Сравнительный анализ стратегий России и Китая в Африке (2018–2023 гг.) (Южный федеральный университет)
|
Работа сделана на примере Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера.
Введение 3
Глава 1. Историко-институциональные основы политики России и Китая в Африке 8
§ 1.1. Исторический контекст политики России и Китая в Африке (до 2018 года) 8
§ 1.2. Институциональные механизмы и стратегии взаимодействия РФ и КНР на Африку в 2018–2023 годах. 18
Глава 2. Сравнительный анализ стратегий России и Китая в Африке: кейсы Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера 26
§ 2.1.Стратегия России в Мали и Нигере 26
§ 2.2.Стратегия Китая в Эфиопии и Анголе 34
§ 2.3.Сравнительный анализ стратегий России и Китая 39
Заключение 44
Список источников и литературы 45
Введение 3
Глава 1. Историко-институциональные основы политики России и Китая в Африке 8
§ 1.1. Исторический контекст политики России и Китая в Африке (до 2018 года) 8
§ 1.2. Институциональные механизмы и стратегии взаимодействия РФ и КНР на Африку в 2018–2023 годах. 18
Глава 2. Сравнительный анализ стратегий России и Китая в Африке: кейсы Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера 26
§ 2.1.Стратегия России в Мали и Нигере 26
§ 2.2.Стратегия Китая в Эфиопии и Анголе 34
§ 2.3.Сравнительный анализ стратегий России и Китая 39
Заключение 44
Список источников и литературы 45
Данная курсовая работа посвящена сравнительному анализу стратегий России и Китая в Африке на примере Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера в 2018–2023 гг. Она направлена на выявление принципиальных различий и точек пересечения внешнеполитических подходов двух государств к выбранным странам, а также на оценку факторов, обусловивших трансформацию их африканских приоритетов в пост-пандемический и пост-украинский период мировой политики. В рамках исследования рассматриваются политико-дипломатические, экономические, инфраструктурные и военно-безопасностные инструменты Москвы и Пекина, анализируются официальные концептуальные документы, межгосударственные соглашения, торгово-инвестиционные данные, а также деятельность негосударственных акторов (госкорпораций КНР, ЧВК РФ). Полученные результаты могут быть полезны специалистам по международным отношениям и внешней политике, а также профильным аналитическим центрам, занимающимся вопросами сотрудничества России и Китая с государствами Глобального Юга.
Актуальность
Данная работа актуальна по нескольким аспектам:
Во-первых, современные процессы радикальной перестройки мировой экономики и безопасности усиливают значимость Африки как арены конкурентного взаимодействия крупных держав. Африканские государства становятся источником критически важных ресурсов, опорой альтернативных финансово-инвестиционных архитектур и площадкой для проверки новых моделей миротворчества.
Во-вторых, после 2018 г. африканская политика Москвы и Пекина ускоренно диверсифицировалась: санкционное давление на Россию подтолкнуло её к «повороту на Юг», а Китай, напротив, частично корректирует стратегию BRI на фоне долговых рисков.
В-третьих, сопоставительный анализ кейсов «Россия — Мали/Нигер» и «Китай — Эфиопия/Ангола» позволяет проследить два контрастных стиля внешнеполитического поведения – силовой и инфраструктурно-инвестиционный, что особенно актуально на фоне растущего запроса африканских элит на «многовекторность» и «партнёрство без условий».
Степень разработанности проблемы
В отечественной литературе анализ российского присутствия в Африке представлен работами А. Д. Воскресенского, И. П. Исаева, И. А. Тимошенко и А. В. Дьячкова. Их исследования охватывают исторические аспекты сотрудничества, военно-политическую составляющую и экономические проекты России в африканских странах.
Зарубежные аналитические центры также уделяют внимание российской активности в Африке. Так, доклад CSIS подчеркивает стремление России укрепить свои позиции на континенте через военное сотрудничество и экономические инициативы. Chatham House анализирует роль российских частных военных компаний в странах Сахеля, включая Мали и Нигер, и их влияние на региональную безопасность. SAIIA рассматривает изменения в балансе сил в регионе Сахеля под воздействием российских и европейских инициатив.
Китайская политика в Африке подробно изучена в работах Дональда Браутигама, Линди Сун и отчетах BU Global Development Policy Center. Эти исследования анализируют инфраструктурные проекты Китая, финансовые риски и долговую нагрузку африканских стран, а также объемы китайских займов.
Академические публикации в Asian Perspective и исследования CNAI освещают институциональные механизмы реализации инициативы «Пояс и путь» и роль китайских государственных компаний в развитии экономических зон в Эфиопии и Анголе.
