Конкурентоспособность современного промышленного предприятия (на примере АО «Алмалыкский ГМК»)
|
Введение 9
1 Теоретические основы конкурентоспособности современного
предприятия 11
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия,
методы ее оценки 23
2 Оценка конкурентоспособности на примере АО «Алмалыкский ГМК» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 41
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности в АО
«Алмалыкский ГМК» 47
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия .... 47
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий ... 51
4 Корпоративная социальная ответственность 59
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А Организационная структура предприятия 73
1 Теоретические основы конкурентоспособности современного
предприятия 11
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия,
методы ее оценки 23
2 Оценка конкурентоспособности на примере АО «Алмалыкский ГМК» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 41
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности в АО
«Алмалыкский ГМК» 47
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия .... 47
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий ... 51
4 Корпоративная социальная ответственность 59
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А Организационная структура предприятия 73
Обеспечение конкурентоспособности является необходимым требованием и качественной характеристикой современного производства. Во многих странах мира обеспечение конкурентоспособности является центральной проблемой экономического развития.
Тема конкуренции прошла в работах исследований несколько этапов. На начальном этапе рыночных преобразований было велико количество работ, в которых действие механизмов конкуренции рассматривались в контексте представлений классической школы экономики, преподносились как универсальный инструмент экономического развития, обосновывающий необходимость максимального сокращения участия органов государственной власти в регулировании экономики. Постепенно эти представления стали подвергаться жесткой критике, а положение в экономике стало напрямую указывать об ошибочности этих суждений.
В настоящее время конкуренция рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее экономическое развитие. Но это условие имеет положительный эффект только в случае развитых институтов рынка, целенаправленной политики государства по поддержанию условий конкуренции, обеспечивающих общее поступательное социально-экономическое развитие государства, укрепление позиций национальной экономики в мире. Современные представления о конкуренции определяют и понимание конкурентоспособности предприятий - участников конкурентных отношений. После начала рыночных реформ положение предприятий различных отраслей промышленного производства в системе конкурентных отношений оказалось крайне разнообразным. Продукция далеко не всех отраслей экономики оказалась по своим качественным характеристикам сопоставима с аналогами зарубежного производства. А в условиях отсутствия должного внимания к этой проблематике в начале рыночных преобразований положение и без того проблемных отраслей еще более ухудшилось.
Целью бакалаврской работы является изучение особенностей управления конкурентоспособностью промышленного предприятия (на примере АО «Алмалыкский ГМК»).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности современного предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности на примере АО «Алмалыкский ГМК»;
- разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности в АО «Алмалыкский ГМК».
Объектом исследования бакалаврской работы является АО «Алмалыкский ГМК».
Предметом исследования выступают методы повышения конкурентоспособности предприятия.
Теоретическая методология бакалаврской работы, включает в себя: теоретический анализ проблемы исследования, понятийно-терминологический анализ, который проводился для выявления сущности и понятия конкурентоспособности предприятия, а также системный подход, который повлиял на целостность проводимого исследования.
Эмпирические методы: анализ нормативно - правовых документов АО «Алмалыкский ГМК».
Практическая значимость. По результатам выявленных проблем конкурентоспособности на предприятие были разработаны программы, направленные на её совершенствование. Данные программы смогут оказать благотворное влияние на конкурентоспособность предприятия, а также повлиять на рост продаж.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, главы, разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников и приложение.
Тема конкуренции прошла в работах исследований несколько этапов. На начальном этапе рыночных преобразований было велико количество работ, в которых действие механизмов конкуренции рассматривались в контексте представлений классической школы экономики, преподносились как универсальный инструмент экономического развития, обосновывающий необходимость максимального сокращения участия органов государственной власти в регулировании экономики. Постепенно эти представления стали подвергаться жесткой критике, а положение в экономике стало напрямую указывать об ошибочности этих суждений.
В настоящее время конкуренция рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее экономическое развитие. Но это условие имеет положительный эффект только в случае развитых институтов рынка, целенаправленной политики государства по поддержанию условий конкуренции, обеспечивающих общее поступательное социально-экономическое развитие государства, укрепление позиций национальной экономики в мире. Современные представления о конкуренции определяют и понимание конкурентоспособности предприятий - участников конкурентных отношений. После начала рыночных реформ положение предприятий различных отраслей промышленного производства в системе конкурентных отношений оказалось крайне разнообразным. Продукция далеко не всех отраслей экономики оказалась по своим качественным характеристикам сопоставима с аналогами зарубежного производства. А в условиях отсутствия должного внимания к этой проблематике в начале рыночных преобразований положение и без того проблемных отраслей еще более ухудшилось.
Целью бакалаврской работы является изучение особенностей управления конкурентоспособностью промышленного предприятия (на примере АО «Алмалыкский ГМК»).
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности современного предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности на примере АО «Алмалыкский ГМК»;
- разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности в АО «Алмалыкский ГМК».
