголовно-правовых норм об ответственности за злоупотребления по службе на протяжении десятилетий вызывает споры в науке и на практике.
Объект и предмет исследования являются общественные отношения, связанные с уголовно-правовым противодействием злоупотреблению должностными полномочиями, а также комплекс правоотношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования уголовных дел о должностных преступлениях.
Предметом исследования являются совокупность норм уголовного, уголовно-процессуального, налогового, финансового и иного права, регламентирующих охрану общественных отношений, уголовную ответственность за должностные преступления коррупционной направленности, деятельность органов расследования по раскрытию и расследованию уголовных дел данной категории, научные разработки по указанной проблематике, а также следственная и судебная практика.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей расследования должностных преступлений, а также в поиске путей преодоления препятствий, связных с расследованием.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии
комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с превышением должностных полномочий;
- изучить криминалистическую характеристику преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
-исследовать обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, связанных с превышением должностных полномочий.
- показать типичные следственные ситуации и алгоритмизация действий субъектов права применения на первоначальных и последующих этапах расследования преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
- рассмотреть некоторые проблемы использования результатов ОРД.
Теоретической основой исследования стали труды ученных-юристов, как: Б.В. Волженкина, А.В. Галаховой, А.А. Жижиленко, Б.В. Здравомыслова,
B. Ф. Кириченко, М.Д. Лысова, А.Б. Сахарова, А.Я. Светлова, В.И. Соловьева,
C. И. Тихенко, А.Н. Трайнинва, Б.С. Утевского, А.Я. Эстрина, П.С. Яни и др.
Эмпирическую базу исследования составили судебная практика, а также личный опыт при прохождении практики в Прокуратуре г. Нижневртовска.
Методологическую основу исследования составили следующие методы - описательный и исторические методы, метод сравнительного анализа, метод контент - анализа.
В настоящее время для людей всё более приоритетным становится материальное благо, нежели моральное нормы, есть люди, которые считают, что для них закон не писан, поэтому используют свои должности как возможность «улучшить своё материальное положение».
В Санкт-Петербурге по делу о превышении полномочий задержан ректор университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский задержан по делу о превышении полномочий. «На данный момент мы не ожидаем поступления ходатайства об избрании меры пресечения в отношении Сергея Бачевского. Преступление, предусмотренное статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), является преступлением средней тяжести», — приводит ТАСС сообщение пресс-секретаря Санкт- Петербургского городского суда Дарьи Лебедевой. В четверг в учебном заведении был проведен обыск, сообщили в пресс-службе вуза.
11 мая УФСБ по Петербургу и Ленинградской области сообщило о задержании одного из руководителей университета им. Бонч-Бруевича «в рамках расследования уголовного дела, возбужденного следственной службой управления по признакам превышения должностных полномочий должностными лицами университета. О том, что задержанный — ректор Сергей Бачевский, сообщали источники «Ъ-СПб».
В ведомстве сообщили, что в этом деле несколько фигурантов. По версии следствия, «указанные лица совершили деяния, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства».
В Волжском районе Саратова суд вынес приговор 49-летнему депутату Расковского муниципального образования Саратовского района Андрею Лысову. Как сообщили в пресс-службе СУ СКР, народный избранник намеревался за взятку решить вопрос о не возбуждении дела против женщины.
Депутат Совета одного из муниципальных образований получил 200 тысяч рублей. Деньги ему передала 49-летняя местная жительница. Саратовчанке народный избранник пообещал решить вопрос о не возбуждении в отношении нее уголовного дела
Установлено, что днем 24 ноября 2016 года Лысов, находясь в помещении офиса в центре города, получил от 49-летней гражданки 200 тысяч рублей. За эти деньги мужчина обещал решить вопрос о невозбуждении в отношении нее уголовного дела сотрудниками полиции. «В действительности повлиять на такое решение он не мог», - отметили в СУ СК.
Когда сотрудники УФСБ и СУ СКР задержали Андрея Лысова, в отношении него возбудили уголовное дело по факту покушения на мошенничество (часть 3 статьи 30 - часть 2 статьи 159 УК РФ). Депутат признал вину в полном объеме. Приговором суда ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей.
Как мы видим из двух примеров, должностные преступления совершаются не только на местном уровне, но и также выше эшелонах власти. Но порой доказать, что депутат превысил свои полномочия трудно.
Из за сложности доказывания должностные преступления являются особо опасными и трудными при расследовании. Тенденция преступлений такова, что каждый день и число растет, а это ухудшает и разрушает экономическую основу страны, а также подрывает ее международный авторитет, порождает атмосферу беззакония и бесправия в стране. Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.
Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что количество должностных преступлений с каждым днем растет, а также превышение должностными полномочиями является одной из наиболее актуальных проблем для российского общества. Это происходит от того, что должностные лица, так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом. Как отмечает доктор юридических наук, профессор П.С. Яни: «...стоит ли обсуждать пути наиболее действенного применения закона, если общество буквально пронизано, а может быть, и связано прочными нитями коррупции? Разорви, думаешь порой, эти нити, и оно - наше общество - в своем нынешнем виде распадется, разрушится».