Недостатки в существующих исследованиях
Несмотря на обилие исследований по отдельным стратегиям России и Китая, сравнительных работ, посвященных именно периоду 2018–2023 гг. и фокусирующихся на связке «Россия — Мали/Нигер» и «Китай — Эфиопия/Ангола», крайне мало. Имеются лишь отдельные статьи, рассматривающие двусторонние отношения, однако комплексное сопоставление инструментов и институциональных механизмов двух держав на уровне конкретных кейсов все еще недостаточно разработано. Это определяет научную новизну и актуальность настоящего исследования.
Объект — внешнеполитическая деятельность России и Китая на африканском направлении.
Предмет — стратегии Москвы и Пекина в отношении Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера в 2018–2023 гг., их институциональные механизмы, инструменты реализации и итоги.
Цель — выявить ключевые различия, сходства и причинно-следственные связи в стратегиях РФ и КНР на примере четырёх выбранных государств Африки.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Раскрыть концептуальные основы российской политики в Мали и Нигере, китайской — в Эфиопии и Анголе.
2. Сопоставить масштабы и структуру торгово-инвестиционного присутствия обеих держав в рассматриваемых странах.
3. Проанализировать военно-политические и гуманитарно-культурные инструменты влияния России и Китая.
4. Выявить мотивационные и институциональные факторы, определяющие расхождения стратегий.
5. Сформулировать выводы о перспективах взаимодействия и конкуренции РФ и КНР в Африке.
Хронологические рамки — 2018–2023 гг.: от саммита FOCAC-2018 и активизации ЧВК РФ в Сахеле до пост-пандемийного восстановления и coups cascade 2023 г. в Нигере.
Географически исследование ограничено четырьмя странами-кейcами: Эфиопией и Анголой (Восточная и Южная Африка) для китайского вектора, Мали и Нигером (Сахель) — для российского. Такой подбор обеспечивает контраст региональных условий и типологию подходов.
Работа опирается на:
При написании курсовой работы, посвящённой внешнеполитическим стратегиям Китая и России в Африке, была использована обширная и разнообразная источниковая база, включающая официальные документы, дипломатические соглашения, научные исследования, выступления политических лидеров, а также материалы ведущих СМИ и аналитических центров.
В части, касающейся внешней политики Китая в Африке, были проанализированы ключевые стратегические документы, такие как «Белая книга по африканской политике Китая» 2006 года, а также материалы, связанные с инициативой «Один пояс — один путь», в рамках которой Африка рассматривается как важный регион для инфраструктурных инвестиций и расширения экономического влияния КНР.
Особое внимание уделено деятельности Форума китайско-африканского сотрудничества (FOCAC), который служит платформой для диалога и сотрудничества между Китаем и африканскими странами. В рамках FOCAC реализуются проекты в области инфраструктуры, энергетики и сельского хозяйства, что способствует укреплению позиций Китая на континенте.
В разделе, посвящённом внешней политике России в Африке, были использованы официальные документы, такие как Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640, в которой подчёркивается стремление России к расширению взаимодействия с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе.
Также были проанализированы материалы, освещающие участие России в миротворческих операциях и военном сотрудничестве с африканскими странами, включая деятельность частных военных компаний, таких как ЧВК «Вагнер». Эти аспекты рассматриваются в контексте усиления влияния России в сфере безопасности на континенте.
Для более глубокого понимания исторического контекста российско-африканских отношений были использованы архивные документы и материалы, охватывающие период с 1961 по начало 1970-х годов, предоставленные Центром африканских исследований.
Кроме того, в работе использованы научные статьи и аналитические материалы, посвящённые анализу политики Китая и России в Африке, включая исследования, опубликованные в журналах «Азия и Африка сегодня» и «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения».
Таким образом, использованная источниковая база обеспечила всесторонний анализ внешнеполитических стратегий Китая и России в Африке, охватывая официальные документы, дипломатические инициативы, научные исследования, выступления политических лидеров и материалы аналитических центров.
В ходе работы были использованы методы сравнительного анализа, структурно-функциональный и институциональный подходы, контент-анализ официальных заявлений, вторичный статистический анализ торгово-инвестиционных данных, а также элементы критической геополитики для интерпретации дискурсивных практик РФ и КНР.
Актуальность
Данная работа актуальна по нескольким аспектам:
Во-первых, современные процессы радикальной перестройки мировой экономики и безопасности усиливают значимость Африки как арены конкурентного взаимодействия крупных держав. Африканские государства становятся источником критически важных ресурсов, опорой альтернативных финансово-инвестиционных архитектур и площадкой для проверки новых моделей миротворчества.