Объектом исследования бакалаврской работы является АО «Алмалыкский ГМК».
Предметом исследования выступают методы повышения конкурентоспособности предприятия.
Теоретическая методология бакалаврской работы, включает в себя: теоретический анализ проблемы исследования, понятийно-терминологический анализ, который проводился для выявления сущности и понятия конкурентоспособности предприятия, а также системный подход, который повлиял на целостность проводимого исследования.
Эмпирические методы: анализ нормативно - правовых документов АО «Алмалыкский ГМК».
Практическая значимость. По результатам выявленных проблем конкурентоспособности на предприятие были разработаны программы, направленные на её совершенствование. Данные программы смогут оказать благотворное влияние на конкурентоспособность предприятия, а также повлиять на рост продаж.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, главы, разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников и приложение.
В результате проведенного исследования можно сформулировать выводы, раскрывающие содержание темы работы
Представления о конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке формировались на всем протяжении общественной истории, отражали взгляды, убеждения и проблематику соответствующих исторических эпох. Конкуренция и конкурентоспособность как характеристики участников общественных отношений имеют объективный характер и являются причиной качественных изменений экономики.
В контексте изучения вопросов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий в новейшей истории можно выделить четыре этапа. На первом этапе (60-е годы ХХ века) исследования были посвящены сопоставлением целей и задач предприятия с внутренними ресурсами и внешними возможностями. Второй этап (70-80-е годы ХХ века) связан с изучением конкурентных преимуществ на отраслевых рынках. Третий этап (90-е годы ХХ века) связан с изучением ресурсной составляющей обеспечения конкурентоспособности. Во второй половине 90¬х годов ХХ века по настоящее время распространены представления, которые позволяют выделить четвертый этап. Для него характерным является учет увеличивающейся динамики развития рынка.
Для того, чтобы предприятию приобрести конкурентные преимущества необходимо стремиться к получению не определенной позиции на рынке, а к приобретению передовых компетенций.
В настоящее время наиболее распространенной принята следующая точка зрения. Конкурентоспособное предприятие выпускает востребованный на рынке товар, обеспечивает рост своих финансово-экономических показателей, располагает потенциалом к расширению объемов продукции и решению самых сложных производственных задач, формулируемых рынком. В работах отечественных и зарубежных исследователей прослеживаются общие темы изучения вопросов, касающихся методов повышения конкурентоспособности. Во-первых, это тема поддержки и государственного регулирования отрасли. Во-вторых, анализ внутренних резервов предприятий станкостроения для обеспечения конкурентоспособности на рынке. В - третьих, особое место в работах современных исследователей занимают проблемы модернизации и инновационного развития. В-четвертых, во всех исследованиях проводится анализ состояния рынка отечественного станкостроения.
АО «Алмалыкский ГМК» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Узбекистан и настоящего Устава. АО «Алмалыкский ГМК» создано на неопределенный срок и приобрело статус юридического лица с момента его государственной регистрации.
В АО «Алмалыкский ГМК», можно сделать вывод, о том, что произошло снижение выручки на 103209 тыс. руб., и на конец 2021 г. величина данного показателя составила 690663 тыс. руб. Себестоимость в 2021 г. сократилась на 78204 тыс. руб. по сравнению с 2020 г. и составила 78204 тыс. руб. Под влиянием снижения выручки произошло падение валовой прибыли АО «Алмалыкский ГМК» на 25005 тыс. руб. Также наблюдается снижение по коммерческим и управленческим расходам предприятия на конец 2021 г. Чистая прибыль предприятия в 2021 г. сократилась на 7144 тыс. руб. по сравнению с 2020 г. и составила 11314 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2021 г. происходит снижение всех экономических показателей, представленных в таблице 2, что оказывает отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность АО «Алмалыкский ГМК».
По результатам проведенного исследования, предлагается внедрить ряд мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятия, одним из которых будет реклама. На сегодняшний день, в век компьютерных технологий, для организации маркетинговой компании не нужно вкладывать огромные суммы денег. Одним из самых современных и распространенных видов рекламы является продвижение в сети Интернет.
Основой целью предприятия в разработке рекламных мероприятий является получение прибыли от реализации продукции АО «Алмалыкский ГМК» в тех местах, где она не распространена.
Повысить покупательскую способность и конкурентоспособность предприятия способна не только реклама в сети Интернет, но и реклама в газетах и на телевидение.
Можно отметить, что рекламные коммуникации в сети дают хороший результат. Выявленный, эффект намного масштабнее, полностью покрылись не только все затраты, но и стремительно возросла выручка, а также прибыль предприятия, это говорит об эффективности и целесообразности проведения данных мероприятий.