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации 1960 года, по-новому решил проблему ответственности должностных преступлений. Он разгорячил преступления публичных служащих, которые в свою очередь посягают интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческом и иных организация, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями. А также УК РФ сформулировал составы ряда преступлений, которые отсутствовали в УК РСФСР 1960 года. Согласно мнению почетного работника прокуратуры Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Б.В. Волженкина о том, что законодательные новеллы требуют серьезного научного осмысления, решения подчас непростых вопросов отграничения одной группы служебных преступлений от другой и иных квалификационных проблем.
Это выражается в недостаточности разработанности указанных норм в теории уголовно права, что отмечает П.С. Яни. Он говорит о том, что применение уголовно-правовых норм об ответственности за злоупотребления по службе на протяжении десятилетий вызывает споры в науке и на практике.
Объект и предмет исследования являются общественные отношения, связанные с уголовно-правовым противодействием злоупотреблению должностными полномочиями, а также комплекс правоотношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования уголовных дел о должностных преступлениях.
Предметом исследования являются совокупность норм уголовного, уголовно-процессуального, налогового, финансового и иного права, регламентирующих охрану общественных отношений, уголовную ответственность за должностные преступления коррупционной направленности, деятельность органов расследования по раскрытию и расследованию уголовных дел данной категории, научные разработки по указанной проблематике, а также следственная и судебная практика.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей расследования должностных преступлений, а также в поиске путей преодоления препятствий, связных с расследованием.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии
комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с превышением должностных полномочий;
- изучить криминалистическую характеристику преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
-исследовать обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, связанных с превышением должностных полномочий.
- показать типичные следственные ситуации и алгоритмизация действий субъектов права применения на первоначальных и последующих этапах расследования преступлений связанных с превышением должностных полномочий.
- рассмотреть некоторые проблемы использования результатов ОРД.
Теоретической основой исследования стали труды ученных-юристов, как: Б.В. Волженкина, А.В. Галаховой, А.А. Жижиленко, Б.В. Здравомыслова,
B. Ф. Кириченко, М.Д. Лысова, А.Б. Сахарова, А.Я. Светлова, В.И. Соловьева,
C. И. Тихенко, А.Н. Трайнинва, Б.С. Утевского, А.Я. Эстрина, П.С. Яни и др.
Эмпирическую базу исследования составили судебная практика, а также личный опыт при прохождении практики в Прокуратуре г. Нижневртовска.
Методологическую основу исследования составили следующие методы - описательный и исторические методы, метод сравнительного анализа, метод контент - анализа.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами получены следующие выводы и результаты.
Принимая во внимание негативное влияние на правоприменительную практику (в том числе на практику применения положений УК РФ об ответственности за превышение должностных полномочий) отсутствия в Уголовном кодексе РФ единого для УК в целом определения понятия «должностное лицо», считаем полезным дополнить главу 1 раздела I УК РФ новой статьей «Определения основных понятий, используемых в настоящем Кодексе», включив в нее такое определение.
Учитывая значительные трудности, с которыми сталкиваются правоприменители при расследовании превышения должностных полномочий, а также крайнюю нестабильность толкования правоприменителями понятия «действия, явно выходящие за пределы полномочий» считаем целесообразным дать развернутое определение данного понятия непосредственно в диспозиции части 1 статьи 286 УК.
Принимая во внимание существенно более высокую степень общественной опасности превышения должностных полномочий, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления, предлагается: а) исключить из санкции части 2 ст. 286 УК штраф как один из основных видов наказаний, которое могут быть назначено судом за данное преступление, б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотреть в качестве безальтернативного дополнительного наказания.
Поскольку общественно опасное превышение любым государственным или муниципальным служащим своих должностных полномочий является объективным признаком его полного служебного несоответствия, то установление обязательного (а не возможного) лишения таких лиц права занимать любые государственные должности, должности по государственной и муниципальной службе представляется оправданной мерой. Данное предложение обусловлено также распространенной практикой игнорирования судами предоставленного им уголовным законом права использовать данную меру специального предупреждения совершения теми же лицами новых преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Рассмотрения субъекта преступления - злоупотребления должностными полномочиями, можно сделать вывод, что в целом у практических работников на данный момент указанный признак не вызывает затруднений. Однако, для исключения в будущем двусмысленных трактовок и неопределенных формулировок, целесообразно изменить и изложить в следующей редакции примечание 1 к ст. 285 УК РФ: «Должностное лицо это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также представитель законодательной или судебной власти, либо наделенный распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, представитель исполнительной власти».
С учетом рассмотренного предлагается изложить статью 286 УК РФ в следующей редакции:
«Статья 286. Превышение власти или служебных полномочий.