Во-вторых, после 2018 г. африканская политика Москвы и Пекина ускоренно диверсифицировалась: санкционное давление на Россию подтолкнуло её к «повороту на Юг», а Китай, напротив, частично корректирует стратегию BRI на фоне долговых рисков.
В-третьих, сопоставительный анализ кейсов «Россия — Мали/Нигер» и «Китай — Эфиопия/Ангола» позволяет проследить два контрастных стиля внешнеполитического поведения – силовой и инфраструктурно-инвестиционный, что особенно актуально на фоне растущего запроса африканских элит на «многовекторность» и «партнёрство без условий».
Степень разработанности проблемы
В отечественной литературе анализ российского присутствия в Африке представлен работами А. Д. Воскресенского, И. П. Исаева, И. А. Тимошенко и А. В. Дьячкова. Их исследования охватывают исторические аспекты сотрудничества, военно-политическую составляющую и экономические проекты России в африканских странах.
Зарубежные аналитические центры также уделяют внимание российской активности в Африке. Так, доклад CSIS подчеркивает стремление России укрепить свои позиции на континенте через военное сотрудничество и экономические инициативы. Chatham House анализирует роль российских частных военных компаний в странах Сахеля, включая Мали и Нигер, и их влияние на региональную безопасность. SAIIA рассматривает изменения в балансе сил в регионе Сахеля под воздействием российских и европейских инициатив.
Китайская политика в Африке подробно изучена в работах Дональда Браутигама, Линди Сун и отчетах BU Global Development Policy Center. Эти исследования анализируют инфраструктурные проекты Китая, финансовые риски и долговую нагрузку африканских стран, а также объемы китайских займов.
Академические публикации в Asian Perspective и исследования CNAI освещают институциональные механизмы реализации инициативы «Пояс и путь» и роль китайских государственных компаний в развитии экономических зон в Эфиопии и Анголе.
Недостатки в существующих исследованиях
Несмотря на обилие исследований по отдельным стратегиям России и Китая, сравнительных работ, посвященных именно периоду 2018–2023 гг. и фокусирующихся на связке «Россия — Мали/Нигер» и «Китай — Эфиопия/Ангола», крайне мало. Имеются лишь отдельные статьи, рассматривающие двусторонние отношения, однако комплексное сопоставление инструментов и институциональных механизмов двух держав на уровне конкретных кейсов все еще недостаточно разработано. Это определяет научную новизну и актуальность настоящего исследования.
Объект — внешнеполитическая деятельность России и Китая на африканском направлении.
Предмет — стратегии Москвы и Пекина в отношении Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера в 2018–2023 гг., их институциональные механизмы, инструменты реализации и итоги.
Цель — выявить ключевые различия, сходства и причинно-следственные связи в стратегиях РФ и КНР на примере четырёх выбранных государств Африки.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Раскрыть концептуальные основы российской политики в Мали и Нигере, китайской — в Эфиопии и Анголе.
2. Сопоставить масштабы и структуру торгово-инвестиционного присутствия обеих держав в рассматриваемых странах.
3. Проанализировать военно-политические и гуманитарно-культурные инструменты влияния России и Китая.
4. Выявить мотивационные и институциональные факторы, определяющие расхождения стратегий.
5. Сформулировать выводы о перспективах взаимодействия и конкуренции РФ и КНР в Африке.
Хронологические рамки — 2018–2023 гг.: от саммита FOCAC-2018 и активизации ЧВК РФ в Сахеле до пост-пандемийного восстановления и coups cascade 2023 г. в Нигере.
Географически исследование ограничено четырьмя странами-кейcами: Эфиопией и Анголой (Восточная и Южная Африка) для китайского вектора, Мали и Нигером (Сахель) — для российского. Такой подбор обеспечивает контраст региональных условий и типологию подходов.
Работа опирается на:
При написании курсовой работы, посвящённой внешнеполитическим стратегиям Китая и России в Африке, была использована обширная и разнообразная источниковая база, включающая официальные документы, дипломатические соглашения, научные исследования, выступления политических лидеров, а также материалы ведущих СМИ и аналитических центров.
В части, касающейся внешней политики Китая в Африке, были проанализированы ключевые стратегические документы, такие как «Белая книга по африканской политике Китая» 2006 года, а также материалы, связанные с инициативой «Один пояс — один путь», в рамках которой Африка рассматривается как важный регион для инфраструктурных инвестиций и расширения экономического влияния КНР.