По результатам рассмотрения социальной ответственности АО «Алмалыкский ГМК» за 2019 - 2021 гг., на основании данных, приведенных в таблицах, можно сделать вывод, что социальная политика предприятия и проводимые мероприятия соответствуют стратегическим целям и миссии компании. Основная деятельность комбината в сфере социальной ответственности направлена на прямых стейкхолдеров - персонал компании и их семьи. В результате проведения мероприятий и осуществления социальной политики предприятие получает благополучие сотрудников комбината и их семей, снижение налогового бремени, повышение корпоративного имиджа. Для повышения эффективности социальной политики можно рекомендовать поддержание высокого уровня социальных обязательств и в перспективе.
Представления о конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке формировались на всем протяжении общественной истории, отражали взгляды, убеждения и проблематику соответствующих исторических эпох. Конкуренция и конкурентоспособность как характеристики участников общественных отношений имеют объективный характер и являются причиной качественных изменений экономики.
В контексте изучения вопросов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий в новейшей истории можно выделить четыре этапа. На первом этапе (60-е годы ХХ века) исследования были посвящены сопоставлением целей и задач предприятия с внутренними ресурсами и внешними возможностями. Второй этап (70-80-е годы ХХ века) связан с изучением конкурентных преимуществ на отраслевых рынках. Третий этап (90-е годы ХХ века) связан с изучением ресурсной составляющей обеспечения конкурентоспособности. Во второй половине 90¬х годов ХХ века по настоящее время распространены представления, которые позволяют выделить четвертый этап. Для него характерным является учет увеличивающейся динамики развития рынка.
Для того, чтобы предприятию приобрести конкурентные преимущества необходимо стремиться к получению не определенной позиции на рынке, а к приобретению передовых компетенций.
В настоящее время наиболее распространенной принята следующая точка зрения. Конкурентоспособное предприятие выпускает востребованный на рынке товар, обеспечивает рост своих финансово-экономических показателей, располагает потенциалом к расширению объемов продукции и решению самых сложных производственных задач, формулируемых рынком. В работах отечественных и зарубежных исследователей прослеживаются общие темы изучения вопросов, касающихся методов повышения конкурентоспособности. Во-первых, это тема поддержки и государственного регулирования отрасли. Во-вторых, анализ внутренних резервов предприятий станкостроения для обеспечения конкурентоспособности на рынке. В - третьих, особое место в работах современных исследователей занимают проблемы модернизации и инновационного развития. В-четвертых, во всех исследованиях проводится анализ состояния рынка отечественного станкостроения.
АО «Алмалыкский ГМК» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Узбекистан и настоящего Устава. АО «Алмалыкский ГМК» создано на неопределенный срок и приобрело статус юридического лица с момента его государственной регистрации.
В АО «Алмалыкский ГМК», можно сделать вывод, о том, что произошло снижение выручки на 103209 тыс. руб., и на конец 2021 г. величина данного показателя составила 690663 тыс. руб. Себестоимость в 2021 г. сократилась на 78204 тыс. руб. по сравнению с 2020 г. и составила 78204 тыс. руб. Под влиянием снижения выручки произошло падение валовой прибыли АО «Алмалыкский ГМК» на 25005 тыс. руб. Также наблюдается снижение по коммерческим и управленческим расходам предприятия на конец 2021 г. Чистая прибыль предприятия в 2021 г. сократилась на 7144 тыс. руб. по сравнению с 2020 г. и составила 11314 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2021 г. происходит снижение всех экономических показателей, представленных в таблице 2, что оказывает отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность АО «Алмалыкский ГМК».
По результатам проведенного исследования, предлагается внедрить ряд мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятия, одним из которых будет реклама. На сегодняшний день, в век компьютерных технологий, для организации маркетинговой компании не нужно вкладывать огромные суммы денег. Одним из самых современных и распространенных видов рекламы является продвижение в сети Интернет.
Основой целью предприятия в разработке рекламных мероприятий является получение прибыли от реализации продукции АО «Алмалыкский ГМК» в тех местах, где она не распространена.
Повысить покупательскую способность и конкурентоспособность предприятия способна не только реклама в сети Интернет, но и реклама в газетах и на телевидение.
Можно отметить, что рекламные коммуникации в сети дают хороший результат. Выявленный, эффект намного масштабнее, полностью покрылись не только все затраты, но и стремительно возросла выручка, а также прибыль предприятия, это говорит об эффективности и целесообразности проведения данных мероприятий.
По результатам рассмотрения социальной ответственности АО «Алмалыкский ГМК» за 2019 - 2021 гг., на основании данных, приведенных в таблицах, можно сделать вывод, что социальная политика предприятия и проводимые мероприятия соответствуют стратегическим целям и миссии компании. Основная деятельность комбината в сфере социальной ответственности направлена на прямых стейкхолдеров - персонал компании и их семьи. В результате проведения мероприятий и осуществления социальной политики предприятие получает благополучие сотрудников комбината и их семей, снижение налогового бремени, повышение корпоративного имиджа. Для повышения эффективности социальной политики можно рекомендовать поддержание высокого уровня социальных обязательств и в перспективе.