1. Совершение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления действий, явно для такого лица выходящих за пределы его полномочий, если такие действия входили в компетенцию другого должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления или могли быть совершены только коллегиально или при наличии указанных в законе, ином нормативном правовом акте условий, либо не относились к полномочиям какого-либо должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет, арестом на срок от четырех до шести месяцев с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет.
государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местной администрации или главой представительного органа
местного самоуправления, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе, должности, связанные с выполнением управленческих функции в коммерческих и иных организациях или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или угрозой применения насилия;
б) с применением оружия, включая газовое и сигнальное, или специальных средств;
в) с неосторожным причинением тяжких последствий наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Примечание. Применение насилия, предусмотренного пунктом «а» части третьей настоящей статьи, сопровождавшегося пытками, умышленным причинением здоровью потерпевшего тяжкого вреда, изнасилованием, сексуальными действиями насильственного характера, похищением человека, захватом в качестве заложника или другими умышленными насильственными действиями, относящимися к тяжким и особо тяжким преступлениям, не охватывается признаками преступления,
предусмотренного настоящей статьей».
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным именно в ч. 3 ст. 285 УК РФ дополнить признак, состоящий в совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
Кроме того, на основании вышеизложенного предлагается в примечании к ст. 285 УК РФ раскрыть понятие «тяжкие последствия» в виде физического вреда, состоящего в причинении тяжкого вреда здоровью либо смерти по неосторожности, имущественного вреда на сумму превышающею 250000 руб.
Принимая во внимание негативное влияние на правоприменительную практику (в том числе на практику применения положений УК РФ об ответственности за превышение должностных полномочий) отсутствия в Уголовном кодексе РФ единого для УК в целом определения понятия «должностное лицо», считаем полезным дополнить главу 1 раздела I УК РФ новой статьей «Определения основных понятий, используемых в настоящем Кодексе», включив в нее такое определение.
Учитывая значительные трудности, с которыми сталкиваются правоприменители при расследовании превышения должностных полномочий, а также крайнюю нестабильность толкования правоприменителями понятия «действия, явно выходящие за пределы полномочий» считаем целесообразным дать развернутое определение данного понятия непосредственно в диспозиции части 1 статьи 286 УК.
Принимая во внимание существенно более высокую степень общественной опасности превышения должностных полномочий, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления, предлагается: а) исключить из санкции части 2 ст. 286 УК штраф как один из основных видов наказаний, которое могут быть назначено судом за данное преступление, б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотреть в качестве безальтернативного дополнительного наказания.
Поскольку общественно опасное превышение любым государственным или муниципальным служащим своих должностных полномочий является объективным признаком его полного служебного несоответствия, то установление обязательного (а не возможного) лишения таких лиц права занимать любые государственные должности, должности по государственной и муниципальной службе представляется оправданной мерой. Данное предложение обусловлено также распространенной практикой игнорирования судами предоставленного им уголовным законом права использовать данную меру специального предупреждения совершения теми же лицами новых преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Рассмотрения субъекта преступления - злоупотребления должностными полномочиями, можно сделать вывод, что в целом у практических работников на данный момент указанный признак не вызывает затруднений. Однако, для исключения в будущем двусмысленных трактовок и неопределенных формулировок, целесообразно изменить и изложить в следующей редакции примечание 1 к ст. 285 УК РФ: «Должностное лицо это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также представитель законодательной или судебной власти, либо наделенный распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, представитель исполнительной власти».
С учетом рассмотренного предлагается изложить статью 286 УК РФ в следующей редакции:
«Статья 286. Превышение власти или служебных полномочий.
1. Совершение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления действий, явно для такого лица выходящих за пределы его полномочий, если такие действия входили в компетенцию другого должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления или могли быть совершены только коллегиально или при наличии указанных в законе, ином нормативном правовом акте условий, либо не относились к полномочиям какого-либо должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет, арестом на срок от четырех до шести месяцев с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе на срок до трех лет.
государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местной администрации или главой представительного органа
местного самоуправления, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать государственные должности, а также должности по государственной и муниципальной службе, должности, связанные с выполнением управленческих функции в коммерческих и иных организациях или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или угрозой применения насилия;
б) с применением оружия, включая газовое и сигнальное, или специальных средств;
в) с неосторожным причинением тяжких последствий наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Примечание. Применение насилия, предусмотренного пунктом «а» части третьей настоящей статьи, сопровождавшегося пытками, умышленным причинением здоровью потерпевшего тяжкого вреда, изнасилованием, сексуальными действиями насильственного характера, похищением человека, захватом в качестве заложника или другими умышленными насильственными действиями, относящимися к тяжким и особо тяжким преступлениям, не охватывается признаками преступления,
предусмотренного настоящей статьей».
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным именно в ч. 3 ст. 285 УК РФ дополнить признак, состоящий в совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
Кроме того, на основании вышеизложенного предлагается в примечании к ст. 285 УК РФ раскрыть понятие «тяжкие последствия» в виде физического вреда, состоящего в причинении тяжкого вреда здоровью либо смерти по неосторожности, имущественного вреда на сумму превышающею 250000 руб.