Особое внимание уделено деятельности Форума китайско-африканского сотрудничества (FOCAC), который служит платформой для диалога и сотрудничества между Китаем и африканскими странами. В рамках FOCAC реализуются проекты в области инфраструктуры, энергетики и сельского хозяйства, что способствует укреплению позиций Китая на континенте.
В разделе, посвящённом внешней политике России в Африке, были использованы официальные документы, такие как Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640, в которой подчёркивается стремление России к расширению взаимодействия с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе.
Также были проанализированы материалы, освещающие участие России в миротворческих операциях и военном сотрудничестве с африканскими странами, включая деятельность частных военных компаний, таких как ЧВК «Вагнер». Эти аспекты рассматриваются в контексте усиления влияния России в сфере безопасности на континенте.
Для более глубокого понимания исторического контекста российско-африканских отношений были использованы архивные документы и материалы, охватывающие период с 1961 по начало 1970-х годов, предоставленные Центром африканских исследований.
Кроме того, в работе использованы научные статьи и аналитические материалы, посвящённые анализу политики Китая и России в Африке, включая исследования, опубликованные в журналах «Азия и Африка сегодня» и «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения».
Таким образом, использованная источниковая база обеспечила всесторонний анализ внешнеполитических стратегий Китая и России в Африке, охватывая официальные документы, дипломатические инициативы, научные исследования, выступления политических лидеров и материалы аналитических центров.
В ходе работы были использованы методы сравнительного анализа, структурно-функциональный и институциональный подходы, контент-анализ официальных заявлений, вторичный статистический анализ торгово-инвестиционных данных, а также элементы критической геополитики для интерпретации дискурсивных практик РФ и КНР.
Таким образом, в ходе проведённого исследования была достигнута поставленная цель — выявлены ключевые различия и сходства в стратегиях России и Китая на африканском направлении через призму кейсов Эфиопии, Анголы, Мали и Нигера в 2018–2023 гг. На основе комплексного анализа политико-дипломатических, экономических и военно-безопасностных инструментов обеих держав удалось проследить институциональные и мотивационные основания их внешнеполитических подходов, а также очертить общие и дивергентные черты моделей взаимодействия с африканскими государствами.
Решение поставленных задач позволило уточнить содержание концептуальных основ китайской стратегии в Эфиопии и Анголе и российской — в Мали и Нигере, проанализировать масштабы торгово-инвестиционного присутствия, а также раскрыть различия в структуре гуманитарных и силовых механизмов влияния. При этом сравнительная перспектива выявила доминирование экономико-инфраструктурного подхода КНР и акцент на военно-политических инструментах со стороны РФ, что соответствует их институциональным возможностям и внешнеполитическим приоритетам.
Сопоставление кейсов продемонстрировало, что обе державы стремятся укрепить свои позиции на континенте, но делают это через разные траектории. Если Китай опирается на долгосрочное кредитное и инвестиционное присутствие, формируя устойчивые связи с государственными институтами, то Россия делает ставку на ситуативные союзы с режимами, испытывающими давление извне, дополняя их проектным участием в энергетике и безопасности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о формировании в Африке параллельных, но пересекающихся стратегий РФ и КНР, которые, несмотря на различие инструментов, во многом отражают тенденцию к укреплению многополярности и переосмыслению прежних моделей взаимодействия между Глобальным Югом и внешними акторами.
Решение поставленных задач позволило уточнить содержание концептуальных основ китайской стратегии в Эфиопии и Анголе и российской — в Мали и Нигере, проанализировать масштабы торгово-инвестиционного присутствия, а также раскрыть различия в структуре гуманитарных и силовых механизмов влияния. При этом сравнительная перспектива выявила доминирование экономико-инфраструктурного подхода КНР и акцент на военно-политических инструментах со стороны РФ, что соответствует их институциональным возможностям и внешнеполитическим приоритетам.
Сопоставление кейсов продемонстрировало, что обе державы стремятся укрепить свои позиции на континенте, но делают это через разные траектории. Если Китай опирается на долгосрочное кредитное и инвестиционное присутствие, формируя устойчивые связи с государственными институтами, то Россия делает ставку на ситуативные союзы с режимами, испытывающими давление извне, дополняя их проектным участием в энергетике и безопасности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о формировании в Африке параллельных, но пересекающихся стратегий РФ и КНР, которые, несмотря на различие инструментов, во многом отражают тенденцию к укреплению многополярности и переосмыслению прежних моделей взаимодействия между Глобальным Югом и внешними акторами.



